ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 811.161.1:37
Л. П. Сычугова
Методы концептуализации и категоризации как основа лингвокогнитивного подхода к обучению речемыслительной деятельности
Автор показал возможности становления концептуальной системы человека на основе лингвокогнитивного подхода к обучению языку и речи. В статье раскрываются научные основы процессов концептуализации и категоризации, которые, будучи специфическими видами мыслительной деятельности, способствуют закреплению в сознании обучаемых концептуального понимания действительности, тем самым воздействуя на развитие их речевой деятельности. Сознание, концептуализация, категоризация, речемыслительная деятельность выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи в процессе мышления и обучения речи. При рассмотрении вопроса о становлении концептуальной системы обучаемых, организации их речемыслительной деятельности с применением методов концептуализации и категоризации мы опираемся на авторские лингвокогнитивные словари искусства.
Новая система освоения картины мира представлена не только теоретически, но и разработанными автором практико-ориентированными заданиями и упражнениями в рамках изучения в вузе дисциплины «Методика преподавания русского языка как родного в средней школе».
Ключевые слова: язык, слово, речь, концепт, концептуализация, категоризация, речевая деятельность, лингвокогнитивный подход, коммуникация, сознание, номинация.
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
L. P. Sychugova
Methods of Conceptualization and Categorization as a Basis of Linguistic-Cognitive Approach to Training in Speech Activity and Thinking
The author has shown possibilities of formation of the person's conceptual system on the basis of the linguistic-cognitive approach to training in language and speech. In the article are revealed scientific bases of processes of conceptualization and categorization which, being specific types of cogitative activity, promote fixing in students' consciousness of reality conceptual understanding, thereby influence development of students' speech activity. Consciousness, conceptualization, categorization, speech activity and thinking are in dialectic unity and interrelation in the course of thinking and training of the speech. Considering the question on formation of students' conceptual system, the organization of their speech activity and thinking with application of methods of conceptualization and categorization we are guided by author's linguistic-cognitive dictionaries of art.
The new system of development of the world picture is presented not only theoretically, but also with the practice-focused tasks and exercises developed by the author within studying in a higher education institution of the discipline «A way of training Russian as native at secondary school».
Keywords: language, word, speech, concept, conceptualization, categorization, speech activity, linguistic-cognitive approach, communication, consciousness, nomination.
История методики преподавания русского языка развивается вместе с историей лингвистики. Опорой для изучения явлений языка сначала являлся атомарный подход, затем на основе структурной лингвистики был разработан системный подход, представляющий взаимосвязанность языковых единиц. Семантические теории стали базовыми для методики семантического и функционально-семантического подходов, ориентирую-
щих на усвоение системного устройства языка в единстве постижения смысловых и функциональных особенностей языковых единиц. В сегодняшней методике активное обращение к многомерной работе с текстом (текстоцентрический подход) - и есть проявление функционально-семантических исследований в лингвистике. К разработке антропологического и коммуникативно-деятельностного подходов методика подключи-
© Сычугова Л. П. , 2017
лась вслед за поворотом лингвистической мысли к изучению носителя языка, его способности развиваться на основе языка и речи.
С середины ХХ в. когнитивное изучение языка стало ведущим направлением исследований лингвистов, психологов, психолингвистов. В центре внимания ученых оказалось рассмотрение языка как когнитивного механизма, используемого мозгом человека, во-первых, для переработки информации о воспринимаемой им окружающей действительности; во-вторых, для закрепления и хранения в сознании воспринятой информации другими личностями. Закономерно встал вопрос о переосмыслении традиций, устоявшихся в практике изучения языка и речи. В методике появился термин лингвокогнитивный подход [20, 4, 19], или (другой термин) лингвоконцептоцентрический [13, 14, 15].
Цель статьи:
1) осмыслить особенности концептуализации и категоризации применительно к методике формирования когнитивно-коммуникативной деятельности будущих учителей-словесников, дополнить в свете когнитивной лингвистики психолого-педагогические принципы обучения языку и речи;
2) представить практико-ориентированные задания и упражнения, разработанные на основе занятий на кафедре русского языка, культуры речи и методики обучения Вятского государственного университета по дисциплине «Методика преподавания русского языка в средней школе».
