МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ РЕСУРСАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Л.Х-М. ХАШИЕВА Финансовая академия при Правительстве РФ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
Макроуровень Микроуровень Макроуровень
Усиливающаяся конкуренция за средства клиентов требует от современных банков повышенного внимания к вопросам совершенствования используемых методов управления привлеченными ресурсами. Актуален этот вопрос и с научной точки зрения, поскольку методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка практически не изучены. В настоящей статье вниманию читателей предлагается результат по сути первого комплексного исследования отечественной практики использования методов управления привлеченными ресурсами. Поскольку методов управления выделено довольно много, а рамки статьи ограниченны, краткая характеристика одних методов сопровождается более развернутым описанием других, являющихся, на взгляд автора, наиболее актуальными на сегодняшний день. В целом в статье отражены основные моменты, касающиеся характера используемых методов управления привлеченными ресурсами.
Методы управления привлеченными ресурсами банка можно охарактеризовать как методы воздействия на привлеченные ресурсы и отношения по поводу их формирования для реализации стратегических и тактических целей.
Систематизировав практику использования различных методов управления привлеченными ресурсами на современном этапе развития банковского дела, можно построить классификацию, выделив два уровня: макроуровень (главным образом в лице Центрального банка РФ) и микроуровень (сами коммерческие банки). Кроме того, на каждом уровне, используя широко распространенный в теории менеджмента подход, методы управления привлечен-
ными ресурсами можно разделить на административные и экономические (см. рисунок). Все эти методы в той или иной степени используются для реализации целей управления привлеченными ресурсами российских коммерческих банков.
Управление привлеченными ресурсами коммерческого банка на макроуровне осуществляется главным образом Центральным банком. Используемые им методы управления влияют как на всю банковскую систему страны, так и на отдельные банки, обусловливая необходимость выполнения обязательных требований.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ РЕСУРСАМИ БАНКА
Законодательная база
Нормативные акты Банка России
Установление
лимитов
открытой
валютной
позиции
Квотирование
Формиро -вание
документов внутреннего применения
Микроуровень
Политика
обязательных
резервов
Процентная политика Банка России
Операции Банка России на открытом рынке
Операции Банка России на валютном рынке
Аналитические методы
Метод группировок
Метод структурного анализа
Метод коэффициентного анализа
Метод
факторного
анализа
Специфические методы
Диверсификация привлеченных ресурсов •
Дифференциация процентных ставок
Тарификация
Лимитирование
Портфельный метод
Маркетинговые методы
Формирование картотеки клиентов
Мониторинг рынка банковских услуг
Рекламирование
банковских продуктов
Формирование имиджа
Высокое качество обслуживания
Формирование комплексных услуг
Законодательная база закрепляет основы банковской деятельности по привлечению ресурсов. Помимо законов, деятельность банка регламентируется детализированными нормативными актами Банка России, определяющими основные требования к банкам.
На деятельность по привлечению ресурсов существенное влияние оказывает проводимая Банком России денежно-кредитная политика. Несмотря на то, что сегодня предпочтение отдается экономическим методам управления, Банк России использует различного рода, главным образом, административные ограничения. Например, Банк России устанавливает ограничения на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода являются лимиты открытой валютной позиции (ОВП), устанавливаемые в целях минимизации влияния валютного риска на деятельность банка. Лимиты ОВП, устанавливаемые в процентном отношении от собственных средств (капитала) банка, являются своего рода нормативами.
Наиболее жестким административным методом управления является квотирование — введение на определенное время количественных ограничений: установление «потолков» на осуществление тех или иных операций, например лимита на привлечение средств населения; определение размеров комиссионного вознаграждения и тарифов на отдельные виды банковских услуг; прямое ограничение процентной маржи и др. В российской банковской практике есть пример прямого ограничения процентной маржи. До февраля 1994 г. Банк России выдавал так называемые централизованные кредиты, при предоставлении которых устанавливался предельный размер маржи. Независимо от увеличения ставки рефинансирования маржа должна была составлять 3 процентных пункта. Очевидно, что применение этих крайних мер должно быть обусловлено необходимостью реализации стратегических задач общегосударственной значимости и носить краткосрочный характер. Иначе это будет неоправданно, поскольку будет давить на коммерческие банки и препятствовать их развитию, что негативно скажется на развитии экономики в целом.
Экономические методы в отличие от административных не предполагают прямого воздействия на деятельность коммерческих банков. Они действуют на банковскую деятельность опосредованно, создавая определенный экономический климат, стимулирующий или, напротив, делающий невыгодным осуществление тех или иных операций. К экономическим методам относятся: политика обязательных резервов; процентная политика Банка России; операции Банка России на открытом рынке; операции Банка России на валютном рынке.
Резервные требования исторически выполняли функцию обеспечения обязательств банков перед вкладчиками и кредиторами, что в условиях создания системы страхования вкладов не столь актуально. Сегодня этот инструмент денежно-кредитной политики государства преследует двоякую цель: регулирование общей ликвидности банковской системы и контроль количества денег в обращении.
В современных условиях политика резервных требований оказывает наибольшее воздействие по сравнению с предыдущими методами на объем и структуру привлеченных ресурсов, и главным образом на стоимость привлеченных ресурсов. Конечно, установление обязательных резервов оправданно. Но для банка, как известно, резервные требования означают необходимость отвлечения части привлеченных ресурсов на резервные счета, а следовательно, сокращение объема ресурсов, которые могут быть использованы для проведения доходных активных операций.
В настоящее время Банк России несколько смягчил резервные требования. Однако политика обязательных резервов требует дальнейшего совершенствования. Поскольку уже сформирована система страхования вкладов, предусматривающая необходимость осуществления отчислений всеми банками, вступившими в систему, было бы целесообразным, если не отменить, то, по крайней мере, уменьшить значение норматива обязательных резервов по вкладам физических лиц. Необходимость резервных отчислений и отчислений в фонд обязательного страхования вкладов обусловливает «удорожание» привлеченных ресурсов. Уменьшение обязательных резервов по вкладам населения позволило бы банкам предлагать более высокие, а соответственно, более привлекательные для клиентов ставки процента.
