Научная статья на тему 'Методы управления инновационной деятельностью, разработки и внедрения инновационных проектов технического перевооружения машиностроительного производства в АСТПП'

Методы управления инновационной деятельностью, разработки и внедрения инновационных проектов технического перевооружения машиностроительного производства в АСТПП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / техническое перевооружение / машиностроение / подготовка кадров / специальность «Инноватика» / автоматизированная система технологической подготовки производства.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селиванов С. Г., Шайхулова А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы управления инновационной деятельностью, разработки и внедрения инновационных проектов технического перевооружения машиностроительного производства в АСТПП»

Селиванов С.Г.

д.т.н., профессор Уфимского государственного авиационного технического университета Шайхулова А. Ф.

аспирант Уфимского государственного авиационного технического университета

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

Ключевые слова: инновационная деятельность, техническое перевооружение, машиностроение, подготовка кадров, специальность «Инноватика», автоматизированная система технологической подготовки производства.

Инновационную стратегию государства нередко оформляют в виде научной, инновационной доктрины или стратегии [1, 2], которая содержит описания инновационных прогнозов, приоритетов национальной инновационной политики, сценариев развития инновационной деятельности, пути государственной поддержки и концентрации ресурсов, обеспечивающих наиболее быстрое развитие производственного потенциала и конкурентоспособности страны.

Актуальность управления инновационной деятельностью в рамках названной стратегии определяется основным требованием исполнения этих документов: инновационное развитие должно превратиться в основной источник экономического роста.

Объектами управления в инновационной деятельности в соответствии с действующим законодательством являются:

1. выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и/или опытно-технологических работ по созданию инновационной продукции, в том числе новых или усовершенствованных технологических процессов, предназначенных для практического применения;

2. деятельность по продвижению инновационной продукции на внутренний и мировой рынки;

3. технологическое переоснащение (техническое перевооружение) и подготовка производства для выпуска инновационной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса;

4. осуществление испытаний инновационной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;

5. выпуск инновационной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса;

6. подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;

7. деятельность по проведению экспертиз, оказанию консультационных, информационных, юридических и иных услуг по созданию и/или практическому применению инновационной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса и иные виды деятельности, направленные на создание инноваций и введение их в гражданский оборот.

Приоритетными объектами управления инновационной деятельностью согласно модели П. Ромера [3,4] являются вложения в «человеческий капитал». Сказанное связано с тем, что в современной экономике с помощью инновационной деятельности по подготовке новых средств производства - х, повышения на этой основе эффективности затрат труда - Ь и сформированного инновационной системой государства «человеческого капитала» - Иу обеспечивается выпуск предметов труда - У или, как принято говорить в инноватике, инновационной продукции. Сказанное в математической модели инновационной экономики П. Ромера можно представить следующей производственной функцией:

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АСТПП

Введение

1. Приоритетные объекты управления инновационной деятельностью

г=1

(1)

где г - индекс, приписываемый каждому отдельному виду средств производства;

х=ш

- список средств производства, используемых организациями (предприятиями) для выпуска конеч-

й а, р

ной продукции; ' г - некоторые технологические параметры.

2. Методы подготовки кадров высшей квалификации для осуществления инновационной

деятельности

Из теории инновационной экономики известно, что в соответствии с:

- моделью делового цикла «Самуэльсона-Хикса» (нобелевские лауреаты из США и Англии);

- экономическими циклами Й. Шумпетера,

- математической моделью инновационной экономики П. Ромера;

- экономическими механизмами мультипликаторов и акселераторов...

первым шагом к сдвигу производственных функций вверх в направлении экономического роста является вложение средств в «человеческий капитал». Следующим шагом является инвестиционное (в т.ч. инновационное) проектирование, далее идут шаги, связанные с политикой государственных закупок и постановки на производство новой техники.

В настоящее время такие рекомендации науки, нередко, в расчет не принимают. В результате государство тратит миллиардные средства на преодоление некомпетентных движений в любую сторону (вниз, назад, в сторону) от магистральной линии научно-технического прогресса.

Из сказанного следует, что уже на первом плане существует острая проблема формирования компетентного и/или конкурентоспособного персонала, занимающегося инновационной деятельностью на всех уровнях управления.

Центральная проблема в этом направлении работ заключается в отсутствии специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов технических наук) за исключением аэрокосмической отрасли, которая уже приступила к выполнению работ данного плана, и задачами подготовки инженерных кадров в технических университетах.

