О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.3
Зайцева Н.В.1, Попова А.Ю.2, Май И.В.1, Шур П.З.1
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ АНАЛИЗА РИСКА ЗДОРОВЬЮ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
'ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 614015, г Пермь; 2Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, г. Москва
Методология анализа риска здоровью населения на современном этапе развития российского общества востребована на всех уровнях государственного управления. В сопряжении с методами математического моделирования, пространственно-временного анализа и экономическими инструментами оценка риска при анализе ситуации позволяет определять уровень безопасности населения, работающих и потребителей продукции, выделять приоритетные источники и факторы угроз как точки приложения усилий. На стадии планирования оценка риска является основой установления наиболее эффективных мер по минимизации угроз и опасностей. На стадии реализации планов действий методология дает возможность оценить эффективность мероприятий; на стадии контроля и надзора - выделять приоритеты для концентрации усилий на объектах наибольшего риска для здоровья граждан. Оценки риска, в том числе с элементами эволюционного моделирования, включают в систему государственного гигиенического нормирования, в формирование доказательной базы вреда здоровью, в организацию контрольно-надзорной деятельности. Это позволяет гармонизировать отечественную нормативно-правовую базу с мировыми законодательными требованиями и в конечном итоге повышает доверие к российским данным о безопасности среды обитания, товаров и услуг. Актуальным представляется дальнейшее закрепление правоприменения методологии анализа риска здоровью в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны здоровья работающих; развитие информационно-аналитической базы в части установления моделей зависимостей экспозиция-ответ для различных типов и уровней экспозиции и контингентов риска; повышения точности оценок экспозиции; совершенствование экономических аспектов анализа риска здоровью и прогнозирование мер, направленных на снижение потерь, связанных с негативным воздействием разнородных факторов на здоровье граждан.
Ключевые слова: оценка риска; государственное управление; санитарно-эпидемиологическое благополучие. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 93-98.
Zaytseva N.V.1, Popova A.Yu.2, May I.V.1, Shur P.Z.1 METHODS AND TECHNOLOGIES OF HEALTH RISK ANALYSIS IN THE SYSTEM OF THE STATE MANAGEMENT UNDER ASSURANCE OF THE SANITATION AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF POPULATION
1Federal Scientific CenterforMedical and Preventive Health Risk Management Technologies, Perm, Russian Federation, 614015; 2Federal Service on Customers' Rights Protection and Human Well-Being Surveillance, Moscow, Russian Federation, 127994
The methodology of the analysis of health risk at the present stage of development of Russian society is in-demand at all levels of government management. In conjunction with the methods of mathematical modeling, spatial-temporal analysis and economic tools the risk assessment in the analysis of the situation makes it possible to determine the level of safety of the population, workers and consumers, to select prior resources, and threat factors as a point for exertion efforts. At the planning stage risk assessment is a basis for the establishment of most effective measures for the minimization of hazard and dangers. At the realization stage the methodology allows to estimate the efficiency of measures; at the control and supervision phase it permits to select out priorities for the concentration of efforts on the objects of maximal health risk for population. Risk assessments, including the elements of evolutionary modeling, are incorporated in the system of state hygienic regulation, the formation of evidence base of harm to health, the organization of control and supervisory activities. This allows you to harmonize the domestic legal framework with international legal requirements and ultimately enhances the credibility of the Russian data on the safety of the environment, products and services. There is seemed to be actual the further assignment of enforcement of methodology of health risk analysis in the field of assurance of sanitary and epidemiological well-being and health of employers; the development of informational and analytical base in the part of the establishment of models of dependencies "exposure-response" for different types and levels of exposure and risk contingents; the accuracy enhancement of estimations of exposure; improvement of the economic aspects of health risk analysis and forecasting of measures aimed at mitigation of the losses associated with the negative impact of manifold factors on the health of citizens.
Key words: risk assessment; governance; sanitary and epidemiological welfare.
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 93-98. (In Russ.)
