Научная статья на тему 'Методы управления корпоративной социальной ответственностью'

Методы управления корпоративной социальной ответственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2606
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / МЕНЕДЖМЕНТ / МЕТОДЫ / МЕТОДИКИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / "МОДЕЛЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН" ЭДВАРДА Р. ФРИМЕНА / МАТРИЦА "ВЛИЯНИЕ-ЗНАЧИМОСТЬ" ОБРИ Л. МЕНДЕЛОУ / АТРИБУТИВНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМАТИЗАЦИИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ ЭЙГЛА-ВУДА-МИТЧЕЛЛА / "ПИРАМИДА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ" АРЧИ Б. КЭРРОЛЛА / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / MANAGEMENT / METHODS / TECHNIQUES / MANAGEMENT TOOLS / "STAKEHOLDER MODEL" EDWARD R. FREEMAN / A MATRIX "POWER-INTEREST" AUBREY L. MENDELOW / ATTRIBUTIVE MODEL SYSTEMATIZATION STAKEHOLDERS AGLE-WOOD-MITCHELL / "PYRAMID OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY" ARCHIE B. CARROLL / ALGORITHM MOLTENI / STAKEHOLDERS / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руцкий Евгений Игоревич

В статье рассмотрены методические аспекты корпоративной социальной ответственности. Представлены методы управления корпоративной социальной ответственностью. Показаны особенности методов экономики и методов управления относительно корпоративной социальной ответственности. Представлена «Модель заинтересованных сторон» Эдварда Р. Фримена. Подробно описаны группы стейкхолдеров. Дано описание такого инструмента систематизации стейкхолдеров и принятия управленческих решений в области корпоративной социальной ответственности, как матрица Обри Л. Менделоу «Влияние-Значимость». В качестве альтернативной методики систематизации стейкхолдеров представлена атрибутивная модель Эйгла-Вуда-Митчелла. В рамках описания данной модели дана характеристика атрибутам: власть, легитимность, актуальность, входящим в нее. Рассмотрена пирамидальная модель Арчи Б. Кэрролла, а также представлена система показателей описывающих уровень развития корпоративной социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Руцкий Евгений Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MANAGEMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

The article describes the methodical aspects of corporate social responsibility. Presents management practices of corporate social responsibility. The concepts of «method», «method», and shows the features of the economy of methods and management practices with respect to corporate social responsibility. Presented «stakeholder model» Edward R. Freeman. Details are written stakeholder groups. Presented several options systematization stakeholders group. A description of such a tool to systematize the stakeholders and management decisions in the field of CSR, as a matrix Aubrey L. Mendelow «Power-interest». As an alternative method of systematization of stakeholders presented an attributive model Agle-Wood-Mitchell. As part of the description of this model is given the characteristic attributes: power, legitimacy, relevance of entering into it. Considered pyramidal model Archie B. Carrolland presented a system of indicators describing the corporate social responsibility.

Текст научной работы на тему «Методы управления корпоративной социальной ответственностью»

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 303.7

Методы управления корпоративной социальной ответственностью

В статье рассмотрены методические аспекты корпоративной социальной ответственности. Представлены методы управления корпоративной социальной ответственностью. Показаны особенности методов экономики и методов управления относительно корпоративной социальной ответственности. Представлена «Модель заинтересованных сторон» Эдварда Р. Фримена. Подробно описаны группы стейкхолдеров. Дано описание такого инструмента систематизации стейкхолдеров и принятия управленческих решений в области корпоратвиной социальной ответственности, как матрица Обри Л. Менделоу «Влияние-Значимость». В качестве альтернативной методики систематизации стейкхолдеров представлена атрибутивная модель Эйгла-Вуда-Митчелла. В рамках описания данной модели дана характеристика атрибутам: власть, легитимность, актуальность, входящим в нее. Рассмотрена пирамидальная модель Арчи Б. Кэрролла, а также представлена система показателей описывающих уровень развития корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), социальная ответственность бизнеса, менеджмент, методы, методики, инструменты управления, «Модель заинтересованных сторон» Эдварда Р. Фримена, матрица «Влияние-Значимость» Обри Л. Менделоу, атрибутивная модель систематизации стейкхолдеров Эйгла-Вуда-Митчелла, «Пирамида корпоративной социальной ответственности» Арчи Б. Кэрролла.

