МЕЛИОРАЦИЯ, РЕКУЛЬТИВАЦИЯ И
ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ MELIORATION, RECULTIVIATION AND LAND PROTECTION
УДК 519.78.631 https://doi.org/10.23947/2413-1474-2018-2-4-84-95
Методы и способы формирования водоохранных зон водных объектов в современных условиях
В. В. Поляков*, П. В. Поляков**, Т. Э. Александрова***
* Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация **Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I, г. Воронеж, Российская Федерация ***ООО «НПП «Кадастр-Дон»
Methods and means of forming water protection zones of water bodies in the present conditions
V.V. Polyakov*, P.V. Polyakov**, T.E. Aleksandrova***
*Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
**Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russian Federation ***LLC «RPE «Cadaster-South»
Water bodies play an essential role in shaping the environment and its quality characteristics. Water bodies must be equipped by creating such organizational and economic legal environment, which ultimately will affect the ecology of the environment, and on the qualitative state of water bodies themselves. Therefore, they should be issued in the territorial and the environmental aspects that will create preconditions for the development of a set of ecological, economic and legal measures to improve the use and development of their protection. Proposals for improving techniques and methods of both an environmental and legal issues to improve the use of water bodies are considered.
Водные объекты играют существенную роль в формировании окружающей природной среды и ее качественных характеристик. А раз это так, то водные объекты следует обустраивать путем создания таких организационно-хозяйственных и экономико-правовых условий, которые в конечном итоге повлияют и на экологию окружающей среды, и на качественное состояние самих водных объектов. Поэтому все они должны быть оформлены как в территориальном, так и в экологическом аспектах, что позволит создать предпосылки для разработки комплекса эколо-го-экономических и правовых мероприятий по улучшению использования и формированию их надежной защиты.
Даны предложения по совершенствованию способов и методов как экологического, так и правового характера по улучшению использования водных объектов.
Ключевые слова: экология, водные объекты, правовое обеспечение, территория, природный ресурс, охрана, использование.
Keywords: ecology, water bodies, legal security, territory, natural resource protection, use.
Образец для цитирования: Поляков, В. В. Методы и способы формирования водоохранных зон водных объектов в современных условиях / В. В. Поляков, П. В. Поляков, Т. Э. Александрова // Экономика и экология территориальных образований. — 2018. — Т. 2, № 4. — С. 84-95. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2018-2-4-84-95
For citation: V.V. Polyakov, P. V. Polyakov, T. E. Aleksandrova. Methods and means of forming water protection zones of water bodies in the present conditions. Economy and Ecology of territorial formations, 2018, vol. 2, № 4, pp. 84-95. https://doi. org/10.23947/2413-1474-2018-2-4-84-95
Введение. Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1]. В этой связи охрана водных объектов, установление границ их водоохранных зон, формирование правовой функции этой процедуры в современных условиях приобретают особую актуальность, поскольку водные объекты (озера, пруды, реки, каналы и так далее) играют важную роль в формировании эффективной природоохранной деятельности на всех исследуемых территориях. В соответствии с правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, которые утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», органы государственной власти Ростовской области обязаны устанавливать границы, размещать специальные информационные знаки и поддерживать эти знаки в надлежащем состоянии.
На основании статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации государственный надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
Задачей государственного надзора является обеспечение соблюдения особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.
Порядок осуществления государственного надзора устанавливается правительством Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Лица, виновные в нарушении режима использования территории водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима хозяйствования в их пределах, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Правовой режим водного объекта определяется путем установления зон, представленных на
рис. 1.
Водоохранные зоны создаются с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Они представляют собой территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. Чтобы предотвратить негативное воздействие в отношении водных объектов, в границах водоохранных зон устанавливают прибрежные защитные полосы. Эти территории облагаются дополнительными ограничениями, в том числе запрещением хозяйственной и иной деятельности.
На территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков. В соответствии со ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещено: — использовать сточные воды для регулирования плодородия почв;
Правовой режим водного объекта определяется путем установления следующих зон:
Водоохранная зона — ст. 65 Водного кодекса РФ
Прибрежная защитная полоса — ст. 65 Водного кодекса РФ
Береговая линия — ст. 5 Водного кодекса РФ
Береговая полоса — ст. 6 Водного кодекса РФ
Рис. 1. Правовой режим водного объекта
— размещать кладбища, скотомогильники, объекты размещения отходов производства и потребления, химические, взрывчатые, токсичные, отравляющие и ядовитые вещества, пункты захоронения радиоактивных отходов;
— осуществлять авиационные меры для истребления вредных организмов;
— движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, которые имеют твердое покрытие;
— размещать автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территории портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего кодекса), станций технического обслуживания по техническому осмотру и ремонту транспортных средств, осуществлять мойку транспортных средств;
— размещать специализированные хранилища пестицидов и агрохимикатов, применять пестициды и агрохимикаты;
— сбрасывать сточные и дренажных воды;
— разведывать и добывать общераспространенные полезные ископаемые (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых были осуществлены пользователями недр, которые осуществляли разведку и добычу иных видов полезных ископаемых в границах, которые были предоставлены им по законодательству Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах») (рис. 2).
Таким образом, установление границ водоохранных зон имеет большое значение при формировании земельных участков, так как предупреждает риск возникновения нарушений при предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков, фактически попадающих в границы таких зон. Установление на местности границ водоохранных зон осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10. 01. 09 № 17 «Об утверждении
Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Рис. 2. Ограничения в границах прибрежных защитных полос
Сведения о водоохранных зонах вносятся в Государственный водный реестр, ведением которого занимается Федеральное агентство водных ресурсов. Затем сведения направляются в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости с учетом требований, которые установлены Федеральным законом от 13. 07. 2015 №° 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Постановлением Правительства РФ от 31.12.15 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 313, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Документы должны содержать текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон, а также перечень координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН. Документы предоставляются в электронном виде в формате XML и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа [3, 4]. Сведения о границах водоохранных зон вносятся в ЕГРН в течение 30 рабочих дней с даты поступления документов.
Классификация водных объектов. К водным объектам единого государственного водного фонда (далее — водные объекты), классифицируемым на основании данного стандарта, относят:
— реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов;
— подземные воды и ледники;
— внутренние моря и другие внутренние морские воды;
— территориальные воды (территориальное море).
Водный объект рассматривается как важный элемент комплекса биогеоценозов и как объект, удовлетворяющий потребности человеческого общества и влияющий на здоровье населения.
Классификация водных объектов производится на основании признаков, характеристик, категорий, отражающих природные особенности водного объекта, учитываемые при его использовании и охране и выражаемые качественными (сравнительными) и количественными показателями.
Порядок предоставления и формирования земельных участков в границах водоохранных зон. На основании внесенных в реестр границ сведений устанавливаются ограничения в использовании земельных участков в водоохранных зонах, что обязывает собственников, владельцев или пользователей соблюдать правовой режим земельных участков [5].
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), которая устанавливает ограничения оборотоспособности земельных участков, различаются земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, и земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также предусмотрено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования [4, 5, 6].
В соответствии со статьей 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещается или ограничивается в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно статье 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (рис. 3).
Объекты общего пользования
20 м
Ширина береговой полосы
Полосы каналов, а также рек и ручьев
5 м
Рис. 3. Ширина береговой полосы
Понятие территорий общего пользования закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Значение понятия водоохранных зон дано в статье 65 ВК РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [6].
Статья 27 ЗК РФ, которая предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или
прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.
Установление местоположения водного объекта (границ водного объекта) заключается в следующем:
1. Местоположение береговой линии (границы водного объекта) может определяться как в отношении всего поверхностного водного объекта, так и в отношении его части.
2. Под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
3. Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:
а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;
б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
4. Уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в случаях:
а) осуществления распоряжения водным объектом или его частью;
б) в иных случаях при необходимости повышения точности установленного местоположения береговой линии (границы водного объекта).
5. Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации — при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно -бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным правительством Российской Федерации;
б) Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами — в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
6. Уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.
7. Работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
8. В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, уста-
новленных уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ.
Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) [6].