Особенностью современной процентной политики Банка России является опосредованное влияние на рыночные процентные ставки. Осуществляя процентную политику, Банк России стремится поддерживать реальные процентные ставки на уровне, стимулирующем экономический рост. В современных условиях ставка рефинансирования Банка России является для коммерческих банков лишь ориентиром. Коммерческие банки устанавливают свои процентные ставки исходя из реальной стоимости привлеченных ресурсов с учетом прогнозируемых рисков и планируемой нормы прибыли.
Одним из наиболее актуальных инструментов воздействия на деятельность коммерческих банков являются операции на открытом рынке, которые проводятся в двух направлениях: собственно операции купли-продажи ценных бумаг и операции peno. В настоящее время Банк России проводит операции только с государственными ценными бумагами. В зарубежных странах для операций на открытом рынке, помимо государственных, используют высококлассные корпоративные ценные бумаги. Такая возможность должна быть рассмотрена и Банком России.
Очевидно, что, обладая высокой ликвидностью и имея достаточный уровень доходности, государственные ценные бумаги являются для коммерческих банков привлекательным объектом для вложения средств, даже несмотря на снижение кредитного потенциала. Однако в результате скупки коммерческими банками государственных ценных бумаг по низкой цене и, как следствие, уменьшения возможностей кредитования представляется вполне логичным
утверждать, что в этом случае коммерческие банки в целях восстановления и увеличения своего кредитного потенци-ала активизируют деятельность по поиску дополнительных ресурсов. Таким образом, влияя на кредитный потенциал банков и изменяя потребность в кредитных ресурсах, операции на открытом рынке опосредованно воздействуют на политику по привлечению ресурсов.
Наиболее гибким и действенным инструментом достижения тактических целей являются операции peno. Они имеют ряд преимуществ: обеспечивают банк необходимыми ликвидными средствами на нужное время; ценные бумаги, будучи объектом сделок peno, не выходят из оборота, а продолжают участвовать в нем.
За короткий срок операции peno стали для Банка России эффективным средством управления ликвидностью банковской системы, поскольку в силу своей гибкости могут использоваться как для повышения ликвидности, так и для стерилизации избыточной ликвидности путем предоставления альтернативной возможности вложения свободных денежных средств. Нужно и в дальнейшем развивать использование данного инструмента, в частности удлинить сроки проведения операций peno.
Операции на валютном рынке осуществляются Центральным банком исходя из политики валютного курса. Для воздействия на курс национальной валюты и на совокупные спрос и предложение денег Центральный банк проводит операции по покупке-продаже иностранной валюты на валютных биржах и межбанковском валютном рынке. Поскольку клиенты банка могут хранить свои деньги как в национальной, так и в иностранной валюте, характер операций Центрального банка на валютном рынке в определенной степени влияет на предпочтения клиентов в выборе валюты вложений. Как показывает практика последних лет, государственная политика по укреплению рубля привела к значительному росту рублевых вкладов населения.
Наряду с административными и экономическими методами управления привлеченными ресурсами во многих странах на макроуровне используется такой инструмент, как система страхования вкладов (ССВ).
Создание систем страхования вкладов во многих развитых и развивающихся странах (США, Великобритания, Япония, страны СНГ, Индия, Аргентина и др.) свидетельствуете широком признании системы обеспечения защиты вкладов населения в качестве необходимого элемента стабильности банковской системы.
Очевидно, что столь значительное и стратегически важное для развития экономики всей страны событие не могло не затронуть всех тех, кто хотя бы в какой-то степени соприкасается с деятельностью банков.
Среди основных вопросов, возникающих относительно принципов функционирования ССВ, особенно важны следующие.
Возмещение по вкладу в пределах 100 тыс. руб. Откуда взялась эта цифра и достаточно ли 100 тыс. руб.?
Почему нельзя было автоматически включить в ССВ все банки, привлекающие вклады населения?
Сможет ли созданная система страхования вкладов справиться с системным банковским кризисом в случае его возникновения?
Не повлечет ли за собой создание ССВ усиления со стороны вступивших в систему банков рискованных операций?
Не следует ли распространить систему страхования и на депозиты юридических лиц?
Представляется очевидным, что у «создателей» российской системы страхования вкладов была прекрасная возможность изучить и использовать 70-летний мировой опыт функционирования ССВ. Мировой опыт и был использован, в частности при определении суммы страхового возмещения одному вкладчику в пределах 100 тыс. руб. В соответствии с мировым опытом сумма возмещения должна составлять 1-2% ВВП надушу населения. При принятии ФЗ от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ЮОтыс. руб. составляли 1,5% ВВП надушу населения. Но достаточно ли ЮОтыс.? Как показал анализ, свыше 85% вкладов населения в России - это вклады до 100 тыс. руб., вследствие чего «создатели» ССВ имеют серьезный аргумент: система рассчитана на массового вкладчика. Однако, если посмотреть с другой стороны, на долю 98% вкладчиков, защищенных ССВ, приходится лишь 25% от общего объема привлеченных средств населения, а 75% приходится надолю2% вкладчиков1. Конечно, люди, сумевшие «нажить капитал», разбираются в финансовых вопросах. Это, как правило, люди, имеющие собственный бизнес. Прежде чем разместить свои деньги, они тщательно оценивают различные варианты, а впоследствии отслеживают финансовое состояние и перспективы развития выбранного банка. Но это, так сказать, финансово грамотные вкладчики. Многие же вкладчики формируют свои сбережения, откладывая деньги из месяца в месяц, и потому наиболее уязвимы. Среди этих вкладчиков и возникает прежде всего паника, которая в случае цепной реакции может серьезно повредить стабильности банковской системы.