Методологическая основа исследования
Характеризуя современное состояние науки о языке, Е. С. Кубрякова отмечает: «Развиваясь рука об руку, теоретическая лингвистика и когнитивная психология демонстрируют в эти годы постоянное взаимодействие и взаимопроникновение, а области их контактов формируют, детерминируют ко-гнитологию, выделяя постепенно в качестве главных задач когнитивного подхода к языку исследование структур представления разных типов знания и способов концептуальной организации знания в процессах порождения и восприятия речи» [10, с. 190-191]. А. В. Кравченко называет нейронную теорию языка в когнитивной лингвистике «манифестом новой идеологии»: «Концептуальные структуры возникают из нашего сенсо-моторного опыта и обеспечивающих его нейронных структур. <...> Анализ любого факта живого естественного языка должен учитывать особенности говорящего человека как наблюдателя, то есть как живого организма в физической (и социаль-
ной) среде, с которой он реагирует, находясь с ней в состоянии взаимообусловленной каузации» [8, с. 37-52] (каузальный (лат. causalis) - причинный.)
Существует несколько направлений в исследовании концепта как единицы сознания. Представители когнитивного подхода используют термин концепт для объяснения содержания и структуры единиц ментальных и/или психических ресурсов сознания, рассматривают концепт как единицу мышления, памяти, квант структурированного знания. Семантико-когнитивный подход изучает соотношение семантики языка с концептосферой народа. Лингвоконцептологический подход изучает чувственный образ, информационное содержание, интерпретационное поле. Лингвокультуроло-гический подход комплексно исследует концепт как единицу языка и культуры. Психолингвистический подход рассматривает концепт в аспекте речевой деятельности. Определимся, что должно стать основой для методической подготовки будущего учителя-словесника. По З. Д. Поповой, И. А. Стернину, «мы мыслим концептами», которые формируют в сознании человека в едином целом полученные разнообразные картины мира и опыта. С помощью языка человек концептуализирует окружающую действительность.
Какой же системы взглядов придерживаемся мы? Культуроведческое содержание концепта актуально. Мы выделяем в нем ценностную, образную, понятийную, эмоциональную стороны. Для нас важна роль концептов как в упорядочивании и активизации в нашем сознании ментальных процессов, так и в нарастании, расширении в сознании культурно-исторических накоплений. Постараемся учесть все аспекты исследований.
О сущности понятий, объясняющих метод концептуализации
Картина мира - совокупность знаний и мнений субъекта относительно объективной реальной или мыслимой действительности [1, с. 150].
Концепт (от лат. ranceptus - 'схватывание, понятие'), будучи многосложным термином лингвистики, имеет несколько толкований. Выделим признаки концепта, помогающие осмыслить в нашем исследовании взаимосвязь сознания, мышления, речевой деятельности. Д. С. Лихачев называет концепт «квантом структурированного знания» [10, с 90]; «обобщенной мыслительной единицей, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от индивидуального опыта» [12, с. 282]. Н. Г. Наумова считает концепт «единицей культуры и единицей сознания»: «Это как бы сгусток культуры в сознании
49
человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, это то, посредством чего обычный человек входит в культуру» [16, а 96103]. «Концепты не только мыслятся, но и переживаются» [18, а 41].
Концептуализация (копсерШаИхаНоп) - «один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, процесс структурации знаний и возникновения разных структур представления знаний из неких минимальных концептуальных единиц» [9, а 93-94].
Концептуальная картина мира - глобальный образ мира, существующий в сознании какого-либо социума в определенный период его истории и лежащий в основе мировидения человека» [1, а 56].
Категоризация (лат. сategoria) - подведение явления, объекта, процесса под определенную рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории, а также процесс образования и выделения самих категорий, членение внешнего и внутреннего мира человека сообразно сущностным характеристикам его функционирования и бытия, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений, результат классификационной (таксономической) деятельности [1, а 45-46]. Л. С. Выготский речевую деятельность представляет как «единство общения и обобщения»: «Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу, к известной группе явлений, а это... непременно требует обобщения» [2, с. 50-51].