Основные цели, задачи и направления политики государства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, безопасности населения, сохранения и преумножения человеческого потенциала страны определяет ряд стратегических документов Рос-
Для корреспонденции: Май Ирина Владиславовна, may@ fcrisk.ru.
For correspondence: May Irina, [email protected].
сийской Федерации: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [6]; «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» [13]; «Экологическая доктрина Российской Федерации» [18]; указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [8] и другие доку-
менты. На уровне государства безопасность населения рассматривается как отсутствие недопустимых рисков для жизни и здоровья, а в качестве цели управления определяется последовательное снижение до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и природные объекты.
Текущий этап социально-экономического развития страны происходит в непростых условиях: нарастает политическая и макроэкономическая нестабильность, усиливается глобальная конкуренция на традиционных рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, а также в системах национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Изменения в политической, экономической и социальной системах нашего государства меняют приоритеты, ставят перед научным сообществом, в том числе гигиеническим, новые стратегические цели и задачи, требуют разработки новых подходов к достижению этих целей.
Среди большого разнообразия методов, которые обеспечивают достижение задач государственного управления, анализ рисков для жизни и здоровья человека занимает особое место. Именно этот метод ориентирован на упреждение реализации угроз и опасностей, а не ликвидацию их последствий; на выявление приоритетов по критериям здоровья населения; на возможности моделирования различных ситуаций и т.п. Кроме того, на сегодня математическая теория риска - интенсивно развивающееся направление науки, где параллельно разрабатываются фундаментальные основы и прикладные приложения [1, 12]. В различных областях обеспечения безопасности для оценки рисков используют самые разные методы математического анализа, теории вероятности и статистики и пр.: метод Дельфи, предварительный анализ опасностей, исследование функциональности (опасности и работоспособности), марковский анализ, причинно-следственный анализ и т. п. Совершенствование этого инструментария и его адаптация к задачам анализа риска здоровью повышает возможности оценки интегральных рисков, их дефрагментации, определения структуры рисков, выделения приоритетов.
Государственное управление в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения развивается в общем русле совершенствования государственных механизмов, ориентируясь на внедрение элементов анализа риска в каждый из элементов системы управления: 1) анализ ситуации, оценка исходных позиций; 2) планирование (формирование целей и задач, формирование конкретных программ и планов действий); 3) контроль и надзор за исполнением планов действий; 4) мониторинг ситуации; 5) оценка результативности и эффективности предпринятых мер.
На сегодня оценка рисков здоровью при анализе санитарно-эпидемиологической ситуации - наиболее востребованный и методически обеспеченный сегмент системы управления [3, 7, 10]. За последние несколько лет Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено и рекомендовано к внедрению более десятка документов, ориентированных на оценку риска для здоровья населения при воздействии вредных факторов среды обитания. Подготовлен ряд методических документов в сфере охраны здоровья работающих: методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника; методика расчета интегрального показателя уровня профес-
сионального риска в организации; регламент по идентификации опасностей и оценке рисков травмирования на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда; система регламентов и стандартов проведения аттестации рабочих мест и оценки профессиональных рисков и ряд других.
Методы оценки токсикологических рисков, причинно-следственного анализа, оценки индексов опасности и пр., которые положены в основу разработанных ведомственных документов, на стадии анализа ситуации позволяют устанавливать приоритетные факторы опасности и контингенты риска с учетом масштабности и тяжести тех или иных последствий для здоровья и обосновывать программы действий с учетом этих приоритетов. В 2013 г. по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга и оценки риска в регионах страны подготовлены 3634 проекта управленческих решений, из которых принято к исполнению около 70%, что свидетельствует о востребованности результатов оценки риска и органами власти и гражданским обществом [9].
