Н. А. поздняк, И. К. поздняк
ношения и свободного ценообразования (на основе равновесия спроса и предложения) он имеет по сравнению с налогом на валовой доход ряд преимуществ. Прежде всего это выражается в
том, что налог на прибыль стимулирует производителей к более эффективному использованию материальных ресурсов и к повышению производительности труда.
Н. А. ПОЗДНЯК
доцент Амурского государственного университета
И. К. ПОЗДНЯК
аспирант
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Здравоохранение является хотя и достаточно автономной, но все же изначально зависимой от других отраслью народного хозяйства.
Современное состояние здравоохранения характеризуется недостаточным финансированием и ресурсным обеспечением, низкой эффективностью его деятельности, неадекватным качеством медицинской помощи на фоне высокой обеспеченности населения врачебными кадрами и больничными койками.
В связи с этим перед здравоохранением стоит задача большой сложности и масштабов по проведению комплексной реформы, в основе которой лежит переход к новой системе организации и финансирования в соответствии с принятым законом «О медицинском страховании граждан в РФ».
Следует отметить, что система медицинского страхования явилась логическим продолжением нового хозяйственного механизма и новой системы финансирования в здравоохранении, представила решение ряда кардинальных вопросов реформы здравоохранения: разделение сторон, организующих, оказывающих и оплачивающих медицинскую помощь, вневедомственный контроль качества помощи, защита прав пациентов и т. п.; позволила окончательно опреде-
лить источники финансирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС), ее инфраструктуру, финансовую стабильность, общие черты финансовых потоков и систему договорных отношений.
Ключевой проблемой реформы здравоохранения является изменение системы финансирования, что позволяет решить две проблемы: ликвидировать принцип остаточного финансирования отрасли здравоохранения и изменить систему его управления.
Подойти вплотную к проблеме изменения финансирования здравоохранения позволяет конкретизация источников финансирования здравоохранения: внебюджетные средства, средства бюджета, личные средства граждан и иные источники финансирования.
Учитывая отсутствие дополнительных средств в большинстве региональных бюджетов и перспектив значительного роста поступления взносов по ОМС, особое внимание должно уделяться средствам, получаемым за счет эффективного использования средств здравоохранения и ОМС.
Фактически действующая система финансирования медицинской помощи, называясь системой медицинского страхования, во многом носит характер социаль-
2 Известия ИГЭА. 2 (31).
17
ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
ного обеспечения и строится на административно-командных принципах распределения средств, предназначенных для финансирования медицины. Средства здравоохранения и ОМС расходуются не самым эффективным образом, поддерживая на плаву существующую медицинскую сеть, т. е. неоправданно раздутую численность коечного фонда и медицинского персонала. Это постоянно усугубляет уже сложившуюся ситуацию недофинансирования эффективно работающих лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), ведет к задержке выплаты зарплаты, сдерживанию внедрения новейших медицинских технологий и, следовательно, к снижению качества медицинской помощи. В результате возникает угроза развала системы бесплатного медицинского обслуживания, о чем свидетельствует существенный рост объема платных медицинских услуг, который не может не вести к значительной социальной напряженности.
Такая картина представляется наиболее вероятной, если позволить себе остановиться и считать оконченным реформирование здравоохранения только формированием дополнительного источника финансовых средств фондов ОМС.
Решение данной проблемы стало одной из основных задач территориальных фондов обязательного медицинского страхования и осуществлялось путем финансирования ЛПУ за выполненный объем медицинских услуг.
Первоначально ОМС рассматривалось как дополнительный источник финансирования здравоохранения. Следствием этого явилось установление крайне низкого норматива направляемых на обязательное медицинское страхование работающего населения начислений на заработную плату в размере 3,6%. Не оправдало себя и страхование неработающего населения не по нормативу, а произвольно, за счет местных бюджетов. Эта неопределенность размера выплат на обязательное медицинское страхование неработающего населения породила тенденцию к неполному их выде-
лению из местного бюджета. Возникло также замещение средств территориальных бюджетов средствами ОМС. По нашему мнению, требуются политические решения, с тем чтобы вывести из тупика жизненно важную проблему разумно-достаточного финансирования здравоохранения.
Порядок расчета взносов на ОМС неработающих до сих пор не определен, что создает условия для произвола местных властей в отношении взносов на неработающих. Такая тенденция просматривается не только в разрезе экономических регионов и субъектов РФ, но и в разрезе территорий одного субъекта. Они с большой неохотой перечисляют средства в фонды ОМС, предпочитая напрямую финансировать муниципальные ЛПУ. Вклад местных бюджетов в систему ОМС по РФ составляет лишь 24%, в то время как им положено оплачивать страхование 56% населения. В 23 регионах местные органы власти в 1998 г. вообще не перечисляли средства на ОМС неработающего населения.
Так называемая бюджетно-страховая модель — это гибрид бюджетной и страховой систем здравоохранения. Она утрачивает черты прежней системы, снимая с бюджета часть ответственности за здравоохранение, но при этом не обеспечивает автоматического притока средств от работодателей — уже в силу заведомо низкого «веса» целевых взносов в общей системе финансирования здравоохранения.
Под предлогом перехода на систему ОМС местные власти резко сократили свое участие в финансировании отрасли.
Для повышения устойчивости финансирования системы здравоохранения необходимо отойти от так называемой бюджетно-страховой модели формирования средств и сделать ее преимущественно страховой, т. е. основанной прежде всего на целевых взносах на ОМС. Практически это означает снижение зависимости системы здравоохранения от бюджетного источника поступления средств и повышение роли ОМС.
Н. А. ПОЗДНЯК, И. К. поздняк
Даже если допустить, что эти ожидания не будут реализованы, тем не менее, новая система формирования средств окажет положительное влияние на систему финансирования здравоохранения. Переход на преимущественно одноканальную систему формирования финансовых ресурсов здравоохранения создаст реальные условия для разумной центра-
лизации управления и финансирования на уровне субъекта Федерации, повышения на этой основе уровня управляемости отраслью. Для этого не нужно пересматривать законодательство о местном самоуправлении. Централизация средств может осуществляться по каналам ОМС, что предусмотрено действующим законодательством.