Мышление - деятельность центральной нервной системы, направленная на познание объектов действительности [1, а 68]. «Мышление человека невербально, оно осуществляется при помощи универсального предметного кода. Люди мыслят концептами, кодируемыми единицами этого кода. Упорядоченная совокупность концептов в сознании человека образует его концептосферу. <...> Через язык можно познать и эксплицировать содержание сознания» [17, а 16];
Сознание - это «способность осознавать себя в мире, свое отношение к миру.; способность переживать и осознавать окружающую действительность» [7, а 349].
Методические принципы построения занятий
Перечислим ведущие принципы построения занятий.
- Направленность на формирование гражданской социокультурной идентичности обучаемых (Е. С. Антонова, А. Д. Дейкина, Т. К. Донская, С. И. Львова, С. Г. Макеева, Л. А. Ходякова и др.).
- Принцип всемерного развития личностного потенциала обучаемых.
- Принципы активного и широкого выхода в когнитивную лингвистику и психолингвистику. К ним относим
• принцип концептуализации, реализацию которого тоже назвали методом концептуализации (Л. П. Сычугова, М. С. Давыдова, А. А. Сысолятина), или (другой термин) линг-воконцептоцентрическим подходом (Н. Л. Мишатина, И. П. Цыбулько);
• принцип единства сознания, воображения и речемыслительной деятельности, то есть использования опыта сохраненных в памяти образов, создания новых представлений и их закрепления в сознании; принцип признания речевого процесса диалектическим, поскольку в едином целом он охватывает эмоциональные, психические, когнитивные, языковые, коммуникативные стороны деятельности; принцип учета всех каналов поступающей в сознание обучаемых информации: чувственного опыта, восприятия картины мира всеми органами чувств (Т. Н. Волкова, И. К. Геро, С. И. Львова, Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова, Т. Ф. Новикова, Л. П. Сычугова, Л. А. Ходякова и др.);
• принцип обеспечения единства эмоционального и рационального начал в работе при повышении эмоционального содержания занятий;
• принцип категоризации [20];
• принцип развития языковой личности на основе рационального и бессознательного [22].
Метод концептуализации
Суть метода концептуализации состоит
1) в учете, по данным современной психологии, единства психических процессов в деятельности человека: познавательных (ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения), эмоциональных и волевых;
2) использовании концептосферы обучаемых в процессе усвоения на основе мышления знаний о мире;
3) изучении слова-концепта как средства закрепления и хранения в сознании человека сведений о мире;
4) выявлении ведущей роли языка в формировании индивидуальной картины мира, переводе внутренней речи во внешнюю, становлении ценностных ориентаций человека.
При обучении языку и речи занимаемся расширением двух сторон когнитивных структур знаний: экстралингвистическими структурами -концептами, представляющими мир, и лингвистическими, то есть языковыми, знаками. Значит, поступающую извне информацию закрепляем в сознании в ее невербальном виде, а потом - в вербальном обозначении.
Метод концептуализации раскрывается в приемах работы с концептами.
Под работой с концептами-представлениями понимаем вербальное описание ментального образа.
Работа с концептами-понятиями предполагает
— анализ названия артефакта;
— сопоставление описания разными людьми одного какого-либо понятия;
— последующую проверку по Когнитивным словарям [20, 21];
— демонстрацию возможности толкования какого-либо термина искусства воображаемым ученикам;
— описание воображаемого наглядного средства обучения;
— активное рассматривание, то есть обрывочное, бессвязное вербальное перечисление каждым из участников увиденного по ходу движения глаз;
— виртуальное письмо автору произведения.
Работа с концептами-фреймами осуществляется путем
— вербализации воспринимаемого;
— составления древа фрейма на основе какой-либо словарной статьи Когнитивных словарей [20, 21];
— составления плана фрейма-сценария;
— сопоставления сочинений-описаний какого-либо явления искусства и сочинений-описаний действий, лежащих в основе создания артефакта;
— определения порядка последовательности данных предложений при представлении действий, производимых в процессе создания какого-либо артефакта или явления иного типа;
— отгадывания какого-либо произведения искусства по его вербальному описанию;
— нахождения в текстах метафор, связанных со сферой языка и искусства;
— придумывания собственных метафор.