Поэтому, хотя банкротство обслуживающего банка затрагивает всех его клиентов (неважно, в какой степени и в каких соотношениях), представляется верным утверждение, что в большей степени пострадают те, кто вложил свои последние сбережения (пусть даже это сравнительно незначительные суммы). В связи с этим ориентация ССВ в данном вопросе на массового вкладчика представляется оправданной.
Как известно, в мировой практике сложились две схемы включения банков в ССВ:
- автоматическое включение банков;
- установление определенной процедуры допуска.
Причем в ряде стран участие в системе страхования не
является обязательным (Франция, Германия).
1 Российская газета от 14.04.2005.
На взгляд автора, более правильным является второй вариант, и легший в основу создания российской ССВ. Автоматическое включение банков в ССВ без учета их финансового состояния связано с огромными финансовыми рисками. При возникновении у страховщика депозитов значительной потребности в финансовых ресурсах, особенно на начальном этапе, система может оказаться несостоятельной. Допуская в систему лишь финансово стабильные банки, агентство по страхованию вкладов до некоторой степени ограничивает уровень принимаемых рисков. Наличие определенных критериев участия в ССВ, которых необходимо придерживаться на постоянной основе, будет содействовать повышению соблюдения банками устанавливаемых Банком России требований. Поскольку требования к участию в системе страхования вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия в системе, банки будут особеннотщательно заботиться об обеспечении ликвидности и поддержании финансовой устойчивости на необходимом уровне.
Система страхования вкладов имеет и своих сторонников, и своих скептиков, сомневающихся в целесообразности ее создания. В частности, высказывается предположение о том, что банки с низкой капитализацией, пройдя отбор в ССВ, начнут осуществлять операции с повышенным риском. Конечно, «моральный» риск до определенной степени существует. Однако, на взгляд автора, это лишний раз подчеркивает обоснованность выбора процедуры допуска в ССВ банков, соответствующих определенным требованиям, а также установление обязательного условия соблюдения этих требований на протяжении всего периода участия в системе. Кроме того, в этих целях в дальнейшем, возможно, целесообразным будет использовать дифференциацию уплачиваемых банками-участниками взносов в зависимости от степени риска, связанного с деятельностью каждого конкретного банка.
Много вопросов возникало относительно того, каким образом должен быть введен в систему страхования вкладов Сбербанк России, один из крупнейших российских банков, стоящий особняком в среде коммерческих банков, бесспорный монополист на рынке частных вкладов. Очевидно, что создание ССВ уравняло Сбербанк с другими коммерческими банками, лишив его конкурентных преимуществ от наличия полной государственной гарантии по всем привлеченным вкладам населения. Долго стоял вопрос: должен ли Сбербанк вступить в ССВ на общих основаниях или для него необходимо предусмотреть специальную процедуру? Первоначально закон предусматривал две особенности его участия: 1) для Сбербанка будет открыт специальный счет, на котором будут храниться средства, перечисляемые им в фонд страхования вкладов, эти средства не могут использоваться для выплаты возмещения вкладчикам других банков; 2) до 1 января 2007 г. вкладчики Сбербанка продолжали иметь стопроцентную гарантию государства. Однако своевременно было осознано, что подобная ситуация изна-
чально нарушала бы один из основных принципов: равные права для всех банков-участников и для всех вкладчиков. В последней редакции закона сохранилась стопроцентная государственная гарантия лишь по договорам, заключенным до 1 октября 2004 г. Однако, несмотря на уравнение прав Сбербанка с другими коммерческими банками, он остается крупнейшим банком страны с самой развитой филиальной сетью, которому население привыкло доверять.
Не менее остро стоит вопрос: что, если в стране разразится системный банковский кризис? Справится ли с такой ситуацией система страхования вкладов? Думается, ответ здесь и так ясен. Как бы хорошо ни была организована система страхования, она позволит справиться лишь с ограниченным количеством одновременно произошедших банкротств. В случае же возникновения системного кризиса для его преодоления потребуется вмешательство государства и принятие особых мер, например введение на какой-то срок полной гарантии по вкладам или выделение дополнительных средств для расчетов с вкладчиками (последнее предусмотрено в российском ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», ст. 41). Ни в одной стране система страхования вкладов не рассчитана на масштабный банковский кризис. Задача ССВ — регулярно погашать долги обанкротившихся банков перед вкладчиками. Но, с другой стороны, по мнению автора, система страхования вкладов может не допустить, предотвратить кризис. Как известно, одним из важнейших факторов разрастания кризиса является паника среди клиентов банка. Гарантированность возврата вкладов большей части вкладчиков может послужить сдерживающим фактором.
Важной задачей, с которой сталкиваются при создании системы гарантирования депозитов, является определение круга депозитных инструментов, подпадающих под страховую защиту. К примеру, в США страхованию подлежат и депозиты физических лиц, и депозиты юридических лиц. Эту практику можно было бы внедрить и в условиях России. Конечно, на это могут возразить, что предприятия находятся в более выгодном положении, чем массовый вкладчик, поскольку они более информированы о состоянии рыночной конъюнктуры. Будучи сами хозяйствующими субъектами, они лучше разбираются в вопросах сохранения своих финансов. Никто не оспаривает приоритета защиты в первую очередь населения. Но доля депозитов юридических лиц, не включая банки, не столь незначительна — на 01.01.2005 около 8% от совокупных банковских пассивов (для сравнения - доля депозитов населения — 28%). Кроме того, у физических лиц и так есть существенное преимущество перед предприятиями: в случае банкротства банка требования вкладчиков удовлетворяются в первую очередь. Это ни в коем случае не означает, что мы предлагаем абсолютно уравнять физические и юридические лица. Приоритет все же должен остаться на стороне вкладчиков. Пока фонд страхования только формируется, но в будущем нельзя исключать возможности распространения системы страхования и на депозиты юридических лиц, это представляется разумным и справедливым.