9. Для установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) применяется картометрический способ определения координат береговой линии (границы водного объекта) с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) водохранилищ, прудов и их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии).
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) морей или их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения линий наибольшего отлива вдоль берега, указанных на официально изданных в Российской Федерации морских картах [7, 8, 9].
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) болот, имеющих залежи торфа, осуществляется картометрическим способом на основе сведений о границах месторождений торфа на соответствующем участке, содержащихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, фондах геологической информации субъектов Российской Федерации.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
10. При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.
При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов:
а) береговая линия (граница водного объекта) моря определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;
б) береговая линия (граница водного объекта) реки, ручья и канала определяется по сред-немноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом уровней воды при руслонаполняющем расходе воды и морфологических особенностей водного объекта;
в) береговая линия (граница водного объекта) озера и обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом морфологических особенностей водного объекта;
г) береговая линия (граница водного объекта) пруда, водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды;
д) береговая линия (граница водного объекта) болота определяется по границе залежи торфа на нулевой глубине.
11. Результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) направляются их заказчиком в месячный срок со дня завершения таких работ в орган государственной власти, осуществляющий установление местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта).
12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр:
а) результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) — в месячный срок со дня завершения таких работ;
б) результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) — в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
13. Федеральное агентство водных ресурсов в течение пяти рабочих дней после внесения в установленном порядке в Государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
14. Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.
В состав водоохранных зон включают поймы и их притоки, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, а также балки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину или озерную котловину [9, 10].
Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещают с границами полос отвода земель под эти каналы. Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливают исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Лесные массивы, расположенные по берегам рек, озер, водохранилищ, включают в состав водоохранных зон в соответствии с постановлением правительства РФ «О порядке отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности».
При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения минимальные размеры и режим хозяйственной деятельности определяют в соответствии с СанПиНом 2.1.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения». Границы водоохранных зон следует совмещать с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих территорий (бровками речных долин и балок, дорожно-транспортной сетью, границами севооборотов и рабочих участков, опушками лесных массивов, мелиоративной сетью). При этом ширина водоохранных зон должна быть не менее указанных выше минимальных размеров [11, 12].
Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов зависит от среднемноголетнего уреза воды в летний период и для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне с учетом прогноза сработки берегов за десятилетний период, характеристик прилегающих к водостокам угодий и крутизны склонов.
Ширину прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбо-хозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливают не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель (табл. 1).
В проектах установления границ водоохранных зон и прибрежных полос:
— устанавливают режим ведения хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с пп. 6, 7 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах (на этой основе в проекте намечают перенос из водоохранных зон складских помещений, животноводческих комплексов и ферм, других сооружений, отрицательно влияющих на состояние вод, проведение мелиоративных и строительных работ, чтобы исключить отрицательное влияние источников загрязнения, находящихся за пределами водоохранной зоны);
— определяют мероприятия и объемы работ по залужению пашни, расположенной в пределах прибрежных полос, облесению территорий прибрежных полос, выносу за их пределы летних лагерей, по оборудованию традиционных мест водопоя скота и др.;
— проектируют мероприятия по защите почв от эрозии и рекультивации нарушенных земель;
— намечают сроки осуществления предусмотренных мероприятий;
— составляют экспликацию земель, включенных в водоохранные зоны и прибрежные полосы, для водоисточников, землепользований и угодий;
— наносят на проектные чертежи границы водоохранных зон и прибрежных полос.
Таблица 1
Ширина прибрежной защитной полосы
Водоем Ширина прибрежной защитной полосы
Река с уклоном: обратный или нулевой 30 м
<3° 40 м
>3° 50 м
Водотоки в границах болот, 50 м
проточных и сточных озер
Река, озеро, водохранилище, имеющие особое 200 м
рыбохозяйственное значение
На территории населенных пунктов Границы совпадают с парапетами набережных или границами водного объекта
Работы по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос выполняют в целом по административному району и по каждому водному источнику с выделением всех собственников земли и землепользователей [12].
Проектирование водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ выполняют с учетом физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, принимая во внимание прогноз изменений береговой линии водных объектов с целью установления их границ в натуре, осуществления соответствующих мероприятий и режима использования земель (табл. 2, рис. 4).