Ассоциативные приемы предполагают
— выявление ассоциативных связей воспринимаемых произведений искусства с другими, близкими по содержанию, по мировосприятию художников, по художественному стилю;
— составление конструкций по данному признаку или сравнению;
— перекодирование художественной информации с одной семиотической системы на другую;
— написание этюда.
Метод категоризации
Суть метода состоит
— в диалектическом единстве основы всей познавательной, мыслительной деятельности человека: концептуализации и категоризации, то есть в неделимости концептуализации как процесса осмысления информации об окружающем мире и мысленного ее конструирования в сознании и категоризации как процесса деления на категории, включения предметов и явлений мира в те или иные группы аналогичных предметов и явлений [24, с. 75];
— в установлении общности фрагментов действительности;
— в выработке обобщающего понятия, закрепленного словом.
Метод категоризации реализуется в следующих приемах сопоставления признаков предмета / понятия:
— определение когнитивных классификационных признаков, присутствующих в любой из статей Когнитивных словарей [20, 21];
— выделение когнитивного классификационного признака в словарной статье названного слова-концепта [20, 21];
— наблюдение за выбором когнитивных оснований для группировки дифференциальных признаков предметов [20, 21];
— сравнение возможностей разных знаковых систем и знаков при постижении, например, языковой системы, системы мира искусства (таблицы «Основы изобразительного искусства», «Художественные произведения», «Типы архитектурных произведений», «Конструктивные системы», «Создание архитектурных форм» [20, 21]);
— аргументация того, что источником семантических обобщений человека является функциональное употребление знака.
Вывод
В статье определена ведущая методическая роль концептуализации и категоризации как форм сознания в осуществлении речемыслительной де-
ятельности обучаемых, представлен опыт сохранения языковой картины мира в памяти будущих учителей-словесников, показаны практико-ориентированные задания и упражнения.
Библиографический список
1. Базовый словарь лингвистических терминов [Текст]. - Киев : Издательство Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств,
2003. - 192 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1982. - 352 с.
3. Геро, И. К. Активизация речевой деятельности учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах средствами живописи и музыки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. К. Геро. - М., 2017.
4. Давыдова, М. С. Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся 5-9 кл. на уроках русского языка (на дидактическом материале по архитектуре) [Текст] : дис. .канд. пед. наук / М. С. Давыдова. - Киров, 2013.
5. Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка [Текст] / А. Д. Дейкина. - М. : Просвещение, 1990. - 176 с.
6. Донская, Т. К. Методика преподавания русского языка: традиции и современность [Текст] : научно-метод / Т. К. Донская. - СПб. : ООО «Книжный Дом», 2011. - 328 с.
7. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд. [Текст] / Т. В. Жеребило. - Назрань : Пилигрим, 2010. - С. 349.
8. Кравченко, А. В. Когнитивная лингвистика сегодня [Текст] / А. В. Кравченко // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 37-52.
9. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. - М. : Изд-во Моск. унта, 1996. - 245 с.
10. Кубрякова, Е. С. Проблемы представления знаний в языке [Текст] / Е. С. Кубрякова // Структуры представления знаний в языке. - М. : ИНИОН, 1996. -С. 5-31.
11. Кубрякова, Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира [Текст] / Е. С. Кубрякова. - М. : Языки славянской культуры,
2004. - 560 с.
12. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста : Антология. -М. : Академия, 1997. - С. 280-287.
13. Мишатина,
Н. Л. Лингвоконцептоцентрическая среда как условие становления языковой личности школьникаю [Текст] / Н. Л. Мишатина. - СПб. ; Армавир : РИО АГП, 2011. - С. 75-81.
14. Мишатина, Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентри-
ческий подход [Текст] : монография / Н. Л. Мишатина. - СПб. : «Сага» - «Наука», 2009. -264 с.
15. Мишатина, Н. Л., Цыбулько И. П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания [Текст] / Н. Л. Мишатина ; под ред. Н. Л. Мишатиной. - М. : Национальное образование, 2016. - 232 с.
