Методы многокритериальной оптимизации транспортной задачи
А.В.Нуркаева
Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: Статья посвящена разработке решения многокритериальной транспортной задачи. В качестве критериев брались минимальные стоимость перевозок, время перевозок, накладные расходы и максимальный объем перевозок. Классические методы решения задач многокритериальной оптимизации модифицированы и приспособлены под особенности транспортной задачи. В среде Visual Studio на языке программирования С# составлен программный комплекс, позволяющий решать задачу многокритериальной транспортной задачи одним из методов: линейной свертки, главного критерия, уступок или методом гарантированного результата, и сравнивать полученные результаты. Ключевые слова: четырехкритериальная транспортная задача, метод потенциалов, начальная симплексная таблица, метод главного критерия, метод уступок, лямбда-задача, метод линейной свертки, транспортные перевозки, программная реализация, мультипликативная свертка, метод гарантированного результата
Введение
Развитию транспортных перевозок уделяется много внимания: расширяются транспортные сети, максимизируется их пропускная способность, модернизируются дороги, появляются новые виды транспорта и транспортных средств, автоматизируются процессы погрузки-разгрузки товаров, совершенствуется логистика транспортных перевозок.
Для заказчиков транспортных услуг необходимы решения транспортных задач для осуществления перевозок с минимальными издержками и с большим экономическим эффектом.
К настоящему времени достаточно полно исследована однокритериальная транспортная задача, рассмотрены различные ее постановки, комбинации с другими задачами производства и хранения продукции, найдено и обосновано достаточно методов ее решения, на основе которых разработаны компьютерные приложения решения классических транспортных задач. Для многокритериальных задач описаны лишь направления решения, например, с использованием методов Парето.
Многокритериальная транспортная задача рассмотрена в работах А.В. Золотарюка [1], который, проанализировав процессы транспортных перевозок и факторы, снижающие их эффективность, сформулировал математическую постановку транспортной многокритериальной оптимизационной задачи, и рассмотрел пути ее решения на основе парето-оптимальных методов и с помощью интеллектуального нейросетевого прогнозирования. Также двухкритериальная транспортная задача рассмотрена О.В. Серой [3]. Она разработала итерационный алгоритм и доказала, что полученное решение парето-оптимально. Ю.А. Осыкина и Г.Д. Чернышова [2] рассмотрели многокритериальную транспортную задачу с разрывными функциями и целочисленными переменными.
В данной статье для четырехкритериальной транспортной задачи, сформулированной А.В. Золотарюком, разработан алгоритм решения, который положен в основу работы программного комплекса. Известные стандартные методы решения многокритериальных задач приспособлены к решению транспортной многокритериальной задачи.
Математическая модель четырехкритериальной транспортной модели
Сформулируем математическую постановку задачи
многокритериальной оптимизации транспортных перевозок с учетом одного цикла.
Найти оптимальные параметры транспортной сети
G*+1 =11 g°j,gijv-gtjv-gkj\\ ;j =0,к; j =1 Mj;
исходя из условий:
• минимума времени нахождения в пути из исходного в конечный пункт
назначения Тпут:
к Mi
min T = min YVi.. • g
пут ^^ ^^ jj о jj
i=0 j=1
J
минимума общей себестоимости перевозки единицы груза Сед:
k Mi
min Cд = min ■ g,
i=0 j=1
максимума общего количества перемещенных грузов Утр!
k Mi
maxКР = max■ g,
i=0 j=1
минимума общих накладных расходов при доставке груза R^:
k M i
min R б = min УУ r • g .
оо ^^ ^^ гj О г,
i=0 j=1
Решение многокритериальной транспортной задачи
k Mt
Нормируем полученные критерии: т =
t 'g ij
1 -,_Г>
пут i=0 j=1
k Mi
• gj
k Mt
■ gj
T max t max
пут пут
kMi
^ pa i=0 j=1 тр i=0 j=1
< = —— = —--, и = —— = —--, p =
R УУг- ' g ij
Лоб i=0 j=1
C
ед
С
ед
Vm
тр
Vm
тр
R
об
R
об
Рассмотрим применение метода гарантированного результата, который предполагает максимизацию следующей функции
f = min
k Mi k Mi k Mi k Mi
^^ ^ij gij ^^ сij gij ^^ Vij gij ^^ Гу gij
i=0 j=1
i=0 j=1
i=0 j=1
i=0 j=1
Г
пут
С
ед
Vr
тр
R
об
У ^ max.
Введя
X = min
k M i k M i k M i k M i
yyt1!-g1! TT^-g« yyv1!-g1! TTrrg
ij ij ij ij
i=0 j=1 i=0 j=1
Tr
СI
ij ij ij ij i=0 j=1 i=0 j=1
v:
R
об
обозначение
получим задачу
линейного программирования
f = X ^ min
при ограничениях
max
max
max
max
max
Л >т, Л>а, 1 - Л < и, Л >р,
Л е [0;1].
Другими словами, нам нужно найти минимальное Л, при котором существует допустимый план решения задачи. Поиск можно осуществлять разными способами. Во-первых, решением Л-задачи. Но програмно этот способ реализовать достаточно сложно. Во-вторых, перебирая значения с заданным шагом с 1 до 0, допустим, с шагом 0.01 (так как содержательный смысл - процент, то с точностью до 1 процента). В этом случае задача решается за 101 шаг, а в общем случае, за (1/точность+1) шаг. Но на наш взгляд наиболее эффективно вести перебор методом дихотомии по нижеизложенной схеме. Заметим, что при Л = 1 ограничения принимают вид
1 > т,1 > а,0 < и,1 > р .
