Научная статья на тему 'Межбанковское сотрудничество России и Китая при проведении экспортно-импортных операций'

Межбанковское сотрудничество России и Китая при проведении экспортно-импортных операций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ / НАРОДНЫЙ БАНК КИТАЯ / МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ В ТОРГОВЛЕ НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ / РУБЛЬ / ЮАНЬ / THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL BANK OF CHINA / INTERBANK CALCULATIONS IN TRADE IN FRONTIER TERRITORIES / ROUBLE / YUAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамаганова Людмила Даниловна

После вступления в силу соглашения между Центральным банком РФ и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле на приграничных территориях расчеты в рублях и юанях с начала 2005 г. могут осуществлять кредитные организации и их подразделения, которые находятся на территории приграничных районов России и КНР. Такое сотрудничество содействует развитию торгово-экономических отношений сопредельных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interbank cooperation of Russia and China at carrying of export-import transaction

After coming into force of the agreement between the Central Bank of the Russian Federation and National bank of China about interbank calculations in trade in frontier territories, calculations in roubles and yuans from the beginning 2005 can carry out the credit organizations and their divisions which are on territories of frontier areas of Russia and the Peoples Republic of China.

Текст научной работы на тему «Межбанковское сотрудничество России и Китая при проведении экспортно-импортных операций»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Л.Д. ХАМАГАНОВА

кандидат химических наук, ведущий доцент Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск

МЕЖБАНКОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Членство Китая в ВТО содействовало реализации экономических реформ в стране, ускорило изменение правительственных функций и способствовало преодолению несовершенства законодательной системы.

Понижение таможенных и других барьеров в торговле сделало более доступным китайский рынок для зарубежных партнеров, что стимулировало непрерывный быстрый рост импорта в Китай. За период с 2001 по 2006 г. Китай импортировал из различных районов мира товаров на сумму 2,4 трлн дол. при среднегодовых темпах роста 28%. Общая сумма прибылей, полученная за этот период зарубежными инвесторами в Китае, составила 57,9 млрд дол. Инвестиции китайских предприятий за границей увеличивались ежегодно не менее чем на 20%.

Китай пересмотрел и усовершенствовал ряд законодательных и нормативных актов. За пять лет на высшем уровне было разработано, пересмотрено или упразднено около 2 тыс. законодательных актов. Китайское правительство активно продвигает реформу системы валютного управления, совершенствует механизм образования курса юаня и разрабатывает мероприятия по реформированию финансовых предприятий, в частности государственных коммерческих банков. Улучшение внешнеторговой среды предоставило Китаю большие возможности. Так, с 2001 по 2005 г. объем экспорта и импорта товаров увеличился с 509,6 млрд до 1,4 трлн дол., объем экспорта и импорта в сфере услуг возрос с 71,9 млрд до 166,5 млрд дол. ВВП Китая повысился с 10,9 трлн юаней (1,3 трлн дол.) в 2001 г. до 18,3 трлн юаней (2,2 трлн дол.) в 2005 г.1

Начиная с 1996 г., когда Азиатский банк развития вошел в долю с китайским банком Гуанда, зарубежные инвесторы постепенно стали выходить на китайский банковский рынок. На конец октября 2005 г. 173 банка из 40 стран и районов мира создали 238 филиалов в 23 городах Китая, и общая сумма активов находящихся в Китае зарубежных банков составила 84,5 млрд дол., что равно 2% общей суммы активов банковско-кредит-ных учреждений Китая. 11 декабря 2006 г. китайский финансовый рынок полностью открылся для зарубежного капитала. Согласно Новому положению о контроле над банками с иностранным капиталом, были аннулированы все ограничения, связанные с выходом зарубежных банков на китайский рынок, разрешены операции с юанем (женьминьби), таким образом, китайские и зарубежные банки оказались в равных правах. К концу сентября 2006 г. общие активы в инвалюте и китайских юанях банков с иностранным капиталом составили 105,1 млрд дол.2

На приграничных территориях России и Китая активно и динамично развиваются торговые российско-китайские отношения. Однако предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность на этих территориях, сталкиваются с определенными трудностями как в правовой, так и в финансовой сферах. За последнее время все более и более актуальной становится проблема регулирования российско-китайской приграничной торговли в области международных расчетов.

Необходимо отметить, что объемы операций при наличии корреспондентских счетов между банками России и Китая невелики и недостаточны для обслуживания внешнеторгового оборота между Россией и Китаем. Значительная часть расчетов по

двусторонним сделкам российских и китайских компаний осуществляется через банки третьих стран, главным образом США, что замедляет оборачиваемость денежных средств, повышает стоимость услуг для клиентов и влечет потери позиций региональных банков. Инициативы российской стороны в урегулировании двусторонних отношений китайскими партнерами не поддерживались. Довольно часто они делали лишь декларативные заявления о развитии и расширении сотрудничества. Причинами такого положения стали недоверие Китая к российской банковской системе; противоречивый характер платежно-расчетных отношений между КНР и Россией; недостаточная информированность российской общественности о развитии межбанковских отношений с Китаем. Таким образом, несовершенство межбанковского сотрудничества становится камнем преткновения не только в развитии торговых отношений, но и в дальнейшем расширении экономического взаимодействия России и Китая.

