15.14. МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
Штейнберг Константин Константинович, главный специалист-эксперт Отдела анализа международного опыта налогового администрирования Аналитического управления (Федеральная налоговая служба РФ), Государственный университет управления, кафедра финансов, денежного обращения и кредита Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются методы налогового стимулирования как фактор повышения предпринимательской активности на основе анализа современного уровня развития среды малого бизнеса в России. В частности, показывается, что существующим методам изменения налогового законодательства соответствуют институциональные ограничения малого бизнеса.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, инновационное предпринимательство, малый бизнес, налоговое стимулирование, предпринимательская активность
METHODS OF TAX INCENTIVES AS A FACTOR IN INCREASING BUSINESS ACTIVITY
Shteinberg Konstantin Konstantinovich, chief expert, Division for analysis of international experience of tax administration of the Analytical Department (Federal Tax Service), State university of control, The Department of Finance, monetary, post graduate
Annotation: The article deals with methods of tax incentives as a factor of entrepreneurial activity by analyzing the current level of protection of small business in Russia. In particular, we show that existing methods of changes in tax laws comply with institutional constraints of small businesses.
Keywords: the simplified system of the taxation, innovative business, small-scale business, tax stimulation, enterprise activity
Согласно утвержденной распоряжением Правительства Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России относятся к условиям, ограничивающим возможности роста национальной экономики.
Меры налогового стимулирования могут служить инструментом повышения инвестиционной привлекательности малого бизнеса национальной экономики и быть одним из факторов устойчивого расширенного воспроизводства.
Рассмотрим, насколько существующие методы фискальной политики в части стимулирования развития предпринимательства соотносятся со спецификой современного уровня развития малого бизнеса России.
Общее количество предприятий и организаций, действующих в экономике Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года составило, по данным
Росстата, 4,77 млн. единиц и выросло на 2,1% по сравнению с 2008 годом.
Рис. 1
Количество предприятий, осуществляющих экономическую деятельность (тыс. шт.)
Увеличение количества предприятий может косвенно судить о повышении привлекательность предпринимательской деятельности. Однако, в действительности, данное увеличение может не отражать результативности государственных программ по развитию предпринимательства, в том числе и с помощью методов налогового стимулирования. Так, положительная тенденция роста числа хозяйствующих субъектов в 2009 году наблюдалась в сфере строительства (на 18,3 %), в сфере торговли автотранспортными средствами и их технического обслуживания (на 10,8 %), в сфере транспорта и связи (на 10,7 %), сфере управления эксплуатацией жилых домов (на 31,1 %). При этом устойчиво сокращается доля обрабатывающих производств - с 2006 года по 2009 год с 10,0 % до 8,6 %, в том числе производства машин и оборудования (с 1,6 % до 1,1 %). Данные факты свидетельствует о снижении привлекательности ведения предпринимательской деятельности в высокотехнологичных отраслях экономики и целесообразности корректировки промышленной и инновационной политики, стимулирования научных исследований и разработок, в том числе и в области налогового стимулирования предпринимательской активности.
Рассматривая современный уровень развития предпринимательской активности, следует отметить, что, применительно к распределению хозяйствующих субъектов по формам собственности за последние 2 года, наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа частных организаций и сокращения числа государственных и муниципальных организаций, в целом оцениваемая положительно с точки зрения развития конкуренции.
В частности, продолжается сокращение числа работающих в общественном (государственном и муниципальном) секторе, доля которого снизилась до одной трети всех работающих. При этом общее количество занятых изменилось незначительно, увеличившись на несколько процентов, что с учетом уменьшения населения Российской Федерации указывает на большую степень вовлеченности трудоспособного населения в хозяйственную деятельность. По сравнению с 2005 г. продолжилось снижение доли крупнейших хозяйствующих субъектов в экономике страны. Так, из данных таблицы 2 следует, что если в 2003-2005 годах 10% ВВП создавалось 52, затем 19, а потом всего 10 компаниями, то за 2006-
2007 года число таких компаний выросло до 16, а за
2008 год - до 25.
