УДК 351.74/.76 ББК 67.401.02
МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ОВД
РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БРУНЕР,
преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационно право
E-m ail: rbl982@ram bler. ru Рецензент: кандидат юридических наук Правкин И.В.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Определяются основные методы поддержания служебной дисциплины в ОВД, определяется их место и роль, в обеспечении законности и поддержании служебной дисциплины в ОВД. Ключевые слова: законность, служебная дисциплина, убеждение, принуждение.
Annotation. The article defines the basic methods of maintaining of discipline in the police department, their place and role in ensuring the rule of law and the maintenance of discipline in the police department. Keywords: legality, service discipline, persuasion, coercion.
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей; в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение как методы государственного управления — явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе — на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти1.
Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые зако-
ном. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности2.
Государственное принуждение — это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность, регулируемая правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность — дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.3.
Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется «в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодатель-
1 СеврюгинВ.Е. Проблемы административного права: Учеб. пособие. Тюмень, 1994. С. 89.
2 Правкин И.В. Особенности становления современной правоохранительной системы в условиях реформирования российской государственности // Российский следователь. 2011. № 6. С. 38.
3 Севрюгин В.Е. Указ. соч. С. 90.
ства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, т.е. принуждения как метода управления, воздействия на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть»4.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 (далее — ФЗ «О службе в ОВД») в ст. 47 определяет понятие служебной дисциплины как: соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 48 и 50 ФЗ «О службе в ОВД».
Дисциплина (служебная, трудовая) — это атрибут любой социальной деятельности гражданина. По способу обеспечения дисциплина может рассматриваться как принудительная и добровольная. Служебная (трудовая) дисциплина в государственном органе — показатель нравственного здоровья в обществе, его сплоченности и организованности. По мнению ряда ученых, смена общественно-экономической формации в Российской Федерации и переход к обществу свободного предпринимательства приводят к существенному изменению содержания служебной дисциплины (трудовой) и мотивов ее укрепления6. Устраняется идеологическое воздействие на государственных служащих ОВД. При укреплении служебной дисциплины перестало говориться о преимуществах социалистического образа жизни, о приоритете социалистической собственности, о недопустимости эксплуатации человека человеком и т.п. Основным мотивом соблюдения служебной дисциплины для служащего ОВД становится страх потерять должность на службе в
ОВД, а с ней лишиться и всех привилегий, которые она устанавливает. Это обстоятельство не исключает других мотивов соблюдения служебной дисциплины служащим ОВД: нравственные критерии порядочности и добросовестного отношения к порученному делу, соблюдение сложившихся традиций, выполнение моральных норм субординации.
Сущность служебной дисциплины в ОВД состоит в том, что представитель работодателя (вышестоящий по должности чиновник) имеет право потребовать, а гражданский служащий обязан выполнять свои служебные функции, обусловленные действующим законодательством РФ, Присягой сотрудника ОВД РФ, дисциплинарным уставом ОВД РФ, контрактом, приказами и распоряжениями руководителей. В содержании служебной дисциплины возможно выделить две составляющие — объективную и субъективную стороны. Объективная сторона (не зависящая от воли и сознания субъектов служебного контракта) — это необходимый порядок, без которого невозможно функционирование ОВД. Этот порядок регулируется ФЗ «О службе в ОВД» и Трудовым кодексом РФ и является специфической частью правопорядка, приспособленной к условиям соответствующего государственного органа. Субъективную сторону служебной дисциплины составляют выполнение служебных обязанностей каждым сотрудником ОВД.
В соответствии со ст. 47 ФЗ «О службе в ОВД» методы обеспечения и поддержания служебной дисциплины делятся на два вида: поощрение и принуждение.
Методы поддержания служебной дисциплины в ОВД — это пути достижения целей управления, способы осуществления руководителями управленческой деятельности.
Содержание методов управления в ОВД «происходит» из сущности и назначения управления и непосредственно выражается только в действиях руководителей в связи с созданием, поддержанием и развитием условий успешной деятельности исполнителей.
В совокупности методы управления в органах внутренних дел образуют определенную систему, в которой можно выделить следующие основные методы:
♦ властной мотивации;
4 Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т. Василенкова. М., 1990. С. 173.
5 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
6 Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. СПб., 1993. С. 215—227.
♦ психологической мотивации;
♦ социальной мотивации.
