Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ТРЕНИРОВОК И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ'

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВОК И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арансон Максим Всеволодович, Озолин Эдвин Сигизмундович, Тупоногова Ольга Владимировна, Шустин Борис Николаевич

В работе проведен краткий обзор зарубежной научной литературы по проблемам силовой тренировки у детей-спортсменов. Определены основные направления исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арансон Максим Всеволодович, Озолин Эдвин Сигизмундович, Тупоногова Ольга Владимировна, Шустин Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING METHODS AND TRAINING MEANS FOR STRENGTH AND POWER DEVELOPMENT IN CHILDREN AND YOUTH SPORTS

S paper is a short review of foreign scientific literature on strength training in children and youth. Headlines of scientific work in this field are revealed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ТРЕНИРОВОК И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВОК И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

Арансон Максим Всеволодович,

Кандидат биологических наук Озолин Эдвин Сигизмундович, Кандидат педагогических наук, доцент Тупоногова Ольга Владимировна, Шустин Борис Николаевич,

Доктор педагогических наук, профессор ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, Москва

TRAINING METHODS AND TRAINING MEANS FOR STRENGTH AND POWER DEVELOPMENT IN CHILDREN AND YOUTH SPORTS

Aranson Maxim Vsevolodovich, PhD (Biology),

Ozolin Edvin Sigizmundovich, PhD (Pedagogics), docent

Tuponogova Olga Vladimirovna, Shustin Boris Nikolaevich, Dr Pedagogics, professor, FSBIFSC VNIIFK, Moscow, Russia АННОТАЦИЯ

В работе проведен краткий обзор зарубежной научной литературы по проблемам силовой тренировки у детей-спортсменов. Определены основные направления исследований в данной области. Ключевые слова: спорт, юные спортсмены, научные исследования ABSTRACT

This paper is a short review of foreign scientific literature on strength training in children and youth. Headlines of scientific work in this field are revealed.

Keywords: sport, young athletes, scientific researches

Тренировочный процесс в детско-юношеском спорте должен строиться с учетом не только специфики вида спорта, но и особенностей растущего организма. Данная тема является противоречивой, и актуальность ее тем больше, что правильное построение тренировок имеет огромное значение для формирования дееспособного спортивного резерва.

Мы изучили литературные источники на иностранных языках за период 2009-2015 гг, посвященные организации тренировок в детско-юношеском спорте скоростно-силовой направленности (спринт, метания, тяжелая атлетика). Приводим основные результаты, которые могут быть полезны специалистам в данной области.

В статье руководителя секции легкой атлетики академии ASPIRE (Доха, Катар) описана структура подготовки молодых спортсменов [1]. Программа состоит из разделов: начальная фаза, долгосрочное развитие спортсмена и план спортивной карьеры, контроль результатов, обучение, тренировочные лагеря, лагеря во время соревнований. Сотрудники Академии дают спортсменам перспективные планы на короткий период (несколько недель) и долгосрочно (обычно на 1-2 года); для них в ASPIRE имеются заполняемые тренером шаблоны. Эти планы служат тренировочной программой и показывают пути совершенствования спортсмена. В программу контроля включаются не только общепринятые тесты, но и специально разработанные специфические критерии. Тестирование проводится три-четыре раза в году, но некоторые специфические тесты проводят чаще. Все спортсмены ASPIRE находятся под регулярным наблюдением специалистов-

медиков. Кроме того, в учебную программу введены специальные спортивные уроки, в которых рассматривается история развития спорта и изучение биографий выдающихся спортсменов. Специальные тренировочные лагеря предназначены для проведения специализированных тренировочных занятий (климат, среднегорье и т.д.) и усиления мотивации при тренировке в новых условиях и с новыми партнерами. Эффективность программы подготовки подтверждается достижениями выпускников Академии на крупнейших международных соревнованиях.

Влияние силовых упражнений на взрывную силу и мощность нижней части тела является предметом острых споров; результаты исследований дают неоднозначные результаты. Группа ученых из Академии Катара [2] изучила влияние приседаний в разных режимах (65, 75 или 85% от максимального веса) на последующий результат в беге на 50 метров с максимальной скоростью у хорошо подготовленных юных спринтеров, а также эффективность разминки с использованием максимальных усилий в приседаниях. Показано, что выполнение серии предварительных приседаний с различными весами до начала спринта не оказывает немедленного существенного эффекта на результат в беге на 50 метров, однако в перспективе наблюдается некоторое улучшение результатов. На практике можно использовать одноразовое приседание с максимальным весом в процессе разминки перед спринтом; нет необходимости выполнять повторные серии приседаний в процессе непосредственной подготовки к спринтерскому бегу.