Федеральным законом от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Феде-
рального закона «О государственном кадастре недвижимости» было отменено понятие территориального землеустройства и установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Таблица 2
Ширина водоохранной зоны
Вид водоема Ширина водоохранной зоны, м
Реки и ручьи протяженностью:
< 10 км 50
10-50 км 100
> 50 км 200
Реки и ручьи< 10 км Совпадает с прибрежной защитной полосой
Озеро, водохранилище (кроме озер, расположен- 50
ных внутри болота)
> 0,5 км2
Водохранилище на водотоке Равна ширине водоохранной зоны этого водотока
Море 500
Магистральные и межхозяйственные каналы Совпадает по ширине с полосами отвода таких каналов
Реки и их части, помещенные в закрытые Не устанавливается
коллекторы
Ширина водоохранной зоны реки
До 10 км 50 м
От 10 до 50 км 10 0 м
От 50 км и более
200 м
Рис. 4. Ширина водоохранной зоны реки
Выводы. По результатам изучения процедуры установления и оформления водоохранных зон можно сделать вывод о необходимости проведения таких работ с учетом требований различных законодательных актов и научных подходов, что в конечном итоге позволит создать благоприятные условия для самих водных объектов, повышения качества воды, приведения окружающей природной среды к более качественному состоянию, а также обеспечить нормальную производственно-хозяйственную и социально-экономическую деятельность на соответствующих территориях.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 08.10.18).
2. Водный кодекс РФ : [принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года, одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года] : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения: 08.10.18).
3. О государственной регистрации недвижимости : федер. закон : [принят Государственной Думой 3 июля 2015 года, одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года] : [Электронный ресурс] /
КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата обращения: 08.10.18).
4. О кадастровой деятельности : федер. закон : [принят Государственной Думой 4 июля 2007 года, одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года] : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088/ (дата обращения: 08.10.18).
5. Поляков, В. В. Земельно-имущественный комплекс муниципального образования: социо-эколого-экономические аспекты : монография / В. В. Поляков, Н. Б. Сухомлинова, А. С. Чешев. — Ростов-на-Дону : Вузовская книга, 2015. — 238 с.
6. Чешев, А. С. Организационно-хозяйственные аспекты использования орошаемых земель / А. С. Чешев, А. В. Дьяченко, Л. Г. Долматова. — Москва : Вузовская книга, 2011. — 220 с.
7. Чешев, А. С. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров / А. С. Чешев, О. В. Погребная, К. В. Тихонова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. — 429 с.
8. Вагин, В. С. Экологизация природоохранной деятельности на территории муниципальных образований / В. С. Вагин, А. С. Чешев. — Ростов-на-Дону : ЗАО «Книга», 2015. — 221 с.
9. Чешев, А. С. Стратегия организационно-экономического обоснования природоохранной деятельности в городских условиях / А. С. Чешев, Н. В. Карпова, О. Ю. Шевченко. — Ростов-на-Дону ; Москва : Вузовская книга, 2014. — 255 с.
10. Современные проблемы землепользования, землеустройства и кадастров / А. С. Чешев [и др.]. — Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2016. — 135 с.
11. Симонова, А. А. Специфика разрешения земельно-имущественных споров, проблемы и перспективы / А. А. Симонова, К. В. Тихонова // Экономика и экология территориальных образований. — 2017. — № 1. — С. 49-53.
12. Чешев, А. С. Анализ изменений кадастровой деятельности с учетом новых нормативно-правовых документов / А. С. Чешев, Д. И. Монахов // Экономика и экология территориальных образований. — 2017. — J№ 3. — С. 40-44. DOI: https://doi.org/10.23947/2413-1474-2017-3-40-44
References
1. Konstitutsiya RF. [Constitution of RF: [Adopted by popular vote December 12, 1993]] KonsultantPlus (in Russian).
2. Vvodniy kodeks RF. [Water Code of the Russian Federation: [adopted by the State Duma on April 12, 2006, the Federation Council approved May 26, 2006]]. KonsultantPlus (in Russian).
