ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Л.Д. ХАМАГАНОВА
кандидат химических наук, ведущий доцент Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск
МЕЖБАНКОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Членство Китая в ВТО содействовало реализации экономических реформ в стране, ускорило изменение правительственных функций и способствовало преодолению несовершенства законодательной системы.
Понижение таможенных и других барьеров в торговле сделало более доступным китайский рынок для зарубежных партнеров, что стимулировало непрерывный быстрый рост импорта в Китай. За период с 2001 по 2006 г. Китай импортировал из различных районов мира товаров на сумму 2,4 трлн дол. при среднегодовых темпах роста 28%. Общая сумма прибылей, полученная за этот период зарубежными инвесторами в Китае, составила 57,9 млрд дол. Инвестиции китайских предприятий за границей увеличивались ежегодно не менее чем на 20%.
Китай пересмотрел и усовершенствовал ряд законодательных и нормативных актов. За пять лет на высшем уровне было разработано, пересмотрено или упразднено около 2 тыс. законодательных актов. Китайское правительство активно продвигает реформу системы валютного управления, совершенствует механизм образования курса юаня и разрабатывает мероприятия по реформированию финансовых предприятий, в частности государственных коммерческих банков. Улучшение внешнеторговой среды предоставило Китаю большие возможности. Так, с 2001 по 2005 г. объем экспорта и импорта товаров увеличился с 509,6 млрд до 1,4 трлн дол., объем экспорта и импорта в сфере услуг возрос с 71,9 млрд до 166,5 млрд дол. ВВП Китая повысился с 10,9 трлн юаней (1,3 трлн дол.) в 2001 г. до 18,3 трлн юаней (2,2 трлн дол.) в 2005 г.1
Начиная с 1996 г., когда Азиатский банк развития вошел в долю с китайским банком Гуанда, зарубежные инвесторы постепенно стали выходить на китайский банковский рынок. На конец октября 2005 г. 173 банка из 40 стран и районов мира создали 238 филиалов в 23 городах Китая, и общая сумма активов находящихся в Китае зарубежных банков составила 84,5 млрд дол., что равно 2% общей суммы активов банковско-кредит-ных учреждений Китая. 11 декабря 2006 г. китайский финансовый рынок полностью открылся для зарубежного капитала. Согласно Новому положению о контроле над банками с иностранным капиталом, были аннулированы все ограничения, связанные с выходом зарубежных банков на китайский рынок, разрешены операции с юанем (женьминьби), таким образом, китайские и зарубежные банки оказались в равных правах. К концу сентября 2006 г. общие активы в инвалюте и китайских юанях банков с иностранным капиталом составили 105,1 млрд дол.2
На приграничных территориях России и Китая активно и динамично развиваются торговые российско-китайские отношения. Однако предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность на этих территориях, сталкиваются с определенными трудностями как в правовой, так и в финансовой сферах. За последнее время все более и более актуальной становится проблема регулирования российско-китайской приграничной торговли в области международных расчетов.
Необходимо отметить, что объемы операций при наличии корреспондентских счетов между банками России и Китая невелики и недостаточны для обслуживания внешнеторгового оборота между Россией и Китаем. Значительная часть расчетов по
двусторонним сделкам российских и китайских компаний осуществляется через банки третьих стран, главным образом США, что замедляет оборачиваемость денежных средств, повышает стоимость услуг для клиентов и влечет потери позиций региональных банков. Инициативы российской стороны в урегулировании двусторонних отношений китайскими партнерами не поддерживались. Довольно часто они делали лишь декларативные заявления о развитии и расширении сотрудничества. Причинами такого положения стали недоверие Китая к российской банковской системе; противоречивый характер платежно-расчетных отношений между КНР и Россией; недостаточная информированность российской общественности о развитии межбанковских отношений с Китаем. Таким образом, несовершенство межбанковского сотрудничества становится камнем преткновения не только в развитии торговых отношений, но и в дальнейшем расширении экономического взаимодействия России и Китая.
Специфика торговли России с Китаем заключается в постепенном замещении российских участников внешнеэкономической деятельности китайскими фирмами на этапах закупки, подготовки и отправки на экспорт сырьевых ресурсов. Данный процесс начинается с создания совместных предприятий, где фактическим собственником является китайский участник, а российская сторона находится в зависимом положении и занимается в основном вспомогательной работой по оформлению, обработке и сбыту товаров.