Группа ученых из Туниса и Канады [3] исследовала влияние различных типов силовой тренировки на функциональные и физиологические параметры детей-спортсменов. В работе участвовало 63 ребенка в возрасте 10-12 лет, случайным образом разделенных на группы: контрольную, тяжелой атлетики, плиометрики и традиционной силовой подготовки. Во всех группах высота прыжка и сумма кожных складок изменились одинаковым образом. В контрольной группе, обнаружены похожие улучшения равновесия и мощности за 300 с. По всем другим эффектам получено малое влияние. В плиометрике, с большой вероятностью выявлены существенные улучшения практически по всем переменным с эффектами от «умеренного» до «очень большого». Не следует исключать традиционную силовую тренировку из программы силовой подготовки детей. Сложные высокоинтенсивные виды деятельности, такие как тяжелая атлетика и плиометрика, вопреки распространенному заблуждению, эффективны и нетравмоопасны для детей. Поскольку в детском возрасте координация, равновесие и мощность развиты слабо, тренировочная программа с использованием плиометрики и тяжелой атлетики может способствовать повышению спортивной результативности, улучшая адаптацию к нагрузкам. Оптимально сочетание всех трех рассмотренных методов. Тренировка должна проходить под наблюдением специалиста и по четко организованному плану с постепенным ростом нагрузок.

Цель работы австралийского исследователя [4] -получить объективные данные по особенностям силовой тренировки у юных спортсменов. Подробно рассматриваются пять основных вопросов: 1) с какого возраста следует начинать силовую тренировку? 2) частота силовых тренировок; 3) интенсивность силовых тренировок; 4) периоды отдыха; 5) рекомендуемые объемы. Проведен обзор научных статей по исследуемой тематике из баз данных Pubmed, AUSPORT, ScienceDirect, Sports discus, Medline и Journal of Australian Strength and Conditioning. Показано, что при планировании силовой подготовки юных спортсменов следует принимать во внимание все возможные параметры. Начинать силовую подготовку следует в 6-8 лет, тренироваться 2-3 раза в неделю в несмежные дни. Для начала следует использовать упражнения с собственным весом, а далее - работу с весами до 45-80% максимального (к 15-16 годам). Период отдыха должен составлять как минимум 3 минуты, а общий объем - 1-3 подхода по 6-15 повторений.

Группа ученых из спортивных ВУЗов Словении, Хорватии и Польши [5] исследовала наиболее важные открытия в области развития скорости. Максимальная скорость - комплексная двигательная способность, которая зависит от многих переменных, в том числе биомеханических, двигательных и нервно-мышечных. Эффективность «максимального» бега определяется частотой и длиной шага. Обе переменные взаимозависимы и также зависят от процессов центральной регуляции двигательного стереотипа. С биомеханической точки зрения, беговой шаг в качестве основной структурной единицы обусловлен эксцентриче-ско-концентрическим циклом работы мышц при отрыве. В этом движении играют важную роль приложение упругой силы в мышечно-сухожильном комплексе и предварительная активация икроножной мышцы. Максимальная скорость бега очень ограничена наследственностью и дает малые возможности для управления движением.

Мозжечок, совместная активация мышц в кинетической цепи, и частота активации двигательных единиц определяют контроль активации агонистов и антагонистов. Главная цель обучения - создать оптимальную модель двигательного стереотипа в зоне максимальной скорости. Оно должно быть долгосрочным и методичным.

У нетренированных юношей силовая тренировка положительно влияет на физическую подготовленность, повышает мощность и улучшает результаты в спорте; для юношей-спортсменов влияние силовой тренировки на результат не так ясно. Цель обзора [6] - определить эффективность силовой тренировки в развитии мощности улучшении результатов у юных спортсменов. Проведен систематический поиск работ, касающихся влияния силовой тренировки на мощность и результат у юных спортсменов, в базах, данных Medline, Embase и SPORTDiscus до 2011 года. Из 34 работ, в 32 обнаружено существенное возрастание как минимум одного показателя алактатной мощности. Наиболее часто использовались результат прыжка в высоту (25 работ) и спринта (13 работ). Обнаружен положительный эффект силовой тренировки в отношении высоты вертикального прыжка (среднее различие 3.08 [95% CI 1.65, 4.51], P<0.0001). Доказано положительное влияние силовой тренировки на мощность мышц у юных спортсменов. Улучшение результативности вследствие силовой тренировки обнаружено более чем в половине рассмотренных исследований.

