Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности являются подразделения криминальной полиции ОВД и полиции по управлению экономической безопасностью, противодействию коррупции. На федеральном и региональном уровнях они в основном осуществляют организаторскую деятельность по предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечение повседневного организационно-методического руководства подведомственными аппаратами.
Правоохранительные и, прежде всего, органы внутренних дел являются важным субъектом обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов. На них возложена задача не только предупреждения и пресечения возникающих угроз экономической безопасности, но и охраны целостности самой среды для нормального воспроизводства экономических и производственных отношений.
Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделение городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным полиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими преступлений против собственности весьма разнообразны.
Теоретический анализ проблемы права собственности в России основан на исследовании и решении задач практического характера, связанных с обобщением законотворческой практики и разработкой предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Список литературы
1. Тордли, Аж., Mameu, У. Защита владения // 44 Американский журнал сравнительного правоведения. — 1996.
2. Волков, В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции // Вопросы экономики. — 2010.
3. Выступление О. Толкачева на «круглом столе» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Законодательное обеспечение эффективного управления федеральной, региональной, муниципальной собственностью в Российской Федерации». — М., 2006.
4. Бердяев, Н. Л. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Письма двенадцати. О хозяйстве. / / Русская философия собственности. XVIII - XX вв. — СПб., 1993.
5. Власова, M. В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития: учебное пособие. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Эксмо, 2007.
6. Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственности (Методология, основные понятия, круг проблем). — М.: ИМЭМО, 1990.
7. Капелюшников, Р. И. Права собственности, приватизация и национализация в России. — М.: Новое литературное обозрение, 2009.
8. Mammeu, У., Суханов, Е. Л. Основные положения права собственности. — М.: Юрист, 1999.
9. Мишин, Г. К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения).
- М.: ВНИИ МВД России, 1994.
10. Тимофеев, Л. M. Теневые экономические системы современной России: теория — анализ — модели : учебник для вузов. — М.: Издат. центр РГГУ, 2008.
11. Чукаева, Т. X. Развитие института права частной собственности и особенности его реализации в российском праве (историко-правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2006.
УДК 338/462 Л.Н. Смирнова*
Методы снижения угроз экономической безопасности государства, вызванных нарушениями бюджетного законодательства в системе МВД России
В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием бюджетный средств, влияющие на безопасность России, и предлагаются методы контроля включающие в себя элементы аудита эффективности.
Ключевые слова: безопасность, бюджет, методы, показатели, расходы, эффективность.
L.N. Smirnova*. Methods of reducing threats to the economic security of the state, caused by violations of the budget legislation in the system of the Ministry of internal affairs of Russia.
The article considers the problems associated with the use of budgetary funds, affecting the security of Russia, and suggests methods of control include elements of performance audit
Keywords: security, budget, methods, costs, efficiency.
* Смирнова, Лариса Николаевна, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 190121, Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. E-mail: [email protected].
* Smirnova, Larisa, deputy head of the department of accounting, analysis and audit of the St. Petersburg University the Russian Interior Ministry. Russia, 190121, St. Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected].
© Смирнова Л.Н., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Экономика, финансы, менеджмент
Проблемы, возникающие в области экономической безопасности государства, сложны и многообразны. В этой связи вопросы, связанные с определением специфических методов снижения угроз, вызванных стремительным ростом нарушений в экономической сфере против интересов государства и государственной власти, следует рассматривать как отдельные элементы единого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защищенности экономической системы Российской Федерации.
Одной из основных функций государства является обеспечение управляемости и подконтрольности государственных средств (в т.ч. бюджетных), создание условий для использования их в качестве важнейшего управляющего рычага России, который направлен на обеспечение безопасности граждан и дальнейшее усиление экономических позиций России. Преобразования, происходящие сегодня в области бюджетного процесса, направлены прежде всего на повышение эффективности бюджетных расходов.
Бюджет является важнейшим ключевым инструментом реализации экономической политики государства. При этом целью реализации бюджетной политики является решение поставленных перед государством задач, которые достигаются за счет эффективного использования бюджетных средств для стабильного развития экономики.
Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ), определяя эффективность и экономность использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы, устанавливает обязанность получателей бюджетных средств использовать их эффективно и по целевому назначению. Для этого все участники бюджетного процесса (главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств) должны выполнять требования БК РФ и стремиться к тому, чтобы расходование бюджетных средств было оптимальным при выполнении возложенных на них задач и функций, тем самым достигать таких результатов, которые будут соответствовать установленным показателям при планировании.