Таблица 1
Количество организаций (без субъектов малого предпринимательства) с суммарной долей добавленной стоимости в ВВП
Доля добавленной стоимости в ВВП 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
10% 52 19 10 11 16 25
20% 710 207 69 90 128 252
ЗОЧ 7128 2248 474 620 841 2 497
404 97937 36601 43 Ю 5364 6429 38 467
504 94621 87906 102443 106094 86111
В сфере малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 г.1 (по сравнению с данными на 1 января 2008 г.) наблюдался рост: количества малых предприятий (включая микропредприятия) - на 20 %, численности
индивидуальных предпринимателей - на 10 %,
средней совокупной численности работников, занятых на малых предприятиях, - на 12 %, оборота малых предприятий - на 19 %, вклада продукции,
производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП - на 4 %.
Таким образом, вклад малого и среднего предпринимательства в экономику России можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; а с учетом индивидуальных предпринимателей - каждый пятый, занятый в экономике; два из пяти хозяйствующих субъектов - малые.
Следовательно, вклад малого предпринимательства в результаты деятельности национальной экономики и слабодифференцированная структура производства указывает на то, что необходимо принятие мер, учитывающих данные особенности развития предпринимательской деятельности на современном этапе.
Основы налогового стимулирования малого бизнеса были сформулированы в программном документе "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" (утвержден указом Президента РФ от 04.04.1996 N 491), в котором предлагалось Правительству Российской Федерации, при подготовке предложений о внесении изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, предусмотреть следующее:
- сохранение налоговых льгот субъектам малого предпринимательства, установленных законодательством Российской Федерации, распространение их применения на инновационную деятельность;
- распространение порядка налогообложения, учета и отчетности, определенного Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», на более широкий круг субъектов малого предпринимательства с установлением предельного совокупного уровня их налогообложения.
Кроме того, в данном документе рекомендовалось органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выделять на поддержку малого предпринимательства
1 По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
средства в размере не менее 0,5 процента от годовых доходов соответствующих бюджетов и предусматривать предоставление налоговых льгот, стимулирующих развитие малого предпринимательства в части взимания платежей в местные бюджеты.
В настоящее время опросы малых предприятий, осуществляющих деятельность в области обрабатывающих производств, ежемесячно проводимые Росстатом, указывают на то, что принятые меры налогового стимулирования весьма значимы, однако необходим более широкий спектр методов налогового стимулирования.
Так, в качестве причин, ограничивающих возможности указываются такие факторы как конкурирующий импорт, неопределенность экономической среды, отсутствие финансовых средств и квалифицированных кадров, высокий уровень совокупной налоговой нагрузки и высокий процент кредитования.
Рис. 2
Данные опросов малых предприятий, осуществляющих деятельность в отраслях обрабатывающих производств
Рассматривая результаты опроса следует отметить, что в части факторов, ограничивающим развития, малые предприятия наиболее часто указывают такую причину как высокая налоговая нагрузка- этот вид ограничения развития указывают в среднем 43 из 100 малых предприятий, осуществляющих деятельность в отраслях обрабатывающих производств. Однако, с помощью методов налогового стимулирования возможно решение не только указанной проблемы, но и существенное влияние на такие факторы как недостаток финансовых средств и изношенность оборудования.
Программным документом по изменению элементов системы налогообложения является «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (одобрено Правительством РФ 20.05.2010).
Согласно данному документы, размер ограничения по доходам налогоплательщиков (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей), превышение которого за налоговый период (календарный год) влечет утрату права применения упрощенной системы налогообложения, увеличен начиная с итогов отчетного (налогового) периода за 2010 год с 20 млн. рублей до 60 млн. рублей и, следовательно большее количе-
ство малых предприятий сможет использовать данный налоговый режим и существенно оптимизировать налоговые выплаты. Так, отдельно указывается, что указанный режим, предусматривающий расширение имеющихся ограничений по доходам, установлен на 3 года до 1 января 2013 года, и в этот период периодической ежегодной индексации этих величин производиться не будет.
Для решения проблемы структурных дисбалансов в экономике предложен такой инструмент поддержки инновационного сектора в части снижения налоговой нагрузки как снижение на продолжительный период (до 2015 года, а для отдельных категорий - до 2020 года) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14% в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Следует отметить, что, согласно Плану, указанная льгота будет предоставлена тем плательщикам взносов, осуществляющим деятельность в инновационных отраслях, которые до отмены единого социального налога пользовались пониженными ставками либо льготными шкалами ставок указанного налога. То есть, данным методом налогового стимулирования могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны.