Для преодоления названной проблемы рекомендуется: открыть новую научную специальность «Инноватика» и реализовать новую концепцию подготовки дипломированных специалистов по инноватике и инновационному проектированию, содержание которой пояснено ниже.

2.1.Формула научной специальности «Инноватика» (по отраслям).

«Инноватика (по отраслям)» - специальность, занимающаяся проблемами совершенствования, разработки и применения методов инновационной деятельности и инновационного проектирования нововведений, целенаправленного воздействия человека на процессы создания инновационной продукции и технологических инноваций, включая вопросы системного анализа и системотехнического проектирования, моделирования и оптимизации, совершенствования управления инновационными проектами для принятия решений с целью повышения эффективности объектов исследования.

Специальность отличается тем, что ее основным содержанием являются: теоретические и прикладные исследования научных законов, закономерностей, зависимостей инновационной деятельности; моделей и методов инновационного проектирования; инновационных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность новой продукции, модернизацию производственных процессов и техническое перевооружение производства методами системотехнического проектирования и инновационной подготовки производства с учетом отраслевых особенностей развития производства.

Отличительной чертой специальности является существенный учет человеческого фактора, что выражается в активном формировании человеческого капитала и приоритетном влиянии науки на процесс управления научно-техническим творчеством в единой цепочке преобразования научных знаний в определенные ценности: фундаментальные исследования ^ поисковые НИР ^ прикладные НИР ^ прикладные НИОКР ^ технологии ^ производство ^ рыночная реализация. Специальность должна предусматривать преференции авторам крупных внедренных инновационных проектов международного, федерального и регионального значения: присвоение ученых степеней кандидата и доктора наук без защиты диссертации только на основании научного доклада и научных трудов, в том числе единых технологий и патентов, других внедренных научно-технических разработок в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса России и законодательства по инновационной деятельности по теме эффективного инновационного проекта.

Значение решения научных и технических проблем данной специальности для народного хозяйства состоит в научно-обоснованной разработке инноваций, инновационных проектов, инновационной продукции, инновационных технологий иных средств управления развитием сложных технических систем по параметрам их высокого технического уровня, качества, конкурентоспособности, ресурсосбережения, экономической и социальной эффективности.

Область исследования:

1. Научные законы, закономерности и зависимости инновационной деятельности, в том числе патентоведения, разработки единых и специальных инновационных технологий, трансферта высоких и критических технологий, модернизации и внедрения новых базовых технологий.

2. Теоретические основы и методы инновационной деятельности и инновационного проектирования, в том числе имитационного моделирования инновационных проектов, верификации и внедрения инновационных технологий, проверки адекватности математических моделей объектов инновационного проектирования, инновационной продукции и технологических инноваций на основе данных натурного эксперимента и реального моделирования и инновационного проектирования для обоснованного решения задач замещения малоперспективных технологий, обновления парка технологического оборудования, использования новых средств автоматизации.

3. Разработка методов системного анализа и системотехнического проектирования, структурно-параметрического синтеза новаций и инноваций, их оптимизации, управления инновационными проектами и реализации жизненного цикла инноваций, построения интегрированных средств управления проектными работами в инновационной деятельности.

4. Разработка методов инновационной деятельности и инновационного проектирования, в том числе взаимодействия проектировщик-система на всех этапах жизненного цикла нововведений, методов управления качеством инновационных проектов.

5. Разработка проблемно-ориентированных систем управления инновационной деятельностью и инновационным проектированием, в том числе на основе разработки систем инновационной подготовки производства.

6. Разработка специального математического и программного обеспечения решения задач системного анализа и системотехнического проектирования новаций и инноваций, их математического моделирования и оптимизации, обоснование и тестирование эффективных численных методов оптимизации инновационных технологий на основе применения ЭВМ.

7. Разработка проблемно-ориентированных систем управления инновационными проектами для принятия решений и оптимизации технических новаций и инноваций.

8. Методы интеллектуальной поддержки и использования средств искусственного интеллекта при принятии решений по управлению инновационной деятельностью и инновационными проектами развития технических систем с помощью информационных технологий.

9. Методы прогнозирования и планирования разработки, внедрения и/или реализации инновационной продукции и технологических инноваций, в том числе осуществления технологического обмена, развития и внедрения инновационных технологий, совершенствования автоматизированных систем управления инновационными проектами, других методов совершенствования сложных технических систем.

10. Разработка новых информационных технологий в решении задач управления и принятия решений по инновационной деятельности и инновационному проектированию.