В настоящее время можно выделить широкий спектр теоретических и прикладных работ в области оценки и анализа КСО, однако они не имеют комплексного характера. По проблеме управления КСО, несмотря на большое количество работ, также отсутствует комплексное понимание.

Предварительно дадим определение понятию «метод» и «методика».

Под методом, с нашей точки зрения, следует понимать:

— во-первых, операцию, процедуру или процесс достижения цели;

— во-вторых, систематический порядок, технику, или способ познания предмета;

— в-третьих, способ, технику, или процесс создания чего-либо;

— в-четвертых, свод навыков, техник, способов, практик.

© Руцкий Е.И., 2016

Е.И. Руцкий

Отметим также, что метод предполагает деятельность познания и преобразования (в той или иной степени) объекта.

Различие между понятиями «методика» и «метод» состоит в том, что методика более конкретна с точки зрения цели ее применения и объекта приложения. По сути, методика, с одной стороны, является процедурой применения метода, а с другой, включает в себя отдельные методы для решения конкретных поставленных задач, другими словами, методика является готовым алгоритмом, правилом или процедурой.

Данный вопрос достаточно глубоко исследован в различных науках и в философии. Отметим, что выделяют широкий спектр общенаучных методов: аналитический, дедуктивный, индуктивный, диалектический, интуитивный, научный, обобщенный, экспериментальный и другие. Некоторые исследователи отмечают, что «различия между формами философского, научного и вненаучного познания, их классами, видами, формами и отраслями — это различия между характером предметов познания, их типами, уровнями и способами классификации и систематизации полученных знаний» [10].

В экономических науках для познания объекта применяют следующие общенаучные методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, системный подход, математическое моделирование, статистическую обработку данных, графический метод, научную абстракцию.

На основе указанных методов сформулированы конкретные методики познания экономических объектов и процессов. При этом менеджмент, который относится к экономическим наукам, применяет те же методы познания. Кроме методов познания систем управления в менеджменте как практической деятельности, выделяют методы управления социально-экономическими объектами, процессами и явлениями. К ним традиционно относят: экономические, административные и социально-психологические методы. Тебекины в статье «Принципы формирования инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов» [11] приравнивают понятия «методы» и «инструмент» в практике и теории менеджмента. Данные методы определяют конкретный инструментарий воздействия субъекта управления на объект, а также инструментарий получения обратной связи.

Таким образом, необходимо выявить и обобщить методы управления корпоративной социальной ответственностью и методы оценки и анализа корпоративной социальной ответственности.

Рассмотрим подробно методы управления КСО.

Одной из основных методик управления КСО является модель заинтересованных сторон (англ. — stakeholder theory), как мы уже отмечали выше, впервые подробно описанная в работе Эдварда Р. Фримена [14].

Котляров выделяет следующие группы стейкхолдеров [7]:

1. органы государственной власти;

2. органы местного самоуправления;

3. собственники (акционеры);

5. наемные работники;

6. кредиторы;

7. потребители;

8. профсоюзы;

9. поставщики.

В ряде случаев [16] выделяют внутренних и внешних стейкхолдеров. К категории внутренних стейкхолдеров относят следующие группы:

1. группа «Сотрудники»: члены совета директоров; топ-менеджмент; менеджеры; сотрудники; служащие, которые покинули компанию;

2. группа «Инвесторы»: владельцы долей в бизнесе;

3. группа «Поставщики»: субподрядчики; консультанты; аутсорсинг;

4. группа «Деловые партнеры»: партнеры по НИОКР;

5. группа «Университеты и научное сообщество»: научные работники, аспиранты и студенты, проходящие практику и стажирующиеся в компании.

К категории внешних стейкхолдеров относят:

1. группа «Сотрудники»: потенциальные сотрудники;

2. группа «Инвесторы»: кредитные организации; менеджеры и аналитики инвестиционных фондов; рейтинговые агентства;

3. группа «Клиенты»: конечные потребители; посредники; лица, оказывающие влияние при выборе товара;

4. группа «Поставщики»: поставщики материалов и сырья; провайдеры услуг и продуктов, относящихся к инфраструктуре;

5. группа «Конкуренты»: прямые конкуренты; производители товаров-заменителей;

6. группа «Правительство и регулирующие органы»: профильные министерства, ведомства, комитеты и другие;

7. группа «Деловые партнеры»: лицензиаты; университеты и др.;

8. группа «Местные сообщества»: соседи; местные власти; благотворительные и волонтерские организации;

9. группа «Университеты и научное сообщество»: исследовательские центры; научные и педагогические работники;

10. группа «СМИ»: радио; телевидение; печатные издания; интернет;

11. группа «Неправительственные организации и группы давления»: организации по защите прав человека; организации по защите животных; организации по охране окружающей среды и другие.