Несмотря на все сомнения и опасения скептиков, система страхования вкладов довольно уверенно прошла первый этап становления. По состоянию на 01.04.2005 участниками системы страхования вкладов стали 824 коммерческих банка, в которых сосредоточено около 98% вкладов населения. Сформирован начальный фонд страхования вкладов, средств которого, по прогнозам, должно хватить на ближайшие два года. Остается надеяться, что хорошее начало станет залогом дальнейшего эффективного функционирования системы.
На основании анализа практики управления привлеченными ресурсами современных коммерческих банков на микроуровне также можно выделить административные и экономические методы.
Формирование регламентирующих документов внутреннего применения условно отнесено к административным методам на микроуровне, поскольку в подобных документах отражаются те или иные правила осуществления операций, которых придерживается банк. Соответственно, они будут обязательными для внутреннего применения. Речь идет о документах, в которых отражаются внутренние правила и нормы, принятые в банке, а также банковская политика.
К регламентирующим документам внутреннего применения относятся: учетная политика банка; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; положение о внутреннем контроле; положение об организационной структуре; положения о структурных единицах; должностные инструкции сотрудников банка и др. Отдельные регламентирующие документы разрабатываются по основным направлениям банковской политики: кредитная политика (регламентирует принципы кредитования клиентов, формализованные правила осуществления и оформления кредитных операций), депозитная, процентная и т.п. Все эти направления банковской политики тесно взаимосвязаны. В совокупности они отражают цели и порядок привлечения средств и направления их размещения.
Для оценки ситуации, выявления текущих проблем и тенденций, определения необходимости внесения корректив в политику банка в области управления привлеченными ресурсами используются различные аналитические методы. Метод группировок используется для формирования расчетных относительных показателей на основе объединения абсолютных показателей по определенному связующему признаку в зависимости от целей анализа.
Для более глубокого анализа и в интересах получения более четкого представления о характере привлеченных ресурсов целесообразно использовать более детализированные группировки. На основании плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций можно создать группировки пассивных счетов второго порядка по следующим признакам: срочность, виды операций по привлечению ресурсов и типы клиентов банка (вкладчиков и кредиторов).
Наиболее распространенным и широко используемым отечественными банками является метод структурного анализа. Это вполне обоснованно, учитывая, что струк-
турный анализ позволяет сопоставить, сравнить и оценить абсолютные и относительные значения отдельных видов привлеченных ресурсов за определенный период времени, проследить тенденции их изменения (при динамичном анализе) и на основе полученных результатов строить прогнозы на будущее. Для любого банка структура привлеченных им ресурсов имеет большое значение, поскольку она является отражением его возможностей.
Структурный анализ может проводиться по нескольким направлениям анализа. Например, для получения общего и в то же время достаточно полного представления о состоянии привлеченных ресурсов можно использов'ать тритаблицы, построенные по критерию срочности, потипу клиентов, по характеру операций.
Анализ привлеченных ресурсов по критерию срочности позволит банку прогнозировать, когда ожидать оттока ресурсов в связи с истечением срока их размещения в банке, исходя из чего банк будет поддерживать готовность ответить по обязательствам в момент наступления срока погашения. Кроме того, анализ привлеченных ресурсов по признаку срочности позволит оценить уровень устойчивости ресурсной базы.
Анализ привлеченных ресурсов по типу клиентов даст представление о доли того или иного типа банковских клиентов, представление о том, кто основные клиенты банка, от кого банк получает большую часть ресурсов. Каждый банк, несмотря на наличие общихчерт, индивидуален, и картина будет разниться в зависимости от уровня специализации банка.
Третья таблица позволит оценить характер основных операций банка по привлечению средств физических и юридических лиц. Все операции банка в обобщенном виде можно объединить в три основные группы: операции с клиентами (физическими лицами, предприятиями и организациями), межбанковские операции и операции с ценными бумагами. Первые используются главным образом для формирования долгосрочной ресурсной базы, вторые - для поддержания ликвидности, а третьи могут служить источником долгосрочных ресурсов (например, долгосрочные облигации, сертификаты и векселя сроком погашения свыше 1 года) и средством поддержания ликвидности (операции peno).
Суть коэффициентного метода заключается в определении и расчете некой группы финансовых коэффициентов, позволяющих судить о качестве привлеченных ресурсов. Различные банки вырабатывают свою систему коэффициентов. Несмотря на то, что нет единой общепринятой системы коэффициентов привлеченных ресурсов, в теории выработан ряд коэффициентов. Отдельные из этих коэффициентов используются в различных методиках анализа, получивших применение на практике. К сожалению, предлагаемые различными авторами отдельные коэффициенты не носят системного характера.
Обобщив существующий опыт и дополнив его собственными наработками, считаю целесообразным предложить следующую систему коэффициентов привлеченных ресурсов (см. таблицу).
Система коэффициентов привлеченных ресурсов
Наименование Характеристика Расчет
Коэффициент обязательств до востребования (Ппр1) Характеризует степень минимизации риска финансовой устойчивости банка Обязательства до востребования / Привлеченные ресурсы, всего (X ПР)
Коэффициент срочных обязательств (Ппр2) Характеризует степень минимизации риска финансовой устойчивости банка Срочные обязательства / 2 П Р
Коэффициент автономности банка (ПпрЗ) Отражает степень зависимости банка от внешних источников финансирования Обязательства перед банками / 2 П Р
Коэффициент независимости банка от внешних источников финансирования (ПпрЗ.1) Характеризует степень вовлеченности средств клиентов в приносящие доход активы Привлеченные средства клиентов - не банков / Работающие активы
Средневзвешенный срок привлечения средств (Ппр4) Обобщенный показатель структуры привлеченных ресурсов. Рассчитывается на основании данных форм отчетности 129 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией депозитам и вкладам», 130 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по выпущенным кредитной организацией депозитным и сберегательным сертификатам и облигациям» и 131 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по выпущенным кредитной организацией собственным векселям» (1-й вид привлеченных ресурсов * средневзвешенный срок по /-му виду привлеченных ресурсов) /£ ПР
Средний срок хранения средств на счетах до востребования (Ппр5) Определяет динамику устойчивости средств до востребования и возможность их использования в качестве ресурсов для кредитования (Средний остаток средств на счетах до востребования за расчетный период / Дебетовый оборот по счетам до востребования за период) * Число дней в анализируемом периоде
Коэффициент постоянства средств до востребования (Ппрб) Отражает долю средств на счетах до востребования, которые хранятся в банке в течение определенного расчетного периода и могут быть использованы как стабильные ресурсы, а следовательно, могут быть размещены в доходные работающие активы.. Рассчитывается на основании данных о платежном обороте по счетам до востребования (Средний остаток средств на счетах до востребования на конец года - Средний остаток средств на счетах до востребования на начало года) / Кредитовый оборот по счетам до востребования за расчетный период
Коэффициент средней стоимости привлечения ресурсов (Ппр7) Позволяет оценить средние затраты на привлечение ресурсов Совокупные затраты на привлечение ресурсов / Средний размер привлеченных ресурсов за период
Коэффициент оборачиваемости привлеченных ресурсов (Ппр8) Отражает степень задействования привлеченных ресурсов в активных операциях Объем привлеченных ресурсов, используемых в проведении активных операций / Средний размер привлеченных ресурсов за период
Коэффициент эффективности использования привлеченных ресурсов (Ппр9) Отражает, сколько доходов приносит единица произведенных затрат Затраты на привлечение ресурсов / Процентная маржа плюс комиссии и плата за обслуживание
Коэффициент покрытия привлеченных ресурсов (ПпрШ) Позволяет оценить, сколько собственных средств (капитала) банка приходится на единицу привлеченных ресурсов, что важно с точки зрения обеспеченности банка средствами, а значит, сохранения ликвидности в случае непредвиденного оттока средств Собственные средства (капитал) банка / Средний размер привлеченных ресурсов за период
Коэффициент риска оттока средств (Ппр11) Предназначен для оценки степени готовности банка к оттоку привлеченных ресурсов Приток денежных средств по всем операциям банка за период / Отток денежных средств за период
Коэффициент нестабильности привлеченных ресурсов (Ппр12) Отражает уровень досрочного изъятия привлеченных ресурсов Сумма досрочно изъятых привлеченных ресурсов / Средний размер привлеченных ресурсов за период
Коэффициент досрочного изъятия депозитов (Ппр13) Характеризует уровень нестабильности депозитов Количество досрочно изъятых депози-тов/ХПР
Коэффициент пролонгации депозитов (Ппр14) Позволяет оценить степень вероятности продления срока вложения Количество пролонгированных депозитных договоров / Количество заключенных депозитных договоров
Коэффициент эффективности использования привлеченных ресурсов (Ппр9) рассчитывается некоторыми авторами как отношение привлеченных ресурсов к сумме кредитных вложений, что вполне обоснованно. Данное соотношение позволяет судить, всели привлеченные ресурсы используются для целей кредитования. Если значение коэффициента выше 100%, это означает, что банк использует привлеченные ресурсы не только для предоставления кредитов, но и для проведения иных активных операций, например инвестиций в акции коммерческих фирм. Мы предлагаем другую формулу расчета, в основу которой положен широко распространенный принцип определения эффективности: эффективность есть соотношение затрат и результата.
Для выявления причин изменения состояния привлеченных ресурсов, а также оценки степени влияния различных причин на состав и структуру привлеченных ресурсов применяется факторный анализ.
На состояние привлеченных ресурсов банка могут влиять как внутренние факторы, так и факторы, непосредственно не связанные с самим банком.
В числе внутренних факторов, влияющих на структуру ресурсов банка, на взгляд автора, можно выделить: размер и имидж коммерческого банка; число клиентов; специализацию; продолжительность функционирования банка (так, к примеру, по российскому законодательству, банки не могут привлекать вкладов физических лиц, если с момента их создания и деятельности на рынке банковских услуг не прошло двух лет); наличие соответствующих лицензий на проведение операций с иностранной валютой и по привлечению средств физических лиц; финансовое состояние банка; численность филиалов.
К внешним факторам относятся: общая экономическая ситуация в стране; правовая среда; региональные особенности; состояние банковской системы; состояние денежного рынка (в частности, рынка межбанковских кредитов и рынка ценных бумаг); денежно-кредитная политика Центрального банка.
Влияние вышеперечисленных факторов обусловливает состав и структуру ресурсов коммерческих банков, в связи с чем банки очень тщательно должны анализировать степень их влияния в целях прогнозирования возможных изменений. От полноты охвата факторов зависит эффективность анализа.
Для современных банков в условиях усиления конкуренции за привлеченные ресурсы особую актуальность приобретают различные специфические методы управления.
Важным методом управления привлеченными ресурсами банка является диверсификация привлеченных ресурсов. Основным полем для расширения спектра банковских услуг в области привлечения ресурсов служат депозиты.
Диверсификация (от ср.-век. лат. сИуегайсайо - изменение, разнообразие2) депозитов предполагает расширение модификаций депозитных услуг, а говоря по-простому, увеличение разнообразия предлагаемых банком видов депозитов.
2 Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 355.
Сегодня коммерческие банки предлагают разнообразные виды депозитов. Учитываются особенности разных категорий вкладчиков: банк определяет ассортимент предлагаемых видов депозитов, ориентируясь на разнообразные жизненные потребности вкладчиков, различные социальные группы. Потенциальному вкладчику предлагаются различные виды депозитов исходя из приоритетности для него доходности или возможности снятия в любой момент, накопления или удобства в произведении расчетов (банковские карты) и т.д.
Вклады, предлагаемые современными российскими банками населению, можно объединить в три группы:
- вклады до востребования;
- срочные непополняемые вклады;
- срочные пополняемые вклады.
На основании анализа информации о предлагаемых российскими банками депозитных услугах можно судить о некоторых нетрадиционных подходах в их деятельности с учетом того, что за последние годы ассортимент депозитных услуг значительно расширился и продолжает расширяться и банки стремятся максимально учесть потребности различных категорий вкладчиков: отсюда детские вклады, пенсионные, для У1Р-клиентов и т.п.):
1) учет психологического фактора: предложение вкладов с подчеркиванием в названии влияющего стимула («Стабильный», «Оптимальный», «Доходный», «Престижный», «Выгодный», «Удобный», «Привилегированный» и другие вклады);
2) увязка отдельных видов вкладов с социальными и материальными потребностями вкладчиков («Образовательный», «Медицинский», «Жилищный», «Отпускной», «Мой автомобиль» и другие вклады);
3) творческий подход копределению названия вклада (например, вклады «Зимняя сказка», «Быстрый доход», «Золотой ларец», «Золотой вариант», «Приметы весны» и т.д.);
4) сохранение наряду с новыми традиционных названий вкла-довсрасчетом на консервативных вкладчиков («Срочный», «Сберегательный», «Накопительный» и т.д.);
5) для отдельных банков характерно увязывать названия различных видов вкладов с названием банка (вклады «Импэкс-инвестор»; «Импэкс-финансист»; «Импэкс-стратег»; «Диалог-Престиж»; «Русский Стандарт -Депозит» и т.д.);
6) предложение особого вида вклада в связи с годовщиной деятельности банка: во-первых, подчеркивается длительность срока функционирования, во-вторых, в связи с годовщиной по данному вкладу предлагаются более выигрышные для вкладчика условия (например, вклад «К десятилетию банка» и т.п.);
7) в пределах одного вида вклада предлагаются различные условия. Как правило, это касается минимальной суммы и срока вклада: чем выше минимальная сумма вклада, тем выше проценты;
8) в целом банки активно ищут пути для дальнейшей диверсификации ресурсов.
Кроме того, еще одной важной современной тенденцией является развитие технологии гибких депозитных счетов, когда в одном счете сочетаются преимущества счетов до востребования и срочных счетов. По таким счетам устанавливается, как правило, сравнительно небольшая сумма первоначального срочного вклада и предоставляется возможность неограниченных дополнительных взносов и снятий в любое время средств сверх основной суммы вклада.
Широко используются такие методы управления привлеченными ресурсами банка, как: дифференциация процентных ставок; тарификация; лимитирование.
Анализу банковских процентов уделяется особое внимание, поскольку проценты - это основной источник операционных доходов банка (проценты полученные) и основной источник операционных расходов банка (проценты уплаченные). С одной стороны, банк заинтересован в том, чтобы платить более низкий процент, с другой - он должен устанавливать «конкурентоспособный» процент, чтобы привлечь клиентов, для которых основной критерий - доходность вклада.
Особенностью современной практики управления привлеченными ресурсами является стремление банков максимально дифференцировать процентные ставки по различным депозитным услугам, чтобы, во-первых, максимально удовлетворять потребности клиентов, а во-вторых, обеспечивать себе оптимальную прибыльность. Кроме того, некоторые банки предлагают своим клиентам различные способы компенсации инфляционных потерь, например выплату процентов вперед (т.е. при внесении средств на срочный счет вкладчик сразу получает причитающиеся ему проценты). По отдельным депозитам банки предлагают процентные ставки, прогрессивно возрастающие в зависимости от продолжительности нахождения средств во вкладе.
Тарификация какметодуправления привлеченными ресурсами связана с установлением и изменением тарифов на те или иные банковские услуги. Тарифную основу имеют банковские комиссии и плата за обслуживание (ведение счета и т.п.).
Банк устанавливает тарифы на открытие, ведение и обслуживание счетов отдельно для физических и для юридических лиц. Тарифы устанавливаются, к примеру, в отношении следующих услуг в части привлеченных ресурсов физических лиц: открытие счета (может быть бесплатным); ежемесячная плата за ведение личного счета (взимается безакцептно); зачисление наличных средств на счет (как правило, бесплатно); предоставление выписки по счетам
0 всех совершенных операциях (размер тарифа может устанавливаться в зависимости от того, за какой период времени предоставляется выписка: например, до 1 мес, от
1 до 3 мес, от 3 до 6 мес, свыше 6 мес) и т.п.
Следует отметить, что получаемые банком за обслуживание комиссии и вознаграждения незначительны и не являются причиной стремления банка к расширению клиентской базы. Основной целью применения и развития метода тарификации является повышение качества обслуживания и организация новых форм услуг, что в конечном счете
направлено на увеличение совокупного остатка средств на текущих, расчетных и прочих счетах клиентов. С этой же конечной целью осуществляется и лимитирование.
Лимитирование как метод управления привлеченными ресурсами представляет собой установление банком различных ограничений (лимитов). Целью лимитирования является обеспечение на счетах определенного остатка средств. К ограничениям, позволяющим банку управлять привлеченными им ресурсами, относятся:
- ограничения на первоначальный взнос во вклад (минимальный размер вклада);
- ограничения на остаток средств на счете (минимальный объем средств на счете, на который начисляются проценты);
- ограничения на суммарные обороты по счету (ограничение на величину разового списания средств, ограничение на число движений по счету);
- ограничения на срок размещения вклада и т.д.
Если клиент открывает несколько счетов, банк может
установить для него единый лимит на остаток средств по всем счетам. Банк может дифференцировать ограничения на суммарный оборот по счету в зависимости от способа списания средств со счета (в наличном или безналичном порядке) и в зависимости от вида платежа (клиентуданного банка или клиенту другого банка).