В сопряжении с факторным и кластерным анализом оценка риска позволяет выделить регионы, а в пределах регионов - отдельные территории, зоны, участки, которые характеризуются однотипными (близкими) наборами опасностей и уровнями рисков. Так, при подготовке государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году» были выделены группы регионов с типовыми социально-экономическими и санитарно-гигиеническими проблемами, которые формируют риски дополнительной смертности и заболеваемости населения. Установлено, что для одних территорий (города Москва и Санкт-Петербург, Тюменская область, Сахалинская область, Красноярский край) актуальным представляется концентрация усилий по улучшению качества среды обитания (снижение доли нестандартных проб атмосферного воздуха, питьевых вод, почв), поскольку санитарно-гигиенические проблемы формируют в таких регионах риски увеличения смертности и заболеваемости населения до 10-18% (при минимальном вкладе социально-экономических показателей). Для других регионов (Кировской, Магаданской, Ивановской областей, Забайкальского края, Республики Тыва, Ненецкого автономного округа и 22 других субъектов федерации) более существенными являются социально-детерминированные риски (до 15-20% дополнительных случаев смертей и заболеваний разных классов), и приоритеты соответственно лежат в области улучшения социально-экономического положения жителей [9]. Полученные данные позволяют разрабатывать общие, межрегиональные или типовые программы действий, повышая эффективность финансовых вложений в системы мероприятий по минимизации рисков для здоровья.
Интеграция методов оценки риска с экономическими инструментами позволяет получить денежные эквиваленты потерь государства. Так, к примеру, установлено, что в 2013 г. только с воздействием приоритетных примесей атмосферного воздуха городов вероятностно связано более 18,1 тыс. смертей и около 3979,4 тыс. заболеваний занятого населения (население трудоспособного возраста и работающие пенсионеры), которое по причине болезни, смерти или уходу за больным выбывает из процесса производства валового внутреннего продукта. Как следствие, экономические потери валового национального продукта составили в 2013 г. порядка 69,11 млрд руб. Аналогичные потери, ассоциированные
с воздействием микробного и химического загрязнения питьевых вод и почв, а также воздействием физических факторов (шум, ЭМИ, ионизирующее излучение) составили более 123 млрд руб. Полученные данные, несомненно, являются основой для принятия мер по минимизации причин, формирующих такие финансовые потери государства.
Следует отметить, что разработанные и апробированные на международном уровне методы оценки риска здоровью получили в стране свое развитие через сопряжение с методами системного анализа и математического моделирования. Это позволило получать принципиально новые данные о динамике нарастания рисков для здоровья в условиях различной экспозиции населения, учитывать риски при совместном воздействии разнородных факторов (химических, физических, биологических, факторов образа жизни). Подходы закреплены рядом методических документов федерального уровня по оценке риска от воздействия химических веществ (МР 2.1.10.0062-12), транспортного шума (МР 2.2.10.0059-12), переменных электромагнитных полей (МР 2.1.10.0061-12) и ряда других. Применение моделирования эволюции риска позволяет избежать как недооценки, так и аггравации рисков для здоровья, поскольку определяет характер нарастания риска и качественное его изменение (например, трансформация допустимого риска в недопустимый или умеренного риска - в высокий). Это дает основание обоснованно принимать решение о возможности применения мер с учетом срочности их реализации. В ряде случаев оценка эволюции риска позволяет прогнозировать неочевидный риск для здоровья в условиях длительного низкоуровневого воздействия, что способствует принятию мер, которые могли бы быть упущенными при анализе иными способами. Использование предлагаемых подходов позволило, к примеру, при гигиенической оценке ситуации в зоне крупного аэропорта (около 500 взлетов-посадок в сутки, более 170 тыс. человек, постоянно проживающих под сочетанным воздействием шумовой и химической нагрузки) разработать для жителей ближайших микрорайонов рекомендации по минимизации недопустимых рисков. При этом было учтено, что пренебрежимо малый риск претерпевает качественное изменение, переходя через 8-10 лет экспозиции в риск умеренный (который был оценен как недопустимый), что позволило предусмотреть средне- и долгосрочные мероприятия.
