Купро Е.Г.
БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА ВУЗОВ
13.4. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ
Купро Екатерина Геннадьевна, аспирант Российской
академии предпринимательства
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме ухудшения бюджетного финансирования в государственных образовательных учреждениях. Автор предлагает высшим учебным заведениям методы повышения эффективности формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств.
Ключевые слова: бюджетные средства, государственное образовательное учреждение, образовательная политика РФ, эффективность бюджетного финансирования.
METHODS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF FORMATION AND USE OF BUDGETARY AND OFFBUDGET MEANS BY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Cupro Catherine G., graduate of the Russian Academy of Entrepreneurship
Annotation: Article is devoted to the deterioration of budgetary financing in public schools. The author offers higher education institutions to improve methods of formation and use of budgetary and extrabudgetary funds. Keywords: budget, a state educational institution, educational policy of the Russian Federation, the efficiency of budget funding
Целью бюджетной политики в области образовательной сферы является сбалансированное региональное развитие, гарантирующее равные качество и условия жизни населения вне зависимости от региона проживания [1].
Основными направлениями образовательной политики в Российской Федерации являются:
• обеспечение на всей территории страны гарантированных государственных образовательных стандартов;
• выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, и, в частности, образовательной сфере.
Первостепенное значение для решения задач социальной и образовательной политики приобретает создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма, реализация которого заключается в разграничении основных функций, прав и ответственности между федерацией и регионами в социальной сфере, определении и обеспечении общефедеральных социальных стандартов центром, с одной стороны, и разработке и обеспечении программ,
повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями, регионами - с другой.
Добиться этих целей в сфере образования можно только обеспечением перехода на прямое бюджетное государственное финансирование, базирующееся на подушевых нормативах [2].
Нами уже отмечалось, что расчеты выделяемых образовательным учреждениям бюджетных средств должны вестись, исходя из минимальных норм бюджетного финансирования, основой которых, в свою очередь, является разработка минимальных социальных стандартов.
Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются в целях:
• удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и услугах;
• сохранения единого социального пространства на основе сближения уровня удовлетворения важнейших потребностей населения различных регионов в основных материальных благах и услугах;
• совершенствования бюджетно-финансовых механизмов реализации основных конституционных прав граждан;
• использования их в качестве основы для определения финансовых нормативов формирования бюджетов всех уровней и повышения обоснованности этих бюджетов;
• концентрации финансовых ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной социальной политики;
• обеспечения социальной стабильности в обществе [3].
Введение государственных минимальных социальных стандартов обеспечивает формирование единого социального пространства и обоснованного механизма вертикального и горизонтального выравнивания.
Федеральный компонент государственного минимального социального стандарта высшего образования, как нами уже отмечалось, должен включать государственные гарантии по бесплатному обучению не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч жителей России. Эти показатели определяют границы численности контингента студентов государственных вузов, обучающихся на бесплатной основе [2].
Минимальная реальная стоимость обучения одного студента (подушевой норматив финансирования) должна учитывать региональные различия в стоимостном уровне жизни, уровень кадрового и научнотехнического потенциала вуза, профиль и продолжительность обучения.
На основе этих двух показателей - числа обучающихся на бесплатной бюджетной основе в рамках установленного контингента и в соответствии с государственным заданием (контрольными цифрами) и реального минимального подушевого норматива - и должно осуществляться финансирование государственных вузов за счет средств федерального бюджета.
До настоящего времени это требование остается нерешенным.
Из анализа процесса финансирования вузов следует вывод о неэффективности существующего механизма сметного бюджетного финансирования, когда сметные назначения по статьям расходов утверждаются в размерах, не обеспечивающих даже минимальных нормативов обеспечения жизнедеятельности образовательного учреждения.
Таким образом, только переход к финансированию образовательного процесса на основе нормативов
Бизнес в законе
5'2011
снизит влияние субъективных факторов в принятии соответствующих решений, позволит обоснованно определить потребность учреждения в финансовом обеспечении и оптимально распределить выделяемые денежные ресурсы.
На современном этапе стратегический подход к высшей школе должен строиться на принципах поддержки высшего образования на основе обеспечения государственного нормативного финансирования и государственных образовательных стандартов, обеспечивающих равную доступность высшей школы жителям всех регионов России и сохраняющих единое образовательное пространство страны.
В условиях все ухудшающегося бюджетного финансирования поиск дополнительных источников доходов
- единственный путь существования и развития государственных образовательных учреждений [4].
Дополнительные образовательные услуги должны и будут оставаться главной статьей доходов во внебюджетной деятельности ВУЗов, но мы считаем, что структура оказываемых образовательных услуг должна меняться. Так, нам представляется неверным слишком расширять платное образование тех, кто не прошел в вуз по конкурсу. Процент таких студентов не должен превышать 20-25% общего числа студентов факультета или отделения, с тем чтобы не снижать качественный состав студентов и выпускников университета.
В то же время очень медленно развивается такое направление дополнительных образовательных услуг, как углубленное изучение предметов, обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин.
По нашему мнению, расширение диапазона платных образовательных услуг за счет увеличения дополнительных курсов и дисциплин за не слишком высокую цену позволяет удовлетворить потребности студентов в знаниях, выходящих за рамки государственных стандартов, с одной стороны, и способствует росту творческой активности преподавателей, с другой.
