DOI
УДК 338.24(571.62)
Е.А.
сфере бизнеса и
в настоящее ластнъх и п нового регулирован1
рМативнъ1Х правовъх актах, J
в соответствии с требованиями института оценки
the consequences of
new regulation in business and investment, determined
<ценка рагу тельской и инвестиционной
are
ирун
regulatory impact assessment, benefits, costs, subjects of, activity.
and
Государственное регулирово,ние пред принимательской и инвестиционной де- ний без соответствующего нормативного ятельности определяемое, прежде всего, правового акта. В связи с чем, четкость в нормативных правов^1х актах, явл* ется условием развития экономики. Ш
но применить к субъектам :
и качество регулир0вания прямо влияет на все аспекты ведения бизнеса и инве-
л°г°вые сборы, льгoты, пре^ференции? стирования. ф°рмы государстве™^ поддержки, ад-министРативн^1е пр°цедуры
анализа последствий введения нового регулирования в сфере бизнеса
Э
у
Вакулюк Екатерина Александровна - консультант отдела оценки ретулир^щего воздействия, Управление формирования региональной политики улучшения делового климата Министерства экономического развития Хабаровского края (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
и инвестиций ность осущест требованиями
в
теристик последствий принятия гаемого проекта акта и публичное I
института
и
- комплекса методик и пр0цедур, к правленных на определение проблем требуемого резуАьтата регулирования . Институт ОРВ на федеральном уровне был запущен в 2010 г., на региональном
- в 2014 г., направлен на обеспечение взаимодействия власти и бизнеса при принятии и °сущ>ествлении ных решений.
В рамках данной статьи мы вимся на рассмотрении вопросов ки целесообразности введения нового
регулирования в рамках института Оpв, то есть проведения процедуры Орв про—
екта нормативного правового акта екта акта).
Процедура. Орв реализуется в ровском крае в соответствии с новлением Правительства го края от 16 июня 2014 г. № 183-пр «О внедрении процедуры оценки регу.лиру-ющего воздействия в крае» и проводится только в отношении тех проектов актов, которые направлены на:
- устанав^ающге новые или ющие ранее предусмотренные ными правовыми актами края
сти для субъектов
___ _ _ в* и инвестиционной
предпринимательской
деятельности;
1дае, изменяющие или
водимого посредством проекта акта на специализи интернет площадке, является ние, прежде всего, н<
размещения
!осредственн^1ми адресатами регулирования последствий принятия проекта акта. Представители
динения, ассоциации и иные сованные лица на основе практического опыта осуществления деятельности ^ло— гут предоставить свои обоснованные за— мечания к проекту акта и предложения по совершенствованию соответствую— щей сферы. Процедурно есть ряд ис— ключений, когда публичное обсуждение не проводится, например, в случае, если предлагаемые проектом акта положения уже установлены вышестоящим тивным правовым актом.
Для публичного обсуждения <
своднния о предлагаемом регулировании: количественных и качественных теристиках проблемы, на решение рой направлен проект акта; целях лагаемого регулирования, потенциальн^1х адресатах и их обязанност
рaсходaх,
- устанавливающ отменяющие ранее установленную ответ— ственностЬ за нарушение мрмитмых правокых актов края затрагивающих
тельской и инвестицион сти.
Процедура ОРВ предполагает анализ
колИчественн^1х и качественн^1х харак—
бюджетов бюджетной системы.
Анализ федеральной, региональной и муниципальной практики проведения процедуры Орв проектов aктов, содер— жания сводных отчетов показывает, что наиболее проблемным аспектом является осуществление количественной оценки
предлагаемого регулирования. В сентябре 2015 г. приказом
с
Министерства ПЕЬ: ЪМр://е
ции [Электронный (дата обращения: 10.10.2016)
2Распоряжение Министерства экономического баровского края от 19.06.2014 г. № 30 «Об утверждении о проведении оценки регулирующего воздействия, об оценке регулирующего воздействия» [■Электронный
Российской
>па/
связей Ха-рлно Мрв://т.
аМу (дата обращения: 15.10.2016).
1редар:
экономической деятельности, щих в связи с
оценки). Согласно данной методике .
в
том числе, в отношении проектов актов. В ходе проведения процедуры Орв должны быть установлены положения, приводЯЩИе к возникновению у предпринимательской и иной :
тов, сведений) в соответствии с ниями проекта акта, в том числе затраты на поддержание готовности представить необходимую информацию по запросу со стороны органов власти или их моченных представителей.
Содержательные издержки вания включают в себя затраты на реализацию положений проекта акта, не связанные с выполнением информационных требований.
