Научная статья на тему 'Методы и средства народной медицины, используемые при лечении детей в Вятской губернии в конце ХIХ - начале ХХ века'

Методы и средства народной медицины, используемые при лечении детей в Вятской губернии в конце ХIХ - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1083
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ХIХ-ХХ ВЕК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и средства народной медицины, используемые при лечении детей в Вятской губернии в конце ХIХ - начале ХХ века»

что является фактором риска развития в дальнейшем бронхиальной астмы.

Список литературы

1. Булгакова В.А. Вирусиндуцированная бронхиальная астма // Фарматека. 2013. № 1. С. 17-22.

2. Аллергия у детей: диагностика, лечение, реабилитация / И.П. Корюкина [и др.]. Москва: Медицинская книга, 2004. 188 с.

3. Мещеряков В.В., Маренко Е.Ю., Маренко А.М. Клинические особенности и закономерности дебюта бронхиальной астмы у детей // Пульмонология. 2012. № 4 С. 40-44;

4. Намазова-Баранова Л.С. Аллергия у детей: от теории - к практике / Под ред. Л.С. Намазовой-Барановой. М.: Союз педиатров России, 2010-2011. 668 с.

5. Ненашева Н.М. Современное представление о фенотипах бронхиальной астмы // Фарматека. 2013. № 4. С. 41-46.

6. Фурман Е.Г., Пономарева М.С., Корюкина И.П. Диагностика бронхиальной астмы у детей // ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава. Пермь: Пресстайм, 2013. 197 с.

Сведения об авторах

Репецкая Марина Николаевна - д.м.н., профессор, заведующая кафедрой детских болезней Пермского ГМУ им. академика Е.А. Вагнера. E-mail: [email protected]; тел. 8(342) 265-14-91.

Фурман Евгений Григорьевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой факультетской педиатрии Пермского ГМУ им. академика Е.А. Вагнера. E-mail: [email protected]; тел. 8(342) 217-09-40.

Букина Екатерина Викторовна - аспирант кафедры детских болезней Пермского ГМУ им. академика Е.А. Вагнера. E-mail: [email protected]; тел. 8(342) 212-40-13.

УДК 61(091)+616-053.2:615.89(091)(470.342) С.В. Романовская, Н.Д. Куковякина, С.А. Куковякин

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Кировская государственная медицинская академия

S.V. Romanovskay^ N.D. Kukovyakirn, S.A. Kukovyakin

METHODS AND MEANS OF FOLK MEDICINEUSED IN THE TREATMENT OF CHILDREN IN VYATKA PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Kirov State Medical Academy

В статье представлен исторический анализ методов и средств народной медицины, применяемых

при лечении детей на территории Вятской губернии в конце XIX - начале XX века. Выявлено, что на большей части исследуемого региона население использовало баню при родах и в первую неделю жизни новорожденного в целях гигиены. Отмечаются особенности кормления новорожденного. При исцелении детей чаще всего применялись тепловые процедуры, различные заговоры и обряды, средства растительного, минерального, животного происхождения и продукты пчеловодства.

Ключевые слова: народная медицина, Вятская губерния, Х1Х-ХХ век.

The article presents a historical analysis of the methods and means of folk medicine used in the treatment of children in the territory of Vyatka province in the late XIX - early XX century. Revealed, that in most of the region under study population used bath house at birth and during the first week of life of the newborn for reasons of hygiene. Were established features of infant feeding. For the treatment of child, reared most commonly used thermal treatments, conspiracies and rites, agents of plant, of mineral, of animal originand bee products.

Key words: folk medicine, Vyatka province, XIX-XX century.

Введение

В России история народной медицины всегда рассматривалась как неотъемлемая составная часть отечественной истории медицины и здравоохранения. В конце XVIII - начале XX века народная медицина была широко распространена и существовала наряду с приказной, а затем и земской медициной. Даже в настоящее время методы и средства народной медицины продолжают применять в лечении и профилактике различных заболеваний [3, c. 3-4].

В конце XIX - начале ХХ века в народной медицине Вятской губернии имелись специфические методы и средства лечения симптомов детских болезней, приемы вскармливания, элементы родильной профилактики и гигиены.

Цель исследования: проанализировать методы и средства народной медицины, применяемые при лечении и профилактике детских болезней в Вятской губернии в конце XIX - начале XX века.

Материалы и методы исследования

В исследовании применялись историко-генети-ческий, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, исторический методы.

