УДК 338.246
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Н. А. Смольникова Научный руководитель - Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Применение рыночных механизмов управления экономикой потребовало от государства плавного изменения подходов в осуществлении контроля в сфере закупок, в том числе по вопросам формирования правил осуществления государственных закупок, а также организации и проведения государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств в этой области правоотношений.
Ключевые слова: государственный контроль, государственные закупки, закупочная деятельность
EVALUATION METHODS OF EFFICIENCY OF PROCUREMENT ACTIVITIES
UNDER THE FEDERAL LAW
S. N. Smolnikova Scientific Supervisor - N. E. Gilts
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The use of market mechanisms of economic management demanded the state to gradually change the approaches in monitoring the procurement, including the issues of forming the rules of public procurement, as well as the organization and conduct of state financial control over the spending of budget funds in this sphere of legal relations.
Keywords: state control, public procurement, procurement
В соответствии с Законом о контрактной системе, принцип эффективности заключается в достижении желаемых результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд государственных органов, органов управления, государственных внебюджетных фондов, муниципальных органов, государственных органов и других субъектов в области планирования и закупок.
Оценка эффективности закупок будет осуществляться путем проведения проверок и мониторинга. Мониторинг проверяет степень достижения целей закупок, разумность закупок и законность их поведения. Мониторинг и аудит может существенно повысить эффективность борьбы с ненадлежащим расходования бюджетных средств. Аудит закупок - это новое направление контроля, которое до 2014 года органы аудита не проводили. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок были разработаны и утверждены Счетной палатой Российской Федерации.
Аудит имеют довольно подробную схему с перечнем вопросов и подходов к их контролю. Основной акцент сделан на контроле за соблюдением процедур закупок, предусмотренных в Законе о контрактной системе. Другими словами, эти рекомендации могут дать ответ, как проверить законность закупок, а зачастую и их своевременность, и эффективность (с точки зрения со-
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
ответствия с условиями договора). В данном руководстве не рассматривается вопрос, как проверить обоснованность, целесообразность и эффективность закупок.
Следует отметить, что целесообразность и эффективность проводимых закупок являются теми ключевыми показателями, которые отличают аудит закупок от деятельности других органов, проводящих контроль в сфере закупочной деятельности.
Особенностью других контролирующих органов является разделение полномочий по осуществлению государственного и муниципального контроля в сфере государственных закупок между несколькими органами, которые ранее не участвовали в системе управления. Соблюдение законодательства при размещении государственных заказов контролируется специально уполномоченными органами исполнительной власти различных уровней, таких как Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, более того в настоящее время система управления включает в себя такие органы, как казначейства Российской Федерации, органы государственного и муниципального финансового контроля. Полномочия этих органов контроля определены в редакции Закона N 44-ФЗ (см. таблицу). Процедура такого контроля подробно регламентируется статьей 99 Закона N 44-ФЗ, и в целом она совпадает с процедурой, установленной в статье 17 Закона N 94-ФЗ [1, 2].
Полномочия органов контроля
Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
Федеральное казначейство Федеральные заказчики - Соблюдение требований к обоснованию закупок; - соблюдение правил нормирования в сфере закупок; - обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график (п. п. 1 - 3 ч. 8, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)
Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Заказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроля Муниципальные заказчики
Очень важно, что одной из форм контроля станвится общественный контроль, так как общественный резонанс, который вызвал многочисленные нарушения порядка организации и проведения государственных закупок, стал эффективным толчком к изменению и развитию всей системы. Так, в статье 20 Закона о контрактной системе, которая вступившего в силу 1 января 2017 года, предусматривает возможность обязательного общественного обсуждения закупок. Порядок участия граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в планировании и осуществлении закупок позволяет сбалансировать интересы гражданского общества и участников. Тем не менее, основной акцент в регулировании участия общественности в процессе планирования и закупок - защита и гарантия права членов общества. Закон о контрактной системе дает право общественным объединениям и союзам юридических лиц защищать отстаивать свои права и защищать законность проведения закупок. Несмотря на то, что граждане относятся к закону, как лица, осуществляющие общественный контроль, Закон не уточнил, какие права граждан будут реализованы. Тем не менее, это не мешает гражданам реализовать свое законное право на обращение в государственные и муниципальные органы и учреждения для получения интересующей информации. Даже до отсутствия статьи об общественном обсуждении все заинтересованные лица могут подать жалобу на проведения закупки, либо на работу комиссии при определении победителя в уполномоченный орган. Также с 1 января 2017 года министерство финансов контролирует заказчиков и уполномоченный орган при размещении процедуры и публикации итогового протокола [3].
Несмотря на большое количество членов, принимающих участие в органах контроля, эффективность мониторинга эффективности бюджетных расходов зависит не только от инструментов и механизмов его реализации, но и от степени взаимодействия органов, осуществляющих
финансовый мониторинг с правоохранительными органами в плане своевременного информирования о результатах проведенных проверок и выявленных финансовых нарушений.
Возникает другой вопрос: как оценить целесообразность и эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд, когда в законе нет понятия этих потребностей? В этой связи возникает ряд вопросов, касающихся дальнейших процедур для обеспечения порядка. Для того, чтобы искать универсальное определение государственных (муниципальных) нужд, неизбежно приводят авторов к дискуссии о разграничении государственных (муниципальных) и частных (или ведомственные) потребности государственных (муниципальных) заказчиков.
Эта проблема непосредственно касается практического осуществления процедур заключения государственных и муниципальных контрактов. Ведь постоянный ажиотаж в обществе, касающийся закупок для нужд государственных и муниципальных учреждений предметов роскоши, например таких как дорогие автомобили. Приобретение этого типа товаров ставят под сомнение их необходимость. Согласно аукционной документации определяются требования желаемого продукта, которые пригодны только в той или иной категории и стоимости. Но даже в такой ситуации не всегда есть возможность применить рычаги управления.
Библиографические ссылки
1 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.
2. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л. Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. ЕЮ. Грачева. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2013.
3. Этапы развития системы правовой регламентации и государственного финансового контроля в сфере государственного оборонного заказа / Славинский П. В./" Финансовое право", 2016, N 11.
© Смольникова Н. А., 2017