Исследователи международной группы [7] изучали эффект дополнения обычной внутрисезонной программы 10-недельной плиометрической тренировкой нижних конечностей (прыжки через барьеры и с приседом); измеряли показатели результативности (пиковая мощность, скорость спринта, высота прыжка из приседа, прыжка вразножку, выпрыгивания, объем мышц нижних конечностей). В работе участвовало 12 спортсменов в возрасте 11.9 ± 1.0 лет, масса тела 39.1 ± 6.1 кг, длина тела 1.56 ± 0.02 м, содержание жира 12.8 ± 4.4%. Испытуемых случайным образом разделили на контрольную группу (13 человек, обычная тренировка) и экспериментальную группу (14 человек, дополнительно плиометрическая тренировка 3 раза в неделю). Мощность определяли по эрго-метрическим тестам на силу и скорость; высоту прыжков измеряли аппаратом Optojump. В 5-компонентном тесте измеряли длину прыжка; по видеозаписи анализировали скорости в спринте на 40 м (первый шаг, первые 5 м, последние 5 м); объем мышц измеряли антропометрически. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной улучшился результат прыжка из приседа, вразножку, выпрыгивания и мощности относительно массы тела, все скорости в спринте (p < 0.01). Кроме того, существенно увеличился объем мышц бедра (p < 0.01), но мышцы ног, поперечное сечение бедра и пиковая мощность не изменились. Добавление плиометрической тренировки улучшает основные компоненты результативности по сравнению со стандартной тренировкой у юных бегунов.

Цель работы [8] - проанализировать надежность и валидность в отношении критериев для нескольких тестов, определяющих мощность мышц нижней части тела (прыжок в длину из положения стоя, прыжок из приседа, прыжок вразножку, прыжок по Абалакову) у детей 6-12 лет. В эксперименте участвовали 163 здоровых ребенка. Все тесты на мощность нижней части тела выполняли два-

жды (через 7 дней), а тест на максимальную силу разгибателей ног - за 2 дня до начала первого тестирования. Для всех тестов обнаружена высокая надежность (различие в ходе одного теста близки к 0, различия между повторениями недостоверны). Связь между тестами на мощность мышц нижней части тела и тестом на максимальную силу разгибателей существенна (р < 0.001). Прыжок в длину и тест Абалакова сильнее других связаны с максимальной силой разгибателей ^2 = 0.700, с учетом размеров тела, пола и возраста). Прыжок в длину из положения стоя может использоваться как полезный тест для определения мощности нижней части тела у детей, если лабораторные методы недоступны, поскольку он практичен, не затратен по времени и средствам на выполнение.

Цели работы [9] - изучить влияние 10-недельной программы тренировки в становой тяге штанги на скорость развития момента силы разгибателей и сгибателей колена; изучить взаимосвязь между вызванными тренировкой изменениями скоростного момента и результата в прыжке. 54 испытуемых случайным образом разделили на контрольную (20 человек) и экспериментальную (34 человека) группы. Спортсмены экспериментальной группы выполняли становую тягу 2 раза в неделю в течение 10 недель. Все испытуемые проходили тест на изометрическую силу разгибателей и сгибателей колена, а также прыжковые тесты до и после периода тренировки. Кривые момент-время использовали для расчета скорости развития момента на максимуме, через 50 и 100 мс после начала. Становая тяга приводит к повышению всех показателей момента силы после тренировочного периода на 18.8-49.0% (р < 0.01). Высота прыжка увеличилась с 46.0 ± 11.3 до 49.4 ± 11.3 см (7.4%; р < 0.01), и изменения положительно коррелируют с повышением скорости развития момента силы сгибателей колена (г = 0.30-0.37, р < 0.010.03). 10 недель тренировки в становой тяге штанги эффективно повышают силовые способности сгибателей и разгибателей колена. Изменения момента силы связаны с увеличением высоты прыжка, то есть имеет место перенос навыков между взрывными упражнениями. Эти результаты можно использовать для построения эффективной, экономной программы силовой подготовки с целью повышения взрывной силы у новичков.

