В.М. Валеева
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
«Сексуальная революция» в России, имевшая место в XX веке, в настоящее время пошла на убыль, но оставила неизгладимый след в нравственно-культурной жизни общества. Большое количество разводов, рост количества неполных семей, преждевременное начало половой жизни, ранние аборты, гомосексуализм - таков неполный перечень проблем, волнующих современное общество и говорящих о необходимости полового воспитания детей. Мужское достоинство, женская честь, целомудрие, ценность семьи, уважительное отношение к женщине - идеи, сокрытые в устном народном творчестве и нашедшие отражение в народном воспитании, были вытравлены вследствие буржуазной революции 1917 года, когда началось строительство общества, основанного на новой, социалистической морали. Вышеперечисленные ценности назывались «мещанством» и считались нежелательными. В эпоху возрождения ценностей культуры и традиций башкирского народа, когда усиливаются требования к гражданину нового Башкортостана (в том числе, и в сфере межполовых отношений), немаловажное значение приобретает знание и использование традиций башкирской народной педагогики в половом воспитании подрастающего поколения.
Сексуальные отношения у башкир были возможны только в браке. Вступление в брак означало переход подрастающего поколения на определенный возрастной этап - зрелость - и обрядово закреплялось перед лицом общества. Таким образом, достижение зрелости для начала сексуальной жизни является прогрессивной идеей башкирского народа, имеющей актуальность и сегодня. Для того чтобы ребенка посчитали достигшим зрелости, он должен быть физически развитым, здоровым, владеть необходимыми трудовыми навыками, знать обычаи и традиции своего народа, обладать высо-
кой нравственностью. Воспитание девочки и мальчика было строго дифференцированным, то есть полоориентированным. Центральное место в системе полового воспитания башкир занимает игровое творчество. В народном представлении игры не только развлечение, но и средство физического, нравственного и эстетического воспитания детей. Народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры народа, являясь древнейшим средством полового воспитания. Дети, наблюдая за игровыми упражнениями взрослых, стремились приобрести необходимые навыки, присущие своему полу. С 4-5-летнего возраста мальчиков начинали обучать верховой езде. Мальчики чуть постарше тренировались в стрельбе из лука, осваивали приемы борьбы, постигали премудрости охотничьего мастерства. Девочки играли в куклы, ролевую игру «Семья». В играх присутствовали элементы полоориентированного воспитания. Девочки шили куклы, изображавшие мужчин и женщин, и устраивали для них «свадьбу», а в 8-10 лет изготавливали специальные миниатюрные колыбели, для которых шили матрасы, подушечки и т.д. Отсюда вытекает целенаправленность воспитания девочки на материнство. Дети пользовались самодельными игрушками, в изготовлении которых самое активное участие принимали и взрослые. В процессе изготовления и создания игрушек своими руками у детей развиваются определенные умения и навыки рукоделия, воспитываются вкус и творческое воображение, одновременно происходит половая дифференциация. Так, мальчики вырезают лошадок, мастерят лук и стрелы, учатся метко стрелять, тогда как девочки приобретают практические навыки кройки и шитья, изготовляя куклы. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют знания об окружающей их среде. Все это, в конечном итоге, способствует половой идентификации. Игры способствуют познанию окружающего мира, знакомству с возможностями своего тела, закладывают качества мужественности и женственности. Таким образом, игры создают самые общие и элементарные предпосылки для физического и полового воспитания.
Детей приучали к труду с раннего детства. В распределении трудовых поручений учитывались особенности пола. При этом исходили из того, что по физической силе женщины уступают мужчинам: «У мужчины сила в руках, у женщины - в животе». В связи с
этим девочек учили тем видам хозяйствования, которые выполнялись дома.
С древнейших времен обязанностью женщин считалось умение готовить молочные продукты: айран, сыр, сливочное и топленое масло, творог, кислое молоко. Поэтому в подростковом возрасте девочки учились этому у матерей. Кроме того, девочек учили валянию войлока, изготовлению ковра и сукна, шитью летней и зимней одежды. Прядение шерсти, льна было повседневной важной и ответственной обязанностью девочек. В старшем подростковом возрасте они начинали ткать холсты, пестряди и сукна для себя. Эти виды работ были характерными для подготовки девочек к самостоятельной жизни и труду. В младшем подростковом возрасте девочки помогали родителям в выполнении различных видов полевых работ.