Методы эволюционного моделирования рисков апробированы и в задачах обеспечения безопасности продукции в рамках Таможенного союза, где они закреплены документом «Методология оценки рисков здоровью населения при воздействии химических, физических и биологических факторов для определения показателей безопасности продукции (товаров)», разработанным по заданию Евразийской экономической комиссии. Применение методологии позволило защитить позицию Российской Федерации и еще более 60 стран по вопросу содержания остаточных количеств ветеринарных препаратов в продуктах питания [11], оценить недопустимость использования сборных жилых домов конкретной серии для постоянного проживания, оценить максимальную длительность использования школьной мебели определенного типа и т. п. [5].
Сопряжение оценки риска с современными методами пространственного анализа расширяет сферу применения методологии на задачи территориального планирования и градостроительства. Пространствен-
ное моделирование, в том числе трехмерное, позволяет выделять зоны опасности и численность населения, нахожящегося под негативным воздействием. Разработанные в рамках службы атласы химических, шумовых, электромагнитных нагрузок на население, включающие карты рисков для здоровья, предназначены прежде всего для лиц, принимающих решения на региональном и муниципальном уровнях. Практика применения пространственного анализа рисков накоплена в Липецкой области, Пермском крае, Республике Татарстан, других субъектах федерации. Технологии картирования рисков были применены при организации систем наблюдения за качеством среды обитания в период проведения Уни-версиады-2013 и зимних Олимпийских игр-2014 [10].
Методология оценки рисков в сфере сохранения трудовых ресурсов востребована из-за все возрастающей потребности государства в сохранении здоровья работающих и в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенций Международной организации по охране труда, таких как: «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»; «О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» и пр. При этом в России созданы предпосылки для полноценного анализа (оценки и управления) профессиональных рисков. Наиболее полно методические подходы, которые целесообразно использовать при оценке риска формирования болезней, связанных с работой, описаны в Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников [16]. Документ предполагает последовательное выполнение идентификации опасности, априорную оценку риска, оценку степени причинно-следственной связи нарушений здоровья с работой и т.п. Изложенные подходы успешно сочетаются и с методами эволюционного моделирования рисков, которые позволяют оценить изменение рисков с учетом стажа работы, любых изменений экспозиции (сменных, сезонных, годовых и т. п.), персональных особенностей образа жизни и т. п. Метод дает возможность ретроспективных и прогнозных оценок риска возникновения профессиональных заболеваний. Апробация подходов при установлении оптимальной продолжительности смены шахтеров горнорудного калийного предприятия, определении безопасного стажа и обосновании системы профилактических мероприятий работников горно-металлургического предприятия показала их высокую практическую значимость и эффективность [18]. В целом задача управления рисками для здоровья работающих должна рассматриваться как одна из основных и наиболее значимых для прогрессивного развития страны.
Результатом оценки риска при анализе ситуации является выход на планируемые меры по минимизации угроз и опасностей. Собственно планирование и реализация мероприятий является зоной ответственности хозяйствующих субъектов - источников риска для здоровья, опасности. Вместе с тем, поскольку успех и эффективность управления существенно зависит от точек приложения усилий, от выбора перечня и сроков реализации мероприятий, специалисты органов и организаций Роспотребнадзора на этапе планирования выступают в качестве экспертов и консультантов, задавая векторы планов действий и оценивая достаточность и срочность мероприятий. Кроме того, государственной функцией является обеспечение управляющих действий общего характера - нормирование вредных воздействий, лицензирование опасной деятельности, проведение государственной экспертизы и т. п.