Специфика торговли России с Китаем заключается в постепенном замещении российских участников внешнеэкономической деятельности китайскими фирмами на этапах закупки, подготовки и отправки на экспорт сырьевых ресурсов. Данный процесс начинается с создания совместных предприятий, где фактическим собственником является китайский участник, а российская сторона находится в зависимом положении и занимается в основном вспомогательной работой по оформлению, обработке и сбыту товаров.

Отсутствие жесткого контроля со стороны государства за деятельностью предприятий с иностранным капиталом приводит к вывозу за рубеж в пользу иностранного учредителя или его дочерних структур товарно-сырьевых ресурсов без эквивалентной оплаты. Мероприятия, предпринимаемые органами и агентами валютного контроля по репатриации валютной выручки за отгруженный товар, как правило, оказываются безрезультатными, так как вызывают немедленный отъезд представителей иностранного учредителя из Российской Федерации и фактическое прекращение деятельности созданного им предприятия.

Наряду с официальными каналами китайскими предпринимателями используются и теневые каналы, при этом российские участники внешнеэкономической деятельности привлекаются в качестве прикрытия для оформления контракта и всех таможенных процедур по экспорту в КНР. В свою очередь, приобретение товаров для экспорта в КНР осуществляется на средства китайских граждан, полученные в основном от розничной реализации китайских товаров, ввозимых в рамках так называемой челночной торговли. Российские представители получают свое вознаграждение, а валютная выручка остается за границей. Такие псевдоучастники внешнеэкономической деятельности, получая наличные средства за посреднические услуги, не отражают их в бухгалтерском учете и, соответственно, не платят налоги. Фирмы-посредники ничем не рискуют, поскольку у них, как правило, отсутствует какое-либо имущество, что делает невозможным привлечение их к материальной ответственности. Происходит либо их ликвидация, либо создание новой коммерческой структуры.

В настоящее время в торговле с Китаем существует и такая проблема: использование участниками внешнеэкономической деятельности фиктивной ценовой политики. Во внешнеторговых контрактах, связанных с импортом товаров из Китая в Российскую Федерацию, предприятия-резиденты с иностранным (китайским) капиталом указывают заведомо завышенные цены, что дает нерезидентам, фактически контролирующим данные предприятия, возможность легального перевода из России теневых доходов, в том числе от розничной торговли незарегистрированных китайских предпринимателей. Напротив, во внешнеторговых контрактах, связанных с экспортом товаров из России в Китай, указываются заведомо заниженные их цены, что приводит к поступлению в Россию валютной выручки, неэквивалентной фактической стоимости вывезенных товаров. В случае когда экспортером является российское предприятие, созданное с участием иностранного капитала, разница, полученная в результате подобных действий, поступает иностранной фирме, контролирующей данное предпри-

Л.Д. ХАМАГАНОВА

ятие, а в случае когда экспортером является российское предприятие, созданное без участия иностранного капитала, разница остается за рубежом.

В соответствии с межправительственным соглашением о торгово-экономических отношениях от 5 марта 1992 г., во внешнеэкономических связях России и Китая используются кроме расчетов в свободно конвертируемой валюте и другие их формы, включая расчеты при совершении компенсационных и товарообменных сделок, расчеты в клиринговых валютах, приравненных к швейцарскому франку, и т.д. Наличие множественности специальных счетов с различными режимами, сложность и непрозрачность операций по ним снижают экономическую эффективность расчетов с Китаем.

Сегодня основной формой проведения расчетов с Китаем по счетам, открытым в уполномоченных банках России, является банковский перевод. Китайские банки, как правило, не принимают аккредитивы и гарантии российских банков на значительные суммы, требуя обязательной гарантии международного банка.

С точки зрения возможности регулирования приграничной торговли методами валютного регулирования интересен эксперимент по межбанковским расчетам в торговле в приграничных районах, проводимый с 1 января 2003 г. Банком России и Народным банком Китая. В рамках этого эксперимента разрешается осуществлять расчеты по внешнеторговым контрактам между российскими и китайскими участниками внешнеэкономической деятельности не только в свободно конвертируемых валютах, но и в национальных валютах двух стран (юанях и рублях). Данный эксперимент осуществляется в соответствии с подписанным 22 августа 2002 г. в Шанхае соглашением между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах.

В соглашении участвуют шесть российских коммерческих банков, зарегистрированных в г. Благовещенске (Амурская обл.), а также 20 филиалов московских банков, находящихся в этом же регионе. С китайской стороны участвуют банки г. Хэйхэ

(провинция Хэйлунцзян). Россия является пятой страной, с которой КНР подписала подобное соглашение. Ранее КНР заключила соглашения о взаимных расчетах в национальных валютах с Монголией, Вьетнамом, Таиландом, Мьянмой3.

