УДК 339.522 УДК 658.811 УДК 004, ББК 65.054 © A.A. Григорьева
A.A. Григорьева МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ПОСТАНОВКИ БИЗНЕС-ТРЕБОВАНИЙ КАК ЭТАП ПРОЕКТА В ОБЛАСТИ ИЗМЕНЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ ТНК
Транснациональные корпорации (ТНК) являются значительными элементами глобальной экономики. Зарубежные филиалы ТНК вынуждены выстраивать свою деятельность в соответствии с глобальной стратегией корпорации. Статья посвящена проблеме организации деятельности зарубежного подразделения корпорации в условиях глобально организованного бизнеса. Используются архитектурные принципы построения оптимальной структуры бизнеса. Предмет исследования - применение архитектурных методов и моделей к организации бизнеса структурного подразделение ТНК. Цель исследования - разработка системы бизнес-требований к архитектуре предприятия сбытового подразделения ТНК. На первом этапе исследования рассматриваются существующие архитектурные подходы и выделяются отличительные характеристики каждого из них. На основе собранных характеристик выбирается наиболее оптимальная с точки зрения реализации архитектурного перехода методология TOGAF. На втором этапе исследования представляется концепция сбытовой компании (СК). Используется структура бизнес-модели, предложенной Александром Остервальдом. На основе построенной модели установлены взаимосвязи между факторами бизнеса, такими, как предлагаемая ценность, ключевые активности и партнеры фирмы. На третьем этапе происходит трансформация полученных взаимосвязей в мотивационное расширение заинтересованных в бизнесе СК сторон. Устанавливаются драйверы поведения стейкхолдеров и выбирается целевой драйвер «увеличение прибыли», гармонизирующий интересы сторон. Затем устанавливаются негативные оценки бизнеса, стоящие за реализацией драйвера. В результате исследования рассмотрены используемые архитектурные подходы. Выделен подход TOGAF и в соответствии с ним реализованы начальные фазы архитектурного перехода. С формирован ряд требований стейкхолдеров, направленных на повышение эффективности (прибыльности) бизнеса, с учетом ограничений глобальной инфраструктуры ТНК. Открытым остается вопрос реализации сформированных бизнес-требований. Выполнение бизнес-требований зависит от организационной структуры, бизнес-процессов и обеспечивающих информационных систем компании. Для проверки сформированных требований на возможность внедрения необходим более детальный анализ инфраструктуры бизнеса.
Ключевые слова: транснациональная корпорация, сбытовая организация, архитектура предприятия, стейкхолдеры, бизнес-модель, TOGAF, Archimate, управление требованиями.
■ ВЕДЕНИЕ. Транснациональные
Г^С корпорации (ТНК) оказывают ключевое И влияние на процессы глобализации и интернализации мировой экономики. ТНК присущ национальный характер, они имеют определенную страну базирования, а их система управления носит централизованный характер. Централизованное управление проявляется в том, что высший управленческий состав головного офиса определяет глобальную стратегию корпорации, инфраструктуру ее реализации и осуществляет контроль над всей сетью зарубежных филиалов, подразделений и дочерних компаний [2].
Тенденции последних
показывают, что благодаря информационной инфраструктуры постепенная децентрализация
десятилетии развитию происходит управления,
заключающаяся в передачи части функций корпоративного центра региональным
подразделениям [5]. Это обеспечивает зарубежным отделениям большую степень маневренности в принятии управленческих решений тактического уровня.
Вместе с обозначенной выше тенденцией либерализации и децентрализации управленческой иерархии ТНК, региональные подразделения не имеют полной степени автономности и вынуждены в операционной деятельности подстраивать свои внутренние бизнес-процессы под требования глобальной информационной инфраструктуры
бизнеса. Так, региональные офисы, ведущие операционную деятельность в соответствии с логикой глобальной корпоративной информационной системы (КИС), не всегда могут адаптировать внешний документооборот с учетом особенностей и обычаев страны проникновения. В долгосрочной перспективе это может приводить к существенному снижению объемов заказов, что при прочих равных будет свидетельствовать о выстраивании неэффективных отношений с заказчиками.
Отсюда вытекает следующая проблема руководителей региональных структурных единиц группы ТНК: необходимость эффективного управления локальным отделением в условиях глобально организованного бизнеса.