Количество детей и подростков, участвующих в организованных занятиях спортом, по всему миру увеличивается. Однако в настоящее время их физическая подготовленность хуже, чем в прошлые десятилетия [10]. Сочетание повышенных нагрузок и снижения подготовленности привело к эпидемии острых и хронических нарушений здоровья, связанных со спортивной деятельностью у молодежи. Плохая подготовленность, кроме того, способствует возникновению спортивных травм. Для лучшего понимания масштаба проблемы травматизма в детско-юношеском спорте и выделения специфических факторов, влияющих на травматизм, требуется точная регистрация и отслеживание всех случаев травм. По полученным данным можно строить программу предотвращения несчастных случаев, включающую в себя физическую подготовку. Предварительные эксперименты по травмам передней крестообразной связки и растяжениям лодыжки показали эффективность такой направленной профилактической стратегии.

Цель работы [11] - изучить связанные с полом различия взрывных движений у детей позднего возраста с

учетом размеров тела и зрелости, и создать модель предсказания результативности. 64 мальчика (11.0 ± 1.1 лет) и 45 девочек (11.3 ± 0.9 лет) выполняли прыжки в высоту и длину, спринт на 30 м и челночный бег на время. После аллометрического анализа использовали общий половой фактор приведения по индексу массы для вертикальной (Ь = 1.02) и горизонтальной (Ь = 0.97) мощности. Не обнаружено существенных различий в относительной мощности ног между мальчиками и девочками. Половые различия в пробегании 10 м, повороте и возвращении на 10 м (челночный бег) существенны после уточнения по статусу зрелости (р<0,05). Сниженный эндоморфизм у мальчиков - лучший фактор предсказания взрывной результативности ^2 = 7-22%), тогда как у девочек результативность лучше предсказывается через массу и статус зрелости ^2 = 15-19%). Аллометрические факторы приведения, специфичные для прыжковой мощности, требуется определять с учетом размеров тела. Тренировка с упором на спринт и челночный бег в таком возрасте скорее рекомендуется девочкам, нежели мальчикам, вследствие более раннего начала пубертата и меньшей врожденной способности к выполнению таких задач. Соматотип, возраст, зрелость и массу тела следует отслеживать в ходе развития юного спортсмена для лучшего понимания способности к взрывным действиям.

Применение силовой подготовки молодежи медицинскими, физкультурными и спортивными организациями распространено повсеместно [12]. В настоящее время комплексные программы повышения показателей, связанных со здоровьем и физической подготовленностью, для школ включают развитие мышечной силы. Число членов спортивных клубов в возрасте от 6 до 17 лет продолжает расти; растет число частных центров спортивной подготовки для молодых спортсменов. По этой причине необходимо определить безопасные, эффективные практики, с помощью которых обучение силовой подготовке может улучшить здоровье и спортивные результаты младших групп. Национальная ассоциация силовой и специальной подготовки США ^СА) признает, что многие из преимуществ, связанных с программами обучения силовой подготовке у взрослых, достижимы для детей и подростков, которые следуют возрастным рекомендациям. 4 основных проблемы силовой подготовки: (а) потенциальные риски и проблемы, связанные с обучением молодежи силовой подготовке, (б) потенциальные преимущества силовой тренировки для здоровья и подготовленности; (с) типы и объемы тренировок с отягощениями, необходимых для здоровых детей и подростков, и разработка программы оптимизации долгосрочных учебных планов. Термин «дети» относится к мальчикам и девочкам, у которых еще не развиты вторичные половые признаки (примерно до 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков; стадии 1 и 2 полового созревания по Таннеру, предпод-ростковый период). Термин «подростковый» относится к периоду для девушек 12-18 лет и мальчиков 14-18 лет (стадии 3 и 4 полового созревания по Таннеру). Понятия молодежи и молодых спортсменов в широком смысле включают и детей и подростков. По определению, обучение силовой тренировке относится к специализированной методике тренировок, которая предполагает прогрессивное использование широкого спектра силовых нагрузок и

методов обучения для повышения спортивных результатов. NSCA считает, что правильно спланированная и контролируемая программа силовой подготовки молодых спортсменов: является относительно безопасной для молодежи; повышает силу и мощность; снижает риск нарушений сердечно-сосудистой системы; может улучшить качество двигательных навыков и способствовать повышению спортивных результатов; может снизить риск спортивных травм; может улучшить психологическое благополучие; способствует выработке привычки к регулярным занятиям спортом. Выводы

При планировании тренировок скоростно-силовой направленности, специалисты обращают внимание на необходимость применения разнообразных средств и методов. Растущая популярность плиометрической тренировки в скоростно-силовых видах спорта обусловлена ее высокой эффективностью для развития взрывной силы и мощности. Тем не менее, традиционные формы также эффективны при условии их своевременного применения. Большое внимание уделяется долгосрочному планированию тренировочного процесса. Педагогический и медико-биологический контроль состояния юных спортсменов должен быть постоянным на всех этапах подготовки.

Литература

1. Iwan, R. Developing young athletes at Qatar's ASPIRE Academy [Text] / New Studies in Athletics. - 2009. - no. 3. - P.103-108

2. Poulos, N. Effect of preload squatting on sprint performance in adolescent athletes [Text] / N.Poulos, S.Kuitunen, M.Buchheit // New Studies in Athletics. -2010. - 25:3/4. - 1. - P. 95-106

3. Chaouachi, A.Olympic weightlifting and plyometric training with children provides similar or greater performance improvements than traditional resistance training [Text] / A.Chaouachi, R. Hammami, S. Kaabi, et al. // J Strength Cond Res. - 2014. - 28(6). - Р. 1483-1496

4. Duhig, S.J. Strength training for the young athlete [Text] // Journal of Australian Strength and Conditioning. - 2013. - 21(4). - P.5-13.

5. Coh, M. Biomechanical, Neuro-muscular and Methodical Aspects of Running Speed Development [Text] / M.Coh, V.Babic, K.Mackata // Journal of Human Kinetics. - 2010. - volume 26. - P. 73-81

6. Harries, S.K. Resistance training to improve power and sports performance in adolescent athletes: A systematic review and meta-analysis [Text] / S.K. Harries, D.R. Lubans, R.Callister // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2012. - Volume 15. - Issue 6. -P.532-540

7. Chelly, M.S. Effects of in-season short-term plyometric training program on sprint and jump performance of young male track athletes [Text] / M.S.Chelly, S. Hermassi, R.J. Shephard // J Strength Cond Res. - 2015.

- 29(8). - P. 2128-2136

8. Fernandez-Santos, J.R. Reliability and validity of tests to assess lower body muscular power in children [Text] / J.R.Fernandez-Santos, J.R. Ruiz, D.D. Cohen, et al. // J Strength Cond Res. - 2015. - 29(8). - P. 2277-2285

9. Thompson, B.J. Barbell deadlift training increases the rate of torque development and vertical jump performance in novices [Text] / B.J.Thompson, M.S. Stock, J.E. Shields, et al. // J Strength Cond Res. - 2015.

- 29(1). - P. 1-10

10. Carter, C.W. Training the child athlete: physical fitness, health and injury [Text] / C.W. Carter, L. J. Micheli // Br J Sports Med. - 2011. - 45. - P.880-885

11. Meylan, C.M.P. Sex-Related Differences in Explosive Actions During Late Childhood [Text] / C.M.P. Meylan, J.B.Cronin, J.L.Oliver, et al. // Journal of Strength & Conditioning Research. - 2014. - Volume 28. - Issue 8.

- P.2097-2104

12. Faigenbaum, A.D. Youth resistance training: updated position statement paper from the National strength and conditioning association [Text] / A.D. Faigenbaum, W.J. Kraemer, C. J. R. Blimkie, et al. // J Strength Cond Res. - 2009. - 23(5) - P.S60-S79

ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ: ПОИСК РЕШЕНИЯ

Ахатова Жанар Нурлыбаевна

магистр экономических наук, старший преподаватель Института Инновационных и Телекоммуникационных Систем, Казахстан, г.Уральск

PROBLEM OF YOUTH UNEMPLOYMENT: SEARCH OF DECISION

Ахатова Жанар Нурлыбаевна, master's degree of economic sciences, senior teacher of Institute of Innovative and Telecommunication Systems, Kazakhstan, Uralsk АННОТАЦИЯ

Цель статьи - анализ проблемы молодежной безработицы. Методы: теоретический анализ, изучение литературы. Результат: предложить пути решения молодежной безработицы. Выводы: необходимость создания целевой программы поддержки молодежи, в которой нашли бы свое место и проблемы занятости. ANNOTATION

An aim of the article is an analysis of problem of youth unemployment. Methods: theoretical analysis, study of literature. Result: to offer to the way of decision of youth unemployment. Conclusions: necessity of creation of the having a special purpose program of support of young people in that would find the place and problems of employment.

Ключевые слова: конкурентноспособность, экономическая активность, инновационное мышление Keywords: конкурентноспособность, economic activity, innovative thinking

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.