Результаты и их обсуждение

В конце XIX века в России 90% женщин рожало без врачебной помощи или в лучшем случае с повивальной бабкой, многие крестьяне в то время не доверяли земским акушерам и больше пользовались услугами повитух [9, с. 181-182].

Жители Вятской губернии считали, что от здоровья матери зависит, каким будет потомство. Поэтому беременных женщин «оберегали», не заставляли выполнять тяжелую работу. Особенно оберегали первую беременность. Помощь в родах оказывалась повивальными бабками - «повитухами». Отказ повивальной бабки прийти к роженице рассматривался в регионе как «непростительный грех». Помощь

повитухи не ограничивалась принятием родов и мытьем роженицы и ребенка. Считалось, что «повитуха должна уйти после трех бань», т.е. и в послеродовом периоде родившая женщина находилась под наблюдением, и в случае необходимости могла получить помощь. Повитухи готовили пищу и кормили семью родившей, занимались вместо нее домашним хозяйством «до тех пор, пока роженица не будет в состоянии работать сама» [6, с. 335-340].

В исследуемом регионе в конце XIX - начале XX века в деревнях чаще рожали в бане, где не было бани, рожали в каком-либо другом, отдельном помещении: «Где бы русский ребенок ни родился, он большею частью не минует бани...» [7, с. 42].

Покровский Е.А. в исследовании «Физическое развитие детей у разных народов, преимущественно России» (1884) пишет, что в Вятской губернии роды происходили также в бане на полке, где была сильная жара, затем повитуха «правила» ребенка (придавала правильное положение в утробе матери), т. к. по мнению повитух «все неправильные роды происходят от неправильного положения ребенка». Для ускорения родов повитуха мяла живот руками, следствием этого были частые мертворождения. У вотяков Глазовского уезда Вятской губернии родоразрешение происходило в бане с помощью повитухи, мордва и чуваши рожали также в бане, т.к. считалось, что в бане родить легче, чем в избе [7, с. 42-49; 9, с. 184].

В исследованиях Куковякина С.А. (1996) отмечается, что во время родов применялись опасные, нерациональные приемы, среди которых «выдавливание» ребенка было одним из самых деликатных. Так, при выпадении ручки практиковалось подвешивание женщины за ноги. Это, по мнению повитух, способствовало перевороту ребенка головкой. При попытке извлечь ребенка повитуха зачастую отрывала ему ручку или даже голову [4, с. 16].

Земским акушерам, как отмечает Торен М.Д. (1996), приходилось наблюдать следующее: «Применялись различные насилия роженицы с целью ускорения процесса родов, в результате чего были вывихнуты члены новорожденным, некоторые из них умирали» [9, с. 183].

Если ребенок рождался слабым, плохо кричал и дышал, то русская повитуха «ударяла его по ягодицам, растирала тело, дула ртом в уши, темя, рот, нос, не заботясь об очищении первородной слизи» [7, с. 46].

По данным литературных источников, за кожей новорожденного ухаживали в бане, парили мягким березовым веником в легком жару, в Вятской губернии парили детей в таком жару, что еле выдерживал взрослый человек. Так, например, в Яранском уезде парили детей в бане и от веника часто образовывались «красные прыщи», называемые «свороб». В Уржумском уезде вышеназванной губернии парение детей считалось необходимым, т.к., по мнению его жителей, после этого они лучше развивались физически, лучше спали и были спокойнее. В Сарапульском уезде Вятской губернии мыли ребенка после рождения от трех до семи дней в бане ежедневно, а затем один раз в неделю теплой водой без всяких примесей. Зажиточные крестьяне использовали при мытье новорожденного губки и душистое мыло, от чего тело ребенка делалось мягким, белым и чистым. В Ко-тельничском уезде Вятской губернии перед тем как мыть ребенка, бросали в воду несколько «золотни-

ков соли», чтобы ребенка не «изурочили», а лучшим средством от угара считался квас, который давали грудному ребенку с ложечки. В Глазовском уезде той же губернии соль клали не в воду, а посыпали перед баней голову ребенка от «уроков» и сглаза, а затем мыли его теплой водой, а иногда вотяки использовали и холодную воду. Если ребенок был беспокойным, в бане его мыли чаще. Иногда родившиеся младенцы жили с матерями по несколько дней и даже недель в бане и подвергались при этом сильному колебанию температур [7].

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на большей части исследуемого региона в целях гигиены использовали баню в течение первой недели после родов и носили новорожденного для омовения «в три бани», парили его.