В данной статье предлагаются архитектурные методы и модели постановки бизнес-требований, гармонизующих интересы высшего управленческого состава ТНК с интересами менеджмента структурных единиц группы при наличии ряда ограничений. Рассматривается структурная единица, отвечающая за распределение продукции на локальном рынке, в исследовании используется архитектурный подход на основе стандартов управления архитектурой предприятия TOGAF.
1. МАТЕРИАЛЫ II МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Стандарты представления архитектуры предприятия. В работе [9] Marc Lankhorst дал следующее определение архитектуры предприятия:
«Архитектура предприятия целостный набор принципов методов и моделей, который используется в проектировании и реализации организационной структуры, бизнес-процессов, информационных систем и технологий».
Архитектурный подход, как инструмент по выравниванию бизнеса и ИТ (англ. Business-IT alignment) появилась около 30 лет назад. Возникновение этого подхода было обусловлено все возрастающей зависимостью бизнеса компаний от информационных систем (ИС). Корпоративные информационные системы становились все более негибкими, их сопровождение требовало все больших ресурсов, при этом эффективность бизнеса снижалась. Для нахождения баланса между бизнес-стратегией и информационными технологиями, необходимо было разработать новый системный метод к визуализаци [4], и, анализу и оптимизации деятельности предприятия, получивший реализацию в рамках архитектурного подхода [5].
Сегодня наибольшее распространение получили четыре архитектурных методологии: Zachman Framework[8], Federal Enterprise Architecture Famework [11], Gartner [12] и TOGAF 13]. В работе [10] Roger Sessions производит детальный анализ каждого из архитектурных подходов. Использую эти данные в статье [1] мы выделили преимущества стандартов TOGAF и метода разработки архитектуры ADM (Architecture Development Method) [7] как инструмента непрерывного управления
архитектурными изменениями в организациях, именно за счет ориентированности стандартов TOGAF на процесс управления архитектурными изменениями, эта методология будет использована для реализации целей и задач исследования.
1.2. Проект по управлению архитектурными изменениями. В данном разделе мы приводим общие данные об организации проектов по управлению архитектурными изменениями в компаниях.
Практика показывает, что управление изменениями в архитектуре организаций осуществляется в рабочей группе проекта, включающей представителей со стороны заказчика: высший и средний менеджмент, руководители департаментов, ключевые и конечные пользователи, ИТ-департамент; а также консультантов по архитектурным решениям со стороны исполнителя.
При этом в рабочей группе проекта по реинжинирингу архитектуры предприятия роли распределены следующим образом: представители со стороны заказчика определяют области изменений необходимые для достижения бизнес-целей. Роль архитектора состоит в том, чтобы способствовать им путем:
определения и уточнения требований стейкхолдеров;
- обнаружения конфликтов и демонстрации коспромисов, на которые необходимо пойти для согласования конфликтующих интересов различных стейкхолдеров;
разработки частных представлений архитектуры (business and IT views), которые
помогают понять, как цели и требования стейкхолдеров могут быть достигнуты.
Если начальные фазы проектов по архитектурным изменениям больше сосредоточены на бизнес-анализе организаций, а так же выявлению требований к изменениям и проводятся на естественном языке, то основные фазы проекта заключаются в моделировании состояния предприятия «как есть» и «как должно быть», используя искусственные языки нотаций и моделирования. В стандартах TOGAF этой цели служит графический язык ArchiMate. В дальнейшем проект по архитектурным изменениям предусматривает анализ разрывов между текущим и желаемым состоянием архитектуры предприятия {gap-analyse), строится дорожная карта по миграции к целевой архитектуре, осуществляется
непосредственный переход к ней.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В данной статье мы приводим результаты первой фазы исследовательского проекта: применение
архитектурных стандартов TOGAF (метода ADM и языка ArchiMate) для постановки бизнес-требований с целью дальнейшего реинжиниринга архитектуры сбытовых структур ТНК. Бизнес-требования {англ. Business Requirements) определяют высокоуровневые цели организации или ее клиентов. Постановка требований включает их сбор, анализ и согласование, документирование/визуализация.
В качестве объекта исследования выбрано юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ со 100% иностранным капиталом и ведущую свою деятельность по поставкам компонентов производства промышленным предприятиям. Методы исследования включали сбор информации путем: наблюдения основных активностей компании, интервьюирования руководителей отделов фирмы, работа с открытыми интернет-источниками и печатными изданиями (сайт корпорации, отраслевые публикации о компании). Ввиду коммерческих интересов корпорации в статье для ее названия будет использован термин «Сбытовая Компания (СК)».
