12551219 рублей. К счастью человеческих жертв удалось избежать.
Техника пожарной безопасности в магазине розничной торговли регламентируется положениями Постановления Правительства РФ №390 «О мерах противопожарной безопасности». Перед открытием магазина любого назначения необходимо получить разрешение от Противопожарной инспекции, разработать и согласовать декларацию пожарной безопасности для магазина, которая заключается в составлении перечня данных об имеющихся средствах противопожарной защиты, документации и о соблюдении всех необходимых законодательных мер.
Общие меры противопожарной безопасности для торговых центров, где одновременно пребывает более 50 человек:
-необходимо организовать разработку планов эвакуации, разместить их на каждом
этаже;
- пути эвакуации необходимо оснащать знаками безопасности;
- сотрудники должны проходить инструктаж по технике безопасности в магазине при приеме на работу и 1 раз в квартал;
- помещения должны быть оснащены системой обнаружения задымления, системой оповещения о пожаре, световой индикацией эвакуационных выходов, системой дымоудаления и автоматического пожаротушения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Свойства и поведение строительных материалов в условиях пожара: учебное пособие. Битуев Б.Ж., Ройтман В.М., Серков Б.Б. и др. - Академия ГПС МЧС России, 2016.
2. Особенности проектирования систем оповещения / О.В. Кочнов: Учебное пособие. - Муром, 2012.
3. https ://fireman. club/literatura/
УДК 614.846
Д.Ю. Скудин, С.В. Шевляков, Г.И. Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
МЕТОДЫ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В данной статье рассмотрены существующие методики осуществления ГПН на объектах защиты, сущность и перспективы развития риск-ориентированного подхода.
Ключевые слова: пожарная безопасность, риск-ориентированный подход, аудит пожарной безопасности, федеральный государственный пожарный надзор.
D. Yu. Skudin, S. V. Shevlyakov, G.I. Smetankina
METHODS AND PRACTICE OF STATE OVERSIGHT IN FIRE SAFETY. RISK-ORIENTED APPROACH
In this article the existing methods of implementation of GPN on objects of protection, the essence and prospects of development of the risk-oriented approach are considered.
Key words: fire safety, risk-oriented approach, fire safety audit, federal state fire supervision.
Известно, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики, при котором на длительный период времени обеспечиваются достойные условия жизни и гармоничного развития личности, социально-экономической, политической, нравственно-психологической стабильности общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов. С другой стороны, эпоха мощного индустриального развития, определившая особенности современной цивилизации, делала и делает естественную среду обитания человека все более опасной. Техногенное влияние на цивилизацию подошло к такой черте, которую с полным основанием можно назвать критической. Пожары становятся постоянными спутниками жизнедеятельности человека [2].
Анализ динамики пожаров в России за последние годы убеждает, что, несмотря на сокращение числа пожаров, они продолжают наносить серьезный ущерб экономике страны. Таким образом, проблема борьбы с пожарами в Российской Федерации с точки зрения обеспечения экономической безопасности приобретает в современных условиях очень большое значение, поскольку пожары, причиняя государству значительный ущерб и унося человеческие жизни, стали одним из факторов, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку в России. Такой показатель, как доля ущерба пожара от ВВП в России, который в настоящее время, является одним из самых высоких в мире, свидетельствует о нерациональной политике обеспечения пожарной безопасности [3,4].
Основной причиной пожаров в частном секторе экономики является недостаточный уровень финансовых ресурсов, выделяемых собственниками на проведение превентивных мер в области пожарной безопасности. Это обусловлено тем, что собственники предприятий не заинтересованы в дополнительных расходах, связанных с финансированием мероприятий в области пожарной безопасности. Отвлечение финансовых ресурсов из оборота предприятий снижает их инвестиционные возможности, финансирование оборотных средств, финансовую устойчивость и т.д. Особенно это отражается на предприятиях малого и среднего бизнеса, где проблема их функционирования тесно связана с их финансовым обеспечением. Таким образом, образуется замкнутый круг: частный собственник экономит на пожарной безопасности и тем самым создает реальную угрозу экономической безопасности своего бизнеса[5].
Таким образом, малому и среднему бизнесу, чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо внедрять в свою деятельность комбинацию методов по управлению рисками и находить оптимальный вариант. А со стороны контрольно-надзорных органов также должны предприниматься попытки реформирования своей системы, в противном случае любые реформы, проводимые в одностороннем порядке, результата не принесут.
В этой связи необходимо отметить, что в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля с 2016 года применяют риск-ориентированный подход (надзора).
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности [1].
В условия экономических трудностей последних лет в России применение
современных методов риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) позволит значительно снизить необоснованно высокие издержки у собственников объектов на обеспечение пожарной безопасности [6].
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности позволяет избежать осуществление сплошных проверок подконтрольных субъектов, и создаёт систему эффективного расходования ресурсов. Проведено полное распределение объектов контроля по категориям риска при осуществлении плановых проверок. Планирование проверок реализуется в зависимости от уровня риска причинения вреда.
В заключение следует отметить, что весь положительный опыт применения риск-ориентированного подхода, полученный надзорными органами - участниками «пилотного» эксперимента -учтён при внесении изменений в нормативные правовые акты, работа над которыми продолжается и в настоящее время.
Применение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного пожарного надзора позволит не только оптимизировать бюджетные расходы обеспечения деятельности надзорных органов, но и снизить административные барьеры и издержки при осуществлении надзорной деятельности, повысить результативность осуществления федерального государственного надзора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
2. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Безопасность как фактор, влияющий на социально-экономическое развитие общества. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей под общей редакцией Т.М. Сигитова. Пермь, 2016. С. 71-73.
3. Сметанкина Г.И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе. Естественные и технические науки. - 2014. -№11/12(78). -С.461-463.
4. Аврахова А.П., Байдалина Л.А., Галимов И.А., Сметанкина Г.И., Чернов С.С., Черунова И.В., Ярковой В.А. Информационные технологии: приоритетные направления развития. Новосибирск, 2011.
5. Сметанкина Г.И., Шуткина С. А. Правовые основы совершенствования государственной надзорной деятельности в области пожарной безопасности Материалы VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. - С. 27-28.
6. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2015. - № 1. - С. 123-126.
УДК 614.846
С. В. C iVKUii, Г.И. Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСУ МЧС РОССИИ