Вместе с тем, обобщенно, формула раетета как информaционных, так и со-
и
с необходимостью соблюдения ленных требований регулирования. КоЛИчественная (монетарная) оценка таких
■ в
требований со сторон^1 государства.
Стандартные издержки состоят из информационных и содержагельн^1х та-
Держек субъектоВ предпринимательск°и и иной экономической деятельности. Расчет стандартн^1х издержек вается на произведении го рабочего времени на осуществление действий, необходимых для выполнения установленных государством ний, и ставки заработной платы нала, занятого реализацией требований.
Информационные издержки регулирования включают в себя затраты на сбор, подготовку и представление органам публичной власти информации
сотрудника, занятого исполнением ' вагая и страты на приобретение
Анализ практики субъектов ской Федерации показывает, что ки оценки стандартных издержек няты в Ставропольском4 и краях. Методика оценки держек субъектовпредпринимат<
кающих в связи с исполнением
ваний регулирования в Ст
ар
крае утверждена в декабре 2015 г. и во многом схожа с федеральной методикой оценки.
В Хабаровском крае в сентябре 2016 г. введена на основе разработок Минэкономразвития России методика оценки выгод и стандартных издержек субъектов предприниматель« ~
и
онной деятельности (региональная методика оценки). В таблице 1 приведен
Минэкономразвития России от 22.09.2015 № 669 «Об утверждении . ки оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной ской деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулир Справочно-правовая система. «Консультант Плюс».
. //
Ставропольского края от 02.12.2015 № издержек субъектов предпр
452/од "Об
требований
. от 20 сентября 2016 г. № 91 "Об утвержде-. оценки выгод и стандартных издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://r Deyatelnost/Ocenka-reguümyuschego-vozdejstmya/Normativnye-pmvovye-a.kty (дата щения: 20.10.2016)
сравнительный анализ федеральной и региональной методик оценки. Региональная методика оценки содержит рекомендуемый порядок действий по организации и проведению оценки выгод и стандартных издержек субъектов предпринимательской и ^есгац^-ной деятельности и применяется так же в отношении проектов нормативных правовых актов края (далее - проектов актов), подлежащих проведению процедуры ОРВ и относящихся к средней и
высокой степени регулирующего
ствия в соответствии с Порядком ведения процедуры ОРВ, утвержденным Постановлением № 183-пр.
На региональном уровне для ния ОРВ проектов актов введены ющие, отличные от федеральной ки, термины:
стандартные издержки субъектов предпринимательской и деятельности (далее - издержки) ственно оцененные обязанности
акта, и/или их изменения, щие увеличению расходов субъектов;
трудовые затраты субъектов - расходы субъектов, связанные с оплатой труда отдельных категорий сотрудников, деятельность которых направлена на выполнение требований, предусмотренных проектом акта;
прямые затраты субъектов - расходы субъектов, связанные с необходимостью приобретения товаров, р^т услуг, а также обеспечения данных ний согласно требованиям, тренным проектом акта;
выгоды субъектов - совокупность предусмотренных актом, проектом акта мер финансовой поддержки и качественно оцененных изменений обязанностей субъектов, способствующих сокращению и/или исключению соот— ветствующих расходов субъектов.
Так же региональной методикой оценки аналогично федеральной методике оценки предусмотрен показатель масштаба распространения требования (далее - показатель масштаба) - количество
организаций, на которые направлено или будет направлено регулирование в соответствии с актом, проектом акта. Показатель масштаба определяется в соответствии с данными сводного отчета в части сведений о потенциальных адресатах регулирования. В случае отсутствия данных официальной статистики искомые значения выявляются на основе данных, полученных путем проведения тематических исследований, и данных из опубликованных научных статей.
Вместе с тем, на региональном уровне предполагается возможность ния данной методики не только ботчиками соответствующего правового регулирования, но и непосредственными адресатами регулирования посредством расчета выгод и стандартных издержек применительно к конкретной организации, указывая в показателе масштаба значение равное 1.
Согласно методологии расчета стандартных издержек, в состав данных из— держек включаются трудовые и прямые
затраты субъектов.
Расчет трудовых затрат основывается на произведении затрачиваемого рабоче— го времени на осуществление действий, необходимых для выполнения установленных проектом акта требований, и ставки заработной платы персонала, занятого реализацией данных требований с учетом показателя масштаба.
Процесс выделения трудовых затрат включает в себя поиск соответствующих требований в тексте проекта акта. Данные требования должны удовлетворять условиям - распространяться на субъекта и не дублировать друг друга.