Соотнесение управляющих действий, предусмотренных российским законодательством, с классификацией методов управления рисками
Управляющие действия
Классификация метода управления рисками
Федеральный закон от 30.03.99N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Уклонение (отказ) от рисков
Профилактика заболеваний
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Формирование и ведение открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов об угрозах
Обязательное подтверждение соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям
Лицензирование деятельности, представляющей потенциальную опасность для человека
Государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ
Гигиеническое воспитание и обучение населения и пропаганда здорового образа жизни
Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха
Локализация рисков (профилактика, снижение рисков)
Уклонение (отказ) от рисков, локализация рисков
Уклонение (отказ) от рисков, локализация рисков
Уклонение от рисков
Уклонение от рисков, принятие рисков
Уклонение от рисков, принятие рисков
Уклонение (отказ) от рисков, локализация рисков
Компенсация рисков, локализация рисков. Профилактика рисков
Федеральный закон 04.05.99N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Уклонение (отказ) от рисков, локализация рисков
Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде Компенсация рисков
от 10.01.02 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Экологическое страхование Передача рисков
Экономическая поддержка предпринимательской, Локализация рисков
инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды
Градостроительный кодекс РФ Государственная экспертиза строительной документации Уклонение (отказ) от рисков
Основные типы мер по управлению рисками здоровью на уровне государства определены федеральными законодательными документами. Так, Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет виды мер, предназначенных для управления на уровне государства угрозами санитарно-эпидемиологического характера; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает меры по управлению угрозами экологического характера и т. п. (см. таблицу). При этом на всех уровнях управления используют методы уклонения от рисков; методы диверсификации и профилактики рисков и/или методы компенсации.
Отечественное гигиеническое нормирование ориентировано на включение оценки риска в обоснование гигиенических нормативов качества среды обитания человека, поскольку разработка «п8к-Ьа8е^>-стандартов является одним из условий гармонизации отечественной и международной нормативно-правовой базы санитарно-эпидемиологического благополучия и признания безопасности отечественных товаров, услуг, объектов среды обитания. Работы по обоснованию гигиенических нормативов с учетом рисков для здоровья уже начаты и имеют хорошие перспективы [15].
Научно-исследовательские организации Роспотреб-надзора разрабатывают и предлагают практическому
здравоохранению, в том числе ведомственному, технологии профилактики и коррекции заболеваний, ассоциированных с негативным влиянием факторов среды обитания, формирующихся у населения (работающих, потребителей) под воздействием негативных факторов среды обитания. На сегодня разработана структурно-функциональная модель реализации медико-профилактических технологий управления риском нарушений здоровья, ассоциированных с воздействием факторов среды обитания, основанная на практике взаимодействия органов и организаций Роспотребнадзора и учреждений практического здравоохранения с разделением их функций и полномочий [17]. В настоящее время предложено более 35 медико-профилактических технологий, 5 стандартов и протоколов профилактики болезней, ассоциированных с воздействием химических факторов, для работающих и населения, в том числе «Медико-профилактическая технология предупреждения развития неконтролируемых форм бронхиальной астмы, обусловленных аэрогенным воздействием аэрозолей металлов»; «Стандарт профилактики вторичных иммунодефицитных заболеваний у населения, проживающего на территориях с неудовлетворительным качеством питьевой воды по са-нитарно-химическим показателям»; «Диспансерное наблюдение за детьми из группы длительно болеющих, проживающих в условиях аэрогенной экспозиции химических веществ» и т. п.
Технологии профилактики заболеваний, ассоциированных с воздействием факторов опасности, базируются на механизмах восстановления мембран-но-клеточных механизмов биотрансформации химических веществ; стимуляции естественных механизмов выведения химических веществ техногенного происхождения и их метаболитов; восстановлении баланса окислительных и антиоксидантных процессов на системном уровне за счет стимуляции функциональной активности на клеточном и субклеточном уровнях; стимуляции факторов иммунологической защиты и неспецифической реактивности; восстановлении адаптационных резервов и вегетативной реактивности организма и коррекции патофизиологических и патоморфологических нарушений в органах-мишенях. Богатый и требующий распространения опыт в области медико-профилактических технологий накоплен в Пермском крае, Свердловской, Оренбурской, Кировской областях, городах Москве, Санкт-Петербурге и др. [1, 10, 14, 17] Подтверждена клиническая эффективность разработанных технологий. Экономическая эффективность профилактической деятельности составила порядка 1,6-6,5 руб. затрат на одного пациента.