Практически методы властной мотивации можно оценивать в качестве собственно упорядочивающих методов управления, позволяющих руководителям создавать, поддерживать и развивать устойчивые условия успешной деятельности организационных звеньев.
В зависимости от содержания среди этих методов можно выделить следующие основные разновидности:
♦ методы регламентов;
♦ методы распоряжений.
Сущность методов регламентов состоит в том, что для организационных звеньев устанавливаются обязательные для выполнения правила и нормы, определяющие их статус, содержание и порядок (форму) их служебной деятельности, как правило, в стандартных (типовых) ситуациях. Разрабатываются также показатели возможного расходования материально-технических, финансовых и иных ресурсов либо показатели необходимого состояния тех или иных элементов организационных звеньев.
Фиксируя содержательную сторону их деятельности, регламенты позволяют обеспечивать соответствие прав и ответственности, соблюдать временные характеристики взаимодействия, определять конкретные результаты, к которым должно привести выполнение обязанностей, вид и меру ответственности за их выполнение, использовать оптимальный порядок функционирования и т.д.
Методы регламентов позволяют руководителям определять временные и пространственные, количественные и качественные устойчивые соотношения различных условий в организационных звеньях, а также порядок их изменения.
Среди методов регламентов выделяются две основные разновидности: методы правовых регламентов и методы моральных регламентов.
Различие этих методов состоит в том, что руководители упорядочивают служебную деятельность исполнителей с помощью различных норм: в первом случае — правовых, а во втором — моральных.
Сущность методов распоряжений выражается в том, что руководители принимают и используют необходимые управленческие решения в случаях возникновения (возможного возникновения) в служебной деятельности организационных звеньев нестандарт-
ных (нетиповых) ситуаций, которые не соответствуют имеющимся регламентам, либо ими не предусмотрены.
Методы распоряжений позволяют руководителям вносить изменения (дополнения) во временные и пространственные, количественные и качественные соотношения тех или иных условий в организационных звеньях, а также в порядок их совершенствования и развития для обеспечения их устойчивости и стабильности в новых ситуациях.
Методы психологической мотивации являются универсальными методами оказания влияния на сознание и волю, поведение тех или иных исполнителей.
В зависимости от содержания среди этих методов можно выделить следующие основные разновидности:
♦ методы убеждения;
♦ методы принуждения.
Убеждение, т.е. применение комплекса различных приемов побудительного обеспечения должного служебного поведения исполнителей, рассматривается в качестве главного метода деятельности руководителей.
Практически оно осуществляется в разнообразных формах воспитательной и разъяснительной деятельности, поощрения образцового поведения, показа лучших примеров действий. Оно реализуется также путем предупредительно-профилактических действий, информирования, призывов, пропаганды, внушения и т.д.
Убеждение способствует закреплению у исполнителей необходимых норм служебной деятельности, побуждает их соотносить свои действия с интересами органов безопасности (их организационных звеньев) в целом.
Принуждение, т.е. применение комплекса различных приемов принудительного обеспечения должного служебного поведения исполнителей, оценивается в качестве вспомогательного метода деятельности руководителей. Метод принуждения выражается в отрицательной оценке поведения сотрудника ОВД и применяется в виде соответствующего дисциплинарного взыскания (ст. 50 ФЗ «О службе в ОВД»).
Принуждение применяется в случаях недолжного поведения сотрудников, отклонения от требований, выраженных в соответствующих управленческих решениях. Практически оно реализуется путем использования различных принудительных мер моральной либо юридической ответственности.
При осуществлении принуждения в основном не учитываются мнения и желания сотрудников. Оно базируется на системе требований, предъявляемых к сотрудникам, которые выполняют в рамках предоставленных им прав определенные служебные обязанности.
Кроме того, государственное принуждение определяется как возможность государства обязать субъекта, помимо его воли и желания, совершить определенные действия7, предусмотренные законодательством, в том числе по соблюдению запретов.
Известно, что юридические запреты неразрывно связаны с юридической ответственностью, а это означает, что без наличия механизма привлечения к ответственности за нарушение запрета эффективность самого запрета снижается. Следовательно, юридическая ответственность сотрудников ОВД и механизм ее применения являются центральной составляющей метода принуждения.
В то же время, вопрос о соотношении понятий государственно-правового принуждения и юридической ответственности является дискуссионным.
