УДК 378.147:378.615
Романова Марина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета
Ледовских Ирина Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Аннотация:
В статье затронута проблема развития профессиональной рефлексии у будущих специалистов на примере магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». Обозначены главные условия для развития рефлексии у молодых специалистов: рефлексивная деятельность и рефлексивная среда. Указанные условия реализуются в процессе прохождения студентами различных видов практик. Доказана значимость ведения обучающимися дневников рефлексии и написания сочинений в ходе практик, что позволяет им проанализировать имеющиеся способности, знания, умения, соотнести собственные интересы в практической деятельности с содержанием реальной профессии. В резуль-тате исследования выявлено, что у магистрантов произошли изменения в понимании себя в профессии посредством рефлексии профессиональной деятельности, повысилась осмысленность и осознанность к самому процессу рефлексии. Подтверждена осознанность выбора магистрантами профессиональной деятельности в области психологии.
Ключевые слова:
рефлексия, рефлексивная среда, рефлексивная деятельность, рефлексивность, обучение в вузе, магистрант по направлению подготовки «Психология», практика, дневник рефлексии, сочинение, профессиональная деятельность.
https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.14 Romanova Marina Vladimirovna
PhD in Psychology, Associate Professor, General Psychology Department, Penza State University
Ledovskikh Irina Aleksandrovna
PhD in Psychology, Associate Professor, General Psychology Department, Penza State University
WAYS OF DEVELOPING PROFESSIONAL REFLECTION IN FUTURE PSYCHOLOGISTS AT THE UNIVERSITY
Summary:
The study addresses the issue of developing a professional reflection in future experts by a case study of students earning a Master's Degree in Psychology. Reflective activity and reflective environment are the priorities for the reflection development among young specialists. These priorities are implemented during different work studies and internships. Keeping reflective diaries and writing essays are very important as they help students analyze their abilities, knowledge, skills, identify their interests in practical activity with a profession in the real world. The study reveals that Master's Degree students start to view themselves in the profession in another way through the reflection of professional activity. They comprehend and realize the process of reflection as well. The research proves that students are aware of their career choice to be a psychologist.
Keywords:
reflection, reflective environment, reflective activity, re-flexivity, study at the university, student earning a Master's Degree in Psychology, work study and internship, reflective diary, essay, professional activity.
Рефлексия - один из процессов, определяющих развитие субъекта не только на этапе получения образования, но и в его дальнейшей практической деятельности. В настоящее время от работников требуют высокой устойчивости в профессии, верности этой профессии при любых обстоятельствах. Большую роль в этом играет рефлексия, которая определяет не только знания по специальности, но и умения и навыки, а впоследствии и профессионализм.
В научной психологической литературе указывается, что существуют специальные средства и условия для развития рефлексии [1].
Во-первых, это особая и тщательно спланированная рефлексивная деятельность в процессе обучения в вузе. В ходе обучения у студентов формируется самое главное - умения анализа и оценки личных стратегий и действий. Впоследствии это выступает основой рефлексирующей личности. Рефлексивная деятельность определяет развитие рефлексивных умений, что в дальнейшем способствует развитию профессиональной рефлексии.
Г.И. Щукина в своей работе о рефлексивной деятельности описывает возможности ее использования в целях формирования личности студента в процессе обучения в высшей школе. Определяющий результат данного процесса - создание специальной деятельности обучающихся. Для этого необходимо рассмотреть рефлексивную деятельность через ее структуру. По
мнению Г.И. Щукиной, компонентами рефлексивной деятельности являются цель, мотивы, предметные действия, содержание, умения и результат. Ей присущи такие свойства, как осознанность, целенаправленность, предметность, преобразующий характер и совокупность способов и процессов деятельности и ее основных результатов [2]. Для создания такой рефлексивной деятельности важно учитывать все ее компоненты и свойства.
Рефлексивная деятельность вырабатывает у студента способность распознавать свои собственные проблемы в практической профессиональной деятельности. В дальнейшем он может скорректировать ее своими внутренними возможностями и ресурсами. Поэтому развитие рефлексии профессионала - первоочередная задача студента.