Мониторинг рисков систематически выполняется в рамках системы социально-гигиенического мониторинга, постоянно развиваясь в части повышения точности оценки экспозиции и анализа сочетанного воздействия разнородных факторов и т. п.
Оценка риска рассматривается и как неотъемлемая составная часть системы доказательства вреда здоровью при воздействии факторов среды обитания, где результаты идентификации опасности, оценки экспозиции, анализа зависимостей экспозиция-эффект и характеристики риска позволяют получить четкую направленность углубленных медико-биологических и клинических обследований, составляющих основную часть доказательственной базы. При этом достигается существенное сокращение объемов и времени исследования без утраты его информативности.
Крайне важным аспектом применения методологии оценки риска в рамках государственного управления является оптимизация контрольно-надзорной деятельности, где результаты оценки риска могут и должны являться основой классификации объектов по степени опасности для жизни и здоровья населения и инструментом определения эффективности принимаемых мер [10, 20]. Развитие и совершенствование разработанной и внедренной в 2008 г. системы ранжирования объектов, поднадзорных санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, методически может быть основано на более полном учете вероятности негативного воздействия на человека (работника, потребителя, жителя), тяжести нарушений здоровья, которые могут быть вызваны при данном воздействии (реальном или потенциальном), а также учете масштабов угрозы (т. е. численности населения, подверженного вредному влиянию факторов опасности объекта надзора). Развитие системы контроля на базе оценки рисков для здоровья позволит при общем снижении административной нагрузки как на хозяйствующие субъекты, так и на надзорные органы, сконцентрировать контроль на тех объектах, которые формируют реальные угрозы и риски для здоровья населения, а, следовательно, обосновать меры по реальному снижению опасностей.
Оценка риска в сочетании с методом затраты-выгоды широко применяется при изучении эффективности санитарно-гигиенических мероприятий. Сопряжение прогнозных оценок риска с результатами контрольно-надзорной деятельности делают возможным анализ эффективности деятельности органов Роспотребнадзора [10].
Таким образом, применение методологии оценки риска на всех этапах управления санитарно-эпидемиологической ситуации позволяет:
- на стадии анализа ситуации в сопряжении с методами эволюционного моделирования, пространственного анализа, экономическими инструментами и т. п. оценивать степень безопасности населения, работающих и потребителей товаров, выделять основные источники и факторы опасности как точки приложения усилий;
- на стадии планирования обосновывать наиболее эффективные технологии минимизации угроз и опасностей;
- на стадии реализации оценивать фактическую эффективность мероприятий;
- на стадии контроля и надзора выделять приоритеты для концентрации усилий на объектах наибольшего риска для здоровья граждан.
В целом риск-ориентированная система управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения должна обеспечивать постоянное улучшение ситуации в стране, а также достижение стратегических целей государства по сохранению и преумножению человеческого потенциала страны.
При этом актуальным представляется:
- совершенствование законодательной базы Российской Федерации в части расширения областей правопри-
менения методологии анализа риска здоровью в сфере защиты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны здоровья работающих и прав потребителей на безопасность товаров и услуг;
- исследование и систематизация методов оценки отдельных видов рисков и совокупного (интегрального) риска здоровью при воздействии разнородных факторов среды обитания;
- разработка стохастической (имитационной) структурной модели оценки совокупного риска здоровью, а также проверка ее адекватности в эпидемиологических исследованиях;
- совершенствование научно-методических основ оценки экспозиции населения к вредным факторам как основы корректной оценки риска для здоровья;
- развитие информационно-аналитической базы моделей зависимостей экспозиция-ответ применительно к различным типам и уровням экспозиции и континген-там риска;
- разработка подходов к классификации рисков и установлению уровней допустимых рисков для здоровья человека;
- поиск путей повышения точности оценок и эффективности действий по минимизации риска;
- совершенствование экономических аспектов анализа риска здоровью и прогнозирования мер, направленных на снижение потерь, связанных с негативными изменениями здоровья граждан;
- модернизация способов прогнозирования угроз для здоровья населения Российской Федерации;
- развитие системы информирования о рисках как важной составляющей управления рисками.