Так, С.С. Алексеев подразделяет меры принуждения на две группы:
♦ юридические санкции;
♦ государственно-необходимые, профилактические и превентивные меры правового принуждения8.
Представляется верным, к юридической ответственности отнести именно юридические санкции, хотя ответственность не всегда и не обязательно предполагает санкции.
Например, Е.В. Черных различает понятия «ответственность» и «санкции» или «наказание», аргументируя это тем, что между ними может быть разрыв во времени: ответственность уже наступила, а санкции либо не последовали вообще, либо наступили гораздо позже9.
В.В. Лазарев и С.В. Липень считают, что «меры государственного принуждения применяются для восстановления нормального состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей. Юридическая ответственность же характеризуется определенными лишениями личного (организационного) или имущественного характера, которые виновный обязан претерпеть, т.е. понести определенное наказание»10.
Соглашаясь с позицией С.С. Алексеева11 и подчеркивая то, что меры государственного принуждения шире юридической ответственности, следует сказать,
что государственно-необходимые, профилактические и превентивные меры правового принуждения, такие как досмотр багажа, личный досмотр, проверка документов, обыск, применительно к сотрудникам ОВД — принуждение сотрудника к немедленному прекращению нарушения служебной дисциплины посредством напоминания ему об обязанностях и служебном долге, либо отдания приказа о немедленном прекращении совершаемого нарушения, временное отстранение от исполнения должностных или специальных обязанностей, задержание, доставление и т.д.12 принципиально по самому своему назначению отличаются от санкций, выступающих в качестве негативного последствия для данного лица в связи с его противоправным поведением.
Рассматривая метод принуждения как метод обеспечения служебной дисциплины в ОВД, необходимо обратить внимание на два аспекта: материальный и психологический.
Материальный аспект метода принуждения связан с лишениями сотрудника ОВД денежных средств, материальных благ. Данный вид принуждения применяется в случае несоблюдения сотрудником ОВД запретов на службе, за нарушение которых предусмотрены различные материальные взыскания (применение штрафа, как вида уголовного либо административного наказания, лишение премии либо уменьшение размера премии за нарушение дисциплинарных запретов и др.).
В свою очередь, психическое принуждение связано с внутренними переживаниями сотрудников и проявляется как совместно с применением физических либо материальных мер принуждения, так и отдельно от них, например, при наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде выговора, строгого выговора, предупреждении о неполном служебном соответствии и в других случаях.
По мнению В.В. Лазарева, психологическое принуждение также осуществляется через угрозы приме-
7 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2000. С. 404, 405.
8 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009. С. 193, 194.
9 Черных Е.В. Соотношение юридической ответственности и наказания // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. ст. Саратов, 1983. С. 163.
10 Лазарев В.В, Липень С.В. Указ. соч. С. 403.
11 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 193.
12 Ковалев А.С. Меры дисциплинарного пресечения, применяемые к военнослужащим: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 61—64.
нения юридических мер воздействия в случае нарушения запрета и, тем самым, оказывает эффективное превентивное воздействие на сотрудников ОВД, предупреждая об ответственности13. С данной точкой зрения можно согласиться лишь в том случае, если угроза применения юридического наказания и других мер принуждения направлена в отношении конкретного сотрудника, уже нарушившего запрет, например, по причине неопытности либо по неосторожности, и не повлекшее последствий, связанных с обязательным применением к нему юридических наказаний.
Так, например, представляется верным относить к принуждению ситуацию, когда начальник, делая своему подчиненному военнослужащему замечание по поводу нарушения служебной дисциплины, либо нарушения правил ношения формы одежды, предупреждает, что в случае повторного совершения указанных нарушений он может привлечь его к дисциплинарной ответственности.
В свою очередь, повседневное, плановое разъяснение начальниками подчиненным сотрудникам возможных юридических последствий в случае нарушения ими запретов будет являться не принуждением к их соблюдению, а информированием о мерах принуждения, что по своему содержанию относится к другому методу обеспечения служебной дисциплины в ОВД — методу убеждения.
Значение метода принуждения в обеспечении реализации запретов бесспорно велико, однако несмотря на наличие в принуждении немалых управленческих достоинств таких как экономичность (для его осуществления не требуется значительных материальных затрат); универсальность (не требует индивидуального подхода к подчиненным); оперативность (в случае отказа выполнить требуемое действие можно в определенные сроки привлечь виновного к юридической ответственности), многие ученые указывают на негативное влияние данного метода и обосновывают первостепенность применения метода убеждения.