Во-вторых, это рефлексивная среда. Рефлексивная среда трактуется как система условий, в которых совершается развитие личности. Данная система раскрывает перед личностью ресурсы изучения и коррекции самого себя, собственных профессиональных и социально-психологических резервов. Но под рефлексивной средой понимается не только академический процесс обучения в вузе (посещение занятий, сдача зачетных и экзаменационных сессий), но и осуществление профессиональной деятельности студентов в обучении - прохождение различных видов практик (в соответствии с образовательным стандартом). Именно на это обязательно надо делать акцент. Только в процессе прохождения различных видов практик студенты соприкасаются с реальной профессиональной деятельностью. В ходе практики у студентов появляется осознанная необходимость рефлексировать и по отношению к себе, и по отношению к своей будущей профессиональной деятельности.
При организации данной рефлексивной среды исчезают разочарование и отдаление от учебного процесса будущего профессионала (в нашем случае - будущего психолога), происходит становление и дальнейшее развитие профессиональной рефлексии. К ведущим аспектам такой деятельности относятся работа с экзистенциальными смыслами и ценностями, реализация диагностики собственных профессионально важных качеств и применение ее результатов для дальнейшего профессионального совершенствования.
Современный учебный процесс требует постоянного совершенствования студента, так как меняются приоритеты самого процесса подготовки специалистов (двухступенчатая система высшего образования, балльно-рейтинговая система). Данная ситуация в вопросах обучения специалистов гуманитарной направленности (в частности, психологов) требует существенного изменения способов, методов и стратегий подготовки будущего профессионала в вузе. Главные характеристики выпускника вуза - его мобильность и компетентность. Поэтому актуальным становится вопрос совершенствования всех ступеней психологического образования, в частности акцентирования внимания на получение профессиональных компетенций с целью формирования и развития профессиональной рефлексии студентов, а впоследствии и выпускников.
Студент, обучаясь в вузе, обычно не имеет представления о работе, которая ожидает его в будущем. Он не может оценить вклад различных преподаваемых дисциплин в освоение своей профессии. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности обычно не структурирован, не реалистичен, а в большей степени идеализирован.
Университетское образование построено как фундаментальное. Студентам предлагается через изучение материала и ведение самостоятельных исследований выработать свой взгляд на проблему, на профессию. По окончании учебного заведения лично от выпускника зависит успешность его трудоустройства, профессионального самоопределения и практической деятельности. Поэтому целью нашей работы становится не только передача умений и знаний обучающимся, но и формирование личности специалиста, содействие идентификации с профессией через развитие профессиональной рефлексии.
Ранее в нашем исследовании [3] в основу рефлексирующего механизма процесса обучения во время прохождения различных видов практик на различных курсах (с 1-го по 4-й курс бакалавриата) мы заложили дневники рефлексии и сочинения обучающихся. Затем на основе полученных данных устанавливалась дальнейшая траектория развития студента в процессе его профессиональной деятельности. В 2015-2017 гг. мы продолжили исследование в данном направлении, но уже с обучающимися в магистратуре по направлению подготовки «Психология» Пензенского государственного университета. Общее количество испытуемых составило 40 человек (магистранты 1-го и 2-го курсов), 11 из них продолжают обучение после бакалавриата, 28 из общего количества работают психологами или педагогами-психологами.
Мы предположили, что в рамках программы развития профессиональной рефлексии у обучающихся происходит углубление собственной рефлексирующей позиции, что способствует увеличению количества выпускников как реализующихся специалистов в профессиональной деятельности.
В рамках исследования были применены следующие методы: теоретические (анализа, синтеза и обобщения психолого-педагогической литературы); эмпирического исследования (анализа результатов деятельности - дневников рефлексии и сочинений), лонгитюдный; качественный и количественный метод обработки данных (У-критерий Манна - Уитни).
За время обучения в магистратуре обучающиеся проходят следующие виды практик: педагогическую, по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломную. На все виды практик магистрантам давалось задание вести дневники рефлексии и писать сочинения после прохождения практики. В дневниках и сочинениях студенты должны были проанализировать собственные способности, знания и умения, соотнести собственные интересы в практической деятельности с реальной профессией (соотнесение той работы, где работают магистранты, с тем, чем они хотели бы заниматься). Полученные дневники рефлексии и сочинения обрабатывались методом контент-анализа и сравнивались с результатами предшествующего исследования [4].