16. Наумова, Н. Г. Объективация концепта «Россия» в языковом сознании молодежи г. Кирова [Текст] / Н. Г. Наумова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров : Изд-во ВятГГУ 2015. - № 3. - С. 96-103.
17. Попова, З. Д., Стернин, И. А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку [Текст] / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - М., 2007. -250 с. - С. 16.
18. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.
19. Сысолятина, А. А. Лингвокогнитивный подход к обучению синтаксису сложноподчиненных предложений [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Сысолятина. - Киров, 2013.
20. Сычугова, Л. П. Словарь искусства: семанти-ко-функциональный толково-сочетаемостный словарь искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура [Текст] / Л. П. Сычугова. - Киров : Изд-во ВятГГУ 2008. - 452 с.
21. Сычугова, Л. П. Когнитивный словарь архитектуры [Текст] / Л. П. Сычугова. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. - 293 с.
22. Сычугова, Л. П. Развитие языковой личности на основе рационального и бессознательного [Электронный ресурс] / Л. П. Сычугова. - Режим доступа : Advanced science, 2017. http: // advanced-science.ru/assets/mgr/docs / 1%282017%29 / %D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0% B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D 0%B5 / sychugova-russ-k-pechati.pdf. http: // advanced-science.ru/assets/mgr/docs / 1%282017%29 / %D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0% B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D 0%B5 / sychugova-russ-k-pechati.pdf
23. Ходякова, Л. А. Живопись на уроках русского языка: разработки уроков [Текст] : учеб. Пособие / Л. П. Сычугова. - М. : Флинта-Наука, 2000. - 352 с.
24. Шарандин, А. Л. Динамическая природа концептуализации и категоризации как основа речевой деятельности человека [Текст] / А. Л. Шарандин // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2013. - № 1. -С. 75-81.
Bibliograficheskij spisok
1. Bazovyj slovar' lingvisticheskih terminov [Tekst]. -Kiev : Izdatel'stvo Gosudarstvennoj akademii rukovodjashhih kadrov kul'tury i iskusstv, 2003. - 192 s.
2. Vygotskij, L. S. Myshlenie i rech' [Tekst] / L. S. Vygotskij. - M. : Labirint, 1982. - 352 c.
3. Gero, I. K. Aktivizacija rechevoj dejatel'nosti uchashhihsja na urokah russkogo jazyka v 5-7 klassah sredstvami zhivopisi i muzyki [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / I. K. Gero. - M., 2017.
4. Davydova, M. S. Formirovanie kommunikativno-rechevoj kompetencii uchashhihsja 5-9 kl. na urokah russkogo jazyka (na didakticheskom materiale po arhitekture) [Tekst] : dis. .kand. ped. nauk / M. S. Davydova. - Kirov, 2013.
5. Dejkina, A. D. Obuchenie i vospitanie na urokah russkogo jazyka [Tekst] / A. D. Dejkina. - M. : Prosvesh-henie, 1990. - 176 c.
6. Donskaja, T. K. Metodika prepodavanija russkogo jazyka: tradicii i sovremennost' [Tekst] : nauchno-metod / T. K. Donskaja. - SPb. : OOO «Knizhnyj Dom», 2011. -328 c.
7. Zherebilo, T. V Slovar' lingvisticheskih terminov. 5-e izd. [Tekst] / T. V Zherebilo. - Nazran' : Piligrim, 2010. - S. 349.
8. Kravchenko, A. V. Kognitivnaja lingvistika segod-nja [Tekst] / A. V. Kravchenko // Voprosy kognitivnoj lingvistiki. - 2004. - № 1. - S. 37-52.
9. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov [Tekst] / E. S. Kubijakova, V. Z. Dem'jankov, Ju. G. Pankrac, L. G. Luzina. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1996. - 245 c.
10. Kubrjakova, E. S. Problemy predstavlenija znanij v jazyke [Tekst] / E. S. Kubrjakova // Struktury predstavlenija znanij v jazyke. - M. : INION, 1996. - S. 5-31.
11. Kubrjakova, E. S. Jazyk i znanie. Na puti polu-chenija znanij o jazyke. Chasti rechi s kognitivnoj tochki zrenija. Rol' jazyka v poznanii mira [Tekst] / E. S. Kubrjakova. - M. : Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2004. - 560 s.