3. O gosudarstvennoi registratsii nedvizhimosti. [On state registration of real estate: Feder. Law: [adopted by the State July 3, 2015, the Federation Council approved July 8, 2015]]. KonsultantPlus (in Russian).
4. O kadastrovoi deyatelnosti. [ Cadastral activities: Feder. Law: [adopted by the State Duma July 4, 2007, the Federation Council approved July 11, 2007]]. KonsultantPlus (in Russian).
5. Polyakov, V.V. Zemelno-imuschestvennie kompleks munitsipalnogo obrazovaniya: sotsio-ekologo-ekonomicheskie aspekti. [Land and property complex of municipality: social, ecological and economic aspects: monograph.] Rostov-on-Don, the University Book, 2015, p.238 (in Russian).
6. Cheshev, A.S. Organizatsionno-khozyastvennie aspekti ispolzovaniya oroshaemikh zemel. [Organizational and economic aspects of the use of irrigated land.] Moscow, the University Book, 2011, p. 220 (in Russian).
7. Cheshev, AS. Pravovoe obespechenie zemleustroistva I kadastrov. [Legal support of land and inventories.] Rostov-on-Don, Phoenix, 2015, p. 429 (in Russain).
8. Vagin, V.S. Ekologizatsiya prirodookhrannoi deyatelnosti na territorii munitsipalnikh obrazovanii. [Greening of environmental activities in the territory of municipalities.] Rostov-on-Don, "the Book", 2015, p.221 (in Russian).
9. Cheshev, AS. Strategiya organizatsionno-ekonomicheskogo obosnovaniya prirodookhrannoi deyatelnosti v gorodskikh usloviyakh. [Strategy of Organizational-economic substantiation of environmental
activities in urban environments.] Rostov-on-Don, the University Book, 2014, p. 255 (in Russian).
10. Sovremennie problem zemlepolzovaniya, zemleustroistva I kadastrov. [ Current land use issues, land management and cadastre.] Rostov-on-Don, DSTU, 2016, p. 135 (in Russian).
11. Simonova, A.A. Spetsifika razresheniya zemelno-imuschestvennikh sporov, problem I perspek-tivi. [Specifics of resolving land and property disputes, problems and prospects.] Economy and Ecology of territorial formations, 2017, № 1,pp. 49-53 (in Russain).
12. Cheshev, A.S. Analiz izmenenii kadastrovoi deyatelnosti s uchetom novikh normativno-pravovikh documentov. [Analysis of cadastral activity changes with the new legal documents.] Economy and Ecology of territorial formations, 2017, № 3,pp. 40-44 (in Russain). DOI: https://doi.org/10.23947/2413-1474-2017-3-40-44
Поступила в редакцию 10.08.2018 Сдана в редакцию 13.08.2018 Запланирована в номер 20.09.2018
Received 10.08.2018 Submitted 13.08.2018 Scheduled in the issue 20.09.2018
Об авторах:
Поляков Вячеслав Владимирович,
доцент кафедры «Экономика
природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета, (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат экономических наук, доцент polakoww@/ramЫ er.ru
Поляков Павел Владимирович,
доцент кафедры «Землеустройство и ландшафтное проектирование» Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I (РФ, 394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1), кандидат экономических наук
polakoww@,ramЫ er.ru
Александрова Татьяна Эдуардовна,
инженер ООО «НПП «Кадастр-Дон» (РФ, 344082, г. Ростов-на-Дону, пр. Сиверса, 1) [email protected]
Authors:
Polyakov, Vyacheslav V.,
associate professor of the «Economy of environmental management and inventory», Don state technical university, (1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344000, RF), candidate of economic sciences
pol akoww@rambl er.ru Polyakov, Pavel V.,
associate professor of the «Land management and landscape design», Voronezh State University of Agriculture named after Emperor Peter the Great (1, Michurina st, Voronezh, 394087, RF), PhD in Economics
pol akoww@rambl er.ru
Aleksandrova, Tatyana E.,
Engineer of LLC «SPE «Cadastre-Don»» (1, Sieversa av., Rostov-on-Don, 344082, RF) [email protected]