2.2. Управление проектами подготовки кадров высшей квалификации по «Инноватике» для обеспечения инженерно-технической деятельности

Эта проблема возникла в связи с тем, что в условиях реализации высшей школой Болонского процесса1, инженерная подготовка специалистов (конструкторов, технологов, проектировщиков и других инженерных кадров), которые остро необходимы инновационно-активному работодателю для создания конкурентоспособной продукции (инновационной продукции) и новых технологий (технологических инновации), сведена к минимуму в условиях, когда инновационное развитие должно превратиться в основной источник экономического роста.

Для устранения этого противоречия разработан, апробирован и рекомендуется для широкого применения в образовательных программах высшей школы новый учебно-методический комплекс по «Инноватике», который включает не только учебник [5], лабораторный практикум по инновационному проектированию [6], но и учебно-методические разработки для дистанционного, сетевого, дополнительного и других форм образования (монографии, автоматизированные системы научных исследований высоких и критических технологий, электронные базы данных для инновационного проектирования, учебные кинофильмы, патенты, авторские свидетельства, примеры инновационных проектов).

На этой основе можно рекомендовать включить учебные дисциплины инновационного профиля в Федеральные государственные образовательные стандарты подготовки специалистов, открыть новые специальности инженерного профиля в вузах и госзаказ на подготовку таких инженеров, новые научные специальности инновационного профиля в аспирантуре и докторантуре.

3. Методы управления проектами технического перевооружения и подготовки производства

для выпуска инновационной продукции

Эти методы были сформулированы авторами данной публикации в научных изданиях [7, 8, 9]. Краткий аналитический обзор названных методов инновационного проектирования [5, 6, 7] показывает, что новые научные разработки уже позволили определить основные требования системотехники к инновационному проектированию технологического (технического) перевооружения машино- и приборостроительного производства. Выполнение этих требований обеспечивает техническое регулирование и инструментарий развития инновационной деятельности (инновационного проектирования) на предприятиях, создания и постановки на производство конкурентоспособной инно-

1 Болонский процесс, как известно, не ориентирован на потребности работодателя, а исходит из социально-ориентированной модели, удовлетворяющей потребности обучаемых (студентов бакалавриата и /или магистратуры) в образовательных услугах, он дает только новый уровень образования, но не профессию.

вационной продукции и ускоренное внедрение технологических инноваций средствами технического перевооружения производства.

Основные системообразующие результаты НИР данного назначения внедрены1 в виде метода непрерывной реконструкции и технического перевооружения действующего производства. Реальное использование такой системы непрерывной реконструкции и технического перевооружения действующего производства показало фактическое удвоение объемов выпуска новых изделий на тех же площадях и при той же численности работающих, обеспечившее за 5 лет постановку на производство 52 новых изделий авиационной и космической техники, конкурентоспособной на мировых рынках. Данная система была реализована базовым предприятием ОПК за счет собственных средств объединения (прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, амортизации, выручки от продажи выбывшего имущества).

В названных работах дополнительно предложены и разработаны новые взаимосвязанные методы математического моделирования и оптимизации инновационных технологий: единых технологий, проектных и перспективных технологических процессов для обоснования инновационных проектов технологического перевооружения производств с использованием средств искусственного интеллекта, что обеспечивает не только рост их экономической эффективности, но и ускоряет использование высоких и критических технологий в промышленном производстве, постановку на производство новых изделий.

В ходе названного исследования [9] были дополнительно обоснованы новые прогрессивные методы автоматизации инновационного проектирования в АСТПП:

- кластерного анализа производственной программы;

- многокритериальной оптимизации проектных технологических процессов;

- объемного моделирования цехов и участков предприятия с помощью современных средств 3Б компьютерного моделирования;

- функционального, динамического и имитационного моделирования инновационных проектов технологического перевооружения машиностроительного производства, которые можно рекомендовать для применения в проектах технического (технологического) перевооружения производства и постановки на производство новых изделий машино- и приборостроения.

Дополнительно к названным методам управления разработкой инновационных проектов технологического перевооружения производства предлагаются новые методы управления внедрением и освоением инновационных технологий на примере авиадвигателестроительного производства.

Для решения данной задачи предложен каскадный метод управления инновационными проектами технического перевооружения в АСТПП, рис. 1.

