Научная статья на тему 'Методы концептуального анализа в исследовании и проектировании социально-экономических систем'

Методы концептуального анализа в исследовании и проектировании социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы концептуального анализа в исследовании и проектировании социально-экономических систем»

УДК 332.1

Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А.

МЕТОДЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ И ПРОЕКТИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Существуют периоды в жизни региона, когда доминирует налаженное функционирование, и столь же очевидным является то, что существуют периоды, когда главным становится развитие. В этом смысле очень важно для региона определить степень преобладания той или иной задачи в регионе. Ограниченность ресурсов региона усиливает возникающие проблемы. Ключевые слова: регион, общество, экономическое развитие, реформы.

Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственной сферы и, соответственно, трансформации унитарного государства в федеративное.

Теперь федеральный центр стремится строить отношения с регионами, как целостными экономическими субъектами. То, что регион - социально-экономическая система и имеет разнообразие природно-климатических, социальных условий, ресурсных возможностей, это не может не сказаться на сложности изучения и систематизации процессов, протекающих внутри региона, а также выработке универсальных подходов к его управлению.

Уровень современных проектов в плане построения моделей региона опирается на уже сформировавшееся базовое разделение региона по отраслям, сферам деятельности и т.п., исключая при этом целевое назначение регионального хозяйства - сохранение и повышение качества жизни населения региона, в основе которого, на наш взгляд, должно быть главное системообразующее звено - человек со своими потребностями. Данное обстоятельство требует переосмысления традиционных подходов, теорий и методов решения проблем региона.

Таким образом, в свете решения поставленных задач данного исследования регион необходимо рассмотреть с точки зрения не его структуры, характеризующей виды деятельности, как поступает большинство исследователей, а с точки зрения целей и задач, стоящих перед ним как целостной системы. Концептуализация данных положений позволяет нам рассматривать в рамках региона подсистемы функционирования, развития и поддержания.

Система функционирования (рис. 1.) представляет регион как совокупность производственных систем, обеспечивающих функционирование (жизнедеятельность и жизнеспособность) регио-

на. Она имеет целевое деление, а не отраслевое. И в регионе выделяются целевые производственные системы, отвечающие за удовлетворение потребностей региона: система питания, система здоровья, система жилья и т.д. В своей основе они содержат базовые элементы, необходимые для обеспечения первоочередных потребностей социума (населения региона). По мере развития региона, удовлетворяемые потребности растут как количественно, так и качественно, происходит появление более сложных связей между производственными структурами, следовательно, усложняются и элементы систем, образуются новые формы, примером могут служить кластеры - новая форма организации экономики региона.

Система поддержания (рис. 2.) в данном случае обеспечивает сохранение базового уровня производственных структур в регионе. В случае разрушения базовых элементов регион может потерять всю ветвь, ответственную за определенную потребность социума, т. к. эта система обеспечивает ремонт, профилактику и восстановление в случае выхода из строя, предотвращение нарушения функционирования вследствие случайных, природных и преднамеренных действий, а также поддержание региональных производственных систем в кадровом аспекте. К этому же классу относятся пожарные службы, санитарно-эпидемиологические службы, МЧС и так далее, т. е. их действия направлены на источник возможных нарушений. Сюда же входят системы безопасности.

Система развития отвечает за совершенствование систем, существующих в регионе, чтобы они отвечали растущим реальным потребностям общества сегодня и могли оставаться актуальными. В компетенцию данной системы входит модернизация и перестройка систем, чтобы увеличить их потенциал в будущем. В сфере интересов данного блока находятся инвестиции, новое стро-

64

© Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А., 2011

Методы концептуального анализа в исследовании и проектировании социально-экономических систем

Рис. 1. Структурная схема представления региональной системы

Фактор износа

Система требующая поддержания

Критерий гомеостаза*

Ресурсы

Восстановленный элемент

Рис. 2. Декомпозиция процессов в системе поддержания региона

ительство, фундаментальная и прикладная наука, целенаправленно социализирующая физические и прочие эффекты.

Данный подход подразумевает отсутствие деления на конкретные отрасли, что позволяет выделить проблемы, т. н. «перекосы» в развитии того или иного отдельного вида производства, которые придают региону характеристики моноструктурности, дестабилизируя производственный баланс как внутри региона, так и в сопредельных регионах.

Существуют периоды в жизни региона, когда доминирует налаженное функционирование, и столь же очевидным является то, что существуют периоды, когда главным становится развитие. В этом смысле очень важно для региона определить степень преобладания той или иной задачи в регионе. Ограниченность ресурсов региона усиливает возникающие проблемы.

Концептуальное проектирование приводит нас к сути рассматриваемой системы и правилам ее взаимодействия с внешней средой, позволяет получить достаточно точное представление о социально-экономических системах с необходимым уровнем упрощения модели и не требует специальных возможностей для адекватного восприятия, а также не делает наше представление о системе слишком пространным.

