2. Асташова Е.А., Быков А.А. Трансакционные издержки в зерновом подкомплексе Северо-Казахстанской области /Е.А. Асташова, А.А. Быков //Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. - № 1 (87). - С. 101-106.
3. Жондыбаев О. Торговля на бирже отметает коррупционные схемы./ О.Жондысбаев// "Капитал.^". 04.02.2010. - № 5.
Bykov Aleksandr Aleksandrovich, candidate of Economics, leading researcher
(e-mail: [email protected]) leading researcher Siberian research Institute of agricultural Economics Siberian Federal scientific center of agrobiotechnology the Russian Academy of Sciences,
Novosibirsk, Russia Voropayev Nikita Aleksandrovich, student (e-mail: [email protected]) North Kazakhstan state UniversityM. Kozybaev, Petropavlovsk, Kazakhstan THE BENEFITS AND OPPORTUNITIES OF TRADE IN AGRICULTURAL PRODUCTS OF JSC "EURASIAN TRADING SYSTEM" (ETS) Abstract. This article discusses the current state of electronic exchange trading of agricultural products. Identified problems of e-Commerce, its advantages and disadvantages. The proposed activities aimed at development of mechanisms of exchange trade.
Keywords: agricultural market, electronic commodity exchange, transaction costs.
УДК 658
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В ЛОГИСТИКЕ Володина Наталия Леонидовна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Воронежский государственный технический университет,
г.Воронеж, Россия
В статье рассматриваются основные методы обеспечения качества, позволяющие повысить показатели эффективности деятельности предприятия; отражены особенности применения представленных методов в логистике.
Ключевые слова: качество, менеджмент качества, логистика, бережливое производство, методы.
Основой деятельности в области качества является международный стандарт ИСО 9000:2015, который регламентирует действия руководства предприятия при целеполагании и определения процессов и ресурсов, требуемых для достижения желаемых результатов, а также является инструментом обеспечения взаимодействия всех процессов, в том числе и логистических процессов, необходимых для полного удовлетворения соответствующих заинтересованных сторон. В рамках логистической системы можно выделить следующие методы, позволяющие обеспечить качество как самой продукции, так и процессов реализуемых на предприятии:
1 JUST IN TIME,
2 Lean Production,
3 KAIZEN,
4 KANBAN,
5 Пять S,
6 Шесть сигм.
Рассмотрим некоторых из них. Концепция «JUST IN TIME» основана в настоящее время на следующей идее: Так если производственное расписание задано, то можно организовать движение материальных потоков так, что все материалы и компоненты будут поступать в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки. В таком случае не нужны запасы материальных ресурсов. Например, чтобы поднять качество своих автомобилей, «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «ГАЗ» и другие предприятия должны потребовать соответствующего подъема качества продукции от своих поставщиков. Их около полутысячи у каждого. Поставщики, в свою очередь, должны добиваться подъема качества своих поставщиков - субподрядчиков. А это уже тысячи предприятий, значительная часть промышленности. Таким образом, основная задача - координация снабжения с производственным менеджментом, или абстрактнее - синхронизация потребностей в материальных ресурсах с потоком данного вида ресурсов. Данная концепция характеризуется:
- минимальными (в идеале - нулевыми) запасами;
- короткими логистическими цепями;
- небольшими объемами производства и пополнения запасов;
- взаимоотношением по закупкам с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;
- эффективной информационной поддержкой;
- высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.[1]
Рассмотрим логистическую концепцию «Lean Production», которая по
сути является развитием подхода JIT и включает в себя такие элементы как системы «Канбан» и Manufacturing resource planning. Несмотря на то, что данная концепция относиться к области логистики, она позволяет обеспечивать: высокие стандарты качества продукции, низкие производственные издержки, быстрое реагирование на потребительский спрос, а также короткое время переналадки оборудования. Ключевыми элементами реализации логистических целей при использовании являются:
1) уменьшение подготовительно-заключительного времени;
2) маленькие размеры партий производимой продукции;
3) короткое основное производственное время;
4) контроль качества всех процессов;
5) общее продуктивное обеспечение (поддержка);
6) партнерство с надежными поставщиками;
7) эластичные потоковые процессы;
8) "тянущая" информационная система.[1]
К примеру, после внедрения «Lean Production» на ОАО «КАМАЗ» было высвобождено 360 тыс. кв. м. площадей, суммарный экономический эф-
фект составил 19 млрд. руб., а затраты на развитие производственной системы составили менее 1% от экономического эффекта.