Так, Б.Г. Прошкин, изучавший воздействие метода принуждения на мотивацию работников, указал на недостатки метода принуждения, лежащие в основном в психологической и социальной сферах жизни людей. По его мнению, в результате неумеренного и длительного воздействия принуждения работники (служащие, военнослужащие) меняются в негативном направлении: развиваются их пассивность, неуверенность, подавленность, отказ от своего до-
стоинства, а также угодничество, эгоцентричность, хитрость, мелочность14.
Такую же, по сути, позицию еще в начале ХХ в. высказывал П.М. Коркунов утверждая, что «вероятность соблюдения правила едва ли более увеличится при установлении принудительных к тому мер, нежели при общем распространении убеждения в разумности такого правила»15.
Аналогичный подход поддерживают и современные ученые в сфере общей теории права. Так, О.К. Бабаев отмечает, что принуждение, осуществляемое правовым государством, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. Основным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека в целях формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний16.
Убеждение как метод обеспечения запретов на службе в ОВД оказывает главным образом моральное, психологическое воздействие на конкретного сотрудника. Оно связано с воспитанием, разъяснением, повышением правосознания и правовой культуры, формированием убежденности в необходимости исполнения обязанностей и соблюдении запретов.
Метод убеждения предполагает и определенные рекомендации, публичные сообщения о негативных явлениях, связанных с нарушением запретов на службе в ОВД, и мерах, которые приняты для их устранения. Государство с помощью данного метода обеспечивает реализацию рассматриваемых запретов добровольно, без каких-либо отрицательных последствий для субъектов служебных отношений, имеющих статус сотрудника ОВД.
Таким образом, метод убеждения непосредственно связан с воспитанием сотрудников ОВД, включая и их информирование о возможных последствиях за нарушение запретов на службе в ОВД.
В вопросе обеспечения реализации запретов на службе в ОВД особое место принадлежит правовому
13 Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.
14 Прошкин Б.Г. Принуждение как метод трудовой мотивации // Управление персоналом. 2008. № 11. С. 42—47.
15 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914. С. 98.
16 Бабаев O.K. Право и государственное принуждение. М., 2002. С. 207.
воспитанию, под которым необходимо понимать целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию сотрудников с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Ориентируясь в правовом воспитании на формирование у сотрудников ОВД высокой правовой культуры, навыков и привычек правомерного поведения, связанного с соблюдением запретов, уполномоченные должностные лица ОВД организуют правовую пропаганду, повышают теоретическую и методическую подготовку сотрудников по правовым вопросам; мобилизуют служебные коллективы и общественность на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщают и распространяют передовой опыт правового воспитания; осуществляют контроль за соблюдением законности и правопорядка, служебной дисциплины и дисциплинарной практики; организуют правовую защиту интересов сотрудников ОВД и членов их семей.
Воспитание сотрудников ОВД, среди прочих мер, также предполагает применение принуждения. Однако, в рамках метода убеждения принудительные меры используются только в качестве информационного материала в ходе, например, правового информирования.
Информирование о применение мер принуждения за нарушение запрета в отношении одного сотрудника, в данной ситуации, может служить превенцией17 для других, так как предупреждает их об ответственности.
Сотрудники ОВД, в большинстве случаев получая правовую информацию о запрещенных правилах поведения, одновременно получают и информацию об угрозе лишения определенных благ в случае их несоблюдения.
Проинформированный о запрете сотрудник ОВД стоит перед выбором единственно приемлемого для него варианта поведения — иногда вразрез со своими интересами воздержаться от совершения действий, за которые предусмотрены наказания, или, нарушив запрет, лишиться благ и понести наказание за совершение правонарушения. На принятие решения во многом оказывают влияние волевые качества субъекта (волевая регуляция), которая формируется и крепнет в процессе воспитания.
В отличие от метода принуждения, позволяющего в управленческой деятельности достичь быстрого результата, метод убеждения не всегда так оперативен в условиях оперативно-служебных отношений. Однако, он более надежный и оправданный с точки зрения затраченных усилий, так как способствует развитию личности сотрудников, формируя в нем навыки и привычки действовать правомерно, не нарушая запретов.