С целью стимулирования предпринимательской активности малого бизнеса всех видов деятельности был расширен перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которой позволяет применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а также были уточнены сроки, за которые производится пересчет годовой стоимости патента в соответствии с продолжительностью того периода, на который этот патент был выдан. В частности, подготовка законопроекта по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предполагает уточнения порядка определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения стоимости патента.
Таким образом, данное изменение также можно отнести к стимулирующим предпринимательскую активность в области развития сферы услуг и других видов деятельности, использующих патентный вид системы налогообложения, так как данная система позволяет, в большей степени, использовать финансовые ресурсы и снижать общий объем налоговой нагрузки.
Следует отметить также и такое изменение системы налогообложения малого бизнеса как увеличение порогового значения по выплатам авансовых платежей.
Так, согласно статье 286 Налогового Кодекса организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Следует отметить, что данный размер не пересматривался с момента принятия нормы, то есть с 1 января 2002 года.
Учитывая изложенное, предлагается его повышение с 3 до 10 млн. руб. Это позволит снизить нагрузку для налогоплательщиков, прежде всего субъектов малого предпринимательства, за счет сохранения в их распоряжении денежных средств в результате переноса срока уплаты налога с ежемесячного на ежеквартальный. Таким образом, предполагается косвенное улучшение финансового состояния малых предприятий за счет сохранения части средств для покрытия потребностей в оборотном капитале.
Таким образом, предполагаемые изменения в системе налогообложения могут существенным образом улучшить предпринимательскую активность за счет решения наиболее значимых для современных малых предприятий ограничений роста - обеспечение финансовыми средствами и высокий уровень совокупной налоговой нагрузки. Однако данные изменения в большей степени влияют на оперативную составляющую финансовой деятельности. Методы стимулирования капитальных вложений для субъектов малого бизнеса в настоящее время не разработаны и являются перспективных направлением дальнейших исследований. Так, наряду с предприятиями, осуществляющими инновационную деятельность, необходимо поддерживать малые предприятия, осуществляющие деятельность в обрабатывающих производствах, в наибольшей степени зависящих от возможностей осуществления капитальных вложений в производственное оборудование.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
2. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (одобрено Правительством РФ 20.05.2010)
3. Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 (ред. от
06.01.1999) "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации"
Reference list:
1. Russian Federation Government Decree of 17.11.2008 N 1662-p (as amended on 08.08.2009) "On the Concept of longterm socio-economic development of the Russian Federation until 2020"
2. "The main directions of tax policy in the Russian Federation in 2011 and the planned period 2012 and 2013" (approved by the Russian Government 05/20/2010)
3. Presidential Decree of 04.04.1996 N 491 (as amended on
06.01.1999) "On urgent measures of state support of small business in the Russian Federation"
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Методы налогового стимулирования как фактор повышения предпринимательской активности»
Комплексное исследование методов налогового стимулирования необходимо проводить в соответствии с оценкой современного уровня развития малого бизнеса. Поэтому тема исследования является актуальной для оценки направлений развития институциональной среды предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности национальной экономики.
В работе исследуются предпосылки формирования методов налогового стимулирования и выявляются возможные направления развития системы налогообложения за счет поддержания инвестиционной деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в отраслях обрабатывающих производств. Следует отметить, что данное предложение автора обосновано анализом факторов, ограничивающих возможности осуществления деятельности субъектами малого бизнеса.
Научная значимость работы заключается в применении комплексного подхода к сопоставлению потребностей современного малого бизнеса и предполагаемых согласно утвержденному плану изменений в налоговой системе.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях применения предложенных рекомендаций для совершенствования системы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации.
Обоснованность выводов автора подтверждается анализом статистики малых предприятий и данных опроса, проводимого Росстатом в декабре 2010 года.
Статья написана в научном стиле, содержит элементы научной новизны и представляет практическую значимость для формирования предложений по налоговому стимулированию предпринимательской активности. Рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к научным работам.
Общий вывод: статья рекомендована к публикации
Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт прикладных экономических исследований Старший научный сотрудник, к.э.н. О.О. Смирнова