12. Lihachev, D. S. Konceptosfera russkogo jazyka [Tekst] / D. S. Lihachev // Russkaja slovesnost'. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta : Antologija. - M. : Akad-emija, 1997. - S. 280-287.
13. Mishatina, N. L. Lingvokonceptocentricheskaja sreda kak uslovie stanovlenija jazykovoj lichnosti shkol'nikaju [Tekst] / N. L. Mishatina. - SPb. ; Armavir : RIO AGP, 2011. - S. 75-81.
14. Mishatina, N. L. Metodika i tehnologija re-chevogo razvitija shkol'nikov: lingvokonceptocentrich-eskij podhod [Tekst] : monografija / N. L. Mishatina. -SPb. : «Saga» - «Nauka», 2009. - 264 c.
15. Mishatina, N. L., Cybul'ko I. P. Antropologicheskaja lingvometodika: v poiskah smys-la, soderzhanija i ocenivanija [Tekst] / N. L. Mishatina ; pod red. N. L. Mishatinoj. - M. : Nacional'noe obra-zovanie, 2016. - 232 c.
16. Naumova, N. G. Ob#ektivacija koncepta «Rossi-ja» v jazykovom soznanii molodezhi g. Kirova [Tekst] / N. G. Naumova // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - Kirov : Izd-vo VjatGGU, 2015. - № 3. - S. 96-103.
17. Popova, Z. D., Sternin, I. A. Osnovnye cherty semantiko-kognitivnogo podhoda k jazyku [Tekst] / Z. D. Popova, I. A. Sternin // Antologija konceptov/pod red. V. I. Karasika, I. A. Sternina. - M., 2007. - 250 c. -S. 16.
18. Stepanov, Ju. S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovanija [Tekst] / Ju. S. Stepanov. -M. : Shkola «Jazyki russkoj kul'tury», 1997. - 824 c.
19. Sysoljatina, A. A. Lingvokognitivnyj podhod k obucheniju sintaksisu slozhnopodchinennyh predlozhenij [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / A. A. Sysoljatina. -Kirov, 2013.
20. Sychugova, L. P. Slovar' iskusstva: semantiko-funkcional'nyj tolkovo-sochetaemostnyj slovar' iskusstva: zhivopis', grafika, skul'ptura, arhitektura [Tekst] / L. P. Sychugova. - Kirov : Izd-vo VjatGGU, 2008. - 452 c.
21. Sychugova, L. P. Kognitivnyj slovar' arhitektury [Tekst] / L. P. Sychugova. - Kirov : Izd-vo VjatGGU, 2012. - 293 s.
22. Sychugova, L. P. Razvitie jazykovoj lichnosti na osnove racional'nogo i bessoznatel'nogo [Jelektronnyj resurs] / L. P. Sychugova. - Rezhim dostupa : Advanced science, 2017. http: // advanced-science.ru/assets/mgr/docs / 1%282017%29 / %D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0% B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D 0%B5 / sychugova-russ-k-pechati.pdf. http: // advanced-science.ru/assets/mgr/docs / 1%282017%29 / %D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0% B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D 0%B5 / sychugova-russ-k-pechati.pdf
23. Hodjakova, L. A. Zhivopis' na urokah russkogo jazyka: razrabotki urokov [Tekst] : ucheb. Posobie / L. P. Sychugova. - M. : Flinta-Nauka, 2000. - 352 c.
24. Sharandin, A. L. Dinamicheskaja priroda koncep-tualizacii i kategorizacii kak osnova rechevoj dejatel'nosti cheloveka [Tekst] / A. L. Sharandin // Voprosy kogni-tivnoj lingvistiki. - 2013. - № 1. - S. 75-81.
Reference List
1. Basic dictionary of linguistic terms. - Kiev: Publishing house of the State academy of the managerial personnel of culture and arts, 2003. - 192 p.
2. Vygotsky L. S. Thinking and speech. - M. : Labyrinth, 1982. - 352 p.
3. Gero I. K. Activization of speech activity of pupils in 5-7 classes at Russian lessons by means of painting and music : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. -M., 2017.