Важнейшее значение для обеспечения реализации запретов на службе в ОВД имеет метод стимулирования.
В основе метода стимулирования лежит правовой стимул, под которым в теории права понимается правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования18.
В условиях службы в ОВД правовой стимул является правовым средством, регулирующим конкретное служебное правоотношение, в котором на информационно-психологическом уровне заложена потенциальная возможность положительного воздействия на сознание сотрудника ОВД с целью вызвать у него побуждение к добросовестному исполнению служебных обязанностей, основанное на стремлении удовлетворить собственный интерес. Правовое средство может являться правовым стимулом лишь в том случае, если сотрудник четко осознает, что только неукоснительное следование предписаниям, заложенным в нормах права, обязательно повлечет за собой приобретение им значимого для него блага.
На наш взгляд, к наиболее общим признакам правовых стимулов исполнения служебных обязанностей можно отнести следующие:
♦ правовые стимулы имеют непосредственное отношение к созданию благоприятных условий для удовлетворения собственных интересов сотрудником, так как завершающим этапом процесса правового стимулирования является приобретение сотрудником значимого для него блага;
17 Превенция — понятие в теории уголовного права, означающее предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления, что достигается путем применения к ним мер уголовного наказания, а также принудительных мер медицинского и воспитательного характера, условного осуждения, которые также связаны с усилением социального контроля над осужденными (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крут-ских. М., 2000. С. 470).
18 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 60.
♦ правовые стимулы создают правовой режим, расширяющий объем возможностей сотрудников по сравнению с другими гражданами либо адекватно компенсирующий их ограничение;
♦ правовые стимулы направлены на реализацию положительной правовой мотивации;
♦ следствием существования правовых стимулов является повышение качества исполнения служебных обязанностей, увеличение позитивной активности сотрудников в рамках повседневной деятельности;
♦ правовые стимулы упорядочивают служебные отношения.
Комплексное и систематическое использование в отношении сотрудников ОВД правовых стимулов образует метод стимулирования исполнения им служебных обязанностей, под которым следует понимать правотворческую и правоприменительную деятельность ОВД, направленную на создание и существование такого правового режима, при котором достижение государственно-значимых (общественно полезных) целей службы обеспечивается добросовестным исполнением конкретными сотрудниками ОВД своих обязанностей, основанным на достижении баланса удовлетворения как публичных, так и собственных интересов.
В связи с тем, что в условиях службы в ОВД правовые стимулы, сообщая сотрудникам о возможности удовлетворения их собственного интереса, побуждают к увеличению позитивной активности и проявлению разумной инициативы на службе; поэтому большее практическое значение метод стимулирования имеет, прежде всего, для обеспечения реализации обязанностей сотрудников как императивных предписаний активного содержания.
В то же время, реализация служебных обязанностей, таких как: обязанность каждого сотрудника удерживать других сотрудников от недостойных поступков, содействовать начальникам и старшим в поддержании порядка и дисциплины; обязанность начальников постоянно поддерживать служебную дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава; обязанность принимать меры по предупреждению преступлений и правонарушений и т.п., будет напрямую способствовать и соблюдению запретов на службе в ОВД, а исполнение обязанностей сотрудниками быть дисциплинированными, хранить государственную тайну, строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры РФ, беспрекословно выполнять приказы начальников, другие будет непосредственно обеспечивать реализацию запретов на службе в ОВД.
В отношении сотрудников ОВД применяются различные стимулы: льготы, компенсации, поощрения, продвижения по службе и другие. Указанные стимулы в совокупности создают на службе в ОВД режим наибольшего благоприятствования для достижения сотрудниками своих целей.
Все правовые стимулы, применяемые в методе стимулирования обеспечения реализации обязанностей и запретов на службе в ОВД, можно разбить на три категории: моральные (благодарность), материальные (процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания) и комплексные правовые стимулы (включают как моральную, так и материальную составляющую) (например, денежная премия либо награждение ценным подарком).
Руководители подразделений ОВД в целях поддержания служебной дисциплины могут и должны использовать все вышеуказанные методы, при этом они обязаны сочетать методы убеждения и принуждения. Причем в каждой конкретной ситуации те или иные методы необходимо выбирать не только с учетом реализуемой цели (целей), но и личности конкретного сотрудника. Например, одному достаточно объяснить, другого нетрудно убедить, третьего целесообразно уговорить, а четвертому приходится приказывать, поскольку иного языка он не понимает, или же применять к нему соответствующие меры принуждения.
