МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Абдурахманова М.У. Email: [email protected]
Абдурахманова Мадина Улугбековна - преподаватель, кафедра языков, педагогики и психологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обсуждается изучение курса латинского языка и основ медицинской терминологии в медицинских институтах, университетах и академиях. Это предназначено, прежде всего, для подготовки терминологически грамотного врача. Согласно образовательному стандарту, студенты медицинского вуза должны обладать различными общекультурными и профессиональными компетенциями и, в том числе, знать историко-медицинскую терминологию и обладать способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения. Современная педагогика предусматривает тесное взаимодействие педагога и обучающихся во всех звеньях образования, что достигается путём широкого внедрения интерактивных технологий в процесс обучения. Ключевые слова: латинский язык, терминология, обучение.
METHODS OF INTERACTIVE LEARNING LATIN IN HIGHER MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS Abduraxmanova M.U.
Abduraxmanova Madina Ulugbekovna - teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGES, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, ANDIJAN STATE MEDICAL INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the study of the Latin course and the basics of medical terminology at medical institutes, universities and academies. This is intended primarily for the preparation of terminologically competent physician. According to the educational standard, medical students should have different general cultural and professional competences, including, inter alia, know the historical and medical terminology and have the ability and willingness to master one of the foreign languages at the level of everyday communication. Modern pedagogy provides for close interaction between the teacher and students in all levels of education, which is achieved through the widespread introduction of interactive technologies in the learning process. Keywords: Latin, terminology, training.
УДК.: 372.881.111.1
При обучении латинскому языку и основам медицинской терминологии в высших медицинских образовательных учреждениях широко используются такие методы, как тренинг, программированное, компьютерное обучение, дискуссия, кейс-метод, деловые и ролевые игры[1].
Под тренингами подразумевается учебная технология моделирования специально заданных ситуаций, где студенты имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки и обобщить свой практический опыт. Программированное обучение позволяет достичь высокой степени структурирования дидактического материала и выполнить пошаговую оценку степени его усвоения. При этом информация представляется небольшими блоками в печатном виде или на мониторе компьютера, а студенты имеют возможность работать в удобном для них
темпе, выполняя задания, показывающие степень усвоения материала[3]. Целью учебной дискуссии является процесс поиска. При этом педагог создаёт и поддерживает благоприятную психологическую обстановку на занятии и обеспечивает правильность выводов. Этот метод позволяет максимально использовать теоретические знания и практические навыки студентов, способствует лучшему усвоению изучаемого ими материала, что объясняется тем, что в групповой дискуссии они формулируют доказательства, обосновывают принципы и подходы, предложенные преподавателем. Целью кейс-метода является закрепление знаний, полученных студентами на занятиях и их экспертиза, глубокий анализ информации, выявление ключевых проблем, определение путей их решения и формирование программы действия[4]. Практические ситуации могут быть разработаны на основе описания реальных событий или искусственно сконструированы. Следует выделить следующие этапы работы обучающихся над практической ситуацией: знакомство с ситуацией, выявление проблем, анализ имеющейся информации, формирование альтернативных решений, оценка предложенных альтернатив, подготовка решений по итогам рассмотрения практической ситуации, презентация результатов проведенного анализа, обсуждение выступлений и подведение итогов. Метод деловой ролевой игры представляет собой персонифицированную игру с различными, зачастую противоположными, интересами её участников. Этот метод помогают формировать следующие важные профессиональные компетенции: коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления. Игра такого типа является разновидностью имитационного моделирования, связанного с исполнением соответствующих ролей и представляющего собой «заместителя» реальных ситуаций повседневной жизни и профессиональной деятельности[2]. Этот метод очень эффективен, к примеру, при проведении обобщающего семинарского занятия по теме «Клиническая терминология». В деловой ролевой игре «Пациент и врач», организованной на таком занятии, может быть отражена деятельность узких специалистов: терапевта, хирурга, акушера-гинеколога, отоларинголога, окулиста, невропатолога, эндокринолога, роли которых исполняют студенты. При этом занятие планируется с учётом эффективности усвоения знаний, а также осуществляется реализация его структурных компонентов в соответствии с принципами многократного вариативного повторения. В ходе игры студенты могут выполнять латино-русский и русско-латинский переводы клинических терминов, их конструирование по терминоэлементам, осуществлять пояснение их общего смысла, сравнивать роль латинского и греческого языков в медицинской терминологии и в медицине в целом, читать и писать по-лытыни названий патологических процессов и состояний, терминоэлементов, обозначающих названия наук, разделов медицины, методов исследования, анализировать термины по терминоэлементам и употреблять в речи термины, обозначающие название операций, консервативные методы лечения, патологические изменения функций организма и физиологических процессов[5]. Кроме того, этот метод способствует развитию креативных качеств личности, эрудиции, профессионального поведения, речевого общения и усвоению этических норм межличностного взаимодействия. Интерактивные методы обучения развивают способность обучающихся выявлять проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить альтернативные решения и выбирать из них наиболее оптимальное, владеть техникой общения, а также способствуют успешному формированию у них общекультурных и профессиональных компетенций[1]. Всё это успешно формируется при выборе наиболее оптимальных методов обучения и воспитания. Современная педагогика предусматривает тесное взаимодействие педагога и обучающихся во всех звеньях образования, что достигается путём широкого внедрения интерактивных технологий в процесс обучения. В связи с этим, приоритетными сегодня являются методы, где главное внимание уделяется практической отработке знаний, умений и навыков.
Список литературы /References
1. Хомылева А. Модульно-компетентностный подход в обучении преподавателей вуза информационным технологиям / А. Хомылева // Высшее образованее в России. 2007. N 9. С. 127-131.
2. Копылова В.В. Методика проектнов работы на уроках английского языка. М.:Глобус, 2007. 170 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. №2. С.3-10.
4. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам.
5. Чепель Т.Л. Интерактивные методы обучения в системе современного профессионального педагогического образования / Т.Л. Чепель // Педагогическое профессиональное в современном образовании: материалы Международной научно-практической конференции (20-22 февраль 2006 г.) Ч. 2 / под науч. ред. Е.В. Андреенко е др.; Новосеб. гос. пед. ун-т. Новосибирск : НГПУ, 2006. С. 120-127.