Выводы. Поскольку применение системы самоконтроля требует определенного навыка и некоторых дополнительных сведений (например, об аддитивных величинах), полезно ознакомить обучающихся с неизвестными для них понятиями и обращать внимание обучающихся на возможность использования отдельных этапов самоконтроля.
В заключение отметим, что кроме перечисленных в статье приемов самоконтроля для уменьшения вероятности появления ошибок при решении физических и математических задач могут быть использованы и другие возможности. Например, умение применять алгоритм решения задач, «извлекать» из условия всю «заложенную» в нем информацию, а не только то, что представлено числами, и многое другое.
Литература:
1. Кислякова О.П., Панцева Е.Ю. Управление деятельностью курсантов по овладению навыками самообразования. В книге Научно-методическое обеспечение процесса формирования общепрофессиональных компетенций будущих военных лётчиков на примере изучения дисциплин естественно-научного цткла. Коллективная монография. Киров, 2020. С. 66-68.
2. Кислякова О.П., Снежкина Л.П. Индивидуальный подход при обучении физике. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. -Ч. 2. - С. 166-168.
3. Крайнова Е.А., Тихонов Ю.А., Снадченко С.В. Актуальные проблемы преподавания дисциплин информационного цикла в вузе. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. № 66-3. С. 119-120.
4. Курилова И.С. Технологические приёмы, применяемые при решении задач на практических занятиях по физике. В сборнике: Методические особенности преподавания естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров, 2020. С. 35-40.
5. Пытьев Ю.П., Шишмарев И.А. Курс теории вероятностей и математической статистики для физиков. Учеб. Пособие. - М.. Знание, 1983. - С. 15-18.
6. Снадченко С.В. Тихонов Ю.А. Применение активных методов обучения при проведении практических занятий по информатике. В сборнике: Методические особенности преподавания естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров, 2019. С. 79-80.
Педагогика
УДК 371
магистрантка Пашшша Сауле Амангельдинова
Институт психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему развития творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности. Автор анализирует различные аспекты творческой деятельности, благодаря которой проявляются творческие способности, рассматривает возможности использования различных видов нетрадиционных техник рисования (ниткопись, граттаж, кляксография) и выявляет эффективные методы обучения («мастер-класс» с комментариями, методы повтора, вариации и импровизации, метод творческого задания, метод «эксперимента»).
Ключевые слова: творческие способности, нетрадиционные техники рисования, педагогические методы, художественные приемы и техники.
Annotation. In the article, the author considers the problem of developing students ' creative abilities by means of non-traditional drawing techniques in extracurricular activities. The author analyzes various aspects of creative activity, thanks to which creative abilities are manifested, considers the possibilities of using various types of non-traditional drawing techniques (thread painting, grattage, blotting) and identifies effective teaching methods ("master class" with comments, methods of repetition, variations and improvisation, the method of creative tasks, the method of "experiment").
Keywords: creative abilities, non-traditional drawing techniques, pedagogical methods, artistic techniques and techniques.
Введение. В современном российском образовании стоят ряд основополагающих задач, направлением которых является формирования культуры личности, обеспечивающая сохранение и обновления культуры страны. Одним из важных составляющих этого качества личности является творческие способности.
Изложение основного материала статьи. Это проблема волнует ученых разных специальностей: философов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И.Н. Дубины; психологов и педагогов - JI.C. Выготского, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, и др., изучающих различные аспекты творческой деятельности, благодаря которой проявляются творческие способности.
Рассмотрим различные точки зрения на этот вопрос.
Так, психологи В.В. Давыдов и А.Н. Леонтьев под способностями понимают те «психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Творческие же способности - психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства» [1, с. 155].
Согласно другой точке зрения, философа Н.А. Бердяева, «в основе всех видов творческих способностей лежит общее свойство человеческой личности, особое отношение к миру. Творческие способности взаимодействуют со знаниями, умениями, навыками, в данной области, и развиваются успешно, когда потребность ребёнка решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладеть недостающими, в чем ему и должен оказать помощь педагог» [2, c. 357].
Большое внимание разработке проблемы способностей уделял выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн. Автор утверждает, что «развитие способностей формируются в процессе какой-либо
деятельности в ходе овладения содержанием материальной и духовной культуры, которая вбирает в себя наработки цивилизации» [31.
Платонов К.К. считал, что способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной) [4, с. 3121.
По Шадрикову В.Д. способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [5].
Таким образом, в нашем исследовании, мы под способностями будем понимать свойства личности, которое являются условием успешного осуществления какой-либо деятельности человека.
Стоит заметить, что творческая способность формируется в единстве с другими способностями.
