МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА
Методы построения выборки для исследования "Мониторинг-94"
Надежность результатов социологического мониторинга зависит главным образом от репрезентативности выборки. Погрешности, получаемые в результате выборочного опроса населения оценок, обусловленные "вероятностными" причинами, в большой степени зависят от проекта выборки.
Известно, что многоступенчатые выборки, используемые всеми социологическими службами при опросах населения России, дают более высокие погрешности по сравнению с простой случайной выборкой. Погрешности, могут быть существенно уменьшены при использовании на первой ступени выборки предварительной стратификации первичных единиц отбора. Основным свойством стратификации является уменьшение дисперсий изучаемых признаков внутри каждой выделенной страты.
Для построения стратификации в исследованиях ВЦИОМ был проведен анализ результатов опросов Центра, который показал, что распределения изучаемых переменных зависят от размера, географического расположения и административного статуса населенных пунктов, где опрашиваются респонденты. Вместе с тем было замечено, что в проект выборки "Мониторинг-93" было заложено смещение в сторону отбора более крупных населенных пунктов. Например, в городах с численностью жителей менее 20 тыс. проживает 12% населения, а в проект выборки было включено 2,2% респондента из городов такого размера, в то время как в городах с численностью жителей от 50 до 100 тыс. проживает 7,5% населения, а в проект выборки было включено 13,3% респондента из таких городов.
Данное смещение было вызвано тем, что при проектировании выборки для исследования "Мониторинг-93" ис-пользова^ись стратификация населенных пунктов (НП), в которой в одну страту "прочие города"* были включены единицы, различающиеся по размеру в десятки раз. Отбор населенных пунктов с вероятностью, пропорциональной! их размеру, при условии, что всего отбиралось 50^60 таких единиц, сделало такое смещение статистически оправданным. Использование в качестве единиц отбора на первой ступени выборки городских районов вместо городов не решает данной проблемы, так как административное деление на районы имеют только города с численностью населения более 250 тыс. человек. При этом в тех городах, где деление на районы существует, численность одного района, как правило, составляет 200—300 тыс. человек. Таким образом, в страту "прочие городские НП" будут входить единицы, значительно различающиеся по размеру — от поселков городского типа с численностью населения 1—5 тыс. человек до городов и городских районов с численностью населения 200—300 тыс. человек — даже если в качестве единиц отбора вместо крупных периферийных городов будут выступать составляющие их городские районы.
Учитывая изложенное, для исследования "Мониторинг-94" была спроектирована трехступенчатая стратифицированная выборка, репрезентирующая взрослое (от 16 лет и старше) население России.
На первой ступени выборки в качестве единиц отбора выступали городские населенные пункты (ГНП) и сельские административные районы (САП). При проектиро-
* См. Экономические и социальные перемены... 1993. № 1.
вании выборки стратификация населенных пунктов производилась следующим образом: сначала вся территория России была разделена на 18 регионов, а затем в каждом из этих регионов, независимо друг от друга, все населенные пункты были разбиты на страты.
1. Региональное разбиение территории России
Традиционно все территории Российской Федерации разделены на 11 крупных экономико-географических регионов. Два относительно маленьких региона (Северный, на территории которого проживает всего 4,12% населения России и Северо-Западный), были объединены в один. В каждом из полученных десяти регионов были выделены две группы субъектов Российской Федерации:
а) бывшие автономные республики, области, округа (далее — "автономии");
б) области, не являвшиеся ранее автономными образованиями (дальше в тексте — "неавтономии").
Таким образом, если экономико-географический регион включает в себя "неавтономии" и "автономии", то в выборке он был разделен на два региона. Выделение "автономий" в самостоятельные регионы позволяет учесть национальную структуру населения России.
Поскольку два региона из десяти первоначальных — Центральный и Центрально-Черноземный — не включают в себя "автономии", то в результате проведенного разбиения получены следующие регионы: "Неавтономные"
1. Северный и Северо-Западный
2. Центральный
3. Волго-Вятский
4. Центрально-Черноземный
5. Поволжский
6. Северо-Кавказский
7. Уральский
8. Западно-Сибирский
9. Восточно-Сибирский
10. Дальневосточный "Автономные"
11. Автономии Северного р-на
12. » Волго-Вятского р-на
13. » Поволжского р-на
14. » Северо-Кавказского р-на
15. » Уральского р-на
16. » Западно-Сибирского р-на
17. » Восточно-Сибирского р-на
18. » Дальневосточного р-на
2. Стратификация населенных пунктов
В каждом из 18 образованных регионов, независимо друг от друга, все населенные пункты были разбиты на страты. В качестве стратообразующих признаков использованы: численность населения и административный статус населенного пункта. По этим признакам было предложено 12 "типов" населенных пунктов:
1 — областные центры с численностью более 1 млн человек
2 — » от 500 тыс. до 1 млн
3 — периферийные города с численностью более 500 тыс
4 — областные центры с численностью менее 500 тыс.
5 — периферийные города с численностью от 250 до 500 тыс.
6 — » от 100 до 250 тыс.
