можностями коммуникации, кооперации и специализации. Все эти качества позволяют вписать ремесленничество в систему
инновационнои экономики, России.
которая строится в современной
Литература
1. Индивидуальная предпринимательская деятельность. Справочное пособие / Сост.: М.Н. Федорова; Отв. ред. П.В. Савченко. — М.: Экономика, 1992. — 191 c.
2. Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. — М.: Наука, 1999. — С. 118.
3. Ateliers d’Art de France // http://www.ateliersdart.com/metiers.php?lang=eng
4. Intuit Future of Small Business Report. Third Installment: The New Artisan Economy. Institute for the Future for Intuit, 2008 // http:// about.intuit.com/futureofsmallbusiness/
5. National Confederation of Crafts and Small and Medium-Sized Enterprises of Italy // http://www.cna.it/eng/craftsector.htm
6. Paolo Crosetto. Competition and cooperation. Italian SMEs go international. Prospects for the extension of the Italian industrial district model to Central and Eastern European Countries. Research Centre on Emerging and Transition Countries — University of Turin, 2004.
7. Zentralverband des Deutschen Handwerks // http://www.zdh.de/facts-and-figures.html
1 Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. — М.: Наука, 1999. — С. 118.
2 Ateliers d’Art de France // http://www.ateliersdart.com/metiers.php?lang=eng
3 Индивидуальная предпринимательская деятельность. Справочное пособие / Сост.: М.Н. Федорова М.Н.; Отв. ред.: П.В. Савченко. — М.: Экономика, 1992. — 191 c.
4 Там же.
5 Zentralverband des Deutschen Handwerks // http://www.zdh.de/facts-and-figures.html
6 National Confederation of Crafts and Small and Medium-Sized Enterprises of Italy // http://www.cna.it/eng/craftsector.htm
7 Paolo Crosetto. Competition and cooperation. Italian SMEs go international. Prospects for the extension of the Italian industrial district model to Central and Eastern European Countries. Research Centre on Emerging and Transition Countries — University of Turin, 2004.
8 Intuit Future of Small Business Report. Third Installment: The New Artisan Economy. Institute for the Future for Intuit, 2008 // http://about.intuit.com/ futureofsmallbusiness/
МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ОБЪЕМОВ ТЕНЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР РЕЗЕРВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В.Ю. Буров,
заведующий кафедрой финансов и кредита Читинского государственного университета burovschool@rambler.ru
На основе проведенных исследований предлагается структура организационно-экономического механизма по противодействию теневой экономике на примере Иркутской области. В качестве основной цели функционирования данной системы выступает политика субъектов малого предпринимательства по противодействию теневой деятельности.
Ключевые слова: теневая экономика, малое предпринимательство, политика, издержки, налоги, доходы
УДК 330; ББК 65.01
Обеспечение стабильного экономического роста в условиях экономического кризиса является актуальной проблемой, которая требует решения. Одним из факторов резерва роста экономического потенциала является снижение доли теневой деятельности малого предпринимательства (далее МП). При определенных экономических условиях теневая экономика превращается в один из доминирующих, системообразующих секторов экономических отношений, который определяет направленность развития всей социально-экономической системы и при этом создает условия для своего функционирования, что в полной мере касается деятельности субъектов МП.
На сегодняшнем этапе деятельность субъектов МП и участников неформального сектора окочательно сформировалась как многоуровневая система межхозяйственных связей, объединяющая официальный — учитываемый (правовой) и теневой (внеправовой) секторы экономики.
Проблема экономических последствий теневой экономической деятельности малых предприятий, характеризующихся величиной теневых издержек, а также недополученных бюджетами всех уровней налогов столь остра, что анализ ее причин и поиска путей по ее решению, является сегодня одной из важнейших задач.
Причинами теневой деятельности МП являются неадекватные экономические условия в виде высоких налогов, недобросовестной конкуренции, отсутствием доступа к ресурсам, незащищенностью собственности, отсутствием имущественной поддержки.
Теневая экономика субъектов малого предпринимательства представляет собой совокупность экономических отношений, является полностью или частично неправовой, неучитываемой и неконтролируемой. Она осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, с целью получения предпринимательского дохода и выполняющая двойственную роль: позитивную — сглаживание отрицательных условий по развитию бизнеса; негативную — антисоциальное перераспределение доходов общества и уменьшение его благосостояния, снижение эффективности системы управления экономикой.
По результатам проведенных исследований выяснено, что налоговая нагрузка не является основной причиной, по которой субъекты МП осуществляют свою деятельность в теневом секторе. Опросы среди представителей малого бизнеса показали, что основными причинами их теневой деятельности, являются административные барьеры, отсутствие имущественной и ресур-
сной поддержки, а причину «высокие налоги» предприниматели ставят на последнее место (табл. 1)1.
