точно сложно планировать аудит рискованных сфер деятельности предприятия и тестирование эффективности существующей системы внутреннего контроля при отсутствии карты рисков по видам деятельности, а также методики ранжирования их приоритетности. Необходимо совершенствовать систему риск-менеджмента, документировать основные (ключевые) риски и существующие контрольные процедуры в разрезе отдельных бизнес-процессов.
Список литературы
1. Воропаев, Ю.Н. Оценка внутреннего контроля. [Текст] / Ю.Н. Воропаев // Бухгалтерский учет, 2013. - № 2.
2. Рахманкулов, И.Ш. Тестирование эффективности системы внутреннего аудита. [Текст] / И.Ш. Рахманкулов // Вестник экономики, права и социологии. 2014. №1.
3. Сонин, А.М. Внутренний аудит. Современный подход. [Текст] / А.М. Сонин. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 64 с.
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Пименова Е.Н.
магистрант ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал
г. Липецк, Россия
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Аннотация: На сегодняшний день разработано и применяется на практике довольно большое количество методов определения конкурентоспособности предприятия. В статье рассматриваются и анализируются некоторые методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: методы оценки, конкурентоспособность, критерии оценки, показатели конкурентоспособности.
Pimenova E.N.
undergraduate
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch
Lipetsk, Russia
COMPETITIVENESS ASSESSMENT METHODS
Abstract: To date, developed and applied in practice quite a large number of methods for determining the competitiveness of the enterprise. The article discusses and analyzes some methods of estimation of competitiveness of the enterprise.
Key words: methods of evaluation, competitiveness, criteria for evaluation, indicators of competitiveness.
Конкурентоспособность, как экономическая категория, обусловленная особенностями рыночной экономики, проявляется в процессе конкурентной борьбы между участниками рынка. В экономике выделяют четыре вида стратегий ведения конкуренции, которые применяют предприятия-участники рынка. «Силовая» - реализуется, когда предприятия-соперники переманивают друг у друга покупателей, предлагая им товар по более низкой цене. Гранью проявлением подобного соперничества является демпинг. Такое, казалось бы, иррациональное поведение может иметь результат, а может закончиться и обоюдным разорением конкурентов. «Нишевая» стратегия по принципу «дорого, но очень качественно». Клиентами таких предприятий становятся элитарные покупатели. Завоевывая их признание, предприятие захватывает определенную «рыночную нишу» - сегмент рынка покупателей с особыми запросами. «Соединяющая» стратегия проявляется в стремлении предприятия индивидуализировать свои товары, путем вариациями из стандартного товара, с особенностями в соответствии с пожеланиями клиента, по заранее заполненной заявке. «Пионерная» стратегия, на мой взгляд, самая опасная и сложная, требующая полной отдачи, заключается в поиске, создании предприятием революционных технических и организационных решений, которые позволили бы привлечь покупателя низкой ценой, высоким качеством, а может даже и новшеством.
Современная экономика предъявляет новые требования к эффективности функционирования предприятий, что является результатом реализацией принятой фирмой конкурентной стратегии и в значительной степени проявляется через показатель конкурентоспособности производимого ими продукта, или реализацию конкурентных преиму-
ществ предприятия. При анализе уровня конкурентоспособности сложно обойтись без большого количества показателей, обычно используемых при проведении общего анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Классификация методов оценки конкурентоспособности в зависимости от формы предоставления данных: графические, матричные, расчетные, комбинированные методы.
Конкурентоспособность предприятия может быть определена качественно (SWOT- анализ, матричные методы, рейтинго-экспертные) и количественно количественные (индексный метод и его производные, методы оценки по доле рынка, продукции и показателям состояния предприятия). Наиболее предпочтительна последняя оценка, так как она позволяет увязать ее с мерой инвестиционной привлекательности.
На данный момент разработано достаточно большое количество методов определения и оценки конкурентоспособности предприятия.
В одних методах оценка основана на результатах хозяйственной деятельности. Суть методов заключается в том, что конкурентоспособность - это способности ведения прибыльной хозяйственной деятельности в условиях конкурентного рынка. В других - проводят оценку главных факторов таких как: качество, стоимость, сервис и т.п. Третье направление - определяется внутренними факторами, которыми предприятие располагает, например основные средства, уровень финансового менеджмента и т.д. В таких методах делается попытка оценить потенциальную, а не фактическую конкурентоспособность. Данные методы, на мой взгляд, нельзя считать точными, так как в данном случае оценивается потенциал, который не всегда может быть эффективно использован.
