Рис. 5. Вид застройки квартала №22 в настоящее время
УДК 72.031
А.В. Радзюкевич, В.В. Паршуков, М.А. Чернова, г. Новосибирск
Метрологические особенности форм памятников архитектуры Новониколаевска (Новосибирска) на примере зданий А.Д. Крячкова
Аннотация
В статье исследуются размеры зданий, построенных архитектором А.Д. Крячковым в Но-вониколаевске (Новосибирске) до середины 1920-х гг. Показано, что их габариты и основные членения кратны стандартам мер длины Российской империи — сажени (2,1336 м) и аршину (0,7112 м). Выявлены аналогии размеров целого ряда зданий. Обозначены перспективные тематики дальнейших исследований.
Ключевые слова: Здания А.Д. Крячкова, меры длины, сажень, аршин.
При изучении архитектурных памятников Российской империи периода XIX — начала XX в. перед исследователями встает проблема определения и интерпретации размеров. Поскольку в 1920-х гг. произошла метрологическая реформа с переходом на метрическую систему, то при проведении обмеров памятников этого периода получаются совершенно неопределенные числовые значения, которые воспринимаются только как некие количественные данные. Однако если посмотреть архивные чертежи, регламентирующие размеры земельных участков и габаритов проектируемых домов и построек, то можно заметить, что большинство размеров определяются в целых частях саженей. Такая особенность наблюдается также и в документах XVIII в. Для архитектурных чертежей, фиксирующих планы и фасады зданий, характерно наличие в нижней части чертежа масштабной линейки с разбивкой ее на сажени,
которые, в свою очередь, могут быть разбиты на семь частей (английские футы) или на три части (аршины). В начале ХХ в. на архитектурных чертежах сажень зачастую делится на десять или сто частей. Это вызвано, по всей видимости, появлением арифмометра с десятеричной позиционной системой исчисления, что позволяло значительно ускорить вычислительные работы, необходимые для составления строительных смет. В любом случае на протяжении более двух веков, с конца XVII до начала XX в., основной единицей меры длины на всех документах является сажень. Не вдаваясь детально в историю метрологии, попытаемся рассмотреть конкретный архитектурно-исторический материал по городу Новониколаевску (Новосибирску) с учетом использования мер длины Российской империи.
Для примера рассмотрим архивный материал по новониколаевской гостинице «Метрополитен» (архитектор И.С. Лепешкин, по другим данным — К.К. Лыгин), Разрешительные документы регламентируют размеры плана участка и самого дома (рис. 1). Участок имеет габариты 20 на 25 саженей. Главная сторона дома равна 10 саженям, а боковая — 8 саженям.
Помимо разрешительных документов в ряде случаев сохранились также подробно проработанные архитектурные чертежи — фасады, планы, разрезы. Их особенность заключается в том, что размеры элементов можно определить только с помощью масштабной линейки, которую, как правило, помещали внизу изображения. В фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА находится оригинал чертежа фасада торгового корпуса Богородско-Глуховской мануфактуры (современный Главпочтамт). Поскольку этот проект был реализован (с позднейшей надстройкой этажей), то научный интерес представляет проверка соответствия проектных и реальных размеров здания. Проведенная нами проверка показала, что проект был выполнен без изменений. Более того, практически все основные элементы фасада были выполнены кратными размеру аршина (рис. 2). На чертеже фасада обозначено, что полная ширина фасада торгового дома равна 34 саженям. Проведенные нами исследования показали, что такой же шириной определяются два других построенных объекта А.Д. Крячкова в Новониколаевске — Реальное училище (детская больница №1) и здание Госучреждений Сибири (современная Новосибирская архитектурно-художественная академия) (рис. 3). Реконструкция проектных размеров планов здания Мануфактуры и здания Госучреждений Сибири показала, что в их основе лежат простейшие пропорции и размеры, выраженные в саженях (рис. 4).
Чертеж фасада Мануфактуры интересен с точки зрения определения масштаба чертежа. Одно саженное деление масштабной линейки равно примерно 2,5 см, что можно идентифицировать как один дюйм. Учитывая, что одна сажень содержала 84 дюйма (7 футов по 12 дюймов), можно утверждать, что чертеж выполнен в масштабе 1 к 84. В таком же масштабе выполнены многие другие чертежи Крячкова, хранящиеся в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Очевидно, что это был некий стандарт оформления архитектурных чертежей.
Рассмотрим также другие дореволюционные постройки Крячкова в Новониколаевске. Здание Коммерческого клуба (театр «Красный факел») имеет также простые членения, кратные размерам сажени и аршина (рис. 5). Простейшие аршинные членения характерны также для фасада Городского торгового корпуса (современный Краеведческий музей) (рис. 6).
Проанализируем размеры еще двух зданий А.Д. Крячкова, стоящих на Красном проспекте — здание Дома инвалидов (Дом офицеров СибВО) и здание Сибревкома (Новосибирский художественный музей). Обмеры зданий показали, что они имеют одинаковую ширину — 63,9 м, что тождественно 30 саженям. Кроме того, у этих зданий оказались одинаковыми ширина центрального ризалита — 19,3 м (9 саженей) и высота от цоколя до карниза — 12,8 м (6 саженей) (рис. 7).
Любопытным представляется вопрос о ширине Николаевского (Красного) проспекта. Многочисленные перестройки и достройки привели к тому, что эта ширина колеблется в достаточно больших пределах, и нет такого более-менее постоянного размера как, например, у Невского проспекта в Санкт-Петербурге (20 саженей). В Новосибирске этот размер, по всей видимости, можно определить только в одном месте — между зданием первой городской типографии (Красный пр-т, 22) и домом купца Масштакова (Новосибирским художественном училищем, Красный пр-т, 9). По нашим замерам ширина проспекта между этими зданиями оказалась равна 53,3 м, что достаточно точно соответствует 25 саженям. Получается, что наш Николаевский проспект больше Невского проспекта на целых 5 саженей (10,66 м).
Полученный материал дает возможность утверждать, что историко-метрологический подход к памятникам архитектуры позволяет нам получать новые знания, которые были совершенно очевидны для архитекторов и строителей того исторического периода, но почему-то игнорируются в современных исследованиях и проектах реставрации. Данное направление исследования представляется очень перспективным с точки зрения изучения логики формообразования зодчих дореволюционного периода. Несмотря на то, что, как правило, такая логика основывается на простейших целочисленных отношениях, ее нужно изучать и учитывать при проектировании новых зданий в исторической среде со сложившимися габаритами, композиционными ритмами и доминантами. Дальнейшие исследования в данном направлении могут быть продолжены на материале других проектов и построек А.Д. Крячкова, а также на материале любой другой архитектуры периода XIX — начала XX в.
Рис. 1. Пример регламентации размеров участка и плана здания гостиницы «Метрополитен». Размеры даны в саженях. Проектные изображения из фонда Государственного архива
Новосибирской области
Рис. 2. Реконструкция проектных размеров фасада торгового дома Богородско-Глуховской мануфактуры. Проектное изображение из собрания Музея истории архитектуры Сибири
им. С.Н. Баландина
Рис. 3. Выявление аналогии в габаритах зданий Реального училища, Богородско-Глуховской мануфактуры и здания Госучреждений Сибири. Проектные изображения из собрания Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина
''''?@@!>?? !!>>??"""""!>>>??@!>>?@@!!>??@"!>>>>
Рис. 4. Реконструкция проектных размеров планов здания Мануфактуры и здания Госучреждений Сибири. Проектные изображения из собрания Музея истории архитектуры Сибири
им. С.Н. Баландина
Рис. 5. Реконструкция проектных размеров здания Коммерческого клуба. Проектные изображения из архива Томскспецпроектреставрации
Рис. 6. Реконструкция проектных размеров здания Городского торгового корпуса. Проектные изображения из собрания Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина
Рис. 7. Реконструкция проектных размеров и сопоставление форм фасадов Дома Инвалидов и Сибревкома. Проектные изображения из собрания Музея истории архитектуры Сибири
им. С.Н. Баландина