Еще один весомый источник финансирования - денежные и материальные ресурсы, выделяемые Университету как участнику международных образовательных программ и проектов. В рамках реализации этих проектов за счет средств международных фондов, финансирования со стороны зарубежных партнеров Университет имеет дополнительную возможность приобретать необходимое дорогостоящее оборудование, учебную и учебно-методическую литературу, направлять на учебу за границу преподавателей и студентов, оплачивать труд российских преподавателей, участвующих в дополнительных образовательных программах.
Расходование внебюджетных средств осуществляется на основании смет, разрабатываемых на каждый вид предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отдельно. Контроль над исполнением сметы возлагается на главного бухгалтера ВУЗа.
Для эффективного развития внебюджетной деятельности государственных вузов необходимо, чтобы уровень бюджетных ассигнований, определяемый исходя из государственного задания (контрольных цифр) по приему студентов каждому государственному высшему учебному заведению, не зависел от объемов внебюджетной деятельности вуза. Более того, государство должно обеспечить наиболее благоприятный экономический режим функционирования финансовохозяйственного механизма вузов, стимулирующий
развитие коммерческой и иной приносящей доход деятельности. В то же время, государство, обеспечив нормативное финансирование государственного заказа, может строго контролировать, чтобы компенсация всех затрат, связанных с коммерческой деятельностью, осуществлялась исключительно за счет средств внебюджетных источников.
Формирование современного кадрового потенциала, соответствующего постоянно меняющимся требованиям рынка, осуществляется как через первичное обучение, так и через систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки трудовых кадров. Платные образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования на региональном уровне являются востребованными и высокорентабельными.
Вместе с тем многие государственные высшие учебные заведения до настоящего времени или уклоняются от участия в реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки трудовых кадров, или ограничиваются выполнением программ дополнительного профессионального образования в рамках выделяемых бюджетных ассигнований, или идут по пути создания отдельных учебных заведений дополнительного профессионального образования, имеющих права юридического лица, которые по мере приобретения финансовой самостоятельности стремятся к полной независимости и контроль за качеством обучения в которых со стороны головного вуза затруднен.
Из 150 вузов, подавших заявки на участие в конкурсе образовательных учреждений, после 1-го отборочного этапа остался 131 вуз, после 2-го - 90, а реально приступили к обучению по президентской программе только 76 вузов, причем многие из них - вузы Москвы и Санкт-Петербурга. То есть ряд регионов вынужден обучать своих специалистов за пределами области.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- основные подходы к преобразованию организационно-финансовой системы ВУЗов включают реструктуризацию существующих финансовых потоков бюджетных средств с целью повышения эффективности их распределения и использования и обеспечение благоприятных условий для формирования платежеспособного спроса на услуги подготовки и переподготовки кадров по определенным профессиям и уровням квалификации и на дополнительное образование, что создает среду для генерации внебюджетных источников финансирования;
- существовавший механизм сметного бюджетного финансирования, когда сметные назначения по статьям расходов утверждаются в размерах, не обеспечивает даже минимальных нормативов обеспечения жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует перехода к нормативному подходу финансирования ВУЗов;
- на основе двух нормативных показателей, которые определяют принцип нормативного подхода к финансированию ВУЗов, - числа обучающихся на бесплатной бюджетной основе в рамках установленного контингента и в соответствии с государственным заданием и реального минимального подушевого норматива -нужно осуществлять финансирование государственных вузов за счет средств федерального бюджета.
Список литературы:
Купро Е.Г.
БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА ВУЗОВ
1. Паркер Томас Д. Государственное регулирование и частные студенческие ссуды // Университетское управление. -
2006. - № 3(43). - С. 93-96.
2. Кричевский В.Ю. Финансовая самостоятельность в сфере образования: Первые шаги. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М: «Просвещение», 2007. -176 с.
3. Китаев И. Управление бюджетным дефицитом в учреждениях высшего образования: современный международный опыт и практика // Университетское управление: практика и анализ. - 1997. - № 1(1).
4. Ишина И.В. Управление внебюджетными ресурсами высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 4(15). - С. 10-18.
References:
1. Thomas D. Parker State régulation and private student loan // University Management. - 2006. - № 3 (43). - P. 93-96.
2. Krichevsky VY Financial autonomy in education: First steps. Allowance for heads of educational institutions. M: «Education»,
2007. - 176 p.
3. Chinas I. Managing the budget deficit in the institutions of higher education: contemporary international experience and practice // University Management: Practice and Analysis. - 1997. - № 1 (1).
4. Ishin IV The management of extrabudgetary resources, higher education // University Management: Practice and Analysis. - 2000. - № 4 (15). - P. 10-18.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье «Методы повышения эффективности формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств высшими учебными заведениями» Е. Купро актуализирует проблему ухудшения бюджетного финансирования в государственных образовательных учреждениях. Основой минимальных норм бюджетного финансирования является разработка минимальных социальных стандартов, введение которых обеспечивает формирование единого социального пространства и обоснованного механизма вертикального и горизонтального выравнивания.
Из анализа процесса финансирования вузов автор делает вывод о неэффективности существующего механизма сметного бюджетного финансирования, когда сметные назначения по статьям расходов утверждаются в размерах, не обеспечивающих даже минимальных нормативов обеспечения жизнедеятельности образовательного учреждения. Таким образом, только переход к финансированию образовательного процесса на основе нормативов снизит влияние субъективных факторов в принятии соответствующих решений, позволит обоснованно определить потребность учреждения в финансовом обеспечении и оптимально распределить выделяемые денежные ресурсы.
Автор кратко раскрывает суть методов повышения эффективности формирования и использования бюджета государственными образовательными учреждениями. Статья имеет прикладной характер и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»
к.э.н. О.М. Разина