4. Davydova M. S. Formation of communicative and speech competence of the students in 5-9 classes at Russian lessons (on didactic material on architecture): dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / M. S. Davydova. -Kirov, 2013.
5. Deykina A. D. Training and education at Russian lessons. - M. : Prosveshchenie, 1990. - 176 p.
6. Donslaya T. K. Ways of teaching Russian: traditions and present: scientific method. - SPb. : Knizhny Dom, 2011. - 328 p.
53
7. Zherebilo T. V Dictionary of linguistic terms. 5th edition. - Nazran: Pilgrim, 2010. - P. 349.
8. Kravchenko A. V Cognitive linguistics today // Questions of cognitive linguistics. - 2004. - № 1. - P. 37 -52.
9. Brief dictionary of cognitive terms / E. S. Kubry-akova, V Z. Demyankov, Yu.G. Pankraz, L. G. Luzin. -M. : publishing house of Moscow university, 1996. -245 p.
10. Kubryakova E. S. Problems of representation of knowledge in language // Structures of representation of knowledge in language. - M. : INION, 1996. - P. 5 -31.
11. Kubryakova E. S. Language and knowledge. On the way of knowledge acquisition about language. Parts of speech from the cognitive point of view. A language role in knowledge of the world. - M. : Languages of Slavic culture, 2004. - 560 p.
12. Likhachev D. S. Concept-sphere of Russian // Russian literature. From the theory of literature to structure of the text: Anthology. - M. : Academy, 1997. -P. 280-287.
13. Mishatina N. L. Linguocontceptual-centered environment as a condition of formation of the language personality of a pupil.-SPb.; Armavir: RIO AGP, 2011. -P. 75 -81.
14. Mishatina N. L. Methods and technology of speech development of school students: linguocontceptu-al-centered approach: monograph / N. L. Mishatina. -SPb. : «Saga» - «Nauka», 2009. - 264 p.
15. Mishatina N. L., Tsybulko I. P. Anthropological linguomethods: in search of sense, content and estimations; under the editorship of N. L. Mishatina. - M. : National education, 2016. - 232 p.
16. Naumova N. G. Objectivation of a concept «Russia» in language consciousness of the youth in Kirov // the Bulletin of Vyatka state humanities university. - Kirov : Publishing house of VyatSHU, 2015. - № 3. -P. 96-103.
17. Popova Z.D, Sternin I. A. The main lines of semantic-cognitive approach to language // the Anthology of concepts/under the editorship of V. I. Karasik, I. A. Sternin. - M., 2007. - 250 p. - P. 16.
18. Stepanov Yu. S. Constants: Dictionary of the Russian culture. Experience of a research. - M. : Languages of the Russian Culture school, 1997. - 824 p.
19. Sysolyatina A. A. Linguo-cognitive approach to training in complex sentences syntax : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences/ A. A. Sysolyatina. - Kirov, 2013.
20. Sychugova L. P. Dictionary of art: semantic-functional explanatory dictionary of art: painting, graphics, sculpture, architecture. - Kirov : Publishing house of VyatSHU, 2008. - 452 p.
21. Sychugova L. P. Cognitive dictionary of architecture. - Kirov : Publishing house of VyatSHU, 2012. -293 p.
22. Sychugova L. P. Development of the language personality on the basis of rational and unconscious [An electronic resource] / L. P. Sychugova. - Access mode: Advanced science, 2017. http: // advanced-sci-
ence.ru/assets/mgr/docs/1%282017%29/%D0%93%D1% 83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D 0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/sychugova -russ-k-pechati.pdf. http: // advanced-
sci-
ence.ru/assets/mgr/docs/1%282017%29/%D0%93%D1% 83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D 0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/sychugova -russ-k-pechati.pdf
23. Khodyakova L. A. Painting at Russian lessons: developments of lessons: textbook/L. P. Sychugova. -M. : Flint Nauka, 2000. - 352 p.
24. Sharandin A. L. Dynamic nature of conceptualization and categorization as basis of speech activity of the person // Questions of cognitive linguistics. - 2013. -№ 1. - P. 75-81.
54
fi. n. Сblцугоeа