7 — » от 50 до 100 тыс.
8 — » от 20 до 50 тыс.
9 — » менее 20 тыс.
10 — поселки городского типа с численностью населения более 10 тыс. человек
50 Сентябрь—октябрь 1994 Информационный бюллетень мониторинга
L
11 — поселки городского типа с численностью населения менее 10 тыс.
12 — сельские административные районы.
В связи с тем что не во всех регионах представлены все 12 "типов" населенных пунктов ( например, в регионе Север и Северо-Запад отсутствуют областные центры с численностью от 500 тыс. до 1 млн и периферийные города с численностью более 500 тыс., в регионе Центральном — периферийные города с численностью более 500 тыс. и тд.), то максимально возможное число страт равно 169.
В исследовании "Мониторинг-94" при построении выборки объемом 3000 респондентов в проект было заложено ограничение на минимальное число респондентов в одной точке опроса, равное десяти. Следовательно, в каждой страте не могло быть меньше десяти респондентов. С учетом этого ограничения страты, в которых население составляет менее 0,33% взрослого населения РФ, были объединены с "соседними" стратами в приведенном выше списке. Так, например, в регионе "Север и Северо-Запад" были объединены страты "поселки городского типа с численностью человек более 10 тыс." и "поселки городского типа с численностью менее 10 тыс." в страту "поселки городского типа", страты "периферийные города с численностью от 100 до 250 тыс." и "периферийные города с численностью от 250 до 500 тыс." в страту "периферийные города с численностью от 100 до 500 тыс." и т.п. Тем самым в проекте выборки "Мониторинг-94" образованы 102 страты. Перечень этих страт по всем регионам России приведен в табл. 42. Кроме выделенных страт, как самостоятельные (саморепрезентирующиеся) статистические объекты в выборке представлены г. Москва и Санкт-Петербург.
Таблица 42
Порядков. номер страты Название страты
Регион "Север и Северо-Запад"
і г. Санкт-Петербург
2 областные центры с численностью до 500 тыс.
3 периферийные города с числен, от 100 до 500 тыс.
4 » от 50 до 100 тыс.
5 » от 20 до 50 тыс.
6 » менее 20 тыс.
7 поселки городского типа
8 сельские административные районы
Регион "Центральный"
9 г. Москва
10 областные центры с численностью от 500 тыс. до 1 млн |
11 областные центры с численностью менее 500 тыс. |
12 периферийные города с числен, от 100 до 500 тыс.
13 » от 50 до 100 тыс.
14 » от 20 до 50 тыс
15 » менее 20 тыс.
16 поселки город, типа с численностью более 10 тыс.
17 » менее 10 тыс.
18 сельские административные районы
Регион "Волго-Вятский"
19 областные центры с численностью более 1 млн
20 менее 500 тыс.
и периферийные города с числен, от 100 до 500 тыс.
Продолжение
1 Порядков. | номер страты Название страты
21 периферийные города с числен, от 20 до 100 тыс. |
22 периферийные города с численностью менее 20 тыс. и поселки городского типа |
23 сельские административные районы |
Регион "Центрально-Черноземный”
24 областные центры с численностью от 500 тыс. до 1 млн
25 периферийные города с численностью более 100 тыс. и областные центры с численностью менее 500 тыс.
26 периферийные города с численностью от 20 до 100 тыс. |
27 периферийные города с численностью менее 20 тыс. и 1 поселки городского типа [
28 сельские административные районы |
Регион "Поволжский" |
29 30 областные центры с численностью более 1 млн 1 » от 500 тыс. до 1 млн
31 32 33 34 периферийные города с числен, более 500 тыс. » от 100 до 500 тыс » от 20 до 100 тыс » менее 20 тыс.
35 поселки городского типа
36 сельские административные районы
Регион "Северо-Кавказский” |
37 38 областные центры с численностью более 1 млн I » менее 1 МЛН 1
39 40 41 42 периферийные города с числен, от 250 до 500 тыс | » от 100 до 250 тыс. 1 - » от 50 до 100 тыс. I » от 20 до 50 тыс. |
43 периферийные города с численностью менее 20 тыс. и 1 поселки городского типа |
44 сельские административные районы |
Регион "Урал" 1
| 45 46 областные центры с численностью более 1 млн | » менее 1 млн I
47 48 49 50 периферийные города с числен, от 250 до 500 тыс. 1 » от 100 до 250 тыс. | » от 50 до 100 тыс. 1 » от 20 до 50 тыс. 1
51 периферийные города с численностью менее 20 тыс. и | поселки городского типа [
1 52 сельские административные районы |
Регион "Западная Сибирь"
53 54 областные центры с численностью более 1 млн » от 500 тыс. до 1 млн
55 периферийные города с численностью более 500 тыс. и областные центры с численностью менее 500 тыс.
56 периферийные города с числен, от 100 до 500 тыс.
57 » от 50 до 100 тыс.
58 » от 20 до 50тыс.