Но так как нормализованные критерии точно имеют положительные значения, меньшие единицы, то задача имеет допустимое решение. А вот при Л = 0 ограничения с учетом положительности и нормализации принимают вид
0 = т,0 = а,1 = и,0 = р.
и здесь возможны две ситуации:
1) если допустимое решение существует, то оно является идеальным, так как оно минимизирует те критерии, которые нужно минимизировать и максимизирует те критерии, которые нужно максимизировать. Также напомним, что этот случай на практике встречается крайне редко. Как бы там ни было, допустимое решение в данном случае решение оптимально. Задача решена.
:
2) Если допустимое решение не существует, то применим метод дихотомии. А именно, обозначим Л1 = 0, Л2 = 1. Требуемую точность
обозначим за s. Пока \ Л2 - Л1 \> s = 0 находим Л0 = Л2 + Л .
Если при Л0 допустимое решение задачи есть, то и продолжаем искать минимальное Л, при котором существует допустимое решение среди меньших его значений, то есть на отрезке Ле[Л1;Л0]. Если же при Л0 допустимого решения не существует, то и продолжаем искать минимальное Л , при котором существует допустимое решение среди больших его значений, то есть на отрезке Л е [Л0; Л2 ].
Количество переборов при использовании данного метода дихотомии -
log — +1. В случае, если точность равна 1 процент, количество переборов
s
снижается со 101 в случае простого перебора до 8.
Программный комплекс
Создано программное приложение для решения многокритериальной транспортной задачи, описанной в [1], в инструментальной среде Visual Studio Professional 2015. Приложение позволяет воспользоваться одним из четырех методов: методом уступок, линейной свертки, методом главного критерия и гарантированного результата. Метод линейной свертки и первый этап метода уступок позволяют применить метод потенциалов. Остальные этапы метода уступок и метод главного критерия используют обычный симплекс-метод решения задачи линейного программирования. Причем для построения первоначального базисного плана используется построение искусственного базиса. Метод гарантированного результата применяет симплекс-метод только для построения первоначального опорного плана, так как ищет минимальное значение параметра, при котором в принципе решение возможно.
Литература
1. Золотарюк А.В. Математическая модель многокритериальной оптимизации транспортных перевозок. // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 1(1). С. 317-320.
2. Осокина Ю.А, Чернышова Г.Д. Многокритериальная транспортная задача с разрывной целевой функцией. // Вестник, серия: системный анализ и информационные технологии. 2008. № 2. С.: 10-12.
3 Серая О. В. Двухкритериальная транспортная задача // Вестник Национального технического университета «Харьковский политехнический институт». НТУ «ХП1», 2009. №4. - С. 64-68.
4. Боженюк А.В., Герасименко Е.М. Разработка алгоритма нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети // Инженерный вестник Дона. 2013, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1583.
5. Нечитайло Н.М., Мартемьянов С.В., Панасов В.Л. Транспортная задача по критерию минимума суммарного времени и модификация метода Балинского для её решения // Инженерный вестник Дона. 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3796.
6. Dawes R. The robust beauty of improper linear models in decision-making. /In: « Judgement under uncertainty: Heuristics and biases». Cambridge Univ., Press, 1982. - pp. 571-582.
7. McGrimmon K. An overview of multiple objective decision making. /in Multiple criteria, decision-making. Cohrane I., Zeleny M. (Eds). Columbia Univ: South Carolina Press, 1973. pp: 656-667.
8. Подиновский В.В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. 256 с.
9. Константинова М.А. К вопросу многокритериальной задачи в транспортной логистике // Научное сообщество студентов XXI столетия.
Технические науки: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). URL: sibac.info/archive/technic/3(18).pdf (дата обращения: 05.05.2017)
10. Емельянов С.В., Ларичев О.И. Многокритериальные методы принятия решений. М.: Знание, 1985. 32 с.
References
1. Zolotaryuk A.V. Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. 2015. № 1(1). pp. 317-320.
2. Osokina Yu.A, Chernyshova G.D. Vestnik, seriya: sistemnyy analiz i informatsionnye tekhnologii. 2008. № 2. pp: 10-12.
3 Seraya O.V. Vestnik Natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta «Khar'kovskiy politekhnicheskiy institut». NTU «KhPI», 2009. №4. pp: 64-68.
4. Bozhenyuk A.V., Gerasimenko E.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1583.
5. Nechitaylo N.M., Martem'yanov S.V., Panasov V.L. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3796.
6. Dawes R. The robust beauty of improper linear models in decision-making. In: «Judgement under uncertainty: Heuristics and biases». Cambridge Univ., Press, 1982. pp: 571-582.
7. McGrimmon K. An overview of multiple objective decision making./In Multiple criteria decision making. Cohrane I., Zeleny M. (Eds). Columbia Univ: South Carolina Press, 1973. pp: 656-667.
8. Podinovskiy V.V., Nogin V.D. Pareto-optimal'nye resheniya mnogokriterial'nykh zadach. [Pareto optimal decision of multicriterial problems] M.: Nauka, 1982. 256 p.
9. Konstantinova M.A. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Tekhnicheskie Nauki: sb. st. po mat. XVIII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf.
№ 3(18). URL: sibac.info/archive/technic/3 (18).pdf (data obrashcheniya: 05.05.2017).
10. Emel'yanov S.V., Larichev O.I. Mnogokriterial'nye metody prinyatiya resheniy. [Multicriterial methods of decision maker]. M.: Znanie, 1985. 32 p.