Научная статья на тему 'Методы подготовки квалифицированных специалистов в медицинском вузе'

Методы подготовки квалифицированных специалистов в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕРАЦИЯ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / INNOVATIVE METHODS OF TEACHING / MODERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блоцкий А. А., Антипенко В. В.

Современные условия реформирования высшего медицинского образования диктуют необходимость активного внедрения инновационных методов обучения и формирования мотивационного стимула у обучающегося с целью повышения качества образовательного процесса с формированием в последующем высококвалифицированного специалиста. Одним из методов, повышающих качество образовательного процесса и результативность обучения с формированием знаний и умений, являются технологии модерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF QUALIFIED SPECIALISTS TRAINING AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

Modern conditions for reforming the higher medical education dictate the need for active introduction of innovative teaching methods and the formation of a motivational incentive for a student in order to improve the quality of the educational process, with the subsequent formation of a highly qualified specialist. One of the methods that improve the quality of the educational process and the effectiveness of teaching with the formation of knowledge and skills are moderation technologies.

Текст научной работы на тему «Методы подготовки квалифицированных специалистов в медицинском вузе»

собия, разработанного сотрудниками Амурской ГМА, имеющими опыт в соответствующей отрасли медицины, позволяет преДоставить адекватную информацию, соответствующую современным стандартам оказания помощи, и провести унифицированную оценку подготовки студентов.

В ходе проведения исследования установлено, что студенты основной группы совершили не более двух ошибок (несущественных) и 100% студентов получили зачет. Студенты контрольной группы допустили от двух до восьми ошибок, в том числе существенных (возможность нанесения вреда здоровью - повреждение сосудисто-нервного пучка, нарастание пневмоторакса при неправильном соединении пункционной системы, неправильное обезболивание и т.п.) и только 31,8% (7 студентов) получили зачет. Причинами совершения ошибок студенты считали неправильный выбор учебного пособия (только текстовая информация, которую «сложно перевести в мануальные действия») и сложность выполнения плевральной пункции сразу после демонстрации ее преподавателем («когда демонстрируется, кажется легко, а когда сам пытаешься ее сделать, делаешь ошибки»).

Заключение: применение учебного видео-пособия «Методика выполнения плевральной пункции», разработанного сотрудниками кафедры госпитальной хирургии Амурской ГМА в качестве средства самоподготовки в системе дистанционного обучения Moodle, позволяет эффективно освоить методику манипуляции и отработать ее выполнение в ходе симуляционного занятия.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2016 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2765-р [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

2. Бисенков Л.Н. Торакальная хирургия. Руководство для врачей. СПб.: ЭЛБИ-СПб.

3. Нестеренко Ю.А., Ступин В.А.: Пневмоторакс. 2009. С. 78-95

4. Свистунов А.А. Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва: издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. 288 с.

УДК: 616.21-071:681.142 А.А. Блоцкий, В.В. Антипенко

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В

МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме Современные условия реформирования высшего медицинского образования диктуют необходимость активного внедрения инновационных методов обучения и формирования мотивационного стимула у обучающегося с целью повышения качества образовательного процесса с формированием в последующем высококвалифицированного специалиста. Одним из методов, повышающих качество образовательного процесса и результативность обучения с формированием знаний и умений, являются технологии модерации.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, модерация, инновационные методы обучения.

METHODS OF QUALIFIED SPECIALISTS TRAINING AT THE HIGHER

MEDICAL SCHOOL

A.A. Blotskiy, V.V. Anipenko

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract Modern conditions for reforming the higher medical education dictate the need for active introduction of innovative teaching methods and the formation of a motivational incentive for a student in order to improve the quality of the educational process, with the subsequent formation of a highly qualified specialist. One of the methods that improve the quality of the educational process and the effectiveness of teaching with the formation of knowledge and skills are moderation technologies. Key words: higher medical education, innovative methods of teaching, moderation.

В условиях реформирования высшего медицинского образования существует необходимость активного внедрения инновационных методов обучения и формирования мотивационного стимула с целью повышения качества образовательного процесса и формирования в последующем высококвалифицированного специалиста. Одним из методов, повышающих качество образовательного процесса и результативность обучения с формированием знаний и умений, являются технологии модерации. Их эффективность определяется методами и формами обучения, направленными на активизацию у обучающихся аналитической деятельности, развитие у них исследовательских и практических навыков, способностей работы в команде.