В настоящее время часть бюджетных ассигнований доводится главным распорядителям (распорядителям) и получателям бюджетных средств в виде лимитов бюджетных обязательств в рамках реализации определенной целевой программы, приоритетного национального проекта, для которых разрабатываются критерии эффективности. Другая часть бюджетных ассигнований доводится казенным организациям на основании утвержденной сметы, и для оценки их использования необходимо определить свои критерии оценки эффективности и результативности их расходования.
Применительно к органам внутренних дел, эффективность их деятельности обусловливается достижением положительного результата (эффекта), получаемого обществом, государством на единицу использованных ресурсов, т.е. степень реализации цели деятельности ОВД (сокращение количества и объемов правонарушений и преступлений на обслуживаемой территории) будет определяться в соотношении с понесенными для достижения данной цели затратами. В качестве затрат ОВД выступают ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые и иные.
Система оценки основывается на существующей статистической и бухгалтерской отчетности бюджетополучателя (ведомства) и обеспечивается методикой с указанием источников получения сведений для сопоставления и вывода оценочных индикаторов. Для органов внутренних дел оценка их деятельности осуществляется на основе показателей, характеризующих результативность, качество и законность деятельности по выполнению возложенных на ведомство задач и функций.
Обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами выступают органы, обеспечивающие контроль за их расходованием. В процессе формирования доходов бюджетов и использования бюджетных средств контрольная функция наиболее значима.
Еще в 2009 г. Президент РФ поставил задачу преобразования контроля: «Должны быть кардинально изменены подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе» [1].
Однако до настоящего времени не закончена разработка поправок и внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Задача, поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009—2011 гг., — внести в Государственную Думу соответствующий законопроект в 2008 г. — до сих пор не выполнена [2].
В настоящее время государственный финансовый контроль в России реализуется главным образом в регламентированной законодательством деятельности ряда специальных государственных органов. В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями, в т.ч. глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств. На них возложены обязанности по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов других уровней в части объема поступления бюджетных средств, их структуре и целевому назначению.
Однако выявляемые нарушения бюджетного законодательства в части целевого и эффективного использования бюджетных средств наносят значительный ущерб экономике России, которые можно отнести к внутренним угрозам экономической безопасности.
Из приведенной таблицы следует, что объем нарушений в бюджетном секторе экономики из года в год увеличивается. Эти нарушения создают предпосылки для повышения уязвимости и нарушения стабильности экономической системы государства. Следовательно, они выступают угрозами экономической безопасности России. Межведомственная комиссия Совета Безопасности не так давно отмечала, что «финансовые нарушения, их суммарный объем и количество стали представлять угрозу для национальной безопасности государства» [3, с. 18]. МВД России и все входящие в него структурные подразделения также являются участниками бюджетного процесса, на которых возложена обязанность осуществлять функции, связанные с обеспечением в государстве правопорядка и условий для достойной жизни и свободного развития граждан. Успешное выполнение поставленных перед МВД России задач напрямую зависит от качественного управления бюджетными средствами, поступившими в его распоряжение, а также от кадрового и материального обеспечения. Следовательно, вопрос повышения результативности и эффективности использования бюджетных средств для МВД России весьма актуален, т.к. деятельность органов внутренних дел Российской Федерации постоянно совершенствуется, чему способствует серьезная финансовая поддержка государства.
Однако на настоящий момент в системе МВД России выявляются серьезные недостатки в части нарушений бюджетного законодательства, в т.ч. в виде нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, наносящие значительный ущерб государству, о чем свидетельствуют результаты деятельности КРУ МВД России за период 2008—2010 гг. [4] (рис. 1).
Рис. 1. Выявлено нарушений ФХД в подразделениях органов внутренних дел КРУ МВД России за период 2008—2010 годы
По данным МВД России, в 2009 г. имели место факты грубого нарушения финансово-хозяйственной дисциплины, неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств и материальных ценностей, недостач и хищений, необоснованных расходов, убытков и потерь, повлекших нанесение ущерба на сумму более 1066,2 млн. рублей, что на 19,5 % больше, чем в 2008 г. (892,2 млн. рублей) [5]. В 2010 г. они составили 1161,4 млн. рублей [6]. Принятыми мерами в 2009 г. взыскано с виновных лиц и восстановлено путем взаиморасчетов с предприятиями и организациями 445,8 млн. рублей, а в 2010 г. — 404,1 млн. рублей. Неэффективные расходы бюджетных средств, вызванные нарушениями порядка размещения заказов подразделениями МВД России, составили в 2009 г. сумму около 1,7 млрд. рублей (закупки проведены без проведения торгов, в отдельных случаях при заключении и исполнении государственных контрактов не обеспечивались экономические интересы МВД России). В 2010 г. с нарушением порядка, размещения заказов подразделениями Министерства приобретено товаров (работ, услуг) на сумму более 632,8 млн. рублей.