Литература (п. 20 см. References)
1. Аминова А.И., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А. Технологии профилактики экообусловленных аллергических заболеваний органов дыхания у детей в детских дошкольных учреждениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011; 5: 86-7.
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска. М.: Стандартинформ; 2012.
3. Диконская О.В. Методические подходы к проблемно-целевому планированию и оценке деятельности органов и учреждение Роспотребнадзора в Свердловской области. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 1: 12-5.
4. Зайцева Н.В., Аминова А.А., Лужецкий К.П. Особенности иммунореабилитации у детей с экодетерминированными дисфункциями иммунной системы. Аллергология и иммунология. 2011; 12(1): 162.
5. Зайцева Н.В., Май И.В., Клейн С.В. К вопросу установления и доказательства вреда здоровью населения при выявлении неприемлемого риска, обусловленного факторами среды обитания. Анализ риска здоровью. 2013; 2: 14-26.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. М.; 2008.
7. Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Ярушин С.В., Малых О.Л., Кузьмина Е.А. Управление санитарно-эпидемиологической обстановкой с использованием социально-гигиенического мониторинга и методологии оценки риска для здоровья населения. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 11: 16-9.
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». М.; 2012.
9. Государственный доклад. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2014.
10. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. Анализ риска здоровью. 2014; 2: 4-13.
11. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Тутельян В.А., Зайцева Н.В., Хотимченко С.А., Гмошинский И.В. и др. К оценке безопасности для здоровья населения рактопамина при его поступлении с пищевыми продуктами. Вестник РАМН. 2013; 6: 4-8.
12. Орлов А.И., Пугач О.В. Подходы к общей теории риска. Управление большими системами: сборник трудов 2012. Выпуск 40. Available at: http://cyberleninka.ru/article/ri/podhody-k-obschey-teorü-riska_(дата обращения: 26 Марта 2014 года).
13. «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 01.11.2013 № Пр-2573). М.: 2013.
14. Прокопенко Ю.И., Ильченко И.Н., Ильин В.П., Прокопенко И.Ю., Измайлова Г.А., Александри А.Л. Принципы построения программ медико-экологической реабилитации населения (технологии и средства). Альманах клинической медицины. 1999; 2: 69-75.
15. Рахманин Ю.А. Актуализация проблем экологии человека и гигиены окружающей среды. Гигиена и санитария. 2012; 5: 4-8.
16. Измеров Н.Ф., ред. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. М.: Минздрав России; 2003.
17. Устинова О.Ю. Организация лечебно-диагностической помощи в условиях санитарно-гигиенического неблагополучия среды обитания и производственной деятельности для задач снижения риска здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 11 (212): 36-8.
18. Шляпников Д.М., Шур П.З., Рязанова Е.А., Алексеев В.Б., Костарев В.Г. Сочетанное действие производственных факторов и факторов образа жизни на развитие некоторых производственно обусловленных заболеваний у работников машиностроения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013; 15(3-6): 2021-3.
19. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». М.; 2002.