Таблица 1
Основные причины теневой деятельности с точки зрения субъектов МП (по значимости причины)
Причины Значимость причины
Административные барьеры 1
Отсутствие доступа к ресурсам 3
Недобросовестная конкуренция 5
Высокие налоги 6
Незащищенность собственности 4
Отсутствие имущественной поддержки 2
Необходимо отметить также специфические экономические факторы, влияющие на деятельность МП, в условиях мирового экономического кризиса:
• резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования;
• высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса;
• увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий; сокращение масштабов деятельности.
В нынешней кризисной ситуации теневая экономика МП имеет тенденцию к своему увеличению.
Методом опроса, анкетирования и экспертной оценки исследована практическая деятельность МП в теневом секторе экономики, что позволило определить объем, структуру теневого оборота (дохода) и структуру расходования этих средств (рис. 1).
Рис. 1. Структура расходов теневого оборота субъектов МП
Процесс исследования издержек в теневом обороте вызвал необходимость ввести понятия:
• теневые издержки потребления — используются на поддержку материальной составляющей бизнеса;
• теневые издержки доступа — издержки, связанные с правом осуществления деятельности в теневом секторе экономике — доступом к ресурсам, защитой прав собственности, заключением и обслуживанием деловых отношений, при этом они связаны не с платой за ресурсы, а с платой за получение права на их использование. Теневые издержки доступа эквивалентны сумме коррупционных издержек, издержек защиты и издержек теневой конкуренции.
Уточнены термины «коррупционные издержки»; «издержки теневой конкуренции»; «издержки защиты»;
• коррупционные издержки — неофициальная оплата неправовой услуги работника негосударственного предприятия, чиновника государственного предприятия, производимая заинтересованным лицом при положительном решении его вопросов, которые непосредственно влияют на повышение эффективности деятельности заинтересованного лица или скрывают имеющиеся правовые нарушения;
• издержки теневой конкуренции — доля денежного «дохода» руководителей и работников организации, предприятий, чиновников государственных организаций и учреждений, получаемого ими от заинтересованного лица, при свершении коммерческих сделок, производимых в ущерб предприятию, организации, учреждению;
• издержки защиты — оплата лицу или группе лиц, выполняющих функции защиты от неправомерных посягательств на
собственность или на часть денежных доходов другого лица, группы лиц, предприятия. Ими может быть представитель криминальных группировок, работники правоохранительных органов, спец. служб, государственные чиновники.
На основании предложенной структуры теневого оборота субъектов МП проведен его сравнительный анализ, основанный на исследованиях за 2008-2009 гг. и исследованиях О. Шесто-перова [1]. Полученные результаты во многом идентичны, хотя показатели используемые О. Шестоперовым были получены в 1999-2002 гг. Это подтверждает тот факт, что теневая составляющая в оборотах малых предприятий и издержки функционирования в теневом секторе экономики остаются на прежнем уровне (табл. 2).
Субъекты сектора МП выдерживают определенную финансовую нагрузку (рис. 2).
Оплаченная цена доступа равна сумме оплаченных налогов и различных платежей за право заниматься бизнесом (цена входа) и теневым издержкам доступа. Полная цена доступа эквивалентна сумме начисленных налогов, цене входа и теневым издержкам доступа.
Анализ теневой деятельности МП показывает, что необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений: предпринимателей и физических лиц (рис. 2).
Одним из путей является снижение издержек функционирования субъектов МП в официальном секторе экономики — уменьшение налоговой нагрузки. Для решения поставленной задачи, необходимо рассчитать суммы оплаченных и не опла-
Таблица 2
Сравнительный анализ оборота субъектов МП и издержек функционирования в теневом секторе экономики РФ
Показатели Показатели автора Показатели О. Шестоперова
% Млрд руб. % Млрд руб.
1. Общий оборот: 21656,5 21037,7
учитываемый; 100 15468,9 100 15468,9
теневой (сумма скрытого и фиктивного). 40 6187,6 36* 5568,8
2. Издержки функционирования в теневом секторе экономики** 100 6187,6 100 5568,8
2.1. Теневые издержки потребления 86 5321,4 80 4455,0
2.2. Теневые издержки доступа 15 928,1 20 1113,6
* Оценка теневого оборота 31-42%, принимаем средний результат 36%.
** Издержки функционирования в теневом секторе экономики равны теневому обороту.
Полная цена доступа
і г
Рис. 2. Структура полной и оплаченной цены доступа
ченных налогов, размеры теневых издержек, что является трудноразрешимой проблемой.