Таким образом, применение любого метода предполагает индивидуальный подход к каждому сотруднику. Опытные руководители стараются реже прибегать к принудительному давлению и почаще применять методы убеждения с учетом характера конкретного сотрудника, их знаний, квалификации и отношения к делу. Когда руководители влияют на исполнителей посредством убеждения, то результатом является не просто повиновение, а сознательные служебные действия.
Первенствующая роль убеждения в действиях руководителей должна предопределяться в основном принципиальным совпадением существенных интересов руководителей и сотрудников.
Служебную деятельность сотрудников ОВД всегда стимулирует совокупность качественно различных социальных факторов, их определенная система. «Внешняя ситуация» — основной компонент стимулиро-
вания — это предметно-вещественная среда, практика отношений, условия деятельности сотрудников.
Следует подчеркнуть, что не всякая ситуация активизирует служебную деятельность сотрудников, а только та, которая приводит их к внутреннему побуждению. Поэтому руководители ОВД должны создавать такие условия, чтобы сотрудники сами выбирали бы действия, но именно те, которые соответствуют целям руководителей.
Все вышеуказанные методы поддержания служебной дисциплины представляют качественный аспект управления в ОВД. Они имеют не только определенное теоретическое, но и большое практическое значение, во многом определяя эффективность деятельности ОВД.
Таким образом, в деятельности по поддержанию служебной дисциплины в ОВД необходимо отдавать приоритет методам стимулирования и убеждения. Использование метода стимулирования поможет создать условия привлекательности службы в ОВД, повысить ее престиж в обществе и авторитет профессии сотрудника ОВД. Концентрация на применение метода убеждения через начальников разных уровней путем правового информирования и использования других методов воспитания, несвязанных с принуждением, позволит повысить уровень правовой культуры сотрудников ОВД, сформировать у них навыки и привычки правомерного поведения. В свою очередь, применение метода принуждения как способа поддержания служебной дисциплины должно стать крайней мерой пресечения нарушения запрета либо наказания за его несоблюдение.
Литература
1. Конституция РФ // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
3. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009.
4. Бабаев O.K. Право и государственное принуждение. М., 2002.
5. Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2000.
6. Ковалев А. С. Меры дисциплинарного пресечения, применяемые к военнослужащим: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
7. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.
8. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.
9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2000.
10. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
11. Правкин И.В. Особенности становления современной правоохранительной системы в условиях реформирования российской государственности // Российский следователь. 2011. № 6.
12. ПрошкинБ.Г. Принуждение как метод трудовой мотивации // Управление персоналом. 2008. № 11.
13. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: Учеб. пособие. Тюмень, 1994.
14. Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т. Василенкова. М., 1990.
15. Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. СПб., 1993.
References
1. The Constitution of the Russian Federation // SZ RF. 2009. № 4. Art. 445.
2. The Law of November 30, 2011 № 342-FZ «On service in bodies of internal affairs of the Russian Federation and the Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // SZ RF. 2011. № 49 (ch. 1). Art. 7020.
3. AlekseevS.S. General Theory of Law. M., 2009.
4. Babaev O.K. Law and government coercion. M., 2002.
5. Big legal dictionary / Ed. A.Y. Sukharev, V.E. Krut-skikh. M., 2000.
6. KovalevA.S. Disciplinary punishment applicable to military: Diss. ... cand. jurid. sciences. M., 2008.
7. Korkunov N.M. Lectures on the general theory of law. SPb., 1914.
8. Lazarev V.V. Social and psychological aspects of the application of law. Kazan, 1982.
9. Lazarev V.V., Lipen S.V. Theory of state and law. M., 2000.
10. Malko A.V. Incentives and restrictions in the law. M., 2003.
11. Pravkin I.V. Features of formation of modern law enforcement system in the conditions of reforming of the Russian statehood // Russian investigator. 2011. № 6.
12. Proshkin B.G. Coercion as a method of motivation // Personnel Management. 2008. № 11.
13. Sevryugin V.E. Problems of administrative law: A Handbook. allowance. Tyumen, 1994.
14. The Soviet administrative law: Textbook / Ed. P.T. Vasilenkova. M., 1990.
15. Labour law in Russia / Ed. A.S. Pashkov. SPb., 1993.