Метод обеспечения качества «Lean Production» имеет не только преимущества, но и ограничения при реализации логистических процессов:
Во-первых, поставщик должен осуществлять доставку материальных ресурсов в соответствии с технологией JIT.
Во-вторых, несмотря на отсутствие входного контроля материальных ресурсов, они должны соответствовать всем требованиям стандартов качества.
В-третьих, необходимо обеспечить снижение цены на материальные ресурсы без потери качества основываясь на таком показателе как надежность поставщика;
В-четвертых, продавцы должны сопровождать поставки материальных ресурсов документацией (сертификатами), подтверждающей контроль качества их изготовления, или документацией по организации такого контроля у фирмы - производителя;
В-пятых, необходимо оказывать помощь покупателю в проведении экспертиз или адаптации технологий к новым модификациям материальных ресурсов;
В-шестых, материальные ресурсы должны сопровождаться соответствующими входными и выходными спецификациями.
Большое значение для реализации концепции «Lean Production» во внутрипроизводственной логистической сети имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях производственного цикла. Как правило, большинство западных фирм использует при контроле качества своей продукции концепцию TQM и серию стандартов системы управления качеством ISO-9000. К сожалению, на наших предприятиях управление предприятием осуществляется не на основе принципов системы тотального менеджменте качества, а на основе иерархии организационной структуры.
Разберемся в отличиях JIT и «Канбан». Управляя запасами, всегда необходимо помнить, что излишек запаса - это нехорошо. Именно такая философия определяет принцип подхода к управлению запасами JIT. Цель этого подхода лежит в пути уменьшения запасов в производстве и соответствующих им издержек на формирование этих запасов. Одним из ключевых элементов в системе JIT является «Канбан» (KANBAN). Это японское слово состоит из двух слов, где KAN означает «визуальный» и BAN означает «карточки». То есть, буквально, «Канбан» означает визуальные карточки. Эти карточки играют важную роль во внедрении JIT, т.к. служат своего рода светофорами - визуальными сигналами к действию. И хотя JIT и «Канбан» часто друг с другом путают, это не одно и то же. Использование метода Kanban позволит синхронизировать систему организации производства и снабжения, реализуя принцип «точно в срок». Таким образом, основные отличия Just-in-time от KANBAN заключаются в следующем:
1. JIT - это стратегия управления запасами и KANBAN является одним из ее элементов.
2. «Канбан» - это модель производства, базирующаяся на потребности, обычно в форме карточек, корзин, паллет или коробок.
