Научная статья на тему 'Методы и приемы работы с артефактами как потенциальными источниками духовно-нравственного воздействия на учащихся'

Методы и приемы работы с артефактами как потенциальными источниками духовно-нравственного воздействия на учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
414
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕФАКТ / ARTEFACT / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC AND OPERATIVE APPROACH / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS AND DEVISES / МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / META-DISCIPLINARY CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Геро И. К.

В статье рассматриваются особенности духовной и нравственной сторон в воспитании школьников, значение артефактов в учебно-воспитательной работе, показываются активные методы и приемы работы с произведениями искусства и текстами разных жанров на примере урока развития речи по картине Б. М. Кустодиева «Балаганы» и отрывка из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка», раскрывается метапредметное содержание урока с точки зрения требований ФГОС и учения о «первосмыслах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dealing with special features of the spiritual and moral aspects in the upbringing of schoolchildren as well as with significance of the artefacts in the education und upbringing. Besides the active methods and devises of how to analyse the works of art and the texts of different genres are shown on the example of the lesson on speech skills, which employs the painting Maslenitsa by B. M. Kustodiev and a fragment from the ballet Petrushka by I. F. Stravinsky. The meta-disciplinary content of this lesson is demonstrated according to demands of FGOS and the teaching of structural bases

Текст научной работы на тему «Методы и приемы работы с артефактами как потенциальными источниками духовно-нравственного воздействия на учащихся»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АРТЕФАКТАМИ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ

METHODS AND DEVISES OF THE WORK WITH ARTEFACTS AS POTENTIAL SOURCES OF THE SPIRITUAL AND MORAL INFLUENCE ON SCHOOLCHILDREN

И. К. Геро

В статье рассматриваются особенности духовной и нравственной сторон в воспитании школьников, значение артефактов в учебно-воспитательной работе, показываются активные методы и приемы работы с произведениями искусства и текстами разных жанров на примере урока развития речи по картине Б. М. Кустодиева «Балаганы» и отрывка из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка», раскрывается метапредметное содержание урока с точки зрения требований ФГОС и учения о «первосмыслах».

Ключевые слова: артефакт, духовно-нравственное воспитание, системно-деятельностный подход, активные и интерактивные методы и приемы, мета-предметное содержание образования.

Духовно-нравственное воспитание стало одной из важнейших задач педагогики начиная с 1990-х гг., когда была разрушена государственная идеология и не создано ничего, способного определить смысл бытия. Как оказалось, технический прогресс, открытия в науке, достижения цивилизации не могут создать высокие идеалы, способные озарить жизнь человека светом истинной, благой цели. Обществом все больше ощущается необходимость созидания внутреннего, духовного мира человека. В области народного просвещения эту потребность отражали различные программы, последней из которых является ФГОС ООО, направленный «на обеспечение <...> духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [1, с. 2].

Слово «духовное» не только в педагогической науке, но и в обществе в целом часто выступает эквивалентом понятий «высокообразованный», «высококультурный». Это значение отражено и в Стандарте, требования которого ориентированы на решение задачи «становления личностных характеристик выпускника» как «любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции» [1, с. 2], то есть знания и культура мыслятся как признак личности. Однако слова «духовность» и «нравственность» имеют более глубокое, внутреннее значение. Об этом писали не только богословы и религиозные философы, но и светские мыслители. Психофизиолог П. В. Симонов определяет, например, духовное как стремление к истине, а нравственное (душевное) как стремление к добру [приводится по: 2, с. 282]. Физиолог академик А. А. Ухтомский называет

I. K. Gero

The article is dealing with special features of the spiritual and moral aspects in the upbringing of schoolchildren as well as with significance of the artefacts in the education und upbringing. Besides the active methods and devises of how to analyse the works of art and the texts of different genres are shown on the example of the lesson on speech skills, which employs the painting "Maslen-itsa" by B. M. Kustodiev and a fragment from the ballet "Petrushka" by I. F. Stravinsky. The meta-disciplinary content of this lesson is demonstrated according to demands of FGOS and the teaching of "structural bases".

Keywords: artefact, spiritual and moral upbringing, systematic and operative approach, active and interactive methods and devises, meta-disciplinary content of education.

духовностью «устремление, неутоленность, беспокойство, напряженность, энергию, направленную на поиск истины» [3, с. 81]. Учитывая, что слово «стремление» предполагает проявление личного выбора, воли ученика, на уроке можно показать привлекательность добра, наметить вектор поиска истины, по которому дальше ребенок пойдет сам. Но и то малое, что осуществимо в духовно-нравственном воспитании школьника, часто упускается в процессе обучения практической грамотности, «натаскивания» на сдачу ГИА или ЕГЭ. Не в полной мере осознаются метапредмет-ные функции и культурообразующие возможности языка как уникального феномена человечества. Имеется в виду язык не как набор отдельных фонем, морфем, лексических и синтаксических единиц, осложненных в сознании ученика необходимостью применения к ним грамматических правил, а язык как «знаковая система, <...> в которой сосредоточен опыт многих поколений, особый взгляд целого народа на мир» [4]. Для того чтобы реализовать эту мета-предметную функцию русского языка, необходимо обращение на уроках к артефактам.

По определению Л. А. Ходяковой, в методической науке «артефакт - это объект культуры, отражающий внея-зыковую действительность, носитель целостного, единого представления-образа, который способен выполнять роль средств обучения» [5, с. 291]. Использование артефактов на уроках русского языка позволяет решить одновременно несколько задач. Во-первых, при восприятии произведения искусства создается повышенная эмоциональность, возникает интерес сначала к содержанию, а потом, в процессе наблюдения и анализа, - к приемам и

способам выражения авторского замысла, идеи. Таким образом, усиливается мотивация школьников к созданию собственного высказывания. Как показал эксперимент, при одновременном восприятии музыки и живописи возникает двойная мотивация к учебной деятельности.

Во-вторых, тщательная работа над словом в процессе осмысления артефакта проявляет богатство русского языка, его выразительные и смысловые возможности, утверждая в сознании ребенка ценность русского языка, обогащая словарный запас учащегося лексикой культуры, в том числе искусствоведческой, а также словами, выражающими абстрактные понятия из области морали и нравственности, духовной жизни и народных традиций.

В-третьих, осмысление идей, заложенных творцом в артефакте, выводит ученика на более высокий уровень мышления, развивает способность к сравнению, обобщению, а красота образов раскрывает величие нравственных, исторических, социальных идеалов народа, вызывая желание следовать им, что и формирует личность человека, ее целенаправленность и волевую устремленность. Другими словами, формирует духовность, которая, по мнению Н. Н. Никитиной, «определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания» [6].

Л. А. Ходякова определяет не только значение явлений культуры, но и методы работы с ними: «Воспитывающее значение культуры связывается не только с возможностью трансляции национальных ценностей, народных традиций и знаний в учебный процесс, но и предоставляет ученику возможность самому искать ответы на интересующие его вопросы, соотносить свои представления с нормами, сложившимися в обществе. Такой подход позволяет не только усваивать, но и созидать ценности жизни и культуры» [7, с. 6]. Речь идет о применении системно-деятельностного подхода в педагогике, призванного обеспечить формирование у учащихся «готовности к саморазвитию и непрерывному образованию» [1, с. 2]. Артефакты -уникальные явления культуры, предполагающие возможность разнообразных интерпретаций, уровней восприятия и оценок, поэтому они требуют применения активных методов обучения.

Наука предлагает учителю широкий спектр инновационных педагогических технологий и методик, и тем не менее такой, например, традиционный метод, как слово учителя, сохраняет свою актуальность: его целесообразно применять на этапе знакомства с темой урока, при дополнении информации о композиторе и

художнике, а также в ходе анализа и синтеза произведений при пояснении деталей или символов, которые не смогли самостоятельно раскрыть ученики в процессе поисковой деятельности. Отношение учителя, выраженное в его интонациях, жестах, подборе слов, поможет детям эмоционально настроиться на встречу с творениями великих мастеров.

Разнообразие активных и интерактивных методов и приемов при работе с артефактами можно показать на примере урока развития речи по картине Б. М. Кустодиева «Балаганы» и отрывку из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка», посвященных теме традиционного русского праздника Масленицы (рис. 1). Духовное значение этих произведений искусства состоит в ярком показе добра и зла в жизни, необходимости борьбы со злом прежде всего внутри себя. Нравственный пафос заключается в сочувствии, симпатии персонажу, который помогает людям, несет радость и свет. В форме метода опережающего индивидуального задания инициативной группе заранее предлагается подготовить рассказ о художнике и композиторе. На «творческом совещании» с учителем накануне урока учащиеся выбирают ту информацию, которая относится к теме и помогает решить проблему урока.

В начале урока, после представления названий артефактов, учитель организует самостоятельное целеполага-ние. Одни из целей ученики могут определить достаточно быстро, так как они вытекают из названия темы, - сопоставление двух разных произведений искусства и написание сочинения. Но это цели слишком обобщенные, они не дают возможности увидеть перспективу работы на уроке, определить задачи, которые придется решать. Дети уточняют формулировку целей урока в процессе мини-дискуссии, во время которой учитель задает наводящие (Какой праздник изображен на картине? Чему он посвя-

Рис. 1. Б. М. Кустодиев «Балаганы», 1917

щен?) и провоцирующие (Обратите внимание на название картины и балета - разве они соотносятся? Зачем же тогда их сопоставлять?) вопросы. Оказывается, им предстоит понять смысл праздника, определить символическое значение образа Петрушки.

На следующем этапе урока используется общедидактический метод создания проблемной ситуации. Поводом является идея эпиграфа - отрывка из стихотворения К. Д. Бальмонта: «Как радостно быть жарким и сверкать!// Как весело мгновения сжигать!// Со светлыми я светом говорю.// Я царствую. Блаженствую. Горю». Применяя метод анализа, учитель организует эвристическую беседу, в ходе которой ученики расшифровывают образ лирического героя: он превращается в солнце, жаркое и светлое, несет тепло и радость, а служение добру делает героя счастливым. Промежуточный вывод подчеркивает идейное значение персонажа как духовно-нравственного примера, народного идеала. В связи с этим формулируется проблемный вопрос: как образ лирического героя соотносится с темой урока, что он должен помочь открыть в двух великих произведениях искусства? Ответ на этот вопрос в конце урока станет идейным обобщением изученного, будет держать внимание детей в течение всего занятия, поможет не потерять логику поиска и рассуждений.

Для знакомства с артефактом из области искусства следует обращаться к методам демонстрации источника получения знаний - это презентация с репродукцией картины Б. М. Кустодиева, портретов художника и композитора и другого учебного материала. Мультимедийное устройство поможет также посмотреть отрывок из балета, услышать музыку.

При анализе картины, отрывка из балета и музыки применяется метод аналитического наблюдения. Интерактив-

Передний план

Композиция картины

Вертикаль (иерархия ценностей)

ность и дифференциацию обеспечивает форма работы в группе, в которой каждый учащийся, с одной стороны, выполняет свою задачу, а с другой - обязан помогать другим. Так в деле воплощается нравственное содержание изучаемых произведений - идея взаимопомощи, возможности стать друг для друга маленькими солнышками добра. Усилиями всех участников группы составляется графический конспект или кластер, отражающий разные аспекты анализируемого явления, например композицию картины (рис. 2).

Поможет составлению конспекта прием работы с технологической картой. Колонка ответов заполняется участниками группы, которые распределяют задачи между собой, обсуждают с товарищами по группе. Учитель, переходя от группы к группе, консультирует, помогая руководителю группы, если возникают вопросы (см., напр., табл. 1).

Анализ композиции картины выводит учащихся, во-первых, на идейное понимание праздника, во-вторых, создает динамическую ситуацию погружения в пространство картины с последующей интригой, которая является элементом игровой технологии: ребята «заходят» вместе с народом в балаган, где начинается представление театра Петрушки, реализуемое далее в действительно зримом движении персонажей балета. В-третьих, в процессе этой творческой поисковой деятельности активизируется слушание товарищей по группе и учителя, говорение при выражении своих мыслей и впечатлений, чтение вопросов и текстов, письмо при заполнении технологической карты, - то есть все виды речевой деятельности.

Колорит картины способен передать не только идеи автора, но и его чувства, отношение к изображаемому, поэтому важно подробно проработать цветовую гамму живописного полотна, определяя способы выражения авторской позиции: ярко-голубое, светящееся небо создает ощущение радости, близости весны, тепла. Белоснежное, сверкающее на солнце дерево - береза, символ России, передает надежду художника на лучшее, устремленность народа к свету. А вот белый цвет спящей земли взывает к соработничеству человека, к его помощи, конечно, духовной - к любви и заботе.

Декорации балета в постановке Олега Виноградова в Мари-инском театре Санкт-Петербурга, костюмы персонажей настолько неоднозначны, что дают возмож-

Задний план

Диагонали (движение)

Рис. 2. Композиция картины

Таблица 1

Анализ переднего плана

Вопрос Ответ

Что изобразил художник на первом плане? Возки и людей

Почему оставил место перед возками у самого края картины? Это место оставлено для зрителей, как будто автор приглашает нас войти в картину

Почему возки и люди стоят спиной к зрителю? Это тоже прием включения зрителя в действие картины

Рис. 3. Петрушка в исполнении Сергея Вихарева

ность использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), учитывая определение произведения искусства как «закодированного текста» [8, с. 14] (см. рис. 3). Мнение каждого ученика принимается. Прием записи своей мысли способствует в дальнейшем - при написании сочинения - уникальности каждой творческой работы. Почему костюмы танцовщиков похожи на смятые газеты? Почему декорации выполнены в стиле лоскутной техники? Почему преобладают движения по кругу и у Петрушки, и у кордебалета? Отвечая на вопросы, дети формируют свою гражданскую позицию, определяясь и нравственно, и духовно.

Одним из методов, применяемых на уроке, является чтение мини-текстов разных стилей с целью определения ключевой информации, способствующей выявлению значения образа Петрушки. Задания ориентируют на поиск основной мысли каждого текста, символического значения героя, его качеств и свойств. Например, отрывок из статьи М. Горького выведет на формулировку сложной, философской мысли о том, что в образе Петрушки «. ..народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет все и всех» [9]. В наши дни уныния и духовного упадка голос мудрого писателя способен вызвать в ребенке уважение к себе и своему народу, духовно обогатить учеников.

В начале отрывка из балета солирует флейта. Определить цель ее применения в оркестре композитором помогает прием работы с культуроведческим текстом: «В России "водили" Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для

слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть "пронзительной" и очень быстрой» [10]. Вопросы по тексту направлены на выявление символического значения звучания флейты, которая подчеркивает в образе героя его «ненастоящую», игрушечную сторону.

В середине танца возникает партия скрипки. Скрипка -инструмент, способный передать человеческий голос, песню, поэтому она символизирует живую душу в Петрушке, его доброту, желание помочь людям, стать человеком. И как происходит очеловечение героя! Через гибель и воскресение. Вот истинно духовный, религиозный путь внутреннего возрождения человека - через отвержения в себе самом зла.

Наконец, сопоставление картины, музыки, танца, костюмов и декораций требует применения метода синтеза с элементами метода «мозгового штурма»: ребята обсуждают в группах возникающие у них ассоциации, записывая наиболее интересные мысли, а потом представляют их всему классу. Например: как связан образ Петрушки и праздник Масленицы? Обнаруживается связь внешняя сразу: представления театра Петрушки проходили в Масленичную неделю; а внутренняя связь открывается по мере погружения в содержание и идеи произведений: во время Масленицы народ праздновал победу солнца над тьмою, Весны над Зимой, - и Петрушка в балете Стравинского символизирует победу добра над злом, жизни над смертью.

Коллективно ребята составляют план сочинения:

I. Значение праздников в жизни народа. «Навстречу солнцу».

II. Сочинение по отрывку из балета И. Стравинского «Петрушка» и картине Б. М. Кустодиева «Масленица»:

1. «Вечный праздник Кустодиева».

2. «Загадочный Петрушка», «Этот грустный весельчак Петрушка».

3. «Клоун с человеческой душой».

III. Моя сегодняшняя встреча с искусством. «Победа жизни».

Написание же сочинения - индивидуальный творческий процесс.

Словесное оформление сочинения даже при подробной проработке всех деталей, подборе и обсуждении лексики требует помощи в виде образца - искусствоведческого текста, в данном случае эссе Н. А. Надеждиной о картине Б. М. Кустодиева «Масленица» [11, с. 11-12]. Прежде всего используется прием чтения, сначала ознакомительного, потом изучающего.

Таблица 2

Анализ эссе Н. А. Надеждиной из книги «Какого цвета снег?»

Вопрос Ответ

Прочитайте первый абзац. Как перекликается тема этого абзаца с задачей нашего урока — понять значение традиционных русских праздников? Все ли смыслы, найденные нами, отражены в тексте? Что мы должны добавить? «Художник Борис Кустодиев пригласил тебя на народное гулянье. По старому русскому обычаю на масленичной неделе провожали зиму, встречали весну. В честь весеннего солнца пекли блины, как солнце золотистые и круглые. Запрягали коней, чтоб, прощаясь с зимой, прокатиться по еще крепкому снегу». Необходимо сказать, для чего отмечали праздники: чтобы напомнить о смысле жизни, о необходимости служить добру и бороться со злом

Таблица 3

Анализ лексических и грамматических единиц текста

Вопрос Ответ

Прочитайте четвертый абзац. На какие явления окружающего мира направляет наше внимание автор? Подчеркните слова, называющие их. Найдите глаголы, называющие действия персонажей, выпишите их. Какие эмоции передает лексика? «Однако ты не чувствуешь себя чужим среди этих веселых, румяных от мороза людей. Ты словно сам вместе с ними дышишь чистым морозным воздухом, кружишься на карусели, топчешься возле ярмарочных балаганов, где продают народные лакомства: медовые пряники, маковники, ярко раскрашенные леденцы»

Технологическая карта заполняется не группой, а парами, что позволяет более сосредоточенно работать с текстом. Пары самостоятельно отвечают на свои вопросы, но заполняют всю карту целиком по мере ответов других групп, подбирая речевой материал для собственного сочинения. При анализе текста применяются разные приемы: определения ключевых слов, сопоставления с результатами наблюдений картины и балета, опознавания различных грамматических единиц - морфологических, синтаксических - и определения эмоциональной и интонационной окраски слов, выражений, предложений.

Прием работы с лексическим материалом - со словарем и тезаурусом - обогащает словарный запас учащихся. Среди незнакомых слов преобладают историзмы, то есть слова, называющие предметы, которые ушли из народного быта. Часть этих предметов дети найдут на картине Б. М. Кустодиева «Балаганы». Другие слова следует показать в раздаточном материале или в презентации небольшими рисунками: «армяк - верхняя долгополая распашная одежда, халат из грубой шерстяной ткани или домашнего сукна; носили в прошлом русские крестьяне» (см. рис. 4); «маковник - пирог с маком пли пряник из мака с медом» (см. рис. 5).

Рис. 4. Армяк. Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года

Творческие методы используются групповые, коллективные и индивидуальные. Так, каждая группа в совместной работе должна составить синквейн, который в сжатой, афористической форме опишет основные черты персонажа балета. Это очень важно, поскольку информация

Рис. 5. Маковник

о Петрушке очень обильная, даже избыточная: ученики знакомятся с образом народного любимца в исторической динамике - от двойственности героя древности, сочетающего добрые и инфернальные черты, - к весельчаку-задире, обличающему социальные и моральные недостатки общества рубежа Х1Х-ХХ вв., и далее - к герою балета, образу авторскому, - символу вечно живого и возрождающегося русского народа: Петрушка Игрушечный и живой Веселит, молится, утешает Он символ народа Солнце

Безусловно, артефакты дают возможность применения в педагогическом процессе исследовательского метода и метода учебного проекта.

В заключение важно заметить, что обращение к артефактам способствует достижению метапредметных результатов, как их трактует ФГОС: «умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей» [1].

Но главное, что артефакт проявляет мета предметную сущность русского языка, как это понимают создатели теории метапредметности, в частности А. В. Хуторской, так как произведение искусства обращается прежде всего к тем единым основам мира, который называется авторами «пер-восмыслами»: «Первосмыслы - это узловые точки метапред-метного содержания образования, его структурная основа» [12]. Они выражаются в языке концептами - словами, в которых лингвистическое содержание (лексико-грамматическое значение) дополняется культуроведческим. В работе с картиной Б. М. Кустодиева и с отрывком из балета И. Ф. Стравинского это слова «солнце», «небо», «свет», которые имеют нравственное, мировоззренческое наполнение. Метапред-метный подход к обучению также опирается на активные методы работы с учебным материалом: «Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового

материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности» [12]. Самостоятельно добытое учеником знание становится частью его личности, его внутреннего духовного мира, влияет на становление нравственности, которую А. И. Осипов, доктор богословия, называет проявлением в действиях «верного отношения к окружающему миру» [13]. Тогда можно будет говорить и об умножении в мире добра.

Работа с артефактами на уроках русского языка является актуальной и остро востребованной в современную эпоху, позволяет применять на практике системно-деятельностный подход и активные методы обучения, способствуя личностному духовно-нравственному становлению подрастающего поколения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http:// standart.edu.ru/ (дата обращения 18.04.2013).

2. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989.

3. Зинченко В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) // Вопр. психологии. 2000. № 4. С. 79-97.

4. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

5. Ходякова Л. А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка. М.: Прометей, 2012.

6. Никитина Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika-cultura.narod.ru/

private/Articles/N_7/Nikinina_08_2. htm (дата обращения 18.04.2013).

7. Ходякова Л. А. Культуроведческий и воспитательный потенциал сочинений по картине // Ходякова Л. А., Галкина Г. Н., Клюева Г. Ю. Сочинение по картине в 9 классе. М: Астрель, 2007. С. 378.

8. Ходякова Л. А. Культуроведческий и воспитательный потенциал использования живописи на уроках русского языка // Исследовательский поиск молодых ученых. М.: Изд-во МПГУ, 2002.

9. Горький М. О том, как я учился писать // Горький Максим [Электронный ресурс]. URL: http:// gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-351. htm (дата обращения 18.04.2013).

10. Петрушка (персонаж) // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(исто-рия) (дата обращения 18.04.2013).

11. Надеждина Н. А. Какого цвета снег? М.: Малыш, 1988. С. 15.

12. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 1. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/ 0229-10.htm (дата обращения 18.04.2013).

13. Осипов А. И. Нравственность и духовность: фрагмент лекции «Искажения христианства» // Азбука веры [Электронный ресурс]. http://azbyka. ru/nravstvennost_i_duhovnost/2g1-all.shtml (дата обращения 18.04.2013).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF IDENTIFYING LINGUISTICALLY GIFTED PUPILS

Л. Н. Щербатых

В данной статье автор раскрывает основные методы диагностирования лингвистически одаренных школьников, так как данная работа поможет решить многие задачи, связанные с обучением таких учащихся иностранным языкам. Автором подчеркивается, что успешная диагностика лингвистически одаренных детей должна основываться на конструктивном взаимодействии различных специалистов, что позволит сформулировать целостную картину о способностях учащихся.

Ключевые слова: лингвистическая одаренность, одаренный ребенок, диагностика, иноязычные способности.

L. N. Shcherbatykh

In this article the author reveals the main methods of diagnosing linguistically gifted pupils, as this work will help to solve many problems connected with teaching such pupils foreign languages. The author stresses that a successful diagnosis of linguistically gifted children should be based on the constructive engagement of various experts, which will formulate a comprehensive picture about the pupils' abilities.

Key words: a linguistic talent, a gifted child, a diagnosis, an ability in a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.