Научная статья на тему 'Методы оценки интеллектуальных активов компании'

Методы оценки интеллектуальных активов компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
829
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTELLECTUAL ASSETS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ / MANAGEMENT ACCOUNTING INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арабян К. К.

В период мирового экономического кризиса бизнес можно охарактеризовать как сложную, постоянно меняющуюся систему, и только та компания, которая осознает необходимость разрабатывать и внедрять инновационные проекты и делать это быстрее конкурентов, имеет шанс на успех, на долговременное присутствие на рынке. Тенденции развития современной экономики, привели к тому что одним из ключевых активов компании становятся ее знания (интеллектуальный потенциал). Важным аспектом, естественно, является возможность учета и оценки интеллектуальных активов компании с целью последующего их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, many processes and paradigms of traditional economic theory require deep reflection and change. First of all, this is due to the fact that the modern economy, many scientists describe as «information», «electronic», an economy based on knowledge, in which the role of information, knowledge and intellectual resources is a priority.

Текст научной работы на тему «Методы оценки интеллектуальных активов компании»

разум рождает прибыль

методы оценки

интеллектуальных активов компании

В период мирового экономического кризиса бизнес можно охарактеризовать как сложную, постоянно меняющуюся систему, и только та компания, которая осознает необходимость разрабатывать и внедрять инновационные проекты и делать это быстрее конкурентов, имеет шанс на успех, на долговременное присутствие на рынке. Тенденции развития современной экономики, привели к тому, что одним из ключевых активов компании становятся ее знания (интеллектуальный потенциал). Важным аспектом, естественно, является возможность учета и оценки интеллектуальных активов компании с целью последующего их отражения в бухгалтерской

(финансовой) отчетности.

Известны различные термины, характеризующие ценность от использования неосязаемых активов, среди которых наиболее распространенными являются интеллектуальный актив, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал. Интеллектуальный актив - экономический термин, отражающий способность нематериального объекта приносить доход. В соответствии с принципами Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) активы - это ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

Интеллектуальная собственность - юридический термин, отражающий право субъекта владеть и распоряжаться каким-либо нематериальным объектом.

Интеллектуальный капитал - финансовый термин, отражающий ценность объекта, выраженную в денежных единицах.

Арабян К.К.

канд. экон. наук,

доцент,

Московский

государственный

университет

экономики,

статистики

и информатики

Akn@bk.ru

____интелле

)0 ™ ----_ так и ал

ль

Ключевые слова:

интеллектуальные активы, интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, знания, управленческий учет интеллектуального потенциала компании

Также используется термин «интеллектуальный потенциал компании» или «знания компании».

Интеллектуальный потенциал представляет собой совокупность всех формализованных и неформализованных знаний компании и включает в себя три основных компонента:

• интеллектуальный капитал:

• информационный капитал;

• человеческий капитал.

Термин «интеллектуальные активы» используется в случаях, когда необходимо рассчитать экономический эффект от применения и использования различных компонентов интеллектуального потенциала компаний.

ценке интеллектуальных активов приме-как общепризнанные (классические), ьтернативные методы, основанные на экспертных оценках.

К классическим методам можно отнести рыночный (сравнительный) подход, затратный подход и доходный подход. Рыночный (сравнительный) подход. Рыночный (сравнительный) подход является наиболее достоверным, так как результаты оценки по данному подходу максимально соответствуют рыночной стоимости. В качестве основного здесь используется метод сравнения продаж. Применение сравнительного (рыночного) подхода предполагает использование данных о сделках-аналогах. Однако при оценке интеллектуальных активов этот метод редко используется, так как найти аналогичные сделки практически невозможно, ввиду уникальности каждого объекта оценки.

Затратный подход. Затратный подход есть совокупность методов оценки стоимости интеллектуальных активов, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Затратный подход представлен следующими основными методами:

• метод стоимости замещения;

• метод восстановительной стоимости;

• метод исходных затрат.

