1 Официальный сайт Президента России. Ы1р:/ДгетИ.№. ш/№ews/7982
2 Фалалеев М. Полиции гарантируют // Российская газета» Федеральный выпуск №5440 (64). 2011. 28 марта.
3 Приказ МВД РФ от 14 августа 2002 г. № 777 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // РГ. Федеральный выпуск № 180 (3048). 2000. 24 сентября.
4 Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. http://asozd2.duma. gov.ru/maiN9.N9sf %28Spravka№ew%29?Ope№Age№t& R№=518723-5&02
5 Расчет приводится без учета премии (3 ОДС), материальной помощи (1 ОДС), районных коэффициентов и подоходного налога
6 Расчет приводится без учета премии (3 ОДС), материальной помощи (1 ОДС), районных коэффициентов и подоходного налога
МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.Л. МИРОНОВ, кандидат юридических наук [email protected] 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право
Аннотация. Дается понятие конституционно-правового регулирования, рассматриваются как классические методы конституционно-правового регулирования, так и методы, более присущие конституционному праву. Рассматривается влияние методов конституционно-правового регулирования на субъекты общественных отношений.
Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, метод, общественные отношения, субъекты.
METHODS OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION
A.L. MIRONOV, PhD in Law
Annotation. The article presents the concept of constitutional and legal regulations are considered as the classical methods of constitutional and legal regulations, and methods are more inherent constitutional law. Also examines the influence of methods of constitutional legal regulation on the subjects of public relations. Key words: constitutionalandlegalregulation, method, publicrelationsagents.
Конституционно-правовое регулирование представляет собой нормативно-организационное воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, имеет целенаправленный характер и осуществляется с помощью определенной системы правовых средств (конституционно-правовых норм, правоотношений и др.), специфического метода правового регулирования, которые обеспечивают достижение желаемых результатов.
Чаще конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью субординации, т.е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал: обязывания и запрещения. Метод координации встречается реже. Он заключается в том, что субъектам предоставляются права на собственные активные действия, обусловленные необходимостью согласования воль, например «Президент Республики может до промульгации закона мотивированным посланием палатам потребовать нового обсуждения» (ст. 74 Конституции Италии). Этот пример свидетельствует о
способе разрешения конфликта между Президентом и Парламентом по поводу содержания закона.
Однако при конституционно-правовом регулировании используются такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как предписание, запрет, дозволение, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.
Предписание предусматривает возложение на участника правоотношения обязанности совершить определенные действия в условиях, предусмотренных данной нормой. Посредством предписания провозглашается большинство норм конституции, относящихся прежде всего к организации и деятельности органов государственной власти. Речь идет о том, что на государственные органы и должностных лиц возлагаются обязанности действовать для достижения конкретных целей. Предписание может носить характер как общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются или изменяются их задачи, полномочия и т.д., так и конкретных поручений совершить то или иное
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
юридически значимое действие (например, выделить средства, принять решение, назначить или освободить от должности руководителя и др.) Так, в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. В предписаниях выражена преимущественно активно-действенная, прин удительно-обязывающая сторона правового регулирования, причем тем, кому адресовано предписание, вменяется в обязанность совершить то, что они, возможно, и не совершили бы или совершили бы в ином объеме.
Юридическая характеристика предписаний выражается в том, что они опосредуются правоотношениями, в которых на одну сторону возложена юридическая обязанность совершать активные действия, а другая сторона обладает правом требовать, а в случае неисполнения — возможностью обеспечить реальное исполнение юридической обязанности1.
Еще одним видом правового воздействия является запрет. Его содержание предусматривает, что правовая норма возлагает на своих адресатов обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, которые предусмотрены соответствующей нормой.
Юридические запреты являются необходимым юридическим средством охраны прав и законных интересов граждан, общественных объединений. Такой запрет содержит, например, ст. 21 Конституции РФ: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Юридические запреты играют фиксированную роль и призваны обеспечить незыблемость существующих порядков и отношений. Запретительные нормы в Конституции РФ встречаются часто. К ним относятся многие нормы, содержащиеся в гл. 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54). Запретительный смысл содержится и в ряде других конституционных норм (ст. 3, 6, 13— 16, 74, 76, 79, 81, 90, 92, 97, 98, 109, 118, 122, 123, 133), а также во многих государственно-правовых нормах. Эти нормы очерчивают зону возможного неправомерного поведения, обеспечивая защиту публичных интересов, т.е. интересов людей, общества и государства.
Юридическое дозволение — это разрешение совершить те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных соответствующей нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Дозволение является субъективным юридическим правом и поэтому ему свойственны усмотрение и мера юридических возможностей. Речь идет не просто о мере возможного поведения, а только о такой, которая обеспечивает возможность выбрать вариант собственного поведения,
проявить активность, реализовать свои интерес.
Возложение обязанностей является способом воздейс -твия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При этом одна из сторон наделяется государственно-властными полномочиями, а на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениями стороны, наделенной такими полномочиями.
Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения является установление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.) Сочетание классических способов воздействия на участников общественных отношений определяет характер правового регулирования.
Среди методов конституционно-правового регулирования можно выделить наиболее существенные—диспо-зитивный и императивный. Для диспозитивного метода характерно дозволение, основанное на равноправии и координации субъектами отношений выбора поведения. Основанием возникновения правоотношений при этом обычно выступает договор. Дозволение применяется, например, при определении полномочий государственных органов. Строгая связанность субъектов конституционного права законами, очерчивающими сферу их деятельности, позволяет действовать в пределах полномочий, предоставленных им для выполнения возложенных на них функций, т.е. к субъектам конституционного права неприменим принцип «дозволено все, что не запрещено законом», используемый, например субъектами гражданского права. В дозволении используется иной правовой принцип — принцип четкого определения полномочий, которые позволяют субъектам конституционного права совершать юридически значимые действия.
Императивный метод регулирования характеризуется преобладанием властных предписаний (запретов, обязываний, наказаний) в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения. Императивный метод предполагает такое правовое положение субъектов, которое построено на субординации и прямом подчинении.
В регулируемых конституционным правом общественных отношениях часто проявляется известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект государственной власти. Этот субъект действует так потому, что он выступает от имени государства и выражает публичный интерес2. Отсюда и вытекает юридическое неравенство сторон, а сами общественные отношения, регулируемые конституционным правом, часто характеризуются как властеотношения.
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учебник % 4-е изд., перераб. и доп. М. : Велби, Проспект, 2008. С. 38.
2 Конституционное право России : учебник / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко ; 4-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 16.