Кроме этого, в 2009 г. выявлено необоснованное завышение объемов и стоимости выполненных ремонтно-строительных работ, что явилось причиной переплат подрядчикам на сумму 263,8 млн. рублей. В 2010 г. переплаты составили 238,1 млн. рублей.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Экономика, финансы, менеджмент
В табл. 2 представлены данные о принятых мерах к нарушителям бюджетного законодательства в части использования бюджетных средств по результатам ревизий и проверок, проведенных КРУ МВД России за пеоиод 2009-2010 гг.
Таблица 2
Принятые меры к нарушителям использования бюджетных средств в системе МВД России по результатам ревизий и проверок, проведенных КРУ МВД России за период 2009-2010 гг.
Меры воздействия на нарушителей финансово-хозяйственной деятельности подразделений МВД России: Ед. изм. 2009 2010
Привлечено к ответственности (материальной, дисциплинарной) чел. 8554 7846
Передано в следственные органы материалы 89 117
Возбуждено уголовных дел ед. 65 40
Освобождено от занимаемой должности чел. 8 9
Уволено из органов внутренних дел чел. 30 34
Факты выявленных нарушений свидетельствуют о необходимости принятия мер, направленных на устранение имеющихся недостатков в финансово-хозяйственной деятельности подразделений ОВД и предотвращения фактов хищений и недостач, бесхозяйственности и расточительства. Для этого необходимо использовать методы контроля, направленные на снижение рисков и угроз экономической безопасности государства, вызванных нарушениями бюджетного законодательства, которые применяются после совершения хозяйственных операций бюджетополучателями.
В системе государственного контроля приоритетное развитие сегодня отдано аудиту эффективности использования бюджетных средств, что позволяет решить стратегические задачи, стоящие перед контролирующими органами России. Целью аудита эффективности является «вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных и материальных ресурсов» [7, с. 56—65]. Аудит эффективности использования бюджетных средств включает в себя следующие элементы: 1) проверку экономности использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности; 2) проверку продуктивности использования проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий; 3) проверку результативности деятельности проверяемой организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов [8].
При проведении аудита эффективности проверке подвергаются, как правило, конкретные сферы, или аспекты деятельности бюджетополучателей в соответствии с поставленными целями. Кроме этого, аудит эффективности всегда должен быть направлен на то, чтобы по его результатам контролирующим органом могли быть сделаны выводы и предложены конкретные рекомендации по повышению эффективности использования бюджетных средств их получателями. Для этого необходимо ввести критерии оценки деятельности бюджетополучателя (рис.2).
Для оценки выполнения функций и задач, возложенных государством на получателей бюджетных средств по оказанию услуг населению, необходимо выполнение достаточных условий, в состав которых входят финансовые, кадровые и социальные индикаторы. К финансовым показателям следует отнести:
— своевременность и ритмичность поступления средств;
— равномерность и пропорциональность использования бюджетных средств;
— доля бюджетных средств, использованных неэффективно, от общего объема финансирования;
—доля бюджетных средств использованных не по целевому назначению, от общего объема финансирования;
— снижение уровня кредиторской задолженности;
— эффективность достигнутых результатов на рубль затрат и т.д.
Их выполнение влияет на результаты конечной деятельности получателей бюджетных средств.
Общая оценка деятельности бюджетополучателя (ведомства) должна осуществляться по соответствующему направлению деятельности ведомства с учетом фактических показателей, влияющих на безопасность региона (района, обслуживаемой территории). Сюда следует отнести показатели благосостояния, стабильности и безопасности населения конкретного региона России (района, обслуживаемой территории).
Критерии оценки эффективности деятельности бюджегопапу'ютегтей Основной признак эффективности База для формирования оценки
Правовые Отсутствие нарушений в процессе деятельности получателей бюджетных средств Данные проверок налоговых, контрольноревизионных, прокуратуры, прочих контролирующих органов (аналитические данные на основании проведения сравнительного анализа за предшествующее время).
Экспертные Отсутствие жалоб и положительные отзывы граждан о деятельности получателя бюджетных средств Аналитические данные, полученные в результате анализа по количеству и положительных (отрицательных) обращений граждан, публикаций в прессе, опросов общественного мнения.
Экономические Результаты (прямые) деятельности учреждения определяющий объем предоставляемых товаров II услуг Данные годовых и квартальных отчетов, статистические, прочие сведения 0 результатах деятельности (расчетный показатель)
Социальные Мнение компетентных органов об общественной полезности и эффективности деятельности получателя бюджетных средств Необходимые для экспертизы сведения включающие достижение определенного социального результата в расчете на единицу затрат (аналитические данные).