В своих исследованиях Торен М.Д. (1996) пишет, что в Орловском уезде Вятской губернии женщине после родов не рекомендовалось даже кормить ребенка «до окончания третьей бани» [8, с. 459].

В некоторых уездах (Орловский, Котельнич-ский уезды) новорожденному прежде чем дать грудь матери, давали хлебную соску, чтобы «захлебить, закрепить», чтобы желудок ребенка привык, не страдал «грызью», чтобы во рту «не цвело» («цвет» - кан-дидоз). Считалось, что «хлеб - первооснова всякого человека», и только что родившемуся ребенку нужно было сначала дать хлеб, подготовить тем самым его организм к молоку матери и от хлеба он быстрее крепнет и развивается. В Вятской губернии применялось и добавочное питание с первых дней жизни ребенка, реже со второй недели и самое позднее с шестой или восьмой недели. Более зажиточные крестьяне использовали жеваные и толченые баранки и крендели с сахаром, пшеничный и белый хлеб, а бедные - черный хлеб с солью. Позже подкармливали детей сваренными на молоке кашами из пшеничной, гречневой, овсяной и иногда манной круп. С шести месяцев в рацион ребенка входил жеваный картофель, жеваные огурцы, у бедных вместо молока - квас [9, с. 104, 283].

В России, в том числе и в Вятской губернии, многие болезни взрослых и детей лечили в бане: «прогреванием» и «парением» лечили оспу, корь, простудные заболевания детей [9, с. 15]. В случае простудных заболеваний детей «грели» в русской бане. Иногда баня заменялась печью. К вечеру, когда печь остынет, вятичи в ней настилали солому, залезали внутрь, закрывались заслоном и «прели». В печи иногда даже парились. Причем, если необходимо было парить ребенка, вместе с ним в печь заползал и взрослый. В.А. Бердинских (1994) пишет, что «если простуда иногда брала за горло, садили ребенка в русскую печь на смоченную ржаную солому, закрывали печь заслоном. вместе с обильным потом выходила простуда, после чего было легко и весело» [1, с. 56].

В рассматриваемом регионе при лечении детей использовали средства растительного, минерального, животного происхождения, продукты пчеловодства.

В литературных источниках часто встречается такое понятие, как «щекотун» или «щетинка», т.е. неспокойное состояние ребенка, когда он «ёжился», плакал дни и ночи. В Вятской губернии лечение «щетинки» заключалось в том, что смесью из белой муки и материнского молока терли спинку, волоски будто бы приставали к тесту и ребенок поправлялся. И еще

- при «щетинке» жители Сарапульского уезда Вятской губернии в XIX веке «натирали ребенка в бане медом» [8, с. 380].

Ряд заболеваний у детей народные целители рассматриваемого региона лечили с помощью средств растительного происхождения. Молочницу у детей лечили соком сырой моркови, соком пареной репы, калины; когда ребенок плохо спал, такое состояние называлось «неспячка», лечили отваром маковых головок или делали ванны из них.

Куковякина Н.Д. в исследовании «История народной медицины северо-восточного региона Европейской России» (2008) сообщает, что при заболеваниях системы дыхания у детей применялись «мочки»

- это водочная настойка березовых почек. «Мочки» рекомендовалось в данном случае принимать «по нескольку капель с теплой водой». Для лечения золотухи в исследованном регионе также пользовались отваром чистотела. В данном отваре детей рекомендовалось купать [3, с. 94].

Также золотуху у детей лечили приемом внутрь настоя калины. Настой калины в данном случае готовили следующим образом: «... стакан калины, стакан воды и стакан водки. настаивали трое суток в теплом месте». Пили этот настой три раза в день по столовой ложке до еды [9, с. 88].

В исследованиях Куковякиной Н.Д. (2008) отмечено, что при простудных заболеваниях у детей в Вятской губернии применялись внутрь измельченные лук и чеснок, смешанные с пчелиным медом, при кашле использовался сок редьки с сахаром или медом. При диатезе у детей также использовалась редька [3, с. 95].

Применялись в Вятской губернии для лечения детей и средства животного происхождения. Так, например, для лечения энуреза применяли рыбу - «в данном случае необходимо «взять щучью голову, хорошо вымыть, высушить и истолочь в порошок, потом весь порошок заварить в стакане воды и выпить сразу очень горячим» [3, с. 97].