2.1. Анализ деятельности структурных единиц ТНК. Сбытовая компания (англ. Sales Company (SC) является обособленной коммерческой организацией, зарубежным подразделением ТНК, основной целью которой является сбыт готовой продукции конечному заказчику. Характерным отличием прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в создание зарубежных СК от инвестиций в факторы производства является исключительная
ориентированность бизнеса СК на охват рынка сбыта страны проникновения. Основная реализуемая при этом активность СК в рамках корпорации заключается в продажах и продвижение готовой промышленной продукции на региональном рынке от имени изготовителя/владельца бренда - brand owner. Эта активность обеспечивает дополнительный поток прибыли и рост показателей глобальных продаж корпорации.
В проводимом нами исследование в качестве объекта исследования выбрана западноевропейская ТНК основная деятельность которой - производство и торговля готовыми промышленными изделиями. Целевая аудитория - крупные машиностроительные предприятия, испытывающие дефицит в эффективных решениях в области организации технологического процесса производства продукции.
Для представления концепции бизнеса исследуемого объекта воспользуемся бизнес-
моделью, предложенной в 2004 году Александром Остервальдером (рис.1) [6]. Модель легко читается и включает все обязательные элементы, используемые в других подходах к моделированию бизнеса. Отметим, что она также включена в графическую среду построения архитектурных моделей АгсЫМа1е как средство визуализации бизнеса, используемое на предварительном этапе цикла АЭМ.
Ключевые Партнеры
Поставщики продукции
Трэнспортно-экспедиционная компания
Таможенный представитель
Дилеры
Центры восстановления и ремонта
Ключевые Активности
Сбыт готовой продукции
Услуги сервисного обслуживания
Ключевые Ресурсы
Финансы: 100% ПЗИ
Интеллектуальные: Исключительное право представлять торговую марку на территории страны
Ценностные предложения
Решение проблем клиента в области производства промышленных изделий
Взаимоотношения с Клиентами
Личные
консультационные продажи через представителей компании
2
Каналы Сбыта
Собственный: региональный представитель
Посредник: дилер
Потребительские й Сегменты
Крупнейшие машиностроительные предприятия РФ
Структура Издержек
Маркетинг
Логистика
Расходы на годоержания работоспособности штатз сотрудников
Трансфертная стоимость продукции
Потоки поступдения Доходов
Продукт
The Business Model Canvas: http://wwuu.bu5ine5smodelgeneration.cam
Tbisworfc is licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported License. To view a copy of this -cense, visit http://creativecommons.Org/licenses/by-sa/3.0/
Рис. 1. Бизнес-модель Сбытовой Компании («Предварительная фаза» ADM). Источник: составлено автором по [6]
2.2. Постановка бизнес-требований к организации деятельности сбытовой компании. По итогам предварительной фазы метода разработки архитектуры ADM, по сути, представляющий бизнес-анализ компании перейдем к постановке бизнес требований. В графическом языке ArchiMate этот этап реализуется построением мотивационного расширения {англ. motivation view)-, в цикле ADM -это «Фаза А - Видение Архитектуры».
Построения мотивационного расширения включает следующие этапы:
1. Определение заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
2. Установление внешних факторов и драйверов поведения заинтересованных сторон;
3. Выявление негативных аспектов бизнеса (проблем);
4. Формулировка целей и принципов реализации на уровне каждого отдела компании;
5. Постановка бизнес-требований для дальнейшей разработки архитектуры бизнеса и информационных систем;
6. Введение ряда ограничений.
При постановке бизнес-требований нами был произведен анализ рассогласований интересов стейкхолдеров между корпоративным центром и менеджментом локального подразделения ТНК.
Известно [5], что цели собственников бизнеса, корпоративного и регионального менеджмента могут отличаться. К основным целям корпоративного управления группой ТНК, как правило, относят:
- повышение капитализации ТНК;
- увеличение прибыли в глобальном масштабе;
- завоевание доли глобального рынка.
Главным же драйвером поведения на уровне
регионального сбытового отделения может являться динамика показателей продаж, демонстрирующая эффективность локального менеджмента за отчетный
период. Прирост показателей продаж может достигаться, в том числе путем продажи продукции по предельно низкой стоимости, что в долгосрочной перспективе приводит к снижению прибыли на уровне ТНК.
В любом случае, какая бы метрика эффективности не была бы принята за целевую, компании всегда будут стремиться повысить прибыльность бизнеса (драйвер) за счет увеличения объемов продаж и снижения издержек сопровождения. Поэтому в качестве целей, которые необходимо реализовывать объекту исследования «СК», чтобы ее деятельность была классифицирована как эффективная, были поставлены:
- увеличение объемов продаж;
- снижение издержек сопровождения;
-снижение уровня дебиторской задолженности.
Поясним отнесение «Снижения уровня
дебиторской задолженности» в отдельную цель. Специфика бизнеса поставок готовых промышленных
изделий, то есть рынок „business to business" подразумевает выстраивание долгосрочных партнерских отношений между поставщиком и
покупателем (заказчиком) товаров и сырья. В рамках долгосрочных контрактов на поставку продукции, отгрузки товара осуществляются партиями на условиях отсрочки платежа в рамках заранее установленных кредитных лимитов. У компании-поставщика в этом случае возникает дебиторская задолженность. При неконтролируемом росте дебиторской задолженности предприятие рискует в худшем случае стать неплатежеспособным из-за дефицита денежных средств, в лучшем случае дебиторская задолженность - замороженные средства компании.
Постановка определенных выше целей позволила определить конкретные отделы, в зоне ответственности которых лежит их достижение. В дальнейшем, для каждого отдела формируются подцели, и требования к их реализации.
На рисунке 2 представлено мотивационное расширение, зона ответственности которого финансовый отдел/бухгалтерия. Данное расширение построено в соответствии со стандартом ТСЮАР в графической среде АгсЫМа1е [13].
Рис. 2. Мотивационное расширение финансового отдела (Фаза А «Видение архитектуры»).
Источник: составлено автором
Аналогичным образом для остальных отделов компании были сформированы требования, представленные в таблице 1.
Таблица 1,
Постановка требований к деятельности Сбытовой Компании Источник: составлено автором
Слишком высокие издержки сопровождения Падение объемов продаж
Цель Уменьшить долю издержек в стоимости реализованной продукции Продавать больше
Подцели Уменьшить расходы на Уменьшить расходы Уменьшить транспортно-экспедиционные маркетинг на персонал затраты Привлечь и вовлечь Удержать и развить потенциальных активных клиентов клиентов
Принципы Клиент должен Сотрудники должны Стоимость Время выполнения заказа Подход к работе с клиентом должен быть
реализации непрерывно получать быть доставки заказа должно быть минимальным клиенто-ориентированным
информацию о высокой высокопроизводитель должна быть
ценности продукта ны минимальной
Требования Внедрить элементы Автоматизировать все Автоматизировать Добавить элементы Внедрить системы отчетности и контроля над
электронного маркетинга процессы, которые учет электронной коммерции в сотрудниками отдела продаж и дилерами
на территории РФ могут быть логистических существующие сервисы (мониторинг телефонной активности, трейкинг
(онлайн-рассылка, автоматизированы затрат (сервис самостоятельного служебного транспорта)
электронный каталог) размещения и отслеживания
заказов)
Введем ряд ограничений, вызванных особенностями глобально организованной сетевой структуры ТНК. В глобальном бизнесе информационным системам уделяется значительное внимание ввиду стремления корпоративного центра минимизировать издержки управления разветвлённой сетью исследовательских, производственных, складских и распределительных площадок, а также ввиду необходимости получения достоверной и актуальной информации о деятельности удаленных объектов.
В случае нестандартного функционала ИС разрабатываются специфические для данной структуры транзакции (в случае внедрения SAP - Z-транзакции). Как правило, рабочим языком КИСа является английский, а ИТ-департамент, занимающийся обслуживанием и сопровождением корпоративной информационной системы может находиться в удаленной стране. Несмотря на то, что крупные корпорации стремятся иметь штатных консультантов по информационным системам, все это создает значительные барьеры в обучении конечного пользователя, и как следствие, уменьшает эффект от использования систем.
В качестве дополнительных факторов, не связанных с ИС напрямую, были выявлены следующие ограничения, обусловленные глобальным маркетингом корпорации исследуемого объекта:
- глобальный сайт. Обслуживание сайта происходит из единого центра, внесение изменений и дополнительной информации затруднительно;
- продукция, поставляемая на склад глобальна, не предполагает адаптации под требования локального рынка. Отгрузки по всему миру осуществляются из единого дистрибуционного центра.
Эти факторы невозможно не учитывать при разработке целевой архитектуры зарубежных структур ТНК.
ВЫВОДЫ И ДИСКУССИИ 1. Постановка бизнес-требований к деятельности компании невозможна без детального представления о ней.