После вступления в силу соглашения между Центральным банком РФ и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле на приграничных территориях расчеты в рублях и юанях с начала 2005 г. могут осуществлять кредитные организации и их подразделения, которые находятся на территории приграничных районов России и КНР. С российской стороны действие соглашения распространяется на Хабаровский и Приморский края, Читинскую и Амурскую области, Еврейскую автономную область, а также на Республику Алтай. В Китае это провинция Хэйлунцзян, автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цзилинь.

В настоящее время китайские и российские банки открыли 16 корреспондентских счетов в национальных валютах России и Китая (восемь корреспондентских счетов в рублях и восемь — в юанях). Следует отметить, что с российской стороны наибольший интерес к расчетам в национальных валютах России и Китая в приграничной торговле проявляют кредитные организации Дальневосточного региона4. Корреспондентские счета в юанях открыты в филиалах Банка Китая, Сельскохозяйственного банка Китая и Народного строительного банка Китая, расположенных в г. Хэйхэ.

Важнейшими итогами реализации эксперимента являются вывод из тени и направление в русло безналичных расчетов денежных потоков, проходящих по каналам челночной торговли.

Сравнительный анализ основных положений законодательств о валютном регулировании и валютном контроле России и Китая показывает, что в российском законодательстве относительно более либеральный подход к вопросу осуществления операций с иностранной валютой. Необходимо отметить, что действующие валютные ограничения по текущим операциям, с одной стороны, сдерживают переход к полной конвертируемости юаня, а с другой — сни-

мают проблему оттока капитала, связанного с использованием свободно конвертируемой валюты как средства сбережения. Таким образом, можно сделать вывод, что в КНР система управления внешнеэкономическими связями характеризуется более высоким уровнем централизации, чем в России. Китайским предпринимателям выгоднее осуществлять внешнеэкономическую деятельность посредством теневого инвестирования резидентов РФ (юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица), а также путем создания предприятий на территории России.

Характерной чертой торгово-экономических отношений России и Китая является тенденция к качественным изменениям в структуре экспорта и импорта, которая выражается в переходе от простого обмена товарами к реализации совместных крупных проектов и расширению сотрудничества в сфере высоких технологий. Таким образом, качество двусторонних экономических связей меняется в лучшую сторону.

Китайская сторона традиционно проявляет повышенное внимание к богатым природным и сырьевым ресурсам России, в частности Иркутской области. Одной из основных статей экспорта области в Китай является продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности (более 25%). В будущем удельный вес данной статьи будет только увеличиваться. Поэтому необходимо уже сейчас начать работу с предприятиями-экспортерами по переводу их на экспорт готовой продукции из древесины.

В Иркутске недостаточно задействован потенциал Китая как инвестора. Хотя на территории города функционирует свыше 80 предприятий с участием партнеров из Китая и более 10 предприятий со 100%-м китайским капиталом, объем инвестиций остается на очень низком уровне и пока отстает от потенциальных возможностей Китая, который давно признан одним из крупнейших в мире инвесторов.

Китайские инвесторы предпочитают вкладывать капитал в те отрасли, которые дают возможность быстро окупить все затраты и получить максимальную прибыль (торговля, ресторанный бизнес, лесная промышленность). Довольно перспективной формой

развития международного сотрудничества г. Иркутска и Китая является туризм.

Таким образом, на данном этапе наиболее перспективными направлениями сотрудничества банков России и Китая представляются:

- обмен информацией по вопросам экономики, финансов, банковской деятельности в целях установления взаимопонимания и доверительных открытых двусторонних отношений;

- развитие цивилизованных форм (аккредитивы, гарантии) и инструментов (векселя, чеки, пластиковые карты) международных расчетов на базе взаимного установления кредитных линий;

- расширение спектра банковских операций по обслуживанию внешнеэкономических связей и приграничной торговли, включая создание эффективных систем кредитования торговых операций, страхования и гарантирования экспортных кредитов, финансового лизинга, конверсионных сделок;

- привлечение представителей российских банков к деятельности межправительственных комиссий и рабочих групп по торгово-экономическому и межбанковскому сотрудничеству;

- проведение совместных встреч на международном уровне (форумы, конференции, семинары, выставки, ярмарки), обмен специалистами в области банковского дела в целях укрепления деловых связей между финансовыми кругами и продвижения банковских продуктов на рынки двух стран.

По нашему мнению, для успешного развития российско-китайских отношений нужно проведение обдуманной долгосрочной государственной политики, понятной всем участникам. При этом важное значение имеет сотрудничество Банка России, его территориальных учреждений с Народным банком Китая, которое реально способствует развитию торгово-экономических отношений сопредельных территорий.

Примечания

1 Ху Хайсинь. Интеграция в мир // Китай. 2007. № 1 (15). С. 8.

2 Там же. С. 10-11.

3 http://vtb.ru.

4 http://www.rg.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.