Лечили детей в рассматриваемом регионе заговорами, молитвами, применением обрядов. При лечении «испуга» у детей широко применялось «ме-ряние». «Меряли» следующим образом: обмеряли веревочкой или ниткой руки, ноги, спину, голову и прочие части тела больного ребенка. Существовал и несколько другой способ «меряния» - больной ребенок ложился на живот, а знахарь попеременно «сводил» его левую руку и правую ногу, затем правую руку и левую ногу, сгибая их в суставах. Так делалось несколько раз. Меряние, как правило, сопровождалось чтением заговора. Например: «Я не тело обмериваю, а с рабы Божьей испуг снимаю, испуг, порчу, хворь с рабы Божьей (имя). Уйдите прочь, испуг, хворь, порча за темные леса, за высокие горы. Аминь» [2, с. 62].

Испуг у детей вятские знахари лечили переполошной травой, «для мальчиков брали траву с тремя цветочными головками, для девочек - с двумя». Траву помещали на сковороду с горящими углями и говорили:

- «Что берешь?

- Переполох.

- Бери, бери, чтобы его не было от ныне до веку у Божьего раба (имя)».

Слова эти рекомендовалось сказать три раза [2, с. 60].

Одним из методов лечения детей в рассматриваемом регионе являлось «умывание». «Умывались» наговоренной водой, т.к. считалось что вода, особенно после наговора, обладает целительной силой. Умывались и «свадебным мылом». Так, в Слободском уезде Вятской губернии в 90-е годы XIX века мыло, которым умывалась невеста в день свадьбы, использовали для лечения «умыванием» детей с заболеваниями глаз [8, с. 368, 372].

При испуге и сглазе у детей в Вятской губернии «мыли ложки». Делалось это следующим образом. Брали три ложки и чашку с водой. Обмывали ложки «по очереди, каждую три раза, набирая в ложку воды, затем выливали ее так, чтобы она (вода - авт.) обмывала черенок ложки. обмыв последнюю ложку, берут ее и трижды, набирая воды, проносят через дверную ручку и выливают в чашку, так повторяют три раза. этой водой три раза взбрызгивают ребенка и три раза его умывают». Сбрызгиванием, наговоренной водой пытались «испугать» болезнь, считали, что после этого она «уйдет». Считалось, что «сглаз и изурочение» - очень частая причина болезней, в особенности при похудении ребенка [3, с. 95]. Описывается такой способ лечения сглаза у детей: «. 3 часа в воде держат 3 стебелька крапивы, потом эту воду три раза надо слить через решето, смочить в этой воде руки и три раза сырыми руками (ладонями) обтереть ребенка от макушки к ногам, после каждого обтирания отряхивать руки и говорить: «Откуда пришло, туда и ушло».

Использовали для лечения детей бронзовый колокольчик. Так, долго не говорящих детей в вятских деревнях в XIX веке поили водой, которой был обмыт колокольчик [8, с. 391].

При «родимчике» (судорожные припадки у маленьких детей, эпилепсия - авт.) в Вятской губернии ребенка закрывали покрывалом с квашни или подвенечной скатертью. Исцеляли подвенечной скатертью, а также покрывалом от квашни, следующим образом: ими покрывали ребенка и садились ужинать. Под стол «при этом клали краюшку хлеба». Оставшиеся после ужина крошки и краюшку завертывали в покрывало с квашни (или подвенечную скатерть) и на ночь помещали под подушку ребенка. С больного также снимали рубашку и закапывали ее под полом в переднем углу избы. Вследствие этих действий «ребенка сейчас же должно перестать ломать». Такие методы лечения можно отнести к суеверным [8, с. 401-402; 9, с. 402].

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что в конце XIX - начале XX веков Вятской губернии при заболеваниях детей часто обращались к методам и средствам народной медицины, как практиковавшимся на других территориях России, так и нигде более не применяющимся. На большей части исследуемого региона население использовало баню при родах и в первую неделю жизни новорожденного, в основном в целях гигиены. Отмечаются особенности кормления новорожденного. При лечении детей чаще всего применялись тепловые процедуры в бане с целью «прогревания», «парения» и лечения простудных заболеваний, оспы, кори. Очень широко применялись для лечения детей различные заговоры и обряды, средства растительного, минерального, животного происхождения и продукты пчеловодства.

Список литературы

1. Бердинских В.А. Россия и русские. Ки-ров,1994. 286 с.

2. Вятский фольклор. Заговорное искусство. Ко-тельнич, 1994. 112 с.