В этой связи, проблема развития творческих способностей в процессе художественно-творческой деятельности имела широкий резонанс в психолого-педагогической области знаний таких ученых, как: В.С. Кузин, Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев, Н.П. Сакулина, Л.С. Выготский, Л. Терстоун, С. Герберт и др.
Рассмотрим механизмы возникновения «творческих способностей».
Так, Л. Терстоун отмечал, что «развитию творческих способностей способствуют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи» [6].
С. Герберт, сторонник когнитивной психологии, считает, что «творческие способности не уникальны и не отличаются от других когнитивных процессов» [7, с. 106-110].
Таким образом, под способностями исследователи понимают те психологические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием превосходного выполнения конкретного вида деятельности.
По - мнению А.А. Мелик-Пашаева, одной из самых важных задач на пути художественно-творческого развития ребенка, пробуждение и укрепление у него эстетически развитого отношения к действительности [8, с. 28].
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что творческие способности — это синтез свойств и качеств личности, которые служат необходимым условием, для создания нового, уникального, присущего только для него художественного произведения.
В нашем исследовании рассматривается процесс развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.
В последнее время в художественном образовании особую популярность получили нетрадиционные техники рисования, которые создают условия для всестороннего развития и способствует развитию художественно - творческих способностей.
Это проблема не нова. Ею занимались такие ученые как Т.С. Акуненок, Л.М. Александрова, И.В. Давыдова, О.В. Коротких, А.В. Никитина и другие.
По мнению О.В. Коротких, нетрадиционные техники позволяют избежать копирование, в виду своей непредсказуемости, неповторимости, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы [9, с. 23].
Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности [10].
Таким образом, изучив особенности нетрадиционных техник рисования учитель имеет возможность не только отобрать для своих учащихся необходимые виды этих техник, но и с помощью вариативности и их разнообразия решать конкретные учебно-творческие задачи, что позволит сделать художественный процесс желанным, интересным, познавательным.
Рассмотрим наиболее используемые нетрадиционные техники рисования в практике работы учителя начальных классов.
Ниткопись - это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения [11].
Техника выполнения ниткописи предполагает, «рисование» свежеокрашенной нитью по бумаге, которую необходимо выложить на её поверхность. При этом кончик нити должен выйти за края формата, после чего сверху накладывают чистый лист бумаги и прижимают окрашенную нить на поверхности другого листа. В завершении необходимо вытянуть нитку из- под верхнего листа. Полученные разводы необходимо дорисовать (см. рисунок №1).
Интересная по своей технологии нетрадиционная техника рисования граттаж.
Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - нетрадиционная техника рисования, при которой рисунок выполняется путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью [12].
Техника выполнения граттажа содержит ряд последовательных действий, при котором сначала окрашивают лист бумаги разноцветными яркими пятнами, затем покрывают этот лист воском. После чего на восковую поверхность наносят черную краску. И в завершении по замыслу процарапывают черный слой воска сквозь который просвечивает светлый разноцветный фон (см. рисунок №2).
Кляксография - нетрадиционная техника рисования, при которой рисунок выполняется от произвольной кляксы, которую можно «дорисовать» путем разгона воздухом из коктейльной трубочки в разные стороны [13].
Техника выполнения кляксографии дает возможность импровизировать и додумывать рисунок в процессе разгона кляксы и задавать направление следа в нужном русле до получения требуемого результата (см. рисунок № 3).
Таким образом, становится очевидным, что нетрадиционные техники рисования, такие как (монотипия, ниткография, кляксография и др.) могут быть использованы на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Педагоги утверждают, что использование в своей работе нетрадиционных техник рисования возможно заинтересовать обучающихся изобразительной деятельностью, которая поможет не только «удивлять» маленьких художников, но и «работать» как мощное средство арт-терапии, способное приносить радость, удовлетворение, успех, способствующих развитию творческих способностей.
Несмотря на то, что их применение не предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной программой, учителя начальной школы активно пользуются ими в своей педагогической деятельности.
Одним из эффективных форм педагогической деятельности учителя начальной школы является внеурочная деятельность, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных творческих способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, в том числе к художественной.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (кружки, внеклассные мероприятия, студии и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Одним из распространенных форм внеурочной деятельности является кружок по интересам учащихся изобразительно-художественной направленности, где возможно создать благоприятные условия (нет четкой регламентации занятий, мотивированность обучающихся, учет интересов) для развития художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных техник.
Изучив и проанализировав программы обучения изобразительному искусству, мы выделили наиболее эффективные методы обучения нетрадиционным техникам на кружке изобразительно-художественной направленности. Так, в методике Т.Я. Шпикаловой по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 классы) нами были выделены такие методы как «повтор», «вариация» и «импровизация» [14].