Отсутствие жесткого контроля со стороны государства за деятельностью предприятий с иностранным капиталом приводит к вывозу за рубеж в пользу иностранного учредителя или его дочерних структур товарно-сырьевых ресурсов без эквивалентной оплаты. Мероприятия, предпринимаемые органами и агентами валютного контроля по репатриации валютной выручки за отгруженный товар, как правило, оказываются безрезультатными, так как вызывают немедленный отъезд представителей иностранного учредителя из Российской Федерации и фактическое прекращение деятельности созданного им предприятия.
Наряду с официальными каналами китайскими предпринимателями используются и теневые каналы, при этом российские участники внешнеэкономической деятельности привлекаются в качестве прикрытия для оформления контракта и всех таможенных процедур по экспорту в КНР. В свою очередь, приобретение товаров для экспорта в КНР осуществляется на средства китайских граждан, полученные в основном от розничной реализации китайских товаров, ввозимых в рамках так называемой челночной торговли. Российские представители получают свое вознаграждение, а валютная выручка остается за границей. Такие псевдоучастники внешнеэкономической деятельности, получая наличные средства за посреднические услуги, не отражают их в бухгалтерском учете и, соответственно, не платят налоги. Фирмы-посредники ничем не рискуют, поскольку у них, как правило, отсутствует какое-либо имущество, что делает невозможным привлечение их к материальной ответственности. Происходит либо их ликвидация, либо создание новой коммерческой структуры.
В настоящее время в торговле с Китаем существует и такая проблема: использование участниками внешнеэкономической деятельности фиктивной ценовой политики. Во внешнеторговых контрактах, связанных с импортом товаров из Китая в Российскую Федерацию, предприятия-резиденты с иностранным (китайским) капиталом указывают заведомо завышенные цены, что дает нерезидентам, фактически контролирующим данные предприятия, возможность легального перевода из России теневых доходов, в том числе от розничной торговли незарегистрированных китайских предпринимателей. Напротив, во внешнеторговых контрактах, связанных с экспортом товаров из России в Китай, указываются заведомо заниженные их цены, что приводит к поступлению в Россию валютной выручки, неэквивалентной фактической стоимости вывезенных товаров. В случае когда экспортером является российское предприятие, созданное с участием иностранного капитала, разница, полученная в результате подобных действий, поступает иностранной фирме, контролирующей данное предпри-
Л.Д. ХАМАГАНОВА
ятие, а в случае когда экспортером является российское предприятие, созданное без участия иностранного капитала, разница остается за рубежом.
В соответствии с межправительственным соглашением о торгово-экономических отношениях от 5 марта 1992 г., во внешнеэкономических связях России и Китая используются кроме расчетов в свободно конвертируемой валюте и другие их формы, включая расчеты при совершении компенсационных и товарообменных сделок, расчеты в клиринговых валютах, приравненных к швейцарскому франку, и т.д. Наличие множественности специальных счетов с различными режимами, сложность и непрозрачность операций по ним снижают экономическую эффективность расчетов с Китаем.
Сегодня основной формой проведения расчетов с Китаем по счетам, открытым в уполномоченных банках России, является банковский перевод. Китайские банки, как правило, не принимают аккредитивы и гарантии российских банков на значительные суммы, требуя обязательной гарантии международного банка.
С точки зрения возможности регулирования приграничной торговли методами валютного регулирования интересен эксперимент по межбанковским расчетам в торговле в приграничных районах, проводимый с 1 января 2003 г. Банком России и Народным банком Китая. В рамках этого эксперимента разрешается осуществлять расчеты по внешнеторговым контрактам между российскими и китайскими участниками внешнеэкономической деятельности не только в свободно конвертируемых валютах, но и в национальных валютах двух стран (юанях и рублях). Данный эксперимент осуществляется в соответствии с подписанным 22 августа 2002 г. в Шанхае соглашением между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах.
В соглашении участвуют шесть российских коммерческих банков, зарегистрированных в г. Благовещенске (Амурская обл.), а также 20 филиалов московских банков, находящихся в этом же регионе. С китайской стороны участвуют банки г. Хэйхэ
(провинция Хэйлунцзян). Россия является пятой страной, с которой КНР подписала подобное соглашение. Ранее КНР заключила соглашения о взаимных расчетах в национальных валютах с Монголией, Вьетнамом, Таиландом, Мьянмой3.
После вступления в силу соглашения между Центральным банком РФ и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле на приграничных территориях расчеты в рублях и юанях с начала 2005 г. могут осуществлять кредитные организации и их подразделения, которые находятся на территории приграничных районов России и КНР. С российской стороны действие соглашения распространяется на Хабаровский и Приморский края, Читинскую и Амурскую области, Еврейскую автономную область, а также на Республику Алтай. В Китае это провинция Хэйлунцзян, автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цзилинь.