Следует отметить, что для региональной экономики наиболее неопределенными и актуальными являются вопросы, связанные с принятием решений в области развития регионального сообщества. С позиций концептуального подхода в работе рассматривается сущность процесса развития.

Обобщенный алгоритм концептуального проектирования управления социально-экономическим

Экономика образования ♦ № 5, 2011

65

развитием региона приведен на рис. 3. В качестве ключевой категории, характеризующей процесс развития региона, является качество жизни. Идея не нова. Однако это понятие часто используется декларативно. Отметим, что эта категория до сих пор не является инструментом для принятия решения и обоснования результата в области социально-экономического развития. Однако повышение качества жизни населения является целью любого цивилизованного общества, поэтому качество жизни в нашей работе - это основной критерий, и для практической реализации этой идеи нами предлагается граф состояний целей качества жизни, позволяющий построить систему нормативов качества жизни населения региона, разработка которых позволит как принимать решения, так и провести анализ допустимой области развития региона и его подсистем, и выбрать оптимальную стратегию реализации, из всех возможных альтернатив, которые обеспечат повышение качества жизни. С этой целью уточнен набор социально-экономических индикаторов качества жизни участников регионального сообщества, обосновано применение этих индикаторов в системе социально-экономического монито-

ринга, что повышает результативность управления развитием региона и его подсистем.

Наиболее существенным элементом данной схемы является блок «процесс принятия решения», развертывание этого процесса до этапа моделирования системы и ее подсистем.

Сущность метода концептуального проектирования, предложенного и развитого в нашей работе, состоит в том, что с помощью логического аппарата представляется возможность формализовать описание процессов регионального развития как предметной области любой степени сложности. Метод опосредует методические и инструментальные средства, которые позволяют осуществить анализ допустимой области социально-экономического развития региона в том или ином направлении и выбрать в известном смысле лучшее направление развития из всех возможных альтернатив.

Использование методов и средств концептуального проектирования наиболее результативны в концептуальной фазе сложных, крупномасштабных организационных, экономических, социальных преобразований в регионе, поскольку в современной практике концепции реализации

Рис. 3. Алгоритм концептуального проектирования управления социально-экономическим развитием региона

Функциональные подсистемы антикризисного менеджмента в Вузе

этих направлений формируются эмпирически, путем сравнения малого числа альтернатив, а значительное число допустимых вариантов остается вне поля зрения разработчиков. Примером являются реформа ЖКХ. В соответствии с использованной концепцией система ЖКХ представлена в виде структуры, характеризующей виды деятельности, а направления развития рассматриваются в отраслевом аспекте. Если рассматривать с точки зрения целей и задач, стоящих перед системой ЖКХ, как целостной, то концептуализация данных положений позволит нам рассматривать в рамках системы развития подсистемы как техническая, организационная, быстрее всего меняются технологии, менее подвержены изменениям организационные структуры, а наиболее консервативными являются люди. Из этого обстоятельства следуют два положения.

1. Для того, чтобы система ЖКХ сохранила жизнеспособность в условиях научно-технического прогресса, необходимо своевременно адаптировать его организационную структуру и осуществлять соответствующую подготовку управленческих кадров и населения. Что не было сделано, и все силы были направлены на техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий и сооружений.

2. Для сокращения сроков адаптации необходимо использовать специальные проектно-ори-ентированные формы и методы для управления реформой.

Эта проблема актуализирует совокупность требований к представителям властных и отраслевых структур в плане высокого уровня их знаний региональной экономики и в смежных областях: системотехнике, экономико-математическом моделировании, теории управления сложными системами.

Zakinchak G. N., Zakinchak A. I., Zolotov I. A.

METHODS OF CONCEPTUAL ANALYSIS IN THE STUDY AND DESIGN OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

There are periods in the life of the region when the operation, and equally obvious is the fact that there are times when it becomes the main development. In this sense, it is very important for the region to determine the degree of dominance of a particular problem in the region. The limited resources of the region increases the problems.

Keywords: region, society, economic development, reform.

УДК 338.2

Логвин Н. В.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов построения функциональных систем антикризисного управления в высшей школе. Затронуты вопросы использования алгоритма управления кризисными процессами в вузе на основе теории жизненного цикла.

Ключевые слова: алгоритм; подсистемы антикризисного менеджмента; системы управления вузом.

Если учреждение, работающее в сфере высшего профессионального образования поддерживает процесс непрерывного управления изменениями, то саморазвитие данного образовательного учреждения можно представить в виде цепочки проектов, которые реализуются в организационной, социальной, научной, технической сфере.

Актуальность данной проблемы так же подчеркивает тот факт, что в Федеральной целевой

программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. отмечается [1], что в настоящий период необходимо создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

© Логвин Н. В., 2011

Экономика образования ♦ № 5, 2011

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.