Этой цели служит бизнес-моделирование. Структура бизнес-модели предложенная Александром Остервальдером позволяет получить представления о бизнес-миссии объекта исследования и выявить основные заинтересованные лица и ресурсы для реализации бизнес-стратегии. В стандартах TOGAF и методе ADM этап бизнес-анализа осуществляется на «Предварительной фазе», визуализация на графическом языке ArchiMate заключается в проектировании бизнес-модели Остервальдера.
2. Выявление заинтересованных лиц и факторов, влияющих на состояние их удовлетворенности с помощью бизнес-модели, позволяет перейти к постановке бизнес-требований стейкхолдеров (визуализация ArchiMate -Мотивационное расширение, Фаза А «Видение архитектуры» в ADM).
Эти требования, применительно к объекту исследования заключаются в следующем:
- внедрить элементы электронного маркетинга в работе с клиентами на территории РФ (онлайн-рассылка, электронный каталог);
- автоматизировать все процессы, которые могут быть автоматизированны;
- добавить элементы электронной коммерции в существующие сервисы (сервис самостоятельного размещения и отслеживания исполнениям заказов);
- автоматизировать учет логистических затрат;
- внедрить системы отчетности и контроля над сотрудниками отдела продаж и дилерами (мониторинг телефонной активности, трейкинг служебного транспорта);
организовать оперативный мониторинг взаиморасчётов с дебиторами.
На данном этапе исследования открытым остается вопрос как именно реализовывать поставленные требования. Становится очевидным, что без анализа «внутреннего устройства» операционной деятельности Сбытовой Компании и внутренних бизнес-процессов невозможно выявить «узкие места» и разработать требования к поддерживающей инфраструктуре ликвидирующие их.
Библиографический список
1. Григорьева, A.A. Место и роль бизнес-модели в управлении архитектурой предприятия (на примере сбытовых структур ТНК) [Текст] / A.A. Григорьева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - №2 (18). - С. 14-21.
2. Дементьева А.Г. Изменение роли и функций корпоративного центра ТНК в условиях глобализации [Текст] / А.Г. Дементьева // Вестник МГИМО. - 2010. - №2. - С. 255-264.
3. Ильин, И.В. Управление зрелостью бизнес архитектуры предприятия) [Текст] / И.В. Ильин, А.И. Левина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - № 2 (216). - С. 109-117.
4. Ильин, И.В. Интеграция проектного подхода в модель бизнес-архитектуры предприятия [Текст] / И.В. Ильин, А.И. Левина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 6-2 (185). - С. 74-82.
5. Шагурин, C.B. Экономика транснационального предприятия [Текст] / C.B. Шагурин, П.Д. Шимко. -СПб.: СПб ГПУ, каф. «Мировая экономика», 2008. - 335 с.
6. Alexander Osterwalder: The Business Model Ontology - A Proposition In A Design Science Approach. [Электронный ресурс] / A. Osterwalder - PhD thesis University of Lausanne, 2004. — Режим доступа: http://www.hec.unil.ch/aosterwa/PhD/Osterwalder_PhD_BM_Ontology.pdf, свободный.
7. H. Jonkers, D. Quartel, H. Franke: ArchiMate for Integrated Modelling Throughout the Architecture Development and Implementation Cycle // Uporabna Informatika No 3, 2012
8. John A Zachman and John F. Sowa: Extending and formalising the framework of information systems architecture // IBM Systems Journal No 3, 1992
9. Marc Lankhorst et al.: Enterprise Architecture at Work / M. Lankhorst et al - Modelling, Communication and Analysis. Berlin: Springer-Verlag, 2005.
10. Roger Sessions: A Comparison of the Top Four Enterprise-Architecture Methodologies [Электронный ресурс] / R. Sessions - Режим доступа: https://msdn.microsoft.com/en-us/library/bb466232.aspx, свободный.
11. Federal Enterprise Architecture Consolidated Reference Model [Электронный ресурс]. Version 2.3. October 2007. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/omb/e-gov/fea (дата обращения 10.10.2016)
12. Gartner Research Process [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/research_process.jsp, свободный.
13. Welcome to TOGAF Version 9.1 Enterprise Edition [Электронный ресурс]. - The Open Group, 2014. -Режим доступа: http://www.opengroup.org/togai/, свободный.
References
1. Grigor'eva A. A. (2016) Mesto i rol' biznes-modeli v upravlenii arhitekturoj predprijatija (na primere sbytovyh struktur TNK). Models, systems, nets in economy, technic, nature and society, no. 2 (18). pp. 14-21.