Конструкторская докум е нтация, карты технического уровня_

Функции АСТПП

Кон структур скап докуме нтаци яг карты техн ичес кого уровн я_

Технологический анализ производства

Разработка комплекта

до кументации ресурсосберегающего ТП

V___;

Технологический анализ конструкции изделия

Ра зработка технологической части проекта цехов/корпусов

Организация и управление проектами в АСТПП

Разработка комплекта рабочейТД

Ж

Проектирование специального оборудования

Проектирование специальной оснастки

Разработка технологических нормативов

_ / Изготовление

Монтаж и отладка <}<М специального

технологического [ оборудования

комплекса I А

1 п

Изгото вление специальной осн а стки

Ра зработка программ для станков сЧПУ

Готовые изделия

Материалы и комплектующие

Рисунок 1.

Граф блок-схемы функций автоматизированной системы технологической подготовки производства

(АСТПП)

1 На авиаприборостроительном предприятии под руководством генерального директора Панкова Г.В. осуществлен реальный широкомасштабный промышленный эксперимент.

Метод призван:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сократить сроки технического перевооружения предприятия (производства),

- сократить затраты по проекту,

- обеспечить гибкость производственной системы

на основе использования математических, функциональных, нейросетевых, трехмерных моделей автоматизации процесса управления.

Управление инновационным проектом осуществляется на протяжении всего жизненного цикла участка/цеха корпуса на основе принципов СЛ^-технологий. Рассмотрим подробнее общую концепцию метода, рис. 2.

Каскадный метод управления проектами технического перевооружения

Конструкторская документация, карты технического уровня

Анал из производства

Расчеты баланса мощностей, интегральных уравнения

Е$ольтещ>а;

корреляционно-регрессионный анализ;

Организация и управление процессом технического перевооружения

Графики Гантта, решение дифференциального уравнения Ферхюльста; имитационное моделирование; сетевой анализ:

Разработка технол о гич ее ко й части проекта технического перевооружения

Системы трехмерного моделирования;

каскадные нейронные сети оптимизации планировок

Монтажный план оборудования

Рисунок 2.

Схема реализации каскадного метода управления проектами технического перевооружения

производства

На вход системы (рис. 2) подается полный комплект конструкторской документации, включающий в себя карты технического уровня изделия, где в карте технического уровня и качества продукции приведены основные данные по трудоемкости изготовления. Эти данные необходимы для расчета баланса производственных мощностей и анализа производства, подробнее о методах расчета можно посмотреть в [5, 6, 7]. Далее (рис. 2) в соответствии с методами системного анализа на основании интегральных уравнений Вольтерра и решении задач регрессионно-корреляционного анализа, подробно рассмотренных в [9, 10], рекомендуется производить анализ загрузки производственных мощностей предприятия, назначить на этой основе сроки выполнения проекта, выявить потребность в технологическом оборудовании. После чего можно приступить к использованию математических моделей освоения новых технологий на основе решения дифференциального уравнения Ферхюльста [11], имитационного моделирования в программных средах типа Project Expert и разработать тем самым долгосрочную стратегию или целевую программу управления проектами развития анализируемого производства (блок «Организация и управление процессом технического перевооружения» на рис. 2). Такая долгосрочная стратегия разрабатывается с учетом планов технического и организационного развития производства и обеспечивает устойчивое развитие предприятия по методу непрерывной реконструкции [5, 6, 7].

На основании результатов предыдущих шагов управления проектами в АСТПП рекомендуется разрабатывать не только чертежи, но и 3-мерные технологические компоновки объектов реконструкции и технического перевооружения производства (блок «Разработка технологической части проекта технического перевооружения»). Ж-модели-рование производится в системах типа Autodesk Inventor и позволяет быстро получать планировки оборудования и/или осуществлять проектирование в системах виртуальной реальности по технологии Capturing Motion [9]. Кроме того на этом же этапе с использованием нейронных сетей Хопфилда или каскадных нейронных сетей в Matlab рекомендуется производить оптимизацию технологических планировок участков, цехов или корпусов по параметрам затрат, минимумов грузопотоков и площадей. В результате на выходе вычислительной системы каскадного метода можно получить Парето-оптимальный монтажный план оборудования и исходные данные для:

- управления проектом на последующих этапах жизненного цикла объекта проектирования (участка, цеха, производственного корпуса);

- долгосрочной стратегии или разработки целевой программы развития производства с учетом изменений планов выпуска продукции.

Управление процессом в АСТПП с использованием предложенного метода осуществляется непрерывно с момента создания участка, цеха или корпуса до момента его ликвидации, то есть на протяжении всего жизненного цикла производственной системы.