3. JIT использует «Канбан» как способ снизить издержки, связанные с управлением запасами.
Обе они в совокупности дают возможным получать «нужный материал, в нужном месте, в нужное время и в нужных количествах». Расскажем о том, как система управлением качества реализуется на двух новых европейских заводах DAIKIN, запущенных недавно в Чешской республике. Примеры дефектов, которые могут возникнуть при изготовлении кондиционеров:
а) в трубопроводе хладагента,
б) в пластмассовых деталях.[1]
Отметим, что любая система качества наиболее эффективно работает при установившихся номенклатуре и объемах производства. Решение разных задач внутри единой системы контроля качества происходит различными методами. Расскажем о двух из них - «Кайзен» и «Канбан». Бережливое производство тесно связано с понятием kaizen - постоянное усовершенствование работы на практике, повышение эффективности работы, философия бизнеса. Таким образом, это процесс усовершенствования, в котором участвуют все (управленцы и рабочие), на который уходит относительно немного средств. Философия kaizen заключается в том, что наш образ жизнедеятельности должен сосредотачиваться на постоянных усилиях к усовершенствованию. Хотя улучшения, достигаемые путём реализации концепции kaizen, проходят медленно и малозаметны, спустя какое-то время это приводит к весьма значительным результатам. «Кайзен» представляет собой метод непрерывного повышения качества продукции. Так, например, чтобы успевать за постоянно растущими запросами потребителя, заводы DAIKIN в любой стране - Японии, Таиланде, Бельгии, Китае или Чехии - характеризуются гибкостью производственной политики. Степень гибкости определяется разнообразием одновременно изготавливаемых на них моделей, возможностью внесения изменений в их конструкции, а также довольно быстрым запуском в серию новых моделей. Такое производство позволяет воплотить в реальность возможность выполнения заказа в нужном ассортименте в нужном количестве и в нужное время при должном качестве и по доступной цене. Для достижения качества продукции в условиях такого производства на чешских заводах используется метод «Кайзен». Качество продукции можно повышать эволюционным путем, постепенно, без серьезных затрат, без коренной перестройки техпроцессов и радикального пересмотра производственной стратегии. При этом основное внимание уделяется собственно работнику. С его участием отрабатывается схема наиболее эффективного функционирования рабочего места и оптимизируются параметры работы производст-
венного оборудования, реализуется процесс обучения и повышения квалификации, направленный на развитие инициативы и самодисциплины сотрудников, повышение уровня знаний о техпроцессе в целом. Метод «Кай-зен» предусматривает не только «Кружки Контроля Качества», но и наглядную демонстрацию.
Так, в сборочном цехе завода города Плзень создана своеобразная выставка образцов возможных дефектов с указанием причин их возникновения. На кондиционере-тренажере показано, к каким последствиям могут привести такие дефекты. На каждом рабочем месте установлены крупные фотографии, иллюстрирующие правильное выполнение операции, а также типичные ошибки, которые могут привести к браку. На наиболее ответственных участках, например, на стадиях промежуточного контроля, приведена подробная последовательность выполнения операции и график прохождения продукции по рабочим местам. Такой подход не только нагляден, но и очень удобен. Руководитель линии имеет возможность быстро расставить рабочих по позициям в начале смены и своевременно произвести необходимые перестановки в процессе работы. Стенд также незаменим при составлении графика повышения квалификации рабочих, исходя из потребностей производства. Квалификация рабочего отражена в его личном листке в виде указания номеров рабочих позиций, напротив каждой из которых изображен цветной кружок. Кружок черного цвета означает, что данная рабочая позиция им полностью освоена и он может быть наставником при обучении. Синий цвет свидетельствует о том, что он может работать на данной позиции без наставника, а желтый - что она только осваивается. Пустая клеточка говорит о том, что по данному вопросу знаниями рабочий пока не обладает. На заводе в Брно метод «Кайзен» предусмотрен самой структурой технологического процесса и связан со статистическим анализом информации о выпускаемой продукции. Результаты этого анализа ежедневно вносят в графики, представленные прямо при входе в цех на специально оборудованном стенде, мимо которого обязательно проходит каждый сотрудник в начале и конце смены. [1]
Вернемся к методу «Канбан», который представляет собой японский метод организации производства, обладающий мощным мобилизационным потенциалом. Он базируется на использовании специально заполняемых карточек для согласования отдельных технологических процессов между собой путем их синхронизации по времени и количеству находящихся в производстве предметов труда. Правильное заполнение карточек позволяет реализовать принцип - «точно вовремя», когда оптимизируются запасы предметов труда на линиях предварительной и окончательной сборки. Тем самым, с одной стороны, исключаются простои, а с другой, снижается объем незавершенного производства. Производство превращается в единый отлаженный механизм. Каждая линия доставляет только те предметы труда, которые отображены в карточке, поэтому количество деталей, узлов и готовых компрессоров не превышает запланированного уровня. Это по-
зволяет не только синхронизировать их перемещения между линиями, но и сэкономить на складских помещениях, а также отказаться от вороха ненужных бумаг, подтверждающих приемо-передаточные процедуры между подразделениями.