В настоящее время китайские и российские банки открыли 16 корреспондентских счетов в национальных валютах России и Китая (восемь корреспондентских счетов в рублях и восемь — в юанях). Следует отметить, что с российской стороны наибольший интерес к расчетам в национальных валютах России и Китая в приграничной торговле проявляют кредитные организации Дальневосточного региона4. Корреспондентские счета в юанях открыты в филиалах Банка Китая, Сельскохозяйственного банка Китая и Народного строительного банка Китая, расположенных в г. Хэйхэ.
Важнейшими итогами реализации эксперимента являются вывод из тени и направление в русло безналичных расчетов денежных потоков, проходящих по каналам челночной торговли.
Сравнительный анализ основных положений законодательств о валютном регулировании и валютном контроле России и Китая показывает, что в российском законодательстве относительно более либеральный подход к вопросу осуществления операций с иностранной валютой. Необходимо отметить, что действующие валютные ограничения по текущим операциям, с одной стороны, сдерживают переход к полной конвертируемости юаня, а с другой — сни-
мают проблему оттока капитала, связанного с использованием свободно конвертируемой валюты как средства сбережения. Таким образом, можно сделать вывод, что в КНР система управления внешнеэкономическими связями характеризуется более высоким уровнем централизации, чем в России. Китайским предпринимателям выгоднее осуществлять внешнеэкономическую деятельность посредством теневого инвестирования резидентов РФ (юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица), а также путем создания предприятий на территории России.
Характерной чертой торгово-экономических отношений России и Китая является тенденция к качественным изменениям в структуре экспорта и импорта, которая выражается в переходе от простого обмена товарами к реализации совместных крупных проектов и расширению сотрудничества в сфере высоких технологий. Таким образом, качество двусторонних экономических связей меняется в лучшую сторону.
Китайская сторона традиционно проявляет повышенное внимание к богатым природным и сырьевым ресурсам России, в частности Иркутской области. Одной из основных статей экспорта области в Китай является продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности (более 25%). В будущем удельный вес данной статьи будет только увеличиваться. Поэтому необходимо уже сейчас начать работу с предприятиями-экспортерами по переводу их на экспорт готовой продукции из древесины.
В Иркутске недостаточно задействован потенциал Китая как инвестора. Хотя на территории города функционирует свыше 80 предприятий с участием партнеров из Китая и более 10 предприятий со 100%-м китайским капиталом, объем инвестиций остается на очень низком уровне и пока отстает от потенциальных возможностей Китая, который давно признан одним из крупнейших в мире инвесторов.
Китайские инвесторы предпочитают вкладывать капитал в те отрасли, которые дают возможность быстро окупить все затраты и получить максимальную прибыль (торговля, ресторанный бизнес, лесная промышленность). Довольно перспективной формой
развития международного сотрудничества г. Иркутска и Китая является туризм.
Таким образом, на данном этапе наиболее перспективными направлениями сотрудничества банков России и Китая представляются:
- обмен информацией по вопросам экономики, финансов, банковской деятельности в целях установления взаимопонимания и доверительных открытых двусторонних отношений;
- развитие цивилизованных форм (аккредитивы, гарантии) и инструментов (векселя, чеки, пластиковые карты) международных расчетов на базе взаимного установления кредитных линий;
- расширение спектра банковских операций по обслуживанию внешнеэкономических связей и приграничной торговли, включая создание эффективных систем кредитования торговых операций, страхования и гарантирования экспортных кредитов, финансового лизинга, конверсионных сделок;
- привлечение представителей российских банков к деятельности межправительственных комиссий и рабочих групп по торгово-экономическому и межбанковскому сотрудничеству;
- проведение совместных встреч на международном уровне (форумы, конференции, семинары, выставки, ярмарки), обмен специалистами в области банковского дела в целях укрепления деловых связей между финансовыми кругами и продвижения банковских продуктов на рынки двух стран.
По нашему мнению, для успешного развития российско-китайских отношений нужно проведение обдуманной долгосрочной государственной политики, понятной всем участникам. При этом важное значение имеет сотрудничество Банка России, его территориальных учреждений с Народным банком Китая, которое реально способствует развитию торгово-экономических отношений сопредельных территорий.
Примечания
1 Ху Хайсинь. Интеграция в мир // Китай. 2007. № 1 (15). С. 8.
2 Там же. С. 10-11.
3 http://vtb.ru.
4 http://www.rg.ru.