Рассмотрим на каком этапе работы возможно использование репродуктивного метода «повтор». Автор методики утверждает, что метод «повтор» на начальном этапе изучения элементов нетрадиционных техник неизбежен. Потому что ученик начальных классов не имеет еще достаточный художественный опыт, с тем чтобы «придумывать», «изобретать» новые художественные образы, кроме того, повтор или копирование «новых техник» за показом учителя позволяют запомнить характерные особенности нетрадиционных техник рисования.
Например, во время показа учителем новой техники рисование может быть использован метод «мастер-класс» с комментариями, обучающиеся пошагово повторяют действия за учителем, тем самым происходит процесс получения определённых художественных навыков, способствующих в дальнейшем развитию творческих способностей.
Метод «вариации» используется после того, как учащиеся практически изучили нетрадиционные техники и усвоили выполнение алгоритма.
Например, учитель может предложить метод творческого задания на закрепление полученных знаний по монотипии и предложить выполнить самостоятельно, где учащиеся подбирают свою цветовую гамму и пробуют получить «отпечаток» с дорисовкой различных предметов окружающей действительности. При этом у учащихся наряду с развитием художественных живописных навыков развивается воображение, который является необходимым условием, для создания нового, уникального, присущего только для него художественного произведения.
«Импровизация» расширяет творческие возможности, дает «свободу» замыслу и ее реализации.
Например, это может быть творческое задание использовать различные нетрадиционные техники рисования в одной композиции, где обучающиеся уже могут «экспериментировать». Результатом такого эксперимента может стать творческая работа, где учащийся использовал кляксографию поверх монотипии или вариации монотипии с флоротипией (отпечатки природных материалов, отпечатки листьев) [15].
Рисунок! Рисунок 2
Выводы. Таким образом, развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности (кружок по интересам учащихся изобразительно-художественной направленности) возможно при использовании эффективных методов обучения таких как («мастер-класс» с комментариями, методы повтора, вариации и импровизации, метод творческого задания, метод «эксперимента»).
Литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
2. Бердяев, Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / Н.А. Бердяев; [Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л.В. Полякова; Журн. «Вопр. Философии» и др.]. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил.
4. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - С. 312.
5. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.
6. Терстоун Л. http://www.unc.edu/depts/quantpsy/thurstone/wood. pdf
7. Кондратьева Н.В. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 9. С. 106-110
8. Мелик-Пашаев, Александр Александрович. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
9. Нетрадиционные художественные техники в творчестве младших школьников [Текст]: учеб-метод. пособие / под ред. О.В. Коротких. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 320 с.
10. Использование нетрадиционных техник в обучении изобразительному искусству, как средство творческой активности младшего школьника https://cyberienmka.ru/artide/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-v-obucheniihttps://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-v-obuchenii-izobrazitelnomu-iskusstvu-kak-sredstvo-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshego-shkolnikaizobrazitelnomu-iskusstvu-kak-sredstvo-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshegohttps://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-v-obuchenii-izobrazitelnomu-iskusstvu-kak-sredstvo-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshego-shkolnikashkolnika
11. Ниткопись https://trizwayxom/art/primary/шtkopis.html(дата обращения 30 декабря 2020)
12. Граттаж https://yandex.ru/images/ &stype=image&lr=146&source=wiz (дата обращения 30 декабря 2020)
13. Кляксография с трубочкой https:/nsportal.ru/detskiyhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/01/19/klyaksografiya-s-trubochkoysad/risovanie /2020/01/19 /klyaksografiya-s-trubochkoy
14. Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» http://komcos2010.ucoz.ru/avatar/pr/1-4_docizo_i_trud.pdf
15. Флоротипия https://www.freepapers.ru/4/tehnika-florotipii/180833.1083810.list1.html
Педагогика
УДК 371.1
кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье исследуются аспекты организации музыкально-творческих праздников с позиций художественно-эстетического воспитания младших школьников, исследованы различные точки зрения на заявленную проблему; определены направления и содержательные характеристики музыкально-творческих праздников. Обоснован деятельностный характер воспитания, обеспечивающий познание младшими школьниками традиционных источников восприятия прекрасного для формирования эстетических установок личности. Подчеркивается, что главная ценность музыкально-творческих праздников состоит в том, что школьник приобретает опыт жизни и ответственного поведения; навыки взаимоотношений с людьми, предметами, явлениями на основе эстетически направленных интересов.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, художественно-эстетическая установка личности, эстетически направленные интересы, музыкально-творческие праздники.
Annotation. The article examines the aspects of organizing musical and creative holidays from the perspective of artistic and aesthetic education of primary school children, examines various points of view on the stated problem, and defines the directions and content characteristics of musical and creative holidays. The author substantiates the activity - based nature of education, which provides younger students with knowledge of traditional sources of perception of beauty for the formation of aesthetic attitudes of the individual. It is emphasized that the main value of