Наиболее распространенные
труДовых затрат:
- представление информациц
ментов и их копий, уведомлений;
- формировaние, хранение и щение информации, в том числе димой для представления по запросу со стороны органов власти и (или) уполномоченных организаций;
- получение документа у третьих лиц и представление его в государственный орган в пакете с иными документами;
- получение (поискК копироваНие и
виды
представление в государственный орган копии ранее подготовленного документа;
- анализ рынков, поиск товаров, работ, услуг;
- организация и проведение конкурсов, в том числе по подбору персонала и т.д.
Продолжительность осуществления трудовых затрат исчисляется исходя из средних затрат рабочего времени на выполнение того или иного требования всеми сотрудниками одной организации в часах. Кроме того, необходимо установить периодичность осуществления дан-
Таблица 1
Сравнительный анализ основных характеристик федеральной и региональной методик оценки в части количественного анализа последствий принятия проекта акта
Критерий сравнения Региональная методика оценки Федеральная методика оценки
Способ реализации Файл в формате Excel, размещенный на Региональном портале (http://regulation.khv.gov.ru/) и официальном сайте министерства (https://minec.khabkrai.ru/). Доступен для свободного скачивания и использования как экспертами, так и разработчиками Программный продукт, встроенный в структуру Единого портала по ОРВ (http://regulation.gov.ru/). Доступен только для зарегистрированных пользователей
Период расчета в расчете на среднесрочный период (3 - 5 лет) 1 календарный год
Расчет стандартных издержек Виды стандартных издержек не выделяются. Расчет издержек производится в целом для проекта акта и состоит из: - трудовых затрат (подготовка документов, поиск информации, анализ рынка, проведение конкурсов, подбор персонала); - прямых затрат (непосредственно приобретение товаров, работ, услуг + обслуживание в последующие годы) Виды стандартных издержек: - информационных (связаны с требованиями по предоставлению информации); - содержательных (иные требования - найм персонала, приобретение и установка товаров). Формула расчета как информационных, так и содержательных издержек: трудозатраты + затраты на приобретение
Расчет выгод Выгоды рассчитываются исходя из данных: - о мерах финансовой поддержки, в т.ч. льготная арендная плата, спец. налоговые режимы; - сокращении трудовых затрат; - сокращении прямы затрат Не предусмотрено
Источники: Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2015 № 669 «Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования», Распоряжение Минэкономразвития края от 20 сентября 2016 г. № 91 «Об утверждении методики оценки выгод и стандартных издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности».
ного требования в течение года -но, ежеквартально, ежемесячно, иное.
Размер средней заработной платы для категорий сотрудников, занятых исполнением требований, определяется на основе данных официальной, ведомственной статистики, данных эксперт— ной оценки.
Расчет прямых затрат основывается
на сумме расходов, связанных с приоб— ретением оборудовaния, товaров, рaбот,
услуг, в том числе услуг по доставке, установке и обслуживанию оборудования, необходимых для обеспечения выполнения требований проекта акта.
рять
виды
требования должны условиям - распространяться на
друга.
Наиболее распространенные прямых затрат:
- пртабрегега^ установка и вание оборудования;
- приобретение товaров, расходных материалов на выполнение требования;
- вовлечение дополнительного персонала;
- заказ услуг, в том числе ских услуг (курсы повышения кации работников);
- затраты на государственную ну и иные обязательные платежи на получение, в том числе государственных
В целях определения стоимости обретений рекомендуется выявить чень т0вaр0в, рaбот, услуг ных для выполнения требований акта, проекта акта. Стоимость оборудования, товаров, работ, услуг, в том числе услуг по доставке, установке и обслуживанию оборудования определяется на основе данных о среднерыночной стоимости данных товаров и услуг.
Согласно методологии расчета выгод, расчет выгод основывается на сумме количественно оцененных положительных эффектов регулирования. Видами выгод являются:
- финансовая поддержка, в том числе
льготы по налогам и платежам;
- сокращение трудов^1х затрат;
- сокращение прямых затрат.
Оценка выгод осуществляется в
шении проектов актов в расчете на I несрочный период (3 - 5 лет).
Представленная на региональном уровне модель оценки показала свою эффективность. В таблице 2 приведены примеры количественной оценки последствий принятия проекта акта.