Возможности оценки масштабов теневой экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Современными учеными проанализированы, дополнены и разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики. В исследованиях А. Яковлева и О. Воронцовой рассматриваются методические подходы на микроуровне, используются косвенные и прямые методы в выявлении «неучтенного наличного оборота».
При проведении анализа масштабов теневой деятельности субъектов малого предпринимательства использован метод экономического анализа — специальных расчетных показателей, полученных в исследованиях и из данных органов статистики. В качестве специальных расчетных показателей, полученных органами статистики, в ходе выборочных исследований деятельности малых и средних предприятий, применялись аналитичес-
кие показатели: рентабельность; сальдированный финансовый результат2 (табл. 3)3.
Ориентируясь на рентабельность средних предприятий 13,2% — за 2006 и 13,1%- за 2007 гг. (см. табл. 2), принимаем рентабельность Rr = 8%. Расчеты позволили выявить суммы недополученных и уплаченных налогов (начисленные налоги) 1328,77 млрд руб. за 2006 г. и 1923,1 млрд руб. за 2007 г., что является величиной издержек, которую должны были бы заплатить предприниматели, осуществляя свою деятельность в официальном секторе (учитываемая деятельность). При этом оплаченная цена доступа равна 1270,4 млрд руб. за 2006 г. и 1762,4 млрд руб. за 2007 г., что практически эквивалентно сумме начисленных налогов.
Для более глубокого анализа издержек функционирования при различных экономических условиях: налоговых ставках и уровне теневой составляющей деятельности МП, был проведен расчет двух дополнительных вариантов. Первый (основной вариант) расчёт по реально существующим показателям; второй —
Таблица 3
Основные экономические и финансовые показатели деятельности МП и ИПБОЮЛ, используемые при расчете издержек
Показатели Обозна- чения Год
2006 2007
Численность МП, тыс. N 1032,0 1137,4
Общий (учитываемый) оборот МП, млрд руб. Уу 12099,2 15468,9
Численность МП, принявших участие в выборочном обследовании (учете), тыс. Nо 543,176 543,176
Рентабельность обследованных МП по отгруженной продукции, оказанным услугам, % Rо 2,2 2,8
Рентабельность обследованных средних и крупных предприятий по отгруженной продукции, оказанным услугам, % Rср 13,2 13,1
Прибыль обследованных МП, млрд руб. Ро 714,2 1093,5
Сальдированный финансовый результат обследованных МП, млрд руб. Fо 513,385 934,346
Среднесписочная численность работников, тыс. человек * А 8582,8 10157,3
Количество рабочих мест у ИПБОЮЛ (основная работа по найму и не по найму), тыс. Ам 10104,0 10618
* Без внешних совместителей.
Таблица 4
Сравнительный анализ издержек функционирования субъектов МП при различных экономических условиях за 2006 и 2007 гг.
Показатели Основной вариант Предлагаемый вариант Сравнение результатов
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
Теневые издержки доступа, млрд руб. 726,0 928,2 121,0 154,9 -605,0 -773,3
Полученные (уплаченные) налоги и платежи по зарплате МП и ИПБОЮЛ, млрд руб. 398,0 542,3 507,6 622,9 +109,6 +80,6
Полученный (уплаченный) налог от учитываемого финрезультата, млрд руб.; 146,4 291,9 527,0 824,0 +380,6 +532,1
Доходы государства, млрд руб. 544,3 834,2 1034,6 1446,9 +490,3 +612,7
Оплаченная цена доступа, млрд руб. 1270,4 1762,4 1155,6 1601,8 -114,8 -160,6
(предлагаемый вариант) расчёт по предлагаемым показателям, при которых создаются адекватные экономические условия, исходя из предлагаемого уровня налоговых ставок и платежей. Расчет ведется при изменении ставки налога на прибыль с 20 до 10%, ЕСН с 26 до 23%, налога на доходы при упрощенной системе налогообложения — с 15 до 5%, налога на доходы — с 6 до 3%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — с 13 до 5%, единого социального налога (ЕСН) — с 26 до 21%, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — с 14 до 10%. Данные расчета представлены в табл. 4.
При сравнении с основным вариантом, характеризующий сегодняшнюю официальную и теневую деятельность предпринимателя, во втором варианте выгоду получает государство — увеличение доходов с 544,3 до 1034,6 млрд руб. то есть в 1,9 раза. Сумма теневых издержек снижается с 726,0 до 121,0 млрд руб., — на 605,0 млрд руб., а оплаченная цена доступа снижается на 114,8 млрд руб. — за 2006 г. Соответственно за 2007 г. — увеличение доходов с 834,2 до 1446,9 млрд руб. то есть в 1,7 раза. При этом сумма теневых издержек снижается с 928,2 до 154,9 млрд руб., — на 773,3 млрд руб., а оплаченная цена доступа снижается на 160,6 млрд руб. 2007 г. (табл. 4).
