Е. Ю. Яковлева
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОПИСАНИЮ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Работа представлена кафедрой методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова Научный руководитель - доктор филологических наук, кандидат педагогических наук,
профессор Е. Н. Дмитриева
Статья посвящена методике преподавания лексики в национальной школе. Автором статьи представлены оптимальные методы и приемы обучения описанию внутреннего мира человека путем введения в словарный запас учащихся лексики, обозначающей черты характера человека.
The article is devoted to the methodology of vocabulary teaching in national school. The author presents optimal methods and ways of training in human inner world’s description by means of introduction of vocabulary that indicates human character features to students’ lexicon.
В статье речь идет об уроках развития речи школьников на основе лексико-семантической группы слов, обозначающих внутренний мир человека, предлагается учебный материал, основанный на работе учащихся с художественным текстом, посредством которого они учатся понимать язык чувств и переживаний героев, сопереживать им и оценивать их устремления, характер, поступки и жизненную позицию.
Также одновременно решается важная задача освоения основного круга нрав-
ственно-духовных и эстетических понятий (любовь, сострадание, самоотверженность, скромность, порядочность, преданность, целомудрие, ответственность, взаимоуважение, милосердие и др.), введения их в сознание и активный словарь учащихся путем создания специальных речевых ситуаций.
Работа над описанием человека помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям; обогащает речь учащихся «портретной» лекси-
кой, которой они недостаточно владеют; в процессе работы ученики учатся раскры -вать через описание внешности внутренний мир человека, выражать свое отношение к нему.
Содержание лексической подготовки к сочинениям-описаниям внешности и внутреннего мира во многом связано с созданием тематического словаря. Основу лексического минимума, предусмотренного программой, составляют слова, обозначающие:
• компоненты описания внешности человека (фигура, осанка, глаза, губы и др.);
• действия (движения), связанные с характеристикой перечисленных компонентов;
• признаки этих компонентов1.
Считаем необходимым ввести слова,
обозначающие черты характера человека, определяющие его внутренний мир. В качестве таких слов можно предложить имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающие особенности характера человека.
Большая часть имен существительных, обозначающих черты характера человека, образуются от прилагательных при помощи субстантивации. И сравнительно малочисленная группа таких существительных в русском языке образуется от прилагательных при помощи суффиксов -ак, -ец, -ага, -уга (смельчак, храбрец, удалец, скряга). Эти существительные стали опорной лексикой для изучения темы «Описание внутреннего мира человека», так как выбор этой группы слов также позволяет ввести в программу обучения повторение таких тем, как «Образование существительных при помощи суффиксов», «Синонимы», «Антонимы», «Лексика - общеупотребительная, разговорная» и т. д. В эту группу вошло около 35 имен существительных, образованных от прилагательных, обозначающих черты характера человека. Учет сходного и различного в двух языках предупреждает повторное изучение того, что уже извес-
тно из курса родного языка, помогает выбору различных упражнений для закрепления теоретических знаний, для развития устной и письменной речи учащихся. Учитывая вышесказанное, был сделан сопоставительный анализ лексики, обозначающей черты характера человека в русском и якутском языках. Анализ позволил заключить, что:
1) группа слов, обозначающих черты характера человека, в обоих языках представлена довольно широко и ярко;
2) якутские эквиваленты этой группы слов в большинстве случаев имена прилагательные, но эти прилагательные легко субстантивируются в речи (смельчак, храбрец, удалец - хорсун, дь0р5 00т, бетес (эр санаалаах киЬи);
3) в обоих языках встречаются метафоры, в которых качества, присущие животным, передаются человеку (упрямец - осел; куттас - куобах);
4) в якутском языке большинство слов -прилагательных, обозначающих черты характера человека, используются в паре с существительным «киЬи» (молчун - таас киЬи; храбрец - эр санаалаах киЬи);
5) наблюдается частичное соответствие лексических единиц в двух языках, т. е. одному слову в русском языке соответствует не один, а несколько семантических эквивалентов в якутском языке, и, наоборот, одно слово в якутском языке при переводе на русский язык может иметь несколько значений (развратник, распутник - содур киЬи);
6) часто существительные русского языка на якутский переводятся целыми словосочетаниями (непоседа - таба олорбот киЬи; хлопотун - буппэт ту6уктээх киЬи).
Обучение описанию человека не должно ограничиваться портретной характеристикой или описанием его внешнего вида. Большая информация скрыта за внешним видом - это внутренний мир человека, его характер, нрав и настроение, чувства. Констатирующий эксперимент, проведенный в
разных школах города Якутска, доказал, что учащиеся 7—8-х классов еще не умеют описывать внутренний мир человека. Анализ работ учащихся показал, что это вызвано недостаточностью лексики, обозначающей черты характера человека, в словарном запасе якутских учащихся. Поэтому нами предлагаются пути обогащения словарного запаса учащихся лексико-семантической группой слов, обозначающей черты характера человека.
Методика обогащения словарного за -паса учащихся предполагает решение следующих трех важных вопросов:
1) определение условий, способствующих накоплению слов;
2) способов и приемов семантизации русских слов;
3) выявление необходимых типов лексико-семантических упражнений2.
Как и другие навыки и умения, лексические формируются в процессе речевой деятельности школьников в результате выполнения различных упражнений лексикосемантического характера.
Предлагаемый круг занятий может состоять из следующих этапов:
I этап. Знакомство с готовыми текстами, описывающими черты характера человека. В качестве таких примеров можно взять портретные характеристики персонажей из рассказов, изучаемых на уроках литературы (например, «Хачыгыр» Эрилик Эристина, «Дети подземелья» В. Г. Короленко). Учащиеся после внимательного прочтения анализируют текст. (Как автор описывает этот персонаж, какими словами? Как раскрывается характер героя, через что? Найдите синонимы, антонимы, какие метафоры использует автор, для чего?);
II этап. Знакомство со схемой (схема 1) поможет конкретизировать представление учащихся о внутреннем мире человека3.
III этап. Словарная работа с табл. 1 (табл. 1)4. После знакомства с содержанием схемы и таблицы ученикам предлагаются следующие задания:
1) найдите в таблице слова-синонимы;
2) найдите синонимы, имеющие более широкое значение, наиболее употребляемые в речи;
3) найдите синонимы к словам;
4) найдите в таблице слова-антонимы;
5) найдите к этим словам антонимы;
6) выделите в словах суффиксы;
7) переведите эти слова на якутский язык;
8) придумайте предложения с этими словами;
9) найдите русские эквиваленты этих слов (Дьээбэ, мындыр, хоодуот, хадаар и т. д.);
10) найдите и запишите слова с положительной и отрицательной оценкой.
В виде закрепления учащимся можно предложить разгадывание загадок. Загадка является эффективным средством инди-видуально-проблемного обучения, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе самостоятельного решения учени-ком задачи-проблемы. Учащимся можно предложить такие работы:
1. Отгадайте загадку: Илиитэ суох ту-тар, хара^а суох кврвр, ата^а суох ситэр баар уНу? (сымыйаччы - лгун).
2. Переведите эти загадки на русский язык: Говорят, некто безрук - держит, без глаз видит, без ног - догоняет.
3. Отгадайте, о ком говорится в пословице. Найдите якутские аналоги этих пословиц. Ест за восьмерых да работает за троих. И холод, и жару преодолеет без страха.
IV этап. Самостоятельная работа учащихся. С помощью схемы 1 учащимся предлагается найти слова, раскрывающие внутренний мир человека не только через характер, но и через темперамент, ощущение и восприятия ит. д. С этими словами проводится такая же словарная работа, как на III этапе.
V этап. Творческая работа. Завершающей своеобразной зачетной работой по
Таблица 1
Черты характера человека
Волевые качества Характеризирующие по его отношению Моральные качества Манера поведения
смельчак, а) к вещам: расточитель, мот, лжец, врун, скромник, нахал,
трус, жадина, скупец, скупердяи, распутник, бесстыдник, гордец,
храбрец, скряга; праведник, баловник, озорник,
бояка (разг.), б) к труду: работяга, труженик, грешник, хлопотун (разг.), непоседа,
заяц (разг.), ленивец, лентяи, лодырь, грамотеи, задира, драчун,
упрямец, бездельник, лоботряс, лежебока, байбак дуралеи брюзга, склочник,
осел (разг.) (разг.), аккуратист, деятель, активист, деляга (разг.); в) к другим людям: добряк, злюка, змея (разг.), говорун, болтун, молчун, гуманист, рыцарь, рыба (разг.), сухарь (разг.), брехун (разг.), негодяй скандалист, злюка, плакса, истеричка, каприза (разг.)
этой теме должно стать написание маленького сочинения-описания, в котором учащиеся должны описать свой внутренний мир или внутренний мир друга (подруги). Сочинение даст возможность выявить, насколько учащиеся овладели новой лекси-кой, насколько свободно могут выражать свои мысли правильным русским языком.
Предлагаемый метод работы был апробирован в 6-м классе. Так как в учебниках обучение описанию внутреннего мира человека дается в 7-м классе, то подобная словарная работа является хорошей подготовкой к изучению темы «Внутренний мир человека» в 7-м классе. Каждому этапу работы предлагается отвести по одному уро-
46 1
ку. Вся система упражнений способствует обогащению словарного запаса якутских учащихся лексико-семантической группой слов, обозначающей черты характера человека. Такой результат показал итоговый эксперимент, проведенный школе № 14 г. Якутска. Как показали итоги анализа
творческих работ учащихся, участники эксперимента стали достаточно свободно использовать в речи слова, обозначающие черты характера человека, что доказывает действенность использования данных методов и приемов работы с лексикой, обозначающей внутренний мир человека.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бархударов С. Г. О некоторых лингвистических проблемах, связанных с обучением русского языка нерусских // Русский язык в национальной школе. 1958. № 3. С. 9-17.
2 Там же.
3 Саяхова Л. Г., Шакирова Л. 3. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. СПб., 1992.
4 Там же.