Задача компании состоит в систематизации и построении отношений предприятия со стейкхолдерами.

Простейшим инструментом систематизации стейкхолдеров и принятия управленческих решений в области КСО является матрица «Влияние-Значимость», разработанная Обри Л. Менделоу [1; 16]. Данная матрица

включает два параметра. Первый параметр — власть, под которой понимается возможность стейкхолдера влиять на поведение и результаты бизнеса. Второй параметр — «Значимость», или «Уровень интереса», то есть вероятность того, что стейкходер использует свою возможность реализовать власть над бизнесом. Матрица разбивается на четыре одинаковых квадранта. В верхнюю левую часть матрицы попадают те стейкхолдеры, которые имеют высокий уровень власти над бизнесом, однако не проявляют интереса к его деятельности. То есть запросы таких стейкхолдеров редки, но требуют оперативного решения. В нижнем левом углу матрицы расположены стейкхолдеры, не заинтересованные в деятельности бизнеса и не имеющие власти над ним. В верхнем правом углу матрицы расположены стейкхолдеры, которые во многом определяют судьбу бизнеса. То есть большая часть деятельности предприятия в рамках КСО должна быть направлена на взаимодействие и удовлетворение интересов именно этой группы стейкхолдеров. И, наконец, в правом нижнем углу матрицы расположены стейкхолдеры, которые не могут существенно влиять на бизнес, но зависят от него. Эта группа должна быть вовлечена в орбиту мероприятий по КСО бизнеса, с целью формирования их лояльности.

Альтернативной методикой систематизации стейкхолдеров является модель Эйгла-Вуда-Митчелла [1; 8; 17], которая наделяет стейкхолдеров тремя следующими атрибутами: власть, легитимность, актуальность. При этом, авторы данной модели указывают на то, что стейкхолдеры могут в разной степени обладать всеми или частью данных атрибутов. Таким образом, можно выделить 7 групп стейкхолдеров.

1. Контролирующие — обладают только атрибутом легитимности.

2. Требующие стейкхолдеры — обладают только атрибутом срочности.

3. Пассивные стейкхолдеры — обладают только атрибутом власти.

4. Доминирующие — обладают атрибутами власти и легитимности.

5. Опасные стейкхолдеры — обладают атрибутами власти и срочности.

6. Зависимые стейкхолдеры — обладают атрибутами легитимности и срочности.

7. Определяющие стейкхолдеры — обладают всеми тремя атрибутами.

Следующим инструментом управления КСО является широко известная пирамида социальной ответственности А. Кэрролла. Данный инструмент выступает не только в качестве модели КСО, но может быть использован и как инструмент управления, позволяющий определить уровень КСО в организации и необходимость его развития. В некоторых работах [4] предложена методика оценки уровня КСО предприятия с помощью анализа динамики показателей, характеризующих каждый из четырех уровней. Так, для первого уровня — экономической ответственности — предложено рассчитывать динамику следующих групп показателей.

1. Основные технико-экономические показатели (динамика за 3 предыдущих года, абсолютное отклонение и темпы прироста в процентах).

2. Оценка финансового состояния предприятия.

3. Состав, структура и динамика персонала предприятия (организации).

4. Структура затрат.

5. Структура уплаченных налогов.

6. Отчисления страховых взносов во внебюджетные фонды.

7. Маркетинговые показатели.

8. Специфические показатели деятельности предприятий.

Для оценки уровня правовой ответственности компании следует проанализировать:

— количество предупреждений;

— количество административных штрафов;

— общий размер административных штрафов;

— количество конфискованных орудий совершения или предметов административного правонарушения;

— количество административных приостановлений деятельности;

— количество штрафов и неустоек за нарушение обязательств;

— общий размер штрафов и неустоек за нарушение обязательств.

Для оценки уровня этической ответственности анализируются объемы

средств, направленных на мероприятия по снижению ресурсопотребления; на экологические мероприятия и повышение экологических стандартов; на повышение качества продукции; на НИОКР; на обучение персонала; на оздоровление работников; на улучшение жилищных и социально-бытовых условий работников; на финансирование профильных образовательных программ, стипендий и расходы на программы по трудоустройству молодых специалистов; на инвестиции в профильные малые инновационные предприятия; на финансирование программ профессиональной реабилитации инвалидов; на финансирование программ сокращения производственного травматизма и профзаболеваний.