59 периферийные города с численностью менее 20 тыс. и поселки городского типа с численностью более 10 тыс. |
60 поселки городского типа с численностью менее 10 тыс. |
61 сельские административные районы
Информационный бюллетень мониторинга Сентябрь—октябрь 1994
51
Продолжение
Порядков. номер страты Название страты 1
Регион "Восточная Сибирь"
62 областные центры с численностью менее 1 млн |
63 ' 64 65 ' 66 периферийные города с числен, от 250 до 500 тыс. » от 100 до 250 тыс. » от 50 до 100 тыс » от 20 до 50 тыс
67 периферийные города с численностью менее 20 тыс. и 1 поселки городского типа |
68 сельские административные районы
Регион "Дальний Восток"
69 70 ] областные центры с числен, от 500 тыс. до 1 млн » менее 500 тыс.
71 72 —' 1 периферийные города с числен, от 100 до 500 тыс. \ » от 20 до 100 тыс.
73 периферийные города с численностью менее 20 тыс. и поселки городского типа с численностью более 10 тыс.
74 поселки юродскою типа с численностью менее 10 тыс.
75 сельские административные районы
Регион "автономии Севера" |
76 областные центры с численностью менее 500 тыс. и 1 периферийные города с численностью более 100 тыс |
77 периферийные города с численностью менее 100 тыс. и поселки городского типа
78 сельские административные районы
Регион "автономии Волго-Вятского р-на"
79 ' областные центры с численностью менее 500 тыс. и периферийные города с численностью более 100 тыс.
80 периферийные города с численностью менее 100 тыс. и поселки городского типа |
81 сельские административные районы |
Регион "автономии Поволжского р-на" |
82 областные центры с численностью более 1 млн 1
83 областные центры с численностью менее 500 тыс. и 1 периферийные города с численностью более 100 тыс |
84 периферийные города с численностью менее 100 тыс и поселки городского типа
85 сельские административные районы
Регион "автономии Северного Кавказа" |
86 областные центры с численностью менее 500 тыс. и | периферийные города с численностью более 100 тыс. |
87 периферийные города с численностью менее 100 тыс. и 1 поселки городского типа |
00 00 сельские административные районы |
Регион "автономии Урала" |
89 90 областные центры с численностью более 1 млн » менее 1 млн
91 периферийные города с численностью от 100 до 500 тыс.
92 периферийные города с численностью менее 100 тыс. и поселки городского типа [
93 сельские административные районы |
Регион "автономии Западной Сибири"
| 94 областные центры с численностью менее 500 тыс. и периферийные города с численностью более 100 тыс.
Продолжение
Порядков, номер | страты 1 Название страты
95 периферийные города с численностью менее 100 тыс и поселки городского типа
96 сельские административные районы |
Регион "автономии Восточной Сибири" |
97 областные центры с численностью менее 500 тыс |
98 периферийные города с численностью менее 100 тыс и поселки городского типа |
99 сельские административные районы |
Регион "автономии Дальнего Востока"
1 100 областные центры с численностью менее 500 тыс
101 периферийные города с численностью менее 100 тыс. и поселки городского типа |
1 102 сельские административные районы |
3. Отбор населенных пунктов
Первоначальный объем выборки (3000 респондентов) был распределен между всеми стратами пропорционально численности взрослого населения каждой страты. На первой ступени выборки в каждой страте были отобраны с помощью датчика случайных чисел от 1 до 3 первичных выборочных единиц (населенных пунктов) в зависимости числа респондентов, пришедшегося на страту. Для определения числа точек опроса в каждой страте количество анкет в ней делится на установленное для данного исследования максимальное количество анкет (40) в одной точке опроса*. При получении дробного результата последний округляется в большую сторону. Количество анкет, приходящееся на страту, делится поровну между всеми точками опроса. Отбор населенных пунктов осуществлялся с вероятностью, пропорциональной размеру. Были отобраны 90 городских населенных пунктов и 29 сельских районов. В сельских районах руководителями региональных отделений были составлены списки всех поселений и случайным методом было отобрано по одному селу из каждого района. Всего в проект выборки с учетом обеих столиц включена 121 точка опроса. Отбор респондентов осуществляется по методике, описанной в информационном бюллетене "Экономические и социальные перемены" (1993. № 1).
В заключение заметим, что по желанию заказчика, согласно описанному проекту выборки может быть проведено одновременно два различных исследования. В этом случае разрабатывается две анкеты — формы 1 и 2. Тогда в каждой точке опроса половина респондентов опрашивается по анкете формы 1, а вторая половина — по анкете формы 2. Случайный отбор респондентов при этом варианте реализуется так: каждый интервьюер получает список респондентов и анкеты обеих форм. Проводя анкетирование, интервьюер опрашивает респондентов, идущих в списке под четными номерами по анкете формы 1, а под нечетными — по анкете формы 2.
Естественно, объемы выборки каждого из двух проводимых таким образом исследований составляют 1500 респондентов. Преимущество одновременного проведения двух исследований по одной выборке заключается в заметной экономии финансовых средств на полевые работы.
Е.В.Козеренко
* См. Экономические и социальные перемены... 1993. № 1.