У затратного подхода есть существенный недостаток. Получаемая оценка, как правило, отличается от ее справедливой (рыночной) стоимости. Доходный подход. В общем виде доходный подход состоит в определении текущей стоимости объекта имущества как совокупности будущих доходов от его использования. Доходный поход представлен следующими основными методами:

• метод освобождения от роялти;

• метод дисконтирования денежных потоков;

• метод прямой капитализации;

• экспресс-оценка;

• метод избыточной прибыли;

• метод, основанный на «правиле 25%». Скандинавские исследователи Д. Андриссен и Р. Тиссен утверждают, что для отслеживания стоимости интеллектуальных активов существующие методики можно подразделить на две большие категории:

1. Методы измерения, предлагающие показатели, которые могли бы дать управляющим более полное представление о нематериальных активах своих компаний.

2. Методы оценки, цель которых - оценить нематериальные активы компании в денежном выражении.

Интеллектуальные отчеты как метод измерения. На сегодняшний день одним из основных инструментов для представления знаний компании являются интеллектуальные отчеты. В этих отчетах сделана попытка определить стоимость компании с учетом ее интеллектуального капитала. Таким образом, компании показывают потенциальным инвесторам и другим заинтересованным лицам существование долгосрочной стратегии, выраженной интеллектуальными ресурсами. Известны различные модификации интеллектуальных отчетов - для внутренних (более подробный отчет) и внешних пользователей. Внутренний отчет готовится, прежде всего, для менеджмента и для демонстрации персоналу компании с целью консолидации усилий коллектива. Внешний отчет представляет собой выдержку из внутреннего отчета и пред-

при оценке

интеллектуальных

активов

применяются как общепризнанные (классические), так и

альтернативные методы, основанные на экспертных оценках

! сегодняшний день одним из основных .инструментов )ля представления знаний компании

_являются

ттеллектуальные _отчеты

----

----_ команд;

назначен для всех внешних пользователей, а также рассчитан на возможность привлечения инвестиций в компанию.

Таким образом, интеллектуальные отчеты показывают существующий потенциал организации, который не прослеживается в стандартных формах финансовой отчетности. Человеческий капитал - источник прибыли компании. Ключевым компонентом интеллектуального потенциала компании, источником создания знаний является человеческий капитал, который представляет собой не просто «собранную вместе и обученную рабочую силу», но и хороший менеджмент, контракты с выдающимися специалистами в той сфере, к ой относится бизнес. нению Стюарта, человеческий капитал -а людей, умеющих принимать неочевидные решения и реагировать на создающиеся условия как внутри компании, так и за ее пределами. Карл Эрик Свейби считает, что знание - это способность действовать. «Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, её отражение в сознании человека».

Принято классифицировать знания на две группы: явные и неявные. Принципиальная разница между ними состоит в том, что в отличие от неформализованных (неявных) знаний явные знания могут быть точно или формально идентифицированы. Чаще всего такие знания документируются и распространяются. Неявные знания характеризуются как знания, применяющиеся подсознательно, которые трудно определить и формализовать, они основаны на личном опыте и навыке сотрудников. Часто такие знания называют «неосязаемыми активами». Мысль о существовании различных форм знаний была высказана Иуджиро Нонакой и Хиротакой Такеучи, одними из наиболее влиятельных мыслителей в области управления интеллектуальными ресурсами. В знаменитой книге Knowledge Creating Company («Компания, создающая знания») авторы попытались дать определение понятию знания и привести соответствующую классификацию,

а также рассмотрели способы трансформации различных форм знаний.

Несмотря на то, что существуют различные методы оценки и измерения человеческого капитала, достоверно определить его величину не представляется возможным. В основном эти методы являются инструментом управления знаниями компании, но не позволяют объективно оценить их стоимость. Среди методов оценки человеческого капитала можно выделить следующие:

1. Монитор интеллектуального капитала - Intellectual Capital Monitor или ICM (Ю. Сент Онж, П. Салливан).

2. «Skandia Navigator» (Л. Эдвинссон).

3. Сбалансированная система показателей -ССП, или BSC (Р. Каплано и Д. Нортон).

4. Монитор нематериальных активов (К.Э. Свейби).