Ранее в диссертационном исследовании [5] были выделены виды профессиональной рефлексии: рефлексия собственной профессиональной компетенции, собственного профессионального будущего, неопределенности профессиональной деятельности, сфер профессиональной деятельности, взаимодействия со смежниками, профессионального взаимодействия с субъектами деятельности.
В результате исследования выявлено, что у магистрантов произошли изменения в понимании себя в профессии посредством рефлексии профессиональной деятельности. Обучающиеся проявляют высокую осмысленность и осознанность к самому процессу рефлексии, т. е. к анализу и рассуждениям по поводу своих знаний, действий, решений, дальнейших возможностей. Основные изменения произошли в частоте встречаемости таких видов профессиональной рефлексии, как рефлексия сфер профессиональной деятельности (12,1) и профессионального взаимодействия с субъектами деятельности (11,7) при Ыэмп = 58. Полученные данные подтверждают собственный выбор магистрантов относительно реальной практической деятельности в области психологии (рефлексия сфер профессиональной деятельности). С каждым последующим курсом, с каждым новым прохождением практики обучающиеся показывают положительную динамику рефлексии профессионального взаимодействия с субъектами деятельности.
Таким образом, учебный процесс в вузе должен организовываться так, чтобы у студентов уже с первого курса бакалавриата рефлексивность формировалась и развивалась целенаправленно и сознательно. Главное - различать рефлексивность, связанную с учебным процессом, где обучающийся находится в позиции студента («я хожу на пары», «сдаю сессию», «плохо подготовился к экзамену»), и рефлексивность, связанную с профессиональной практической деятельностью, где он находится в позиции психолога («хочу работать с подростками», «что-то не получилось, когда проводил тренинг») [6].
С начала процесса обучения в вузе студентам необходимо предлагать специальные методы развития профессиональной рефлексии (дневники рефлексии, сочинения и т. д.). Но это должна быть не только информация, в идеальных условиях это должно составить их профессиональные знания и умения. На каждом курсе при системном обучении у студента проявляется четкая позиция себя в профессии, где рефлексивность играет важнейшую роль.
В ходе обучения и начинающегося процесса рефлексии студент понимает, что происходит на занятии, разбирает какую-либо проблемную ситуацию и самого себя по отношению к ней. Его умения проектировать и контролировать ход своего мышления определяются тем, что у него сформированы важнейшие мыслительные операции: оценка, анализ, синтез.
Анализ позволяет разбивать материал на части таким способом, чтобы была видна его структура, основные компоненты получаемой информации. Это способствует лучшему пониманию и усвоению сложного теоретического материала психологического знания.
Синтез - это умение комбинировать составные части, чтобы получить то целое, что необходимо для представления и понимания целостности в знании. Новым продуктом этой деятельности становится созданный студентом план работы, план действий и комплекс обобщенных связей. Такие учебные результаты способствуют и саморазвитию, и одновременному развитию творческого потенциала студентов, и совершенствованию умений и навыков в практической деятельности [7]. Например, студенты могут предложить оригинальный план проведения экспериментального исследования, основываясь на знаниях из разных областей теоретической и практической психологии.
Оценка - это умение что-либо сравнивать для конкретной цели. Однако оценка требует от студента определенных достижений и в учебе, и на практике, когда он может оценить логичность материала, соответствие выводов и изначально имеющихся данных исследования, установить качество знания из представленных критериев.
В современной педагогической психологии отмечается, что у студентов необходимо развивать рефлексию, которая в дальнейшем, на этапе их работы в профессии, позволит им программировать и прогнозировать свои действия именно с учетом своих возможностей и способностей. Профессиональные достижения и их оценка будут определяться исходя из собственных затрат на них, на саморазвитие и самореализацию.