Оптимизация технологических планировок на основе нейросетевых моделей достаточно подробно описана в [5, 9]. Этот метод позволяет определить вариант технологического процесса, который обеспечивает Паретто-оптимальное решение задачи. Парето-оптимальное решение позволяет определить наилучший вариант проектного технологическо-

го процесса для дальнейшей разработки чертежей и 3П- моделей компоновок или технологических планировок оборудования.

Управление отдельными инновационными проектами освоения технологий и постановки на производство новых изделий на основе применения кривых освоения технологий может быть использовано, например, следующим образом (рис. 3), для профилактики срыва сроков выполнения инновационных проектов технологического перевооружения производства и устранения условий выхода за пределы локальных, сводных и объектных смет проекта.

Сроки наступления контрольных дат событий проекта, мес.

Рисунок 3.

Графики изменения стоимости проекта и хода его расписания

Я-образные закономерности инновационного развития технологических систем принято объяснять с помощью различных математических моделей:

- для закона смены технологических укладов - это система дифференциальных уравнений в частных производных [5];

- для закона эволюционного развития инновационной продукции и закона смены поколений технологий - это уравнение Ферми и сигмоидальные уравнения типа аг^ [5];

- для исследования научного закона диффузии (распространения) технологий - это логистические уравнения, уравнения Фишера-Прая, Гомпертца, Перла и другие [6, 7].

В ходе данного исследования внедрения проектов технического перевооружения машиностроительных производств в дополнении к уже существующим Я-образным кривым инновационного развития были установлены новые зависимости, характеризующие процесс освоения технологий (кривая освоения технологий, например, рис. 4). Этот процесс можно описать решением дифференциального уравнения Ферхюльста:

0 0/ч КР ■ ег1+х я = я (*) = +У

(2).

К + Р ■ е

• 5=КРехр(гИ-х)/(К+Р(ехр(П)-1))+у

Эмпирические данные

I [даты]

Примечание: точка А - особая точка, не связанная с подготовкой или исполнением проектной документации, а обозначающая только подготовку организационно-распорядительных документов. Точки, даты которых позднее 1.05.2014 - прогнозные.

Рисунок 4.

График ввода мехатронного станочного оборудования (многоцелевой обрабатывающий центр Негт1е С60)

Заключение

Построенная модель проблемно-ориентированной на разработку инновационных технологий АСТПП позволяет использовать современные методы системотехнического проектирования в проектах реконструкции и технического перевооружения производства. Функциональная модель проблемно-ориентированной АСТ ПП показывает, что существующие способы технологической подготовки производства должны быть дополнены новыми методами, в частности каскадным методом управления инновационными проектами технического перевооружения производства.

Разработанный в данной публикации метод решения задач АСТ ПП, основанный на комплексном использовании теории графов, интегральных уравнений Вольтерра, дифференциальных уравнений Ферхюльста и нейросетевых моделей, позволяет сокращать сроки внедрения инновационных проектов технического перевооружения производства и не выходить за пределы сметной части проектно-сметной документации.

Список литературы и источников

1. Указ Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике» №596 от 7 мая 2012 г.

2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р).

3. Romer P. M. Endogenous Technological Change // J. of Political Economy. 1990. - Vol. 98, N 5.

4. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - М.: Дело, 2006. - С 114.

5. Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б., Кутин А.А. Инноватика. Учебник. - М.: Машиностроение, 2013. - 640 с.

6. Селиванов С.Г., Криони Н.К., Поезжалова С.Н. Инноватика и инновационное проектирование в машиностроении: практикум. -М.: Машиностроение, 2013. - 770 с.

7. Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б. Системотехника инновационной подготовки производства в машиностроении. - М.: Машиностроение, 2012. - 568 с.

8. Поезжалова С.Н., Селиванов С.Г. Автоматизированная система научных исследований высоких и критических технологий в авиадвигателестроении. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2013. - 163 с.

9. Селиванов С.Г., Шайхулова А.Ф., Камалова Г.Ф. Методы инновационного проектирования технологического перевооружения машиностроительного производства. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2014. - 314 с.

10. Селиванов С.Г., Шайхулова А.Ф. Системотехническое моделирование и управление проектами технического перевооружения производства в машиностроении // Вестник УГАТУ. 2014. - Т. 18, № 2 (63). - С. 125-133.

11. Селиванов С.Г., Поезжалова С.Н., Шайхулова А.Ф. Использование закономерностей развития высоких и критический технологий в управлении инновационными проектами // Наука и образование. - М.: МГТУ, 2014. - № 6. - С. 29-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.