Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРО-ГРАВИЙНОГО ИНЕРТНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ ТУРКМЕНИСТАНА'

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРО-ГРАВИЙНОГО ИНЕРТНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ ТУРКМЕНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожные покрытия / инертный материал / серо-гравий / переработка отходов производства.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бегмурадова Бахаргуль, Атаханова Мая, Аннамядов Хезрет, Бахтиярова Мяхри

в Туркменистане ведутся научные работы по созданию эффективного метода получения серо-гравийного инертного материала за счет переработки отходов серы. Данная инновационная технология направлена на решение экологических проблем по утилизации отходов производства битумного вяжущего и серного бетона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРО-ГРАВИЙНОГО ИНЕРТНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ ТУРКМЕНИСТАНА»

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРО-ГРАВИЙНОГО ИНЕРТНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ ТУРКМЕНИСТАНА Бегмурадова Б.1, Атаханова М.2, Аннамядов Х.3, Бахтиярова М.4

'Бегмурадова Бахаргуль - преподаватель, 2Атаханова Мая - старший преподаватель, Аннамядов Хезрет - студент, 4Бахтиярова Мяхри - студент, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт, г. Ашхабад, Республика Туркменистан

Аннотация: в Туркменистане ведутся научные работы по созданию эффективного метода получения серо-гравийного инертного материала за счет переработки отходов серы. Данная инновационная технология направлена на решение экологических проблем по утилизации отходов производства битумного вяжущего и серного бетона.

Ключевые слова: дорожные покрытия, инертный материал, серо-гравий, переработка отходов производства.

УДК 625.8

В Туркменистане начаты работы по разработке технологии производства серо-гравийного инертного материала. Основная цель данной разработки заключается в создании эффективного метода получения серо -гравийного инертного материала за счет переработки отходов серы. В рамках этого процесса используется смеситель, в котором происходит модификация компонентов составной смеси [1]. Новая технология направлена на решение экологических проблем по утилизации отходов и охватывает производство битумного вяжущего и серного бетона, предназначенного для устройства дорожных покрытий с использованием серо-гравия.

Отходные материалы, такие как сера с оптимальными характеристиками, могут успешно использоваться при строительстве дорог в условиях жаркого климата Туркменистана. Это позволит повысить устойчивость дорожных покрытий к экстремальным температурам и быстрому износу.

Выделяют следующие основные группы инертных материалов:

1) карьерный, речной, морской, кварцевый песок, повсеместно используемый в гражданском и промышленном строительстве, ремонтно-отделочных, дорожно-строительных работах, при производстве железобетонных изделий. В зависимости от размера частиц выделяют песок крупной и мелкой фракции;

2) гравийный щебень, получаемый за счет дробления горной породы в специальном оборудовании. Если сравнивать с гравием, который получается в результате естественных процессов с последующим просеиванием, то щебень имеет выраженную угловатую поверхность. Данное свойство обеспечивает хорошее сцепление с другими строительными материалами - например, при производстве бетона [2]. Гравийный щебень нашел применение во всех строительных работах, где по проекту прочность бетона не выше класса В25 (М350) из-за малой прочности самого материала;

3) гранитный щебень, получаемый в результате подрыва глыбы, дробления и просеивания на автоматизированном оборудовании. По сравнению с гравийным щебнем гранитный отличается большей прочностью (от М800 до М1600), повышенной морозостойкостью. Соответственно, данные инертные материалы можно использовать там, где бетон испытывает повышенные нагрузки - строительство аэродромов, многоэтажное строительство, устройство дорог под тяжелую спецтехнику, изготовление железобетонных изделий;

4) керамзитовый гравий или щебень получается посредством обжига глины или сланца. Относится к легким пористым инертным материалам, используемым в качестве утеплителя, при производстве легких бетонов для малоэтажного строительства. Также применяется в качестве дренажного материала при устройстве насыпей дорог [3].

Среди особенностей инертных строительных материалов можно отметить небольшую себестоимость -возможно использование в различных сферах строительства и производства без значительного удорожания работ. Инертные материалы являются неотъемлемыми элементами при изготовлении строительных растворов, бетонов, при производстве железобетонных изделий. Они позволяют придать бетону требуемые физико-механические свойства. Помимо использования в качестве наполнителей материалы нашли применение при выравнивании площадок, устройстве подушек при дорожном строительстве, отделочных работах, при изготовлении плитки.

Список литературы

1. Фомин А.Ю., Хозин В.Г., Козлов В.С. К вопросу об эффективности серосодержащих дорожно-строительных

материалов: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2008.

2. Циак Н. Анализ влияния состава жидких агрессивных сред на коррозионную стойкость цементных бетонов, пропитанных расплавом серы // Строительство и техногенная безопасность: Сборник трудов международной конференции. Симферополь, 2007.

3. Грушко И.М. Дорожно-строительные материалы.М. :1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.