В концепции Л. Эдвинссона интеллектуальный капитал складывается из человеческого капитала (умственных способностей, навыков, творческого отношения к делу, целеустремленности и энтузиазма работников компании) и структурного капитала (к которому относятся все интеллектуальные ценности, которые остаются в компании, когда ее служащие уходят домой). Л. Эдвидсон является автором методики Skan-dia Navigator, которая предназначена не для определения рыночной стоимости компании, а для управления интеллектуальным капиталом. Сбалансированная система показателей позволяет изучить компанию с четырех важных позиций: с точки зрения клиентов, с позиции внутренних бизнес-процессов, обучения и развития и с финансовой точки зрения. Монитор нематериальных активов определяет три направления анализа нематериальных активов: наши клиенты, наша организация, наши люди. Результаты анализа представляются в виде приложения к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Формирование модели управленческого учета интеллектуального потенциала компании. Одним из возможных методов оценки с последующим отражением данных о стоимости интеллектуального потенциала компании является метод, основанный на формировании

неявные знания характеризуются как знания, применяющиеся подсознательно, которые трудно определить и формализовать, они основаны на личном опыте и навыке сотрудников

I ро

_______ себя н

ыль

модели управленческого учета. Реализация данного метода включает в себя следующие мероприятия:

1. Формирование модели управленческого учета.

2. Внедрение системы управленческого учета.

3. Оценка интеллектуальных активов (экспертный подход).

4. Отражение в финансовой отчетности информации об интеллектуальных активах. Ниже представлена модель управленческого учета интеллектуального потенциала компании (знаний компании), позволяющая определить величину интеллектуального потенциала

формировании ее стоимости (рис.). тановка управленческого учета интеллек-ного потенциала компании включает в несколько этапов:

• разработка учетной политики управленческого учета (положений по ведению управленческого учета интеллектуального потенциала компании);

• разработка рабочего плана счетов и порядка отражения типовых хозяйственных операций;

• разработка документооборота управленческого учета интеллектуального потенциала компании;

• разработка алгоритма определения стоимости интеллектуального потенциала компании;

Система учета затрат на основу разработанного рабочего плана счетов

Положение но учету интеллектуального потенциала предприятия

Технология бизнес-процессов

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ (ЗНАНИЙ КОМПАНИИ)

Нормативы деятельности (установлены экспертным путем)

Система показателей эффективности деятельности (методика определения сто» I мости и нтелле кту ал ь н о го потенциала пред при ятия)

Система управленческих отчетов (разработка документооборота и формирование отчета о стоимости и нтеллекггуального потенциала предприятия)

Рис. Формирование модели управленческого учета интеллектуального потенциала компании

• разработка формы управленческой отчетности по учету интеллектуального потенциала компании.

Модель управленческого учета позволяет менеджменту компании идентифицировать структуру интеллектуальных активов, оформить надлежащим образом права на результаты интеллектуальной деятельности, оценить в денежном выражении стоимость интеллектуальных активов. Данные мероприятия будут способствовать более рациональному использованию «скрытых» активов, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности деятельности компании.

Результаты оценки стоимости интеллектуального потенциала компании целесообразно представить в форме управленческой отчетности «Отчет об интеллектуальном потенциале», что позволит получить любым заинтересованным пользователям информацию о «скрытых» активах компании, которые участвуют в формировании прибыли.

Литература

1. Абрамов Е.Г. О соотношении понятий «интеллектуальная собственность», «интеллектуальный капитал», «интеллектуальные активы» // Креативная экономика, 2007. - №1.

2. Козырев А.Н., Макаров Л.В., Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.

3. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство». - М.: Олимп-Бизнес, 2004.

4. Нонака И., Такеучи X. Компания - создатель знания. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

5. Краковская И.Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика, 2008. - №19.

6. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.

7. Арабян К.К. Капитал знаний компании // Креативная экономика, 2007. - №2.

модель

управленческого учета позволяет менеджменту компании идентифицировать структуру интеллектуальных активов, оформить надлежащим образом права на результаты интеллектуальной деятельности, оценить в денежном выражении стоимость интеллектуальных активов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.