2. Alla G. Dementieva. (2010) Izmenenie roli i funkcij korporativnogo centra TNK v uslovijah globalizacii [Changing role and functionality of the TNC head office under globalization.] Vestnik MGIMO University no. 2 pp. 255-264.
3. Ilyin I.V., Levina A.I. (2015) Upravlenie zrelost'ju biznes arhitektury predprijatija [Business architecture maturity management]. St.Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics no. 2 (216), pp. 109-117.
4. Ilyin I.V., Levina A.I. (2013) Integracija proektnogo podhoda v model' biznes-arhitektury predprijatija [The integration of the project management approach into the business architecture model of the company]. St.Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics no. 6-2 (185), pp. 74-82.
5. Shagurin S. V., Shimko P. D. (2008) Jekonomika. transnacional'nogo predprijatija. [Transnational company's economic]. St.Petersburg State Polytechnical University. Department Macroeconomic. 335 p.
6. Alexander Osterwalder (2004). The Business Model Ontology - A Proposition In A Design Science Approach. (PhD thesis), Lausanne: University of Lausanne.
7. H. Jonkers, D. Quartel, H. Franke. (2012) ArchiMate for Integrated Modelling Throughout the Architecture Development and Implementation Cycle. Uporabna Informatika no 3, pp. 141-152.
8. John F. Sowa and John Zachman (1992) Extending and Formalizing the Framework for Information Systems Architecture In: IBM Systems Journal, Vol 31, no.3, pp. 590-616.
9. Marc Lankhorst et al. (2005) Enterprise Architecture at Work - Modelling, Communication and Analysis. Berlin: Springer-Verlag.
10. Roger Sessions. A Comparison of the Top Four Enterprise-Architecture Methodologies URL: https://msdn.microsoft.com/en-us/library/bb466232.aspx (accessed 10.10.2016)
11. Federal Enterprise Architecture Consolidated Reference Model. Version 2.3. October 2007. URL: http://www.whitehouse.gov/omb/e-gov/fea (accessed: 10.10.2016)
12. Gartner Research Process URL: http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/research_process.jsp (accessed: 10.10.2016)
13. Welcome to TOGAF Version 9.1 Enterprise Edition, The Open Group. URL: http://www.opengroup.org/togaf/ (accessed: 10.10.2016)
METHODS AND MODELS OF SETTING THE BUSINESS REQUIREMENTS AS A STAGE OF THE TNC ENTERPRISE ARCHITECTURE PROJECT
A. Grigoreva,
Postgraduate Student, Department of Information Systems in Economics and Management, Engineering-Economic Institute, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Abstract. Transnational corporations (TNCs) are significant elements in the global economy. Foreign TNCs subsidiaries are compelled to organize its activities according to the global strategy of the corporation. The present article is devoted to the problem of business organization of a foreign representative office in the context of global business. The research is based on enterprise architectural methodology. The subject is applying the enterprise architecture methods and frameworks to improve TNC's subsidiary business efficiency. The aim of research is to develop stakeholder's requirements for the TNC's subsidiary enterprise architecture. In order to achieve the aim, the research first examines existing architectural approaches and determines the distinctive characteristics of each approach. On the base of the collected data the optimal in the context of developing and managing the lifecycle of an enterprise architecture methodology TOGAF is chosen. At the next stage the article represent the business concept of the company by developing the business model. The structure of business model proposed by Alexander Osterwalder is used. The built model allows identifying significant connections between the value prepositions, key activities and partnerships of a firm. At the third stage the obtained connections are transformed into the motivational views of sales company's stakeholders. The main drivers of the stakeholders' behavior are defined and one target driver "increase profits" is chosen. After that the negative business aspects and assessments of driver realization are defined. The research considers the existed architectural approaches. TOGAF approach is chosen and used to implement the initial phases of the architectural transition. The author suggests the requirements aimed at increasing the profitable efficiency of the sales company's business, considering the number of identified restrictions. The question of the implementation of the generated business requirements remains open. Meeting business requirements depends on the organizational structure, business processes, and company's information systems. To test the stated requirements for implementation possibility it is necessary to execute a detailed analysis of the company's infrastructure.
Key words: Transnational Corporation, Sales Company, Enterprise Architecture, stakeholders, business model, TOGAF, Archimate, requirements management.
Сведения об авторе:
Григорьева А.А. - аспирант кафедры «Информационные системы в экономике и менеджменте», инженерно-экономического института ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29), e-mail: E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20.11.2016.