Данный расчет подтверждает, что предлагаемый нами уровень налоговых ставок и взносов является теми экономическими условиями, которые способствуют эффективной деятельности МП в официально-учитываемом секторе экономики, что позволит снизить уровень теневой деятельности сектора МП до 10%.
Снижение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учитывает тот факт, что оно коснется только работников сектора малого предпринимательства, не более 20 млн. чел. денежные доходы которых практически скрытые, что соответственно ведет к не уплате этих налогов и платежей. НДФЛ и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников средних и больших предприятий, корпораций и бюджетных организаций выплачивается в полном объеме, т.е. предлагаемые нами снижение налоговых нагрузок для субъектов МП не повлияет
негативно на уровень социальной защищенности населения нашей страны.
Способы государственного воздействия на теневую деятельность субъектов малого предпринимательства занимают важное место в структуре механизма хозяйственного регулирования. Они сдерживают действие негативных факторов и предотвращается перетекание ресурсов из реального сектора в нелегальное производство, нейтрализуются предпринимательские и финансовые риски, усиливается контроль за этими явлениями со стороны государства и общества. Представим систему целей и задач государственной концепции противодействия теневым экономическим отношениям (рис. 3).
Главной целью государственной политики в противодействии теневой экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий.
На основе проведенных исследований предлагается структура организационно-экономического механизма противодействия теневой экономике сектора МП на примере Иркутской области. В качестве основной цели функционирования данной системы выступает формирование политики противодействия теневой деятельности субъектов МП, с одной стороны, и стимулирование развития официального сектора МП, с другой (рис. 4).
Со стороны правительства Иркутской области в данном механизме предполагается участие вновь созданной службы «Департамент по развитию малого предпринимательства и ограничению теневой деятельности», который является организационной структурой.
Правовое обеспечение включает формирование правовых предпосылок для создания политики противодействия теневой деятельности на всех уровнях хозяйствования.
Блок мониторинга должен обеспечить непрерывный контроль над процессами, происходящими в секторе теневой эко-
Главная цель: создание высокоэффективного механизма государственного противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства
Подцели Задачи Уровни управления
Осознание стратегической значимости и выгод от снижения уровня теневой экономики государственными органами управления всех уровней, бизнес-сообществом, населением Придание противодействию теневой экономики приоритетности в системе социально-экономического развития России Макроуровень
Проведение широкой идеологической и просветительной компании для разъяснения стратегической значимости и выгод от снижения уровня теневой экономики Макроуровень Мезоуровень
Эффективное развитие малого и среднего предпринимательства. Создание среднего класса. Стратегическое долгосрочное и среднесрочное планирование развития малого и среднего предпринимательства Макроуровень Мезоуровень
Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования сектора малого и среднего предпринимательства
Увеличение бюджетных расходов на развития малого и среднего предпринимательства
Определение перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства с учетом имеющейся потребности определяемой социальноэкономическим развитием России
Повышение эффективности противодействия коррупции Совершенствование нормативно-правовой базы борьбы с коррупцией Макроуровень Мезоуровень
Усиление уголовной ответственности за коррупционные сделки, с полной конфискацией имущества
Усиление финансовой ответственности за коррупционные действия: сумма наказания должна в 3-5 раз превышать сумму ожидаемого дохода от коррупционной сделки Мезоуровень
Усиление контроля за доходами чиновников и их родственников
Поддержка научноисследовательской работы по проблеме теневой теневых отношений в секторе малого бизнеса Увеличение финансирования исследований по проблемам теневой экономики и теневых отношений в предпринимательстве Макроуровень
Разработка и внедрение новых методик оценки теневой экономики и теневого оборота субъектов малого и среднего предпринимательства Макроуровень Мезоуровень
Рис. 3. Система целей и задач государственной концепции противодействия теневой деятельности
субъектов малого предпринимательства
Департамент по развитию малого предпринимательства и ограничению теневой деятельности (департамент)
Мониторинг социальноэкономического развития региона в целях определения приоритетного развития сектора МП
Приоритетные виды деятельности МП:
- глубокая переработка леса;
- развитие туризма;
- инновационная деятельность;
- развитие фермерского хозяйства.
Инвестиционная
поддержка
приоритетных
проектов
Развитие официального сектора. Активизация инновационной деятельности в секторе МП.