Особую актуальность сегодня имеет портфельный метод управления привлеченными ресурсами, в основе которого лежит современный подход к управлению ликвидностью, когда баланс между ликвидностью и прибыльностью обеспечивается благодаря сбалансированности и учету взаимозависимости активов и пассивов. Соответственно, целью применения портфельного метода управления является обеспечение баланса между привлеченными и размещенными ресурсами по срокам и процентам.
Сегодня используются два способа сопоставления активов и пассивов по срокам размещения / привлечения: 1) сопоставление активов и пассивов на основе договорных сроков; 2) сопоставление активов и пассивов по срокам, оставшимся до погашения требований и востребования средств. Преимущество последнего способа состоит в том, что банк наглядно видит, какие и в каком объеме у него могут возникнуть проблемы, на основании чего можно своевременно принять нужные решения для улучшения сложившейся ситуации. Но и в том, и в другом случае учитывается плановый фактор, что, разумеется, тоже важно. То есть при обеспечении сопряженности привлеченных и размещенных ресурсов по срокам погашения и востребования в расчет берутся плановые сроки (сроки, закрепленные в договорах между банком и клиентом). Однако, как свидетельствует практика, реальные сроки погашения клиентами своих обязательств перед банком либо нахождения средств на депозитных, текущих и прочих счетах не всегда соответствуют срокам, определенным в договорах. Поэтому, по мнению автора, банку необходимо в дополнение к вышеназванным способам обеспечения баланса использовать
прогнозы реальных сроков погашения и востребования ресурсов, построенные методом экстраполяции (т.е. путем использования предшествующего практического опыта для построения прогноза) и на основе оценки характера клиента. Представляется, что такой подход позволит банку более результативно и эффективно поддерживать заданный уровень ликвидности, а соответственно, сохранить устойчивость и уберечься от потерь и убытков.
Следующая группа методов управления привлеченными ресурсами непосредственно связана с клиентами, их изучением, диагностикой, стимулированием. Сюда входят: формирование картотеки клиентов, мониторинг рынка банковских услуг, рекламирование банковских продуктов, формирование имиджа, обеспечение высокого качества обслуживания, формирование комплексных услуг.
Каждый банк имеет определенную базу данных, где хранится информация о его клиентах. Естественно, что в век стремительного технологического прогресса эти базы имеют электронную основу. Подобные базы данных по сути представляют собой картотеку клиентов. Формирование картотеки клиентов имеет для банка особое значение, поскольку каждый клиент - это особая история и ситуация. По каждому клиенту должны отражаться все входящие данные (личные данные, дата обращения в банк и т.п.), перечень оказываемых и оказанных (если это «старый» клиент) услуг, условия оказания услуг (могут быть специфичными для конкретного клиента), движение средств по открытым счетам (счету) (в зависимости от характера счета) и т.п.
В дополнение к общей картотеке по вкладчикам и кредиторам банка представляется целесообразным ведение нескольких параллельных картотек, объединяя клиентов в различные группы. Здесь можно предложить такие подходы:
1) формирование картотек в зависимости от категории клиентов (картотека клиентов - физических лиц; картотека клиентов - предприятий и организаций; картотека банков-корреспондентов и банков-кредиторов; картотека резидентов, картотека нерезидентов);
2) формирование картотек в зависимости от размера вложения (картотека крупных клиентов; картотека средних клиентов; картотека мелких клиентов);
3) формирование картотек в зависимости от срока вложения (картотека текущих клиентов; картотека краткосрочных клиентов; картотека среднесрочных клиентов; картотека долгосрочных клиентов).
Формирование параллельных картотек вкладчиков и кредиторов наряду с общей позволит адекватно строить банковскую политику, гибко оценивать перспективность для банка той или иной группы клиентов, прогнозировать необходимость разработки новых услуг для каждой группы клиентов.
Большое значение для улучшения банком своих конкурентных позиций имеет оценка мотивации клиентов при выборе банка. Некоторые банки в целях определения мотивов, побуждающих клиентов открывать счета, проводят анкетирование на этапе открытия и закрытия счета. Как
показывают исследования, для корпоративных клиентов важным является имидж банка, предоставление полного комплекса услуг, открытость банка для общения с клиентом, высокая скорость проведения платежей и т.п. Немаловажную роль играютрекомендации других клиентов. Основной причиной закрытия счета является предложение банками-конкурентами более привлекательных условий обслуживания (более низкие тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, упрощенная процедура выдачи кредита и т.п.).
Мониторинг рынка банковских услуг на постоянной основе необходим для отслеживания изменений спроса потребителей банковских услуг и гибкого реагирования на «происки» конкурентов по «перехвату» и «переманиванию» клиентов. И то и другое ориентировано на поддержание конкурентной позиции банка. Разумеется, каждый банк заинтересован в усилении своей рыночной позиции, вплоть до монополизации отдельных сегментов. Однако в условиях, когда рынок поделен между банками, актуальность приобретает сохранение занятых рыночных позиций или поиск новых ниш. Даже рынок обанкротившихся банков в условиях сильной конкуренции нелегко захватить. Это требует от банка быстрой реакции и готовности ответить на действия конкурентов. Кроме того, особенностью современного рынка банковских услуг является «прозрачность». Достаточно банку совершить ошибку или понизить качество услуг, он начинает терять клиентов.
Результатом мониторинга рынка банковских услуг может стать корректировка политики управления привлеченными ресурсами, изменение тарифной политики, принятие решения о необходимости разработки и продвижения новых услуг и т.п.
Особую роль банки отводят рекламированию своих услуг в целях стимулирования притока средств. Большей частью рекламы банковских услуг основываются на внушении доверия к банку, подчеркивается его надежность, длительность существования, какие-то конкурентные преимущества («только мы предлагаем...», «только у нас вы сможете...» и т.п.), место в рейтинге (например, что банк входит в десятку крупнейших банков и т.п.), удобство обслуживания и др.