Определяющая стратегия в обучении для развития студента состоит в создании необходимых условий, которые обеспечат формирование профессиональной рефлексии. Важно различными методами и средствами стимулировать рефлексивное поведение профессионала. Рефлексия помогает студенту не только формулировать получаемые результаты в процессе обучения в вузе, но и определять для себя дальнейшие цели работы после учебы. В итоге он получает возможность корректировать свой жизненный и профессиональный путь уже на этапе обучения и получения профессии.
Для полноценной подготовки важно мобилизовать все имеющиеся у обучающегося студента ресурсы, чтобы в будущем он мог успешно выполнять профессиональную деятельность, раскрывать весь свой потенциал и способности, обогащать себя новыми знаниями. Результат профессиональной деятельности студента зависит как от компонентов структуры его профессиональной рефлексии, так и от характеристик его личности и динамических компонентов профессиональной рефлексии. Именно благодаря этому профессиональная деятельность на практике усиливает формирование индивидуально-психологических личностных характеристик индивидуума. Они составляют фундамент личностного развития, что впоследствии определяет формирование новых профессиональных способностей и профессиональной рефлексии.
В нашем исследовании у магистрантов изменяется либо подтверждается понимание профессиональной деятельности выбранной профессии, что продемонстрировано в результатах контент-анализа и динамике различных видов профессиональной рефлексии.
«Пробная» профессиональная деятельность во время прохождения различных видов практик выступает одновременно и рефлексирующей средой, и рефлексивной деятельностью. В ходе практики происходит диагностика способностей обучающихся и возможностей построения ими карьеры в профессии, что подтверждается исследованиями других направлений подготовки [8]. В процессе такой рефлексирующей деятельности студенты не только усваивают знания, умения и навыки, постигают трудности профессии, но и формируют профессиональные компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Важен не только сам процесс прохождения практики, существует необходимость комплексной организации данного вида деятельности как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Преподаватель, отвечающий за практику, в соответствии с разработанной программой должен не только правильно подобрать вид профессиональной деятельности: просвещение, профилактика, психодиагностика, консультирование, психокоррекция, но и определить проблемные зоны студентов с целью их дальнейшей проработки. Студенты должны проанализировать свои возможности и способности на предстоящую практику и поставить перед собой цели, способствующие как интеллектуальному и профессиональному развитию, так и саморазвитию и самопознанию. Т. е. важным компонентом развития профессиональной деятельности становится не только сама практика как основной вид пробной практической деятельности, но и методы развития как фундамент для реализации себя в профессиональной деятельности. На основе этого происходит идентификация обучающегося с профессией через развитие профессиональной рефлексии.
Исходя из вышесказанного, отметим, что для формирования профессиональной рефлексии в процессе обучения необходимо создавать специально организованную рефлексивную среду, которая проявляется в разных видах практики. В этой среде обязательно наличие проблемной задачи для студента, при таких условиях она делает возможным развитие профессиональной рефлексии. Главной идеей в развитии профессиональной рефлексии в процессе обучения становится прохождение разных видов практики, где наблюдаются усвоение техники рефлексивного анализа, замена интенции с объекта деятельности на саму деятельность и создание механизма ценностно-смыслового самоопределения [9].
Ссылки:
1. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 170 с.
2. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие. М., 1984. 176 с.
3. Романова М.В. Личностные факторы развития профессиональной рефлексии студентов, будущих педагогов-психологов, в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2014. 155 с.
4. Там же.
5. Там же.
6. Сапик М.Р., Колесников Л.Л., Кочетков А.Г. Как оценить деятельность студента // Российские морфологические ведомости. 1994. № 3. С. 53-59.
7. Панова Т.В., Ледовских И.А. Социально-психологический тренинг для тьюторов «Психологический климат в группе» // Университетское образование (МКУ0-2016) : сб. ст. ХХ Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 2016. С. 300-302.
8. Zhuina D.V. Diagnostics of Career Orientation Peculiar for the Personality of Pedagogy Students [Электронный ресурс] // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 8. P. 586-589. URL: http://www.lifesci-encesite.com/lsj/life1108/084_24903life110814_586_589.pdf (дата обращения: 23.12.2017).
9. Романова М.В. Указ. соч.