Различные формы, методы и средства воспитания мальчиков были направлены на развитие тех качеств, которые нужны были для полуоседлой жизни скотовода, охотника, воина. С раннего возраста отцы приобщали своих сыновей к мужскому труду: учили ухаживать за скотом, пасти и гонять на водопой коней и крупный рогатый скот, обрабатывать землю, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом, изготовлять и чинить сельскохозяйственный инвентарь, утварь, содействовали освоению и других ремесел. Трудовая деятельность способствовала укреплению здоровья подростков, формированию их характера.
У башкир периодом полового созревания считался возраст 1011 лет, когда девочка была в состоянии поднять коромысло, а мальчик мог на коня вскочить. Подтверждением служит обряд, санкционирующий новый этап взросления мальчиков - обрезание (сеннетке биреу). Суть его состояла в том, что в период до 11 лет у мальчиков удаляли крайнюю плоть пениса. После этого мальчик условно считался посвященным в мужчины, так как до обрезания мальчики не должны были есть мяса, общаться с женщинами, со взрослыми. Обрезание имеет еще значение метки, для девушки - прокалывание ушей (также кровопускание). Девочкам прокалывали уши тоже в определенный срок - с трех до пятнадцати лет. Народом осуждались ранние браки; возрастом, подходящим для начала семейной жизни, считалось наступление восемнадцатилетия. Для современного общества данный возраст является ранним, так как юношество не достигает необходимой социальной зрелости.
Проверка физической силы и умственных способностей детей и юношей в древнем обществе носила коллективный характер. Силовые состязания, скачки, стрельба, устраиваемые для оценки физи-
ческих достоинств представителей рода, группируются в иницион-ные празднества. Празднества эти - основной этап приобщения членов рода к культуре, родовым традициям, правилам и законам общества. Потому в программу празднеств входила проверка знаний о духовной жизни рода (предания, генеалогия, эпос, песни и т.д.), его традиций, культов, а также изучались магические средства оберегов. Обучение мальчиков велось и контролировалось аксакалами, а девочек - бабушками.
Интересные факты, свидетельствующие о наличии иниционных обрядов у башкир, были записаны Р.А. Султангареевой. «В каждую весну, когда зеленью укрываются растения, женщины пожилого возраста выводили молодых девушек в лес или в поле. Девушки раздевались, ходили, а бабушки рассматривали каждую из них, проверяя здоровье тела. Если у кого-то оказывались какие-либо болезни, их примечали бабки-знахарки и отбирали для лечения. А здоровым разрешали выходить замуж. Здоровые девушки показывали свое умение петь, танцевать, рассказывать. А те, которые должны были лечиться, не имели права появляться на игрищах. В данном рассказе отражены особенности контроля и требований этноса к здоровью рода. Этот обряд назывался «кыз карау» в значении «смотреть девушку». В обряде запечатлены следы культа Природы, Матери, обожествление женского начала» [9, с.66].
Из фольклорной памяти исчезли традиции испытаний мальчиков. «По истечении 15-17 лет подростков собирали и проводили специальные соревнования в силе. Тех, кто выдерживал испытания, считали "егетами"- "джигитами", а слабых называли "таз" - "лысый" и обмазывали ягодицы дегтем. Позднее в тех же испытаниях стали разделять мальчиков на "солдат" и "сержантов"» [9, с.65].
Огромное значение народ придавал нравственному воспитанию молодежи. В сфере нравственного воспитания ведущим являлось формирование у подрастающих поколений этноса. Ребенок рассматривался как продолжатель рода, носитель духовной и материальной культуры. Если рождался мальчик, то в нем народ видел будущего защитника, в девочке видели перспективу численного увеличения рода. Таким образом, социальную роль в обществе определяли в зависимости от пола ребенка. Нравственной доминантой этнопедагогики всех народов является семья. Жизнь человека зарождается в семье, поэтому за воспитание мальчика нес ответственность, в первую очередь, отец, а девочки - мать, которые должны были воспитать их в соответствии с этническими стереотипами полоролевого поведения своего народа.
Рассмотрим символы мужского и женского начал в культуре башкир в бинарных оппозициях (типа мужской/женский).
Оппозиция мужской/женский:правый/левый относится к горизонтальному членению пространства и имеет оценочный смысл. Правая сторона, как правило, в мифологическом сознании ассоциируется с правдой, правильным, и ей чаще приписывается положительное значение, в то время как левая сторона ассоциируется с ложью, неправильным, и, соответственно, ей приписывается отрицательное значение. В традиции башкир правая сторона ассоциируется как мужская, а левая сторона - как женская. Об этом свидетельствует пространственное разделение жилища: башкирская юрта условно делилась на женскую - левую и мужскую - правую половины; в погребальных обрядах жену хоронят по левую сторону покойного мужа, сына - по правую, а дочь - по левую. Связь данных оппозиций проявляется и в формах этикета: правая (мужская) сторона расценивалась как более почетная и соотносилась с более высоким статусом, чем женская - левая.
Оппозиция мужской/женский:внешний/внутренний является выделением внутреннего, замкнутого ограниченного пространства, гарантирующего защиту от внешнего мира. В традиции башкир сфера мужского обращена вовне (охота, война), сфера женского - вовнутрь (дом). В повседневной жизни связь данных оппозиций можно наблюдать в разделении домашнего труда на мужской и женский.
Оппозиция мужской/женский:открытый/закрытый семантически соотносится с предшествующей, и большей частью связана с запретами по отношению к женщине. Например, женщина не должна показывать мужчинам непокрытую голову.
Требования «закрытости» по отношению к женщине у башкир проявлялись также и в степени обнажения отдельных частей тела (ног, рук, головы). Вероятно, доминировала установка на то, что женщина должна быть стыдливой, и ей запрещалось обнажать руки, ноги, голову в присутствии мужчин.
Оппозиция мужской/женский:свой/чужой. Представление башкир о том, что мужчины - «свои», «близкие», а женщины - «чужие», «далекие» отражает остатки экзогамного брака башкир, когда жен брали из других родов. Сноха по-башкирски «килен» (от баш. «ситтэн килгэн» - пришлая).
Бинарные оппозиции повлияли на формирование половых ролей. Оппозиция мужчина/женщина:правый/левый отразилась на статусе полов (мужчины занимают более высокое положение, чем женщины) и повлияла на формирование этикета поведения полов (женщина должна подчиняться мужчине). Оппозиция муж-
чина/женщина:внешний/внутренний дифференцирует мужские и женские виды деятельности. Оппозиция мужчи-на/женщина:открытый/закрытый отразилась в более рестриктивном воспитании девочек. На статусе женщины отразилась оппозиция мужчина/женщина:свой, близкий/чужая, далекая.
На формирование понятий маскулинности/феминности огромное влияние оказало принятие ислама. Мужчина должен быть сильным, крепким, трудолюбивым, умным, умелым, уравновешенным, уважительным, волевым, мудрым, активным; женщине предписывалось быть любящей, послушной, эмоциональной, бережливой, старательной, умной, красивой. Однако, на основе фольклорных материалов - «Заятуляк и Хыухылыу», «Зухра и Алдар», «Байрамбика» - очевидно, что в физическом воспитании, в развитии телесных качеств, приобретении физических навыков и умений (признаков маскулинности) между девушками и юношами существенного различия не было. Девушки, как и юноши, занимались конскими скачками, охотой, стрельбой из лука и т.д.; существование обычая предбрачного единоборства между женихом и невестой наводит на мысль, что женский пол не меньше, чем мужской, занимался укреплением тела, мышц. Данный факт свидетельствует о том, что до принятия ислама женщины у тюркских народов пользовались большим уважением и в общественной жизни играли важную роль. Женщины, наряду с мужчинами, принимали участие в военных действиях.
Одной из типичных форм проявления соционормативного слоя культуры является этикет. В рамках рассматриваемого вопроса интерес представляет башкирская система родства: в терминах отражается строгое различение родственников по крови и по браку, пол является главным характеризующим звеном [5]. Истоки мы видим в запрете брачных (сексуальных) отношений между членами родственного коллектива - экзогамии. Брак до седьмого колена запрещался. Это полностью отражено в поговорке: «От кровной родственницы родится ейэнсэр (внучка), от ейэнсэр родится булэсэр (правнучка), от булэсэр родится тыуасар (праправнучка), от тыуасар родится тыуаят (прапраправнучка), от тыуаят родится етеят (пра-прапраправнучка, то есть чужая)». Дойдя до седьмого колена, девушка становится чужой - с ней можно заключить брачный договор [1, с.29].
В большинстве культур эти формы исходят из религиозных запретов и предписаний, которые позднее трансформировались в мораль и этику поведения полов. Систему запретов, связанную с половой сферой, можно определить как половое табу. Согласно историко-этнографическим данным, в традиции башкир по отношению к
женщинам существовали многочисленные половые табу: требования стыдливости в области половой сферы, в отношении лиц противоположного пола; экзогамия... В обыденной жизни половое табу выражалось в форме запретов повседневного поведения женщин: женщина не должна громко петь в присутствии посторонних мужчин; девушка не должна расплетать косы при мужчинах, а замужняя женщина - являться без платка на голове; молодые женщины должны говорить мало, вполголоса, не смеясь громко, не вмешиваться в разговоры мужчин. Запреты, ограничения и предписания по отношению к женщинам играли не только функции ограничения поведения, но и обеспечивали санкции, влияющие на формирование нравственно-психологических чувств (чувства стыда, чувства вины). Данная установка отразилась и в традициях воспитания девочек -требования к девочкам в сфере общения с противоположным полом были строже и жестче, чем к мальчикам. Можно предполагать, что моральные требования в воспитании девочек отличались рестрик-тивностью - тенденцией к ограничению.
Женская сексуальность строже регламентируется там, где жена пользуется большим авторитетом в семье и где женщины выполняют более важные социально-экономические функции. Это соответствует общей логике архаического мышления, согласно которой поведение людей более высокого социального ранга регламентируется тщательнее.
О высоком статусе женщины-матери у башкир свидетельствуют обычаи и обряды, фольклорные и языковые материалы.
В частности, по представлениям башкир, материнское молоко, материнская рука способны исцелить, спасти человека от всех болезней, бед и невзгод. Высокий статус женщины-матери у башкир был обусловлен и тем, что она не только рожает, но и охраняет, защищает, оберегает дитя (у кого нет отца, тот - полсироты, у кого нет матери - тот круглый сирота).
Высокий статус женщины был обусловлен еще тем, что в силу объективных причин у башкир мать и другие женщины были главными воспитателями молодого поколения. Межплеменные войны, борьба с теми или иными захватчиками, многовековая борьба за независимость, позднее кантонная система управления приводили к тому, что башкирские мужчины почти не бывали дома, мало занимались со своими детьми. Поэтому основную роль в воспитании и социализации молодого поколения играла мать и другие женщины семьи и рода.
Центральное место в нравственном кредо башкир занимает намыс. Намыс - понятие очень емкое, включающее в себя мо-
ральные принципы и критерии простого народа. Суть его - человечность и совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уступать ему, выручать его. Намыс выражается и в уважении старшего, и в гостеприимстве, и в почтительном отношении к женщине. К моральному облику мужчины как отца семейства, полноправного члена общины и воина башкиры предъявляли особые требования, объединенные понятием «ир намысы». Не потеряло своей актуальности в наше время представление башкир о женской чести, скромности.
При проведении иниционных обрядов обязательным условием была проверка знаний подрастающего поколения обрядов и традиций, как необходимого компонента содержания нравственного воспитания. Повседневное общение с матерью и другими женщинами семьи, участие до определенного возраста в женских праздниках и обрядах типа карга туй (воронья каша, или воронья свадьба), кэкук сэйе (кукушкин чай), бэпэй сэйе (чай младенца) и т.д. закладывали основы характера, ценностные ориентации, этничность у ребенка.
Женщины в башкирском обществе выполняли не только материнские функции. Они были хранителями и передатчиками из поколения в поколение народной культуры, включающей в себя народную медицину, нормы морали, право, идеологию, знания. Самое главное, пожилые женщины рода, аула через совместные трапезы, традиционные языческие и религиозные праздники, обряды, совместный труд, посиделки и т.д. передавали свои знания, опыт молодым женщинам, девушкам, девочкам - будущим женам, матерям, хозяйкам, повитухам, провидицам, знахаркам, распорядителям обрядов и праздников, хранителям и передатчикам народной культуры из поколения в поколение, осуществляющим связь времен. Такая естественная социализация способствовала сохранению башкирской культуры, языка, менталитета, в целом этничности и генофонда народа.
Ставя своей доминантой семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средства подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Данной проблеме посвящено диссертационное исследование Р.С. Умергалина «Педагогические условия реализации традиций народной педагогики в подготовке старшеклассников к семейной жизни». Отношение к семье, способность выполнять свою роль в семье выступают в народной педагогике как высшие критерии оценки человека. И эти критерии оценки также закладываются в раннем детстве. Во время детских игр в адрес мальчика, вызывающего досаду своей неумелостью, неловкостью, дети бросают такое обвинение: «От тебя не родится ни дочь,
ни сын, если и родится, не выживет». Что бы ни сделал ребенок по глупости, проделки становились предметом глубокого разговора с включением интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. И беседы эти, поощрения, упреки, уговоры имели своей основой семью - семью нынешнюю и семью будущую, которую создаст он. Своим примером, своими беседами, рассказами родители формируют в душе ребенка идеал семьи и идеал члена семьи (отца, матери, сына, дочери, деда, бабушки, внука, внучки, сестры, брата) [2, с.260].