Поступила 15.10.14
References
1. Aminova A.I., Ustinova O.Yu., Luzhetskiy K.P., Maklakova O.A. Prevention technologies ekoobuslovlennyh allergic respiratory diseases in children in kindergartens. Mezhdunarodnyy Zhurnal Prikladnykh i Fundamental'nykh Issledovaniy. 2011; 5: 86-7. (in Russian)
2. State Standard R ISO/MEK 31010-2011. Risk management. Risk assessment methods. Moscow: Standartinform; 2012. (in Russian)
3. Dikonskaya O.V. Methodical approaches to problem-oriented planning and evaluation of activities of rospotrebnadzor bodies and institutions in the Sverdlovsk region. Zdorov'e Nnaseleniya i Sreda Obitaniya. 2010; 1: 12-5. (in Russian)
4. Zaytseva N.V., Aminova A.A., Luzhetskiy K.P. Features of immunorehabilitation children with ecodeterministic immune system dysfunction. Allergologiya i Immunologiya. 2011; 12(1): 162. (in Russian)
5. Zaytseva N.V., May I.V., Kleyn S.V. On the determination and proof of damage to human health due to an unacceptable health
risk caused by environmental factors. Analiz Riska Zdorov'yu. 2013; 2: 14-26. (in Russian)
6. Order of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008 N 1662-r On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Moscow; 2008. (in Russian)
7. Kuz'min S.V, Gurvich V.B., Yarushin S.V, Malykh O.L., Kuz'mina E.A. The system of managing the sanitary and epidemiologic situation based on socio-hygienic monitoring and health risk assessment methodology. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2010; 11: 16-9. (in Russian)
8. Presidential Decree of May 7, 2012 N 598 „On improvement of public health policy." Moscow; 2012. (in Russian)
9. State report. On the state sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2013. Moscow: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare; 2014. (in Russian)
10. Onishchenko G.G., Popova A.Yu., Zaytseva N.V., May I.V., Shur P.Z. Health risk analysis in the tasks of improving sanitary and epidemiological surveillance in the Russian Federation. Analiz Riska Zdorov'yu. 2014; 2: 4-13. (in Russian)
11. Onishchenko G.G., Popova A.Yu., Tutel'yan V.A., Zaytseva N.V., Khotimchenko S.A., Gmoshinskiy I.V. et al. About the Human Health Safety Estimation of Ractopamine Intake Together with the Food. VestnikRAMN. 2013; 6: 4-8. (in Russian)
12. Orlov A.I., Pugach O.V. Approaches to the general theory of risk. Managing large systems: a collection of papers, 2012. Issue 40. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7podhody-k-ob-schey-teorii-riska. (Accessed 26 March 2014). (in Russian)
13. „The government's policy in the field of chemical and biological security of the Russian Federation for the period up to 2025 and Beyond" (app. President of the Russian Federation 01.11.2013 N Pr-2573). Moscow: 2013. (in Russian)
14. Prokopenko Yu.I., Il'chenko I.N., Il'in V.P., Prokopenko I.Yu., Izmaylova G.A., Aleksandri A.L. Principles of construction of health programs -environmental rehabilitation of the population (techniques and tools). Al'manakh Kinicheskoy Meditsiny. 1999; 2: 69-75. (in Russian)
15. Rakhmanin Yu.A. Updating the problems of human ecology and environmental health and the ways of solving them. Gigiena i Sanitariya. 2012; 5: 4-8. (in Russian)
16. Izmerov N.F., ed. Guidance for the Assessment of Occupational Risk to Health Workers Organizational and Methodological Foundations, Principles and Evaluation Criteria [Ruko-vodstvo po Otsenke Professional'nogo Riska dlya Zdorov'ya Rabotnikov]. Moscow: Minzdrav Rossii; 2003. (in Russian)
17. Ustinova O.Yu. Organizing medical care and diagnostics for the population in environmentally unfavourable regions and at enterprises to decrease health risks. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2010; 11 (212): 36-8. (in Russian)
18. Shlyapnikov D.M., Shur P.Z., Ryazanova E.A., Alekseev V.B., Kostarev V.G. Ombined action of the production factors and lifestyle factors on development of some occupation caused diseases at workers of mechanical engineering. Izvestiya Samarskogo Nauchnogo Tsentra Rossiyskoy Akademii Nauk. 2013; 15 (3-6): 2021-3. (in Russian)
19. Order of the Government of the Russian Federation from 31.08.2002 N 1225-r "On Environmental Doctrine of the Russian Federation". Moscow; 2002. (in Russian)
20. Hampton Ph. Reducing administrative burdens: effective inspections and enforcement. Available at: www.hm-treasury.gov.uk/ hampton
Received 15.10.14