Согласно методам модерации преподаватель и обучающиеся являются равноправными участ-

никами образовательного процесса. Использование данного метода дает возможность организации групповой работы студентов. Чаще такая работа проводится в парах или малых группах при осмотре лор-органов вместе с преподавателем. В клиническом разборе больного преподаватель направляет деятельность студентов, осуществляет анализ полученных результатов осмотра больного, данных обследования пациента, обсуждение основного диагноза. Итогом такой работы является написание истории болезни курируемого больного. Преподаватели используют различные интерактивные способы на практических занятиях: решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, проведение ролевых игр, в которых студенты выступают в ролях пациентов и врачей-оториноларингологов. Студентам предлагается сцена общения «врач - больной». При этом «пациенту» необходимо высказать жалобы, представить анамнез жизни и анамнез болезни по заданной патологии. «Врач» осматривает «пациента», описывает должные объективные данные, выставляет предполагаемый диагноз.

Следующая группа студентов на основании полученных предыдущей группой клинических данных, данных дополнительных методов исследования составляет алгоритм диагностики заболевания и проводит дифференциальную диагностику с заболеваниями, имеющими похожую симптоматику.

Третья группа студентов выставляет окончательный диагноз и приводит его обоснование.

Роль преподавателя заключается в содействии студентам в данном процессе. Преподаватель ненавязчиво корректирует ответы обучающихся, направляет их в нужное русло, предоставляет дополнительную информацию, акцентирует внимание на упущенных деталях.

Усилия и внимание педагога должны быть направлены на построение эффективного взаимодействия обучающихся. Эту цель организации взаимодействия (интеракции) студентов в учебной группе необходимо учитывать при планировании занятий.

Одним из методов модерации является визуализация, дающая возможность определять результаты и достижения обучающихся. Активные методы представления информации, различные техники и способы визуализации материала оживляют образовательный процесс и положительно сказываются на результатах обучения. Красочно оформленные презентации по изучаемой теме, лекции-презентации, учебные пособия, работа в операционной, перевязочной и смотровом кабинете с преподавателем создают позитивный настрой у студентов к приобретению знаний по оториноларингологии. Используя визуализированные методы в образовательном процессе, преподавателям легче оценивать результаты занятий, а обучающимся вспоминать и закреплять новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечивает повышенную выживаемость знаний, позволяет активно использовать новые знания в сочетании с уже имеющимися.

Таким образом, уход от традиционной формы обучения и переход к использованию активных методов обучения позволяет повысить образовательный уровень, более эффективно использовать время теоретической и практической подготовки, формировать у студентов способность работать в команде для достижения основной цели.

УДК: 378 В-В- Бобрович, О.В. Ходакова

ФГБОУ ВО Читинская ГМА Минздрава России, Чита, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Резюме Качество образования в высшей школе необходимо рассматривать не только с позиции оценки его процесса и результатов, но и с позиции обеспечения качества ресурсов. Контингент абитуриентов во многом определяет то, какие стартовые позиции будет иметь вуз при осуществлении подготовки специалистов. От эффективной организации приемной кампании будет зависеть качественный состав обучающихся, а, следовательно, и результаты образовательного процесса.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, приемная кампания, подготовка специалистов.

ORGANIZATION OF THE ADMISSION CAMPAIGN AS A WAY OF QUALITY MANAGEMENT OF THE TRAINING

OF SPECIALISTS

V.V. Bobrovich, O.V. Khodakova

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The quality of education in the Higher School should be considered not only from the point of view of its process and results evaluation, but also from the viewpoint of ensuring the quality of resources. The contingent of applicants largely determines which starting positions the institution will have when training specialists. The qualitative contingent of the students, and, consequently, the results of the educational process will depend on the effective organization of the admission campaing.

Key words: higher medical education, admission campaign, training of specialists.

В настоящее время, высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Этому способствовало, в том числе, принятие Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Повысились требования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.