Информация, представленная в таблице 2, показывает, что последствия принятия предлагаемого регулирования для субъектов могут быть различными. Так, принятие Проекта закона Хабаровского края № ЗП-Ш-227 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края» О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае»» будет спо— собствовать затруднению осуЩРствления предпринимательской и ной деятельности. Разработчиком лагаемого регулирования дополнительно не были представлены сведения, подтверждающие необходимость принятия проекта закона, и не были изучены альтернативные варианты решения проблемы. В связи с чем, в отношении проекта закона было подготовлено отрицательное экспертное заключение, свидетельствующее об избыточности предлагаемого регулирования.
Во втором случае, проведенная оценка Проекта постановления Правительства Хабаровского края «Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам услуг по социальной реабилитации, включенным в реестр неГосударственн^1х организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих комплексную литацию и ресоциализацию лиц, бляющих наркотические средства и хотропные вещества в немедицинских целях, в Хабаровском крае» и анализ сопроводительных документов действу— ющего регулирования в данной сфере показали целесообразность принятия предложенного регулирования.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, региональная методика оценки,
Таблица 2
Примеры количественной оценки проектов актов Хабаровского края
Наименование проекта акта Хабаровского края Проект закона Хабаровского края № ЗП^1-227 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» Проект постановления Правительства Хабаровского края «Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам услуг по социальной реабилитации, включенным в реестр негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в Хабаровском крае»
Цель введения предлагаемого регулирования и краткое содержание Проект закона направлен на установление для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек (далее - работодатели), квоты для приема на работу испытывающих трудности в поиске работы несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, в размере 0,5% среднесписочной численности работников, но не менее одного рабочего места Проектом акта предусматривается установить порядок определения размера субсидии, условий и оснований предоставления субсидии, перечня документов, необходимых для получения субсидии, а также оснований для отказа в предоставлении субсидии поставщикам услуг по социальной реабилитации
Издержки бизнеса и инвесторов Общая сумма издержек, связанных с необходимостью реализации предлагаемого регулирования, ежегодно составит 62 503,5 тыс. руб., итого за весь расчетный период - 312 517,6 тыс. руб. По данным сводного отчета на территории Хабаровского края функционирует более 600 предприятий, численность сотрудников которых более 100 человек. Так средние издержки на 1 предприятие с учетом равномерного распределения несовершеннолетних оцениваются ежегодно в 104,2 тыс. руб., за расчетный период в 520,8 тыс. руб. Общая сумма издержек получателей субсидии на подготовку пакетов документов незначительна и составит ежегодно 4 749 руб., за расчетный период - 23 749 руб. По данным сводного отчета на территории Хабаровского края функционирует 2 предприятия, соответствующих требованиям проекта акта. Так, средние издержки на I предприятие с учетом равномерного расходов ежегодно составят 2 374,5 руб., за расчетный период в II 872,5 руб.
Выгоды бизнеса и инвесторов Выгод нет Государственной программой Хабаровского края «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае», утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 г. № 482-пр, предусмотрено предоставление субсидий в следующих объемах: - 2016 год - 2,17 млн. руб.; - 2017 год - 2,17 млн. руб.; - 2018 год - 2,17 млн. руб.; - 2019 год - 2,17 млн. руб.; - 2020 год - 2,17 млн. руб.
Источник: данные Интернет портала для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов органов государственной власти Хабаровского края [Электронныйресурс]. иШЬ: (Нар://геди1аИоп.кНу.дои.ти/).
полнение трудовых требовaний, няемый в федеральной оценке, изменяет подход к классификации расходов. Все
рaсх0ДЫ, предусматриваемые проектом
акта, делятся на прямые и трудовые затраты и оцениваются в целом по проекту акта без
выщеления
фор
1редвар
содержательных и ] держек. Кроме того, анализ проводится на региональном уровне не только рас— ходов, но и выгод предпринимателей и
более обоснованного решения. Так же на региональном уровне предусмотрена
оценка расходов и выгод в среднесроч— ном периоде.
Вместе с тем, несмотря на значимый шаг в проведении количественной оцен— ки регулирования в рамках института ОРВ, утвержденная региональная методика оценки имеет ряд недостатков. На
данном этапе оценка проводится только с точки зрения влияния предлагаемого
регУлирования на бизнес и инвест0р0в,
не учитывая последствия для государства. Принимая во внимание, что целью процедуры ОРВ помимо вышвления положений, вводящих избыточные
ности, запреты и ограничения для ектов или способствующих их введению,
является также вышвление положений, способствуЮщиХ возникновению необо— снованные расходов субъектов, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований, то необходимо в рамках ОРВ также проводить анализ последствий принятия регулирования в отношении краевого бюджета, бюджетов пальных районов в части ного увеличения налоговые поступлений ввиду создания новых предприятий,
количества рабочих мест и так далее.