Экономические меры:
• Уменьшение налоговой нагрузки.
• Гарантии деятельности.
• Компенсация % ставок.
• Снижение административных барьеров.
• Увеличение имущественной, ресурсной и финансовой поддержки.
А
V
Уменьшение объемов теневого сектора МП.
Активизация перехода субъектов МП в официальный сектор экономики.
Стимулирование развития легального сектора МП --------2^-------
Политика
противодействия
теневой
экономики
Ограничение теневого сектора МП
Фонд поддержки развития и инвестиций сектора МП
Страховые
компании
Коммерческие
банки
Население
Инвесторы
Мониторинг теневой экономики (ТЭ)
• Определение масштабов ТЭ
• Определение основных отраслей ТЭ
“-----\
Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП)
Правовое
обеспечение
• Устранение противоречий
в законодательстве
• Разработка нормативноправовых актов
^
Региональный институт законодательства Ч_____________________У
Аналитически-
организационное
обеспечение
• Анализ и экспертиза
• Разработка мер и рекомендаций
• Контроль и коррекция
Департамент. БГУЭП. Региональный институт законодательства
Рис. 4. Структура организационно-экономического механизма противодействия теневой экономике МП
на примере Иркутской области
номики, и их влиянием на деятельность сектора МП. Функцией данного блока является анализ количественных и качественных изменений в теневом секторе.
Научно-методическое обеспечение предлагается поручить Байкальскому Государственному Университету Экономики и Права (БГУЭП) с привлечением научного потенциала Иркутской области.
Реализация механизма противодействия теневой деятельности сектора МП с учетом предлагаемого снижения налоговой нагрузки позволит через развитие сектора МП диверсифициро-
вать структуру экономики, усилить социальную защищенность населения и приведет к увеличению добавленной стоимости производимой продукции.
Государственное воздействие на теневую экономику должно принять форму комплексной программы государственной политики, рассчитанной на длительную перспективу. Эта тема приобретает еще большую актуальность, если учесть, что в стране формируется новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его ответственность перед гражданами России.
Литература
1. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. — М.: Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2006.
2. Мигин С., Шестоперов О., Шеховцов А., Щетинин О. Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 20022006 гг. // http://www.nisse.ru/work/experts/.
3. Бокун Н., Кулибаба И. Проблемы статистической оценки теневой экономики // Вопросы статистики. — 1997. — № 7. —
С. 11-19.
4. Буров В.Ю. Теневая деятельность средних и малых предприятий // ЭКО. — 2008 — № 4. — С. 67-74.
5. Буров В.Ю. Определение количественных показателей характеризующих последствия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Самарухи. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 58-65.
6. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, Г.М Казиахмедова. — М,: Норма, 2006. — 336 с.
7. Николаева М.И., Шевяков А.Ю. Теневая экономика: методы анализа и оценки. — М.: Экономика и математические методы, 1990. Т. 26. — С. 926-935.
8. Попов В.В. Методы измерения теневой экономики и их использование в постсоветской России // Экономическая теория преступлений и наказаний. Теневая экономика в советском и постсоветском обществах / Под ред. Л.М. Тимофеева и Ю.В. Латова. — М., 2002. — Вып. 4/2.
1 Исследования проведены в 2008-2009 гг. по Иркутской области, Забайкальскому краю, Республике Бурятия. Обследовано 246 респондентов.
2 Финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций, представляет собой сумму прибыли от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводятся по кругу малых предприятий в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет. Данные приведены по малым предприятиям (без малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения), представившим бухгалтерскую отчетность
3 Малое предпринимательство в России 2007 год.
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
М.В. Крылова,
аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель генерального директора по финансам корпорации «Пентакон»
mariakrylova@inbox.ru
В статье раскрывается значение малого и среднего предпринимательства (МСП) на современном этапе развития России. Акцентируется внимание на проблемах, возникающих при функционировании МСП. Рассмотрены меры по стимулированию и поддержанию данного сектора экономики. Приводится статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России.
Ключевые слова: малый и средний бизнес (МСП), структура МСП, стимулирование МСП
УДК 334; ББК 65.29
Стратегической целью государственной политики, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, что означает, в том числе, и переход страны на новый инновационный путь экономического развития. В условиях усиления глобальной конкуренции и продолжающегося кризиса производства, сопровождаемого снижением цен на сырье и замедлением темпов роста, вопрос о переходе России на инновационный путь экономического развития становится проблематичным, но не снимается с повестки дня. В свою очередь инновационный путь экономического развития требует от государства создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики приобретает особый интерес. Кроме того, в условиях финансового кризиса вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно этот бизнес способен «смягчить» последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима-