УДК 343 ББК 64
© Л.Ю. Захарова, О.В. Кивель, 2018 Научная специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ:
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
Любовь Юрьевна Захарова, преподаватель кафедры исследования документов
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12)
E-mail: [email protected]
(контактный телефон и адрес для отправки авторского экземпляра журнала: 8(903)135-93-26, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12) Оксана Владимировна Кивель, кандидат юридических наук, научный сотрудник учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12) E-mail: [email protected]
(контактный телефон и адрес для отправки авторского экземпляра журнала: 8(916)795-34-39, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12)
Аннотация. Рассмотрены методы криминалистического изучения личности, определения их понятия и сущности, критерии использования того или иного метода и особенности криминалистического изучения личности.
Ключевые слова: личность, криминалистическое изучение личности, метод, методы изучения личности.
METHODS OF FORENSIC STUDY OF PERSONALITY: THE CONCEPT AND ESSENCE
Lyubov YU. Zakharova, lecturer research documents
Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after VY Kikotya (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russia, 117437) Oksana V. Kivel, candidate of sciences (law), researcher educational-scientific complex forensic
Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Y Kikotya (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russia, 117437)
Annotation. The article is devoted to methods of forensic study of personality, definition of their concepts and entities. Discussed the criteria for the use of any method and especially for the forensic investigation of the individual. Keywords: personality, forensic study of the personality, method, methods of study of personality.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Л.Ю. Захарова, О.В. Кивель. Методы криминалистического изучения личности: понятие и сущность. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):52-4
Категория «личность» представляет собой междисциплинарную категорию гуманитарных и общественных наук [1, с. 25], следовательно, и сам человек является объектом комплексного исследования, объединяющего различные науки, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем, свои задачи, подходы и методы.
Целью изучения является получение о личности целостного представления, установление ее проявлений в основных сферах жизнедеятельности, например, в производственной, общественно-политической и культурно-бытовой.
Центральным объектом внимания в процессе расследования преступления, безусловно, оказывается человек. При этом он изучается во всем многообразии его психических и физических качеств и свойств — как обусловленных природой, т.е. заложенных генетически, так и социально предопределенных, прижиз-
ненно приобретенных.
Чтобы выяснить истинные отношения и свойства личности, также как и ее подлинные психологические качества, необходимо не только установить, что есть данная личность сейчас, что она представляла в прошлом, но и в определенной мере спрогнозировать ее возможное поведение в будущем [2, с. 109].
Под криминалистическим изучением личности понимается установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования, включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления кри-
миналистической профилактики [3, с. 172].
Объем криминалистического изучения личности определяется в каждом конкретном случае исходя из задач, решаемых с использованием этих сведений и с учетом процессуальной роли объекта изучения. Создать универсальный и исчерпывающий перечень криминалистически значимых данных о личности сложно ввиду их многообразия.
Стремление познать внутренний мир личности, ее сущностные стороны и направленность обусловливает необходимость постоянно анализировать получаемую информацию и делать выводы об индивидуально-личностных характеристиках (свойствах) личности, а также проверять их с данными, полученными из разных источников.
Метод есть способ, прием, порядок действий, который может быть использован при изучении того или иного объекта познания [2, с. 109-110]. Возможность использования существующих и вновь возникающих методов других наук в криминалистических исследованиях оценивается с точки зрения ряда критериев, в частности:
• безопасность метода: его применение не должно угрожать жизни и здоровью людей;
• научность метода, под которой понимается достоверность получаемых результатов, их точность и надежность;
• законность и этичность метода: возможно применение только таких методов, которые отвечают конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, т.е. не ущемляют права граждан, не унижают их достоинства, исключают насилие и не приводят к нарушению норм уголовно-процессуального права;
• эффективность метода: метод эффективен, если он позволяет в оптимальные сроки с наибольшей продуктивностью достигнуть намеченной цели. Кроме того, метод должен быть рентабельным, т.е. затраченные силы и средства должны соразмеряться с ценностью полученных результатов [4, с. 67-68];
• возможность получения системных знаний о различных качествах и свойствах личности, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений.
Особенностью криминалистического изучения личности является то, что в ходе проведения следственных, иных процессуальных и не процессуальных действий зачастую одновременно применяются различные методы изучения личности, использование которых допускается условиями данного действия. Следователь в тактических целях использует в основном комплекс методов, разработанных психологией. К ним можно отнести: биографический метод, беседа, наблюдение, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности. Рассмотрим их более подробно.
Биографический метод — сбор сведений о фактах из жизни обвиняемого, часто в хронологическом порядке или по отдельным этапам. Источниками полу-
чения биографических сведений могут быть показания самого обвиняемого, родственников и других лиц, знавших его в разные периоды жизни; документы, в которых отражаются данные биографического характера (личные дела по месту учебы или работы, трудовые книжки, материалы архивов и пр.).
Беседа относится к одному из методов непосредственного изучения личности и как способ получения информации путем речевого общения позволяет выяснить сведения об образовательном, культурном уровне развития обвиняемого, его отношении к определенным событиям, личностям, мировоззрение, особенности самооценки, систему ценностных ориентаций и т.п. [5].
Речевое общение оперативного работника и следователя с другими участниками уголовного процесса имеет место практически во время производства любого следственного действия, но в наиболее наглядном и «чистом» виде этот метод используется при допросах.
Нередко первый допрос представляет собой ознакомительную беседу следователя с допрашиваемым с целью установления с ним психологического контакта и доверительного отношения. Следователь может беседовать с допрашиваемым специально с целью познания личностных свойств своего собеседника: психологических и характерологических качеств личности, его темперамент, составить представление о волевых качествах и эмоциональном состоянии.
Важно правильно выстроить беседу, заранее определить ее цель, умело ее перестраивать в зависимости от реакции собеседника на задаваемые вопросы.
В рамках беседы (допроса), равно как и при производстве других процессуальных и непроцессуальных действий можно активно использовать и другой психологический метод изучения личности — наблюдение.
Наблюдение — это целенаправленное, планомерное и непосредственное восприятие как внешнего облика, так и поведенческих реакций изучаемого лица на внешние раздражители. Оно может осуществляться как в условиях, когда изучаемое лицо об этом не знает (как бы в естественных условиях), так и при непосредственном контакте с изучаемым (то есть в специально созданной обстановке).
При криминалистическом изучении личности наблюдение, как правило, ведется в специально созданной обстановке — в условиях проведения следственных действий.
Наблюдение позволяет получить представление о волевых и эмоциональных свойствах личности, темпераменте, способности человека адаптироваться к изменяющимся условиям и строить свои отношения с другими людьми. Чтобы не ошибиться в выводах относительно истинности свойств личности, проявляемых при наблюдении, получаемая информация анализируется и проверяется [2, с. 111-112].
При этом сущностью наблюдения как метода изучения личности является непассивное созерцание и регистрация названных проявлений, а их глубокий анализ с точки зрения отделения закономерного от случайного, главного от второстепенного, причин от следствия [5].
Методы непосредственного (контактного) изучения личности для полноты и объективности следователь должен дополнять методом обобщения независимых характеристик. Его сущность заключается в сборе, обобщении и анализе сведений о личности, исходящих от разных лиц, наблюдавших проявление психических и иных свойств личности в различной обстановке и в разное время. При этом под характеристикой понимается любая(официальная и неофициальная, устная и письменная) информация о человеке, по которой можно судить о его личностных качествах и поведении.
Применение метода обобщения независимых характеристик позволяет следователю получить обширный материал о проявлении психологических и социально-психологических свойств изучаемого лица в самых разных условиях (бытовых, производственных и др.). Характеристики, содержащиеся в разных источниках (показаниях лиц, знающих изучаемого, письменных характеристиках с места работы, жительства и других аналогичных документах), подлежат тщательной проверке и оценке [3, с. 180]. Ведь необъективную информацию могут представить не только родственники, друзья, но и другие заинтересованные лица, в том числе недоброжелательно относящиеся к соответствующему лицу [2, с. 113].
Анализ результатов деятельности как метод изучения личности чаще всего используется при изучении личности обвиняемого. Основным объектом познания при этом становится его преступная деятельность во всем многообразии ее проявления.
Однако нельзя ограничиваться только ею. В любом виде человеческой деятельности находят отражение многие личностные качества субъекта, ее осуществляющего: способности, мотивация, черты характера и др.
Эффективность использования психологических методов следователем напрямую зависит от того, в какой мере он обладает такими необходимыми профессиональными качествами, как коммуникабельность, широкий кругозор, внимательность, достаточная эмоциональность, развитая интуиция [3, с. 180].
В заключение хотелось бы отметить, что оценка личностных свойств человека должна вестись с позиций комплексного подхода, включающего не только биографические данные, сведения о его профессиональном, социально-экономическом и семейном статусе, о той ситуации и жизненном пространстве, в котором он сейчас находится, о тех жизненных обстоятельствах (на момент обследования), но и формальные показатели психодиагностического исследования, которые могут оказать значительное влияние на результаты исследования.
Для того чтобы получить всесторонний портрет личности, следует использовать такие методы исследования, которые бы выявили индивидуально-личностные особенности на всех уровнях самосознания.
Словом, все многообразие индивидуально-личностных характеристик (личностных свойств) человека необходимо выстроить в такую вертикаль признаков, которая сделала бы сопоставимой феноменологию разных уровней самосознания в рамках определенной
индивидуально-личностной типологии [6].
И ни один из методов изучения личности нельзя превращать в универсальный и единственно возможный. Только использование совокупности методов обеспечивает познание истины как в науке, так и в процессе расследования уголовных дел.
Литература
1. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника (психологический аспект): Дисс. на соиск. уч. степ.д-ра психол. наук. — М., 2000.
2. Криминалистика:учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2008.
3. Криминалистика:Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.
4. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002.
5. Лушечкина М.А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2002. — 26с.
6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики // Московский психологический журнал. №3.
References
1. Pasturana A. N. The essence of the crime of the offender (psychological aspects): Diss. on competition of a scientific degree. academic step.d-RA psikhol. Sciences. — M., 2000.
2. Criminalistics:textbook for students / ed, V. P. Lavrov. — 2nd ed. Rev. and extra — M.: YUNITI-DANA: Law and right, 2008.
3. Criminalistics:Textbook / Ed. N. P. Yablokov. — 3rd ed. Rev. and extra — M.: Yurist, 2005.
4. Averyanova T. V., Belkin R. S., Korukhov J. G. Rossinsky E. R. Criminalistics: Textbook for universities / Under the editorship of the honored worker of science of the Russian Federation, Professor R. S. Belkin. — M: Publishing house NORM (Publishing group NORM-INFRA-M), 2002.
5. Lisichkina M. A. Forensic study of personality in the tactics of the investigation: the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of legal Sciences. — M., 2002. — 26C.
6. Sobchik L. N. The psychology of personality. Theory and practice of psycho-diagnostics // Moscow psychological journal. No. 3.