В ОАО «КАМАЗ», начиная с 2006 года по 2011 год получено 460 тысяч кайдзен-предложений, направленных на улучшение всех направлений деятельности, реализовано 380 тыс. кайдзен-предложений. Экономический эффект от развития производственной системы "КАМАЗ" составил 19 млрд. рублей, при затратах — 129 млн. рублей. В компании "Северсталь-метиз" за первое полугодие 2010 года было внедрено в производство 90 рационализаторских предложений из 130 поданных. На череповецкой площадке "Северсталь-метиза" реализовано 62 рацпредложения. Экономический эффект от ранее внедренных рационализаторских предложений в первом полугодии составил более 11 млн. рублей. [2].
Применение метода 5S в реализации логистических процессов позволяет достичь существенного повышения эффективности работы за счет использования внутреннего логистического потенциала предприятия — сокращения потерь и экономии ресурсов. Данный метод обеспечит оптимально организованное рабочее пространство с точки зрения экономики и безопасности, а соответственно и других показателей качества.
Ключевым моментом, как в деятельности предприятия, так и в реализации логистических процессов является степень удовлетворенности потребителя. Следовательно, удовлетворенность потребителя будет высока если мы обеспечим бесперебойный и надежный процесс. Применение метода Шести сигм позволит измерять число дефектов в процессе, и определять способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком.
Как известно, обеспечение качества представляет собой часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены, что говорит нам о необходимости и целесообразности применения таких методов как JUST IN TIME, Lean Production, Kaizen, Kanban,5S и 6 сигм.
Список литературы
1. Управление качеством в логистике: уч.пособие /А.А.Семченко.-СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.-84с.
2. Давыдова Н.С. Бережливое производство: монография. Ижевск, Изд-во Института экономики и управления, ГОУВПО «УдГУ», 2012 - 138с.
3. Володина Н.Л., Щеголева Т.В. Логистический подход к управлению материальными потоками в производстве // Сборник статей междунар.науч.-практ. конференции Интеграционные процессы в науке в современных условиях. 2016. С.19-20.
Volodina Natalia Leonidovna
(e-mail: [email protected]) Voronezh state technical University, Voronezh, Russia METHODS OF QUALITY ASSURANCE IN LOGISTICS
The article discusses the main methods of quality assurance, which allows to increase the efficiency indicators of the enterprise; reflect the characteristics of the application of the presented methods in logistics.
Key words: quality, quality management, logistics, lean production, methods.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Газыева Алсу Фанзировна, магистрант (e-mail: [email protected]) Сухова Надежда Александровна, к.т.н., доцент Уфимский государственный авиационный технический университет,
г. Уфа, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье предложен инструментарий оценки инвестиционной привлекательности инновационных технологий методом нечеткой логики в системе MATLAB.
Ключевые слова: нечеткая логика, оценка технологии, инновационная технология, инвестиционная привлекательность
В связи с необходимостью эффективной коммерциализацией высоких технологий требуется создать механизм рационального отбора инновационных технологий, который требует оценки их инвестиционной привлекательности.
На сегодняшний день существует множество подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов, отраслей, предприятий и даже проектов, но нет единой методики по оценке инвестиционной привлекательности инновационных технологий.
Существующая проблема отсутствия инструментов мониторинга и методик оценки становится весьма актуальной, что и предопределило необходимость разработки методики оценки инвестиционной привлекательности технологии.
Объектом исследования выступают инновационные технологии. Предметом исследования является оценка инвестиционной привлекательности. Предлагаемая методика оценки инвестиционной привлекательности инновационной технологии подразумевает оценку по трём основным направлениям: перспективность развития, доходность инвестиций, возможность государственного (бюджетного) финансирования.
Реализация предлагаемого подхода предполагает использование инструментария на базе теории нечеткой логики для оценки качественных признаков инвестиционной привлекательности инновационных технологий.
Согласно теории нечеткой логики критерии перспективности развития, доходности инвестиций и возможности государственного (бюджетного) финансирования формализуются в виде нечетких переменных.