Рассмотрим наиболее часто применяемые методы оценки конкурентоспособности, предлагаемые в специальной литературе, и проведем их сравнительный анализ.
На сегодняшний день разработано и применяется на практике довольно большое количество методов определения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим основные подходы, предлагаемые в специальной литературе для оценки конкурентоспособности, и проведем их сравнительный анализ.
1. Метод «профилей» и качества. Конкурентоспособность предприятия по данному методу - конкурентоспособность товара. Для оценки берется наиболее важный критерий, который моет оценить покупатель, один или несколько, удовлетворяющие запросу клиента и далее проводится сравнение показатель продукта с подобными про-
дуктами предприятий - конкурентов. Недостатки: а) сложность расчета, т.к. не содержат однозначных и простых критериев; б) результативность снижается, т.к. при оценке не учитываются экономические показатели хозяйственной деятельности.
2. Функциональный подход. Конкурентоспособность предприятия по данному методу - соотношение цена-качество; загрузка производственных мощностей; объемы выпуска продукции; норма прибыли и т.д. Подобный метод позволяет избежать недостатков вышеуказанного метода, т.к. при оценке используются косвенные показатели хозяйственной деятельности. На мой взгляд, данный метод достаточно объективный, позволяющий в короткие сроки оценить положение предприятия на рынке.
3. Метод «бенчмаркинга» (от англ. bench mark - начало отсчета) самый современный метод оценки конкурентоспособности. Цель -выявление лучших практических методов у наиболее успешных конкурентов, которыми можно воспользоваться для совершенствования своего производства. Это безусловно преимущество данного метода. Бенчмаркинг состоит из четырех этапов: - поиск объектов, относительно которых будет проходить сравнение; - выявление аспектов бизнеса, которые подлежат сравнению с контрольными критериями; -сбор весомых данных, позволяющих провести сравнение между процессами и операциями; - сравнение полученной информации с собственными процессами. Но отсюда следует и существенный недостаток: необходимая информация о конкуренте может быть попросту недоступна иным лицам по соображению о коммерческой тайне, т.к. это совершенно не выгодно успешному предприятию, чтобы его догнали или даже опередили по производству продукции на рынке.
4. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Считаю наиболее эффективным и простым методом оценки конкурентоспособности. Предприятие тем успешнее, а значит и конкурентоспособнее, чем эффективнее организована и слажена работа всех подразделений и управлений. На работу всех служб оказывает влияние такие факторы как ресурсы фирмы. В основе метода лежит оценка трех групп показателей: а) эффективность производства, б) финансовое состояние предприятия, в) спрос и предложение производимого товара. Преимущества: охватываются все значимые оценки деятельности предприятия, краткосрочность получения общей картины положения предприятия на рынке. Данный метод можно использовать как контроль за подразделениями в разные периоды времени.
Таким образом, ни один из рассмотренных методов нельзя считать эталоном, т.к. каждый имеет свои недостатки и оценивает по совершенно разным критериям. Выбор метода зависит от цели исследования, наличия исходной информации, сроки и полноту результата.
Для каждого объекта предпринимательства метод оценки подбирается индивидуально с учетом всех особенностей. Вследствие чего логичнее объединить теоретические и практические подходы для предприятий, обладающих схожими характеристиками.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: в настоящее время существует большое многообразие методик оценки конкурентоспособности предприятия, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы, но в то же время определенного единого подхода нет. Поэтому при выборе методики следует использовать ситуационный подход, адаптируя и совершенствуя ее в каждом конкретном случае.
Список литературы
1. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие для вузов [Текст] / А.Ю. Юданов. - М. : Акалис, 2011. - 272 с.
2. Шевченко, И.В. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий с позиции мирового опыта [Текст] / И.В. Шевченко. - Финансы и кредит, 2004. - 60 с.
3. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер; пер. с англ.; под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2004. - 896 с.
4. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 312 с.
Позднякова С.В.
старший преподаватель кафедры экономики Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
Аннотация: в статье представлен анализ деятельности коммерческих банков Российской Федерации по выпуску пластиковых карт по состоянию на 2015 год, проанализированы лидеры по портфелю карточных карт.