3. Куковякина Н.Д. История народной медицины северо-восточного региона Европейской России / Под редакцией Мирского М.Б. Москва-Киров, 2008. 137 с.

4. Куковякин С.А. Земская медицина Вятской губернии. Киров, 1996. 176 с.

5. Поверья и обряды в Уржумском уезде Вятской губернии // Календарь Вятской губернии на 1884 год. Вятка, 1883. С. 19-22.

6. Поздеев В.А. Родильные обряды // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1998. Т. 8. С. 335-340.

7. Покровский Е.А. Физическое развитие детей у разных народов, преимущественно России. Материалы для медико-антропологического исследования. Москва, 1884. 389 с.

8. Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903. С. 277-478. (репринтное издание 1996 г.)

9. Торен М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб.,1996. 496 с.

Сведения об авторах

Романовская Светлана Васильевна - ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИПО Кировской ГМА. Е-mail: [email protected]; тел. (8332) 37-48-58.

Куковякина Наталья Донатовна - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИПО Кировской ГМА. Е-mail: kf46@kirovgma. ru; тел. (8332) 37-48-58.

Куковякин Сергей Анатольевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИпО Кировской ГМА. E-mail: [email protected]; тел. (8332) 37-48-58.

УДК 614.2:364.65-056.266 Л.Л. Рысева, Н.Г. Муратова, М.Л. Вязникова, Г.В. Соловьева, Э.В. Дудырева

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ

Кировская государственная медицинская академия

L.L. Ryseva, N.G. Muratova, M.L. Vjaznikova, G.V. Soloveva, E.V Dudyreva

CURRENT PROBLEMS AND MAIN ASPECTS OF DEVELOPMENT OF PEDIATRIC PALLIATIVE CARE

Kirov State Medical Academy

Статья представляет собой краткий аналитический обзор актуальных проблем и основных аспектов развития детской паллиативной помощи на современном этапе. Педиатрическая паллиативная

помощь направлена на улучшение качества жизни детей с тяжелыми неизлечимыми неонкологическими и онкологическими заболеваниями, при которых снижен или отсутствует реабилитационный потенциал. Особое внимание уделено вопросам различий между паллиативной помощью взрослым и детям, нормативного регулирования детской практики обезболивания, порядкам оказания паллиативной медицинской помощи детям. Представлены основные модели и программы паллиативной помощи детям, используемые в мировой практике. Изложены профессиональные компетенции, которыми должен обладать врач, работающий в системе оказания детской паллиативной помощи. При этом важное значение придается знанию специалиста методов контроля симптомов и боли, а также умению работать в междисциплинарной команде. В связи с особенностями паллиативного ухода и лечения целесообразно выделять три уровня оказания паллиативной помощи: первичная, специализированная и консультативно-специализированная.

Ключевые слова: дети, детская паллиативная помощь, неизлечимые заболевания, синдром хронической боли, обезболивание, ненаркотические анальгетики, наркотические анальгетики, выездная служба, хоспис, социальная передышка, качество жизни, профессиональные компетенции.

The article presents a short state-of-the-art review of main challenges and aspects of development of children's palliative care at the present stage. Pediatric palliative care is aimed at improving the quality of life of children with serious incurable non-oncological and oncological diseases when the rehabilitation potential is either lowered or non-existent. Special attention is paid to distinctions between palliative care for adults and children, standardized control over anesthesia administration for children, and general rules of children's palliative medical care. The article describes models and programs of pediatric palliative care used worldwide. Moreover, essential professional skills and competences of doctors involved in pediatric palliative care are indicated. The article emphasizes the importance of knowing the methods of controlling symptoms and pain, as well as the ability to work in an interdisciplinary team. Due to specific features of palliative care and treatment it is useful to distinguish between three levels of palliative care provision: primary, specialized and consultative-specialized.

Key words: children, children's palliative care, incurable diseases, syndrome of chronic pain, anesthesia, non-narcotic analgesics, narcotic analgesics, home visits, hospice, social respite, quality of life, professional competences.

Введение

Проблема оказания паллиативной медицинской помощи (ПМП) пациентам детского возраста является актуальнейшей задачей современного здравоохранения. Изменение структуры заболеваемости и смертности в современном мире привело к тому, что всё больше детей нуждается в этом виде помощи в конце жизни. Паллиативная помощь (I III) детям представляет собой комплексный подход к больному ребенку, имеющему ограниченный срок жизни вследствие неизлечимого неонкологического или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.