Однако крупные банки рекламируют и отдельные виды услуг, более того, конкретные вклады (например, в зимний период рекламируют вклады «Новогодний», «Рождественский» и т.п.).
Несомненно, грамотная рекламная политика сегодня необходима банкам и призвана помочь в поиске новых клиентов.
Формирование имиджа также требует определенных затрат денег и сил, однако, как и в случае с рекламой, это оправданные расходы. Для вкладчика традиционно было главным наличие имиджа надежного банка. Сегодня, когда государство позаботилось об обеспечении интересов вкладчиков, создав систему гарантирования вкладов, важность надежности банка для вкладчика, а следовательно, рискованности вклада, несколько «отступила» на задний план.
Поэтому сегодня для банков является более актуальным формирование имиджа высокотехнологичного и удобного банка, предлагающего широкий спектр услуг и высокое качество обслуживания.
Дизайн офисов, отличное обслуживание являются сегодня необходимым атрибутом конкурентоспособности банка. Текущие условия рынка требуют от банка не только качественного оказания услуг, но и заставляют постоянно совершенствовать технологию обслуживания для достижения максимального удобства клиентов.
Используемые современными банками способы оказания услуг условно можно разделить на традиционные и дистанционные. Дистанционное обслуживание предполагает обслуживание клиента на расстоянии путем использования различных каналов передачи информации. Данная форма взаимоотношений клиента с банком очень популярна во многих странах. В частности, за рубежом широкое распространение нашло банковское обслуживание населения на дому или на рабочем месте - так называемый home banking (в отечественной терминологии - домашний банк). Обслуживание клиентов на дому или на рабочем месте, так называемый home banking, является сегодня одной из наиболее перспективных форм предоставления банковских услуг физическим лицам. Благодаря такой форме взаимоотношений с банком клиент получает возможность управлять открытыми ему счетами (текущими, депозитными и т.д.), осуществлять расчеты, контролировать движение средств на счетах и т.д., не выходя из дома.
Дистанционное обслуживание клиентов может осуществляться с использованием: телефона, факса, телеграфа, почты, персональных компьютеров клиентов, подключенных к замкнутым сетям (удаленные терминалы) либо коммутирующих по открытым сетям. Но очевидно, что при условии обеспечения должного уровня безопасности Интернет постепенно вытеснит альтернативные каналы передачи информации благодаря своим явным преимуществам.
Бесспорно, что широкое внедрение и развитие онлайн-банкинга обусловлено стремлением банков повысить качество обслуживания клиентов и обеспечить максимальное удобство для клиента, что наиболее актуально и востребовано на сегодняшний день и служит одним из стратегически важных инструментов неценовой конкуренции между участниками рынка банковских услуг за привлечение новых ресурсов.
Для современных отечественных банков онлайн-тех-нологии являются новым инструментом ведения бизнеса. Многие крупные банки, осознавая важность создания информационных систем, обеспечивающих оперативный обмен данными, осуществляют серьезное финансирование онлайн-проектов.
Одним из пионеров введения онлайн-бизнеса в отечественную банковскую практику является «Гута-Банк». Сегодня он предлагает такие системы онлайн-обслуживания (удаленного банковского обслуживания), как: «Телебанк» и «Телеинфо» - для частных клиентов; «Клиент-Банк» и «Банк-Клиент-Онлайн» - для корпоративных клиентов.
АКБ «АВТОБАНК-НИКОЙЛ» предлагает своим клиентам системы «Интернет Сервис Банк» (для физических лиц) и «Электронный клиент» (для корпоративных клиентов).
Следует отметить, что число клиентов российских коммерческих банков, использующих услуги Интернет-обслуживания, стремительно увеличивается.
Актуально сегодня и формирование комплексных услуг. В целях достижения большей заинтересованности клиентов в сотрудничестве именно с данным банком банки стали изыскивать возможности реализации комплексных услуг, предложения к основной услуге каких-то сопутствующих или дополнительных услуг. В последнее время в обиход стало входить выражение «пакетирование услуг», которое, по сути, и характеризует комплексные услуги. Некоторые российские коммерческие банки, к примеру, предлагают своим клиентам пакет услуг, включающий открытие срочного депозитного счета, оплату коммунальных услуг и других счетов, заказ авиабилетов со специальной системой скидок.
Несомненно, предоставление комплексных услуг имеет большие перспективы, поскольку выгодно как для банка, так и для клиентов.
Таким образом, проведенный анализ деятельности по управлению привлеченными ресурсами коммерческих банков в современных условиях позволяет проследить основные тенденции развития методов управления:
1) смягчение резервных требований;
2) развитие операций peno Банка России как инструмента воздействия на ликвидность коммерческих банков;
3) стремление коммерческих банков учесть при формировании политики в области привлечения ресурсов все факторы, которые могут оказать воздействие на ресурсную базу;
4) углубление и широкое использование различных аналитических методов;
5) стремление обеспечить адекватность качественных характеристик предлагаемых услуг (условий привлечения) целям вложения клиентов (для проведения расчетов, сбережения, накопления, получения доходов и т.п.);'
6) неуклонное расширение ассортимента предлагаемых банковских услуг;
7) развитие комплексных услуг;
8) приоритет формирования имиджа высокотехнологичного и удобного банка, предлагающего широкий спектр услуг и высокое качество обслуживания;
9) развитие технологии предложения клиентам гибких счетов и гибких процентных ставок;
10) тенденция к усилению прозрачности рынка банковских услуг, открытость для клиентов широкой информации о деятельности банка;
11) персонификация клиентов: банки стремятся учесть индивидуальные потребности каждого клиента;
12) поиск путей для дальнейшей диверсификации ресурсов.