К.Ш. Ахияров, Р.С. Умергалин выделяют целенаправленность на подготовку к семейной жизни постулатов-назиданий. Например, «Не оставляй сор посреди избы, а то муж будет рябым», «Не ходи так, надень носок на другую ногу, а то жена будет воровкой», «Не перешагивай мужчину, родить не сможешь - ребенок поперек станет», «Крупно не коли дрова, невеста будет некрасивой» и т.д. Постулат состоит из двух ядер. Самое важное в постулате - второе ядро, здесь «код» семьи. Во-первых, в сознание ребенка закладывается понимание, что его будущая взрослая жизнь связана с семьей. Во-вторых, кодируется идеал человека, будущие супруги должны быть физически здоровы, красивы, нравственно не запятнаны. В-третьих, закладывается «код» семейных отношений: доброта, заботливость по отношению к будущему супругу (супруге) и его (ее) родственникам [2, с.261].
Тема семьи звучит в колыбельных песнях, считалках, скороговорках, пословицах, сказках, легендах и мелодиях, которые малыш воспринимает с раннего возраста.
Таким образом, к тому времени, когда ребенок подходил к важнейшему периоду своего взросления - юности, он овладевал основами полоролевого поведения, половая идентификация отмечалась завершенностью.
В современной литературе юность знаменуется завершением полового созревания, когда актуальным становятся межличностные отношения полов, сексуальное влечение. В этот период празднества, обряды, ритуалы народные воспитатели рассматривали как специальные мероприятия, направленные на знакомство молодежи и поиски спутника жизни. Центральное место занимали смотрины, молодежные сборища, девичьи игры, хождение на гору.
Описание добрачных встреч молодежи содержится в исследовании Н.В. Бикбулатова и Ф.Ф. Фатыховой [6]. В массовых празднествах, посвященных встрече весны (каргатуй), окончанию весенних полевых работ (сабантуй), в крупных народных собраниях (йыйын) обычно участвовала вся деревня. Было принято приглашать на эти
праздники гостей из других деревень и аймаков - родственников, сватов, друзей.
Содержание этих праздников не только не ограничивало общения молодежи, наоборот, открывало довольно широкий простор для знакомства. На сабантуях, джиенах и майданах девушки, обособившись, водили хороводы, устраивали свои игры, пели, плясали. На эти хороводы и игрища с ведома или без ведома, открыто или крадучись, являлись также юноши, наблюдали за девушками, а в конце и сами принимали участие.
Каргатуй устраивали исключительно женщины. Однако запрет распространялся лишь на взрослых мужчин, а подростки и юноши могли участвовать.
Существовал целый ряд традиционных массовых игрищ и развлечений девушек и молодых женщин. В летние месяцы, главным образом весной и в начале лета, молодые женщины и девушки собирались на берегу реки или склоне горы. Варили кашу, пили чай, иногда кумыс, а затем играли, плясали, веселились. К концу дня к развлекающимся девушкам присоединялись парни, и день заканчивался совместными играми молодежи. На праздник приглашались девушки из других деревень. Каждая деревня или группы близлежащих деревень имели определенные места для игрищ. Такие игры кое-где происходят и сейчас, и называются они кыззыр уйыны («девичьи игры»), тауга сыгыу («выход на горку»).
В обычае у башкирских девушек были вечера вроде русских посиделок - аулак и урнаш. Если у какой-либо девушки на выданье родители уезжали в гости, они сами разрешали дочери собрать подруг и устроить вечеринку. Обычно девушки заранее узнавали об этом, готовились. Каждая шла со своей работой, вроде должна была заниматься вязкой, вышивкой или пряденьем, однако большей частью плясали и играли. За девушками присматривала взрослая женщина, но это не являлась помехой для встреч с юношами. Юношей предупреждали сами девушки, когда и как придти. На ночь расходились по домам, с хозяйкой-девушкой могли остаться одна-две подруги. Урнаш был известен не везде и отличается от аулак менее строгими запретами и большой свободой нравов. Здесь девушки после вечеринки оставались ночевать.
Все вышерассмотренное представляет коллективные формы встреч и общения; отдельные люди здесь встречаются и знакомятся в процессе массовых представлений, коллективных действий. Народные обычаи предоставляли девушкам и юношам возможность вступать и в индивидуальные контакты с жителями других деревень. Одной из таких форм было посещение родственников. Называлось
это ултырма или ултырмага барыу и преследовало цель, показать девушку жителям деревни матери, как бы представить ее внешнему обществу. Девушку старались привлечь к увеселениям, водить на посиделки, на девичьи молодежные игры. Летом ходили купаться, на сбор ягод, на сенокос и т.д.
Юноши, решив жениться, специально ездили в поисках невесты в соседние деревни к родственникам или друзьям. Существовал особый термин для таких поездок - кыз карарга барыу (высмотреть девушку). В честь приезжего юноши собирались на девичьи или вообще молодежные игры на