Уровень филантропической ответственности предприятия отражают объемы средств, направленных на программы развития здравоохранения; финансирование программ социальной адаптации инвалидов; программы развития культуры, искусства и поддержания исторического наследия; развития массового любительского спорта и популяризацию здорового образа жизни; программы развития науки; образования; местных сообществ и местного самоуправления; общественных организаций и профессиональных сообществ.

Одним из наиболее важных, но недооцененных, методов управления КСО является алгоритм Мольтени [18]. Данный алгоритм, отражает логику процесса включения социальной ответственности в стратегию предприятия с целью создания конкурентных преимуществ. Алгоритм вклю-

чает в себя пять возможных уровней взаимодействия бизнеса и общества. Первый уровень — «Социально-конкурентный синтез». Второй уровень — «Изменение условий». Третий уровень — «Расходы на общественное развитие». Четвертый уровень: «Допустимый компромисс». Пятый уровень: «Временное игнорирование общественных ожиданий».

Таким образом, подводя итог изложенному материалу, отметим следующее.

Во-первых, существует широкий спектр подходов к анализу и оценке корпоративной социальной ответственности. Широко распространены слабоструктурированные и неформализованные подходы, основанные на экспертных оценках.

Во-вторых, существует ряд методик анализа КСО, позволяющих дать обоснованную и ясную оценку уровню социальной ответственности конкретного бизнеса, что в свою очередь, позволяет принимать обоснованные управленческие решения в этой области.

В-третьих, нами было отмечено, что недостатком всех описаных методик является отсутствие наглядности.

В-четвертых, существуют конкретные методики управления КСО на уровне предприятий. Однако можно отметить недостаточную комплексность данных методик, а также отсутствие отраслевой специализации в них.

Литература

1. Белякова Е.В., Самарцева А.В. Роль стейкхолдеров в формировании региональной логистической инфраструктуры // Вестник СибГАУ. 2013. № 2 (48). URL: http://cyberleninka.ra/artide/n/rol-steykholderov-v-formirova-nii-regionalnoy-logisticheskoy-infrastraktury (дата обращения: 27 декабря 2016 года).

2. Ершова Н.А. Критерии принятия эффективного управленческого решения в соответствии с принципами социальной ответственности // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИР-БИС. 2016. № 1 (5). С. 7—13.

3. Журавлева И.А. Международные проблемы современной экономики // Экономика и социум. Саратов. ООО «Институт управления и социально-экономического развития». 2014. № 3—1 (12). С. 653—659; Роль создания глобальных цепочек добавленной стоимости на современном этапе развития экономики // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) часть 1, сборник научных работ, М.: 2015. № 6 (15).

4. Зильберштейн О.Б. Социальный проект бизнеса как результат корпоративной социальной ответственности: теоретический анализ / О.Б. Зильберштейн, Д.Д. Семенюк, Т.Л. Шкляр, А.В. Юрковский // Экономика и предпринимательство. № 4. ч. 2 (69—2) 2016 (Vol. 10. Nom. 4—2) URL: http://www.intereconom.com/component/content/article/ 330.html (дата обращения: 17 декабря 2016 года); Анализ стейкхолдеров на-

примере российских предприятий / Зильберштейн О.Б., Невструев К.В., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л., Юрковский А.В. // Интернет-журнал Науковедение. 2016. т. 8. № 3 (34). С. 30; З, Ершова Н.А., Невструев К.В. Контроллинг подготовки и реализации социальных проектов бизнеса: Монография. Saarbruken. Изд.: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2016. 189 с.; З., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л., Юрковский А.В. Корпоративная социальная ответственность как бизнес-проект: теоретический аспект // Интернет-журнал «Науковедение». Том 8, № 3 (2016). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/29EVN316.pdf (дата обращения: 17 декабря 2016 года); З., Похвощев В.А., Семенюк Д.Д. Методология социальной ответственности бизнеса // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС . 2016. № 2 (6). С. 92-101.

5. Как работать со стейкхолдерами? URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/stakeholders/ (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

6. Косова Л.Н. Бизнес-процессы формируют цепочку ценностей и себестоимость [текст] // Полиграфист. 2010. №2 (47). C. 77—84; Управление финансовым потоком организации на принципах процессного подхода // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5. С. 1057—1060.

7. Котляров Д. А. Статистическая оценка социальной ответственности промышленных предприятий: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.12 / Котляров Данил Александрович; [Место защиты: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики]. Москва, 2006. 175 с.: ил. С. 33.

8. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения // Вестник СПбГУ Сер. 8. 2004. Вып. 2 (№ 16). С. 53.

9. Программа ООН по охране окружающей среды. URL: www.uneptie.org (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

10. Смирнов В.В., Степанов А.Г. Диалектика отношений общенаучных и философских методов исследования социально-экономических систем // Вестник ЧГУ. 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/dialektika-otnosheniy-obschenauchnyh-i-filosofskih-metodov-issledovaniya-sotsialno-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

11. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Принципы формирования инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов // ТДР. 2015. № 1. URL: http://cyberleninka.ra/artide/n/printsipy-formirovaniya-instrumentov-i-metodov-menedzhmenta-promyshlennyh-predpriyatiy-otrasley-kompleksov (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

12. Шкляр Т.Л. Особенности управления В2В услугами на предприятии: Монография. М.: Издательство «Перо», 2016. 104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. AccountAbilityURL: www.accountability.org.uk (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

14. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984.

15. Freeman R. Edward, John McVea. A Stakeholder Approach to Strategic Management. Working Paper No. 01—02. The Darden School University of Virginia URL: http://faculty.wwu.edu/dunnc3/rprnts.stakeholderapproach.pdf (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

16. Mendelow A. Environmental scanning: the impact of stakeholder concept. In: Proceedings of the second international conference on information systems, December 1981. Cambridge, Mass; 1981.

17. Mitchell Ronald K., Bradley R. Agle and Donna J. Wood. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts. // The Academy of Management Review Vol. 22, No. 4 (Oct., 1997), pp. 853—886.

18. Molteni Mario. The social-competitive innovation pyramid // Corporate Governance: The international journal of business in society. Vol. 6 Iss 4. 2006. pp. 516—526.

19. Stakeholder Research Associates Canada Inc. URL: www.StakeholderResearch. com (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

20. Stefan Olander, Anne Landin. Evaluation of stakeholder influence in the implementation of construction projects // International Journal of Project Management 23 (2005). Рр. 321—328.

21. Yates Jim. Me, myself and I — understanding stakeholder perspectives. URL: https://pivotalthinking.wordpress.com/2011/10/03/me-myself-and-i-under-standing-stakeholder-perspectives/ (дата обращения: 17 декабря 2016 года).

References

1. Belyakova E.V., Samartseva A.V. Role of stakeholders in forming of regional logistic infrastructure//The Bulletin of SIBGAU. 2013. No. 2 (48). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-steykholderov-v-formirovanii-regionalnoy-logisticheskoy-infrastruktury (accessed 27 June 2015).

2. Yershova N. A. Kriterii prinjatija jeffektivnogo upravlencheskogo reshenija v sootvetstvii s principami social'noj otvetstvennosti /Acceptance criterions of effective management decision according to the principles of social responsibility] // The Bulletin of the Moscow international higher school of business MIRBIS. No. 1 (5), 2016. Pp. 7—13

3. Zhuravleva I.A. Mezhdunarodnye problemy sovremennoj jekonomiki [International problems of modern economy] // Economy and society. Saratov. LLC Institute of Management and Social and Economic Development. No. 3—1 (12), 2014. Pp. 653—659;Rol' sozdanija global'nyh cepochek dobavlennoj stoimosti na sovremen-nom jetape razvitija jekonomiki /Role of creation of global chains of value added at the present stage of development of economy] // The Euroasian Union of Scientists (EUS) part 1, the collection of scientific works. 2015. No. 6 (15).

4. Zilberstein O.B. Social project of business as result of corporate social liability: theoretical analysis / O.B. Zilberstein, D.D. Semenyuk, T.L. Shklyar, A.V. Yurkovsky // Economy and entrepreneurship.No. 4. P. 2 (69—2) of 2016 (Vol. 10

Nom. 4—2); Analiz stejkholderov naprimere rossijskih predprijatij [Stakeholder analysis naprimer of the Russian enterprises] / Zilberstein O.B., Nevstruyev K.V., Semenyuk D.D., Shklyar T.L., Yurkovsky A.V. // Science of science Internet magazine. 2016. t. 8. No. 3 (34). P 30; Z., Yershova N.A., Nevstruyev K.V. Kontrolling podgotovki i realizacii social'nyh proektov biznesa: Monografija [Controlling of preparation and implementation of social projects of business: Monograph] Saarbruken. Prod.: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2016. 189 p.; Z., Semenyuk D.D., Shklyar T.L., Yurkovsky A.V. Corporate social liability as business project: theoretical aspect // Internet-magazine "Science of science" Volume 8. No. 3 (2016) Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/ 29EVN316.pdf (accessed 27 June 2015);Z., Pokhvoshchev V.A., Semenyuk D.D. Metodologija social'noj otvetstvennosti biznesa [Metodologiya of social responsibility of business] // Bulletin of the Moscow international higher school of business of MIRBIS. 2016. No. 2 (6). Pp. 92—101.

5. How to work with stakeholders? Available at:http://powerbranding.ru/biznes-analiz/stakeholders/ (accessed 27 June 2015).

6. Kosova L.N. Biznes-processy formirujut cepochku cennostej i sebestoimost' [Business processes create chain of values and cost value] // Printer. 2010. No. 2(47). Pp. 77—84; Upravlenie finansovym potokom organizacii na principah processnogo podhoda[Management of financial flow of the organization on the principles of the process approach] // Economy and entrepreneurship. 2016. No. 5. Pp. 1057—1060.

7. Kotlyarov D.A. Statistical assessment of social responsibility of industrial enterprises: The thesis... PhD in Economic Sciences: 08.00.12 / Kotlyarov Danil Aleksandrovich; [Place of protection: Moscow State University of economy, statistics and information science]. Moscow, 2006. 175 p.: silt. Page 33.

8. Petrov M.A. Teorija zainteresovannyh storon: puti prakticheskogo primenenija [ Stakeholder theory: ways of practical application] // Bulletin of St.Petersburg State University. Ser. 8. 2004. Issue 2 (No. 16). P. 53.

9. Program of the UN for environmental protection. Available at: www.uneptie. org (accessed 27 June 2016).

10. Smirnov V.V., Stepanov A.G. Dialektika otnoshenij obshhenauchnyh i filosof-skih metodov issledovanija social'no-jekonomicheskih sistem [Dialectics of the relations of general scientific and philosophical methods of research of social and economic systems] // ChGU Bulletin. 2011. No. 2. Available at: http^/cyberleninka.ru/article/n/dialektika-otnosheniy-obschenauchnyh-i-filosofskih-metodov-issledovaniya-sotsialno-ekonomicheskih-sistem (accessed 27 December 2016).

11. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Principles of forming of tools and methods of management of industrial enterprises, industries, complexes // TDR. 2015. No. 1. Available at: http: // cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-instru-mentov-i-metodov-menedzhmenta-promyshlennyh-predpriyatiy-otrasley-kompleksov (accessed 27 June 2016).

12. Shklyar T.L. Osobennosti upravlenija V2V uslugami na predprijatii: Monografija [Features of management of B2B services at the enterprise: Monograph] Moscow. Pero publishing house. 2016. 104 p.

13. AccountAbility Available at: www.accountability.org.uk (accessed 27 June 2016).

14. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984.

15. Freeman R. Edward, John McVea. A Stakeholder Approach to Strategic Management. Working Paper. No. 01—02. The Darden School University of Virginia Available at: http://faculty.wwu.edu/dunnc3/rprnts.stakeholderapproach. pdf (accessed 27 June 2016).

16. Mendelow A. Environmental scanning: impact of stakeholder concept. In: Proceedings of the second international conference on information systems, December 1981. Cambridge, Mass; 1981.

17. Mitchell Ronald K., Bradley R. Agle and Donna J. Wood. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts//The Academy of Management Review Vol. 22, No. 4 (Oct., 1997), Pp. 853—886.

18. Molteni Mario. The social-competitive innovation pyramid // Corporate Governance: The international journal of business in society. Vol. 6 Iss 4. 2006. Pp. 516—526.

19. Stakeholder Research Associates Canada Inc. Available at: www.Stakeholder-Research.com (accessed 27 June 2016).

20. Stefan Olander, Anne Landin. Evaluation of stakeholder influence in the implementation of construction projects//International Journal of Project Management 23 (2005). Pp. 321—328.

21. Yates Jim. Me, myself and I — understanding stakeholder perspectives. Available at: https://pivotalthinking.wordpress.com/2011/10/03/me-myself-and-i-understanding-stakeholder-perspectives/ (accessed 27 June 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.