Экономически безопасные Отсутствие (снижение) угроз и рисков в Экономической сфере деятельности бюджетополучателей при выполнении ими своих функций и задач Результаты деятельности бюджетополучателя по отчетным данным и выполнение поставленных перед ним задач с учетом пороговых значений показателей угроз и рисков.
Рис. 2. Общие критерии оценки эффективности деятельности бюджетополучателей
Предложенные показатели и их оценка могут применяться при составлении отчетности любыми ведомствами, которые являются получателями бюджетных средств, в т.ч. МВД России, а также контролирующими органами при оценке финансово-хозяйственной деятельности проверяемый подразделений.
Распространение функций контроля с целью определения рационального использования бюджетных средств правомерно затрагивает вопросы эффективности самого финансового контроля. По результатам проведенных ревизий за отчетный период может быть проведена оценка эффективности работы контролирующего подразделения МВД России с учетом критериев: результативности, действенности, экономичности, динамичности (изменение оценки качества контроля проверяющего подразделения) и критерия интенсивности (оценка качества работы инспектора (ревизора, группы ревизоров).
Предложенные критерии и показатели деятельности ревизоров (инспекторов) определяются на основании анализа фактических и плановых показателей за определенный период времени (либо отчетный период, либо ревизуемый период) и сравниваются с показателями, полученными за предшествующий период времени либо с результатами предыдущей ревизии.
Общая оценка эффективности использования бюджетных средств по соответствующему уровню финансирования, поступивших в ревизуемое подразделение, должна определяться с учетом степени достижения конкретных результатов деятельности проверяемого органа внутренних дел.
Это позволит не только своевременно выявлять нарушения финансово-хозяйственной деятельности, но также и оценивать эффективность деятельности проверяемого подразделения МВД России, выявлять качество проведенного контрольного мероприятия в целом и качество работы конкретных инспекторов (ревизоров, группы ревизоров).
Для оценки соотношения запланированных расходных обязательств и сравнения результатов их использования можно применить такие показатели, как: снижение уровня преступности на обслуживаемой территории; увеличение уровня раскрыпых преступлений по важнейшим направлениям
охраны: общественного порядка; отсутствие жалоб со стороны сотрудников (привлечение к работе не связанной с должностными обязанностями, непредоставление
дополнительных отпусков, отсутствие материальных средств для выполнения оперативно-служебной деятельности); наличие исков и претензий по вопросам оплаты труда и денежного довольствия личного состава ОВД. При необходимости эти показатели можно в дальнейшем ввести в акты ревизии контролирующих органов.
Включение элементов аудита эффективности в деятельность ведомственных контролирующих органов, позволит не только качественно оценить результативность и эффективность использования бюджетных средств структурными подразделениями ОВД за соответствующий отчетныш период, но и оценить деятельность самого контрольного органа.
Автором предложена примерная схема ведомственного финансового контроля, включающая в себя элементы аудита эффективности, которые могут применяться в системе МВД России (рис. 3).
Внедрение показателей аудита эффективности использования бюджетных средств в деятельность финансовых и ведомственных контролирующих органов системы МВД России позволит добиться существенного снижения ущерба, наносимого нарушениями бюджетного законодательства.
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010— 2012 годах» от 25 мая 2009 г. // Парламентская газета. — 2009. — 29 мая. — № 28.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2012—2014 годах» от 25 мая 2011 г. // Парламентская газета. — 2011. — 7 июля. — № 32.
3. Конюхова, Т. В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» / / Журнал российского права. — 2006. — № 6. — С. 16—28.
4. Круглый стол в МВД России на тему: «Т ыгловое обеспечение органов внутренних дел—итоги, проблемы, задачи». [Электронный документ]. — URL:http://wwwmwdru/anounce/6088// (дата обращения: 05.03.2009).
5. Письмо ФЭД МВД России «О направлении обзора» от 23 марта 2010 г. — № 1/2295.
6. Письмо ФЭД МВД России «О направлении обзора» от 31 марта 2011г. — № 1/2452.
7. Лимская декларации руководящих принципов аудита / / Контроллинг. — 1991. — № 1. — С. 56—65.
8. Васильева, М. В. Оценка эффективности использования государственных средств. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/productivity_of_public_fUnds.shtml (дата обращения: 17.06.2009).
Рис. 3. Примерная схема ведомственного финансового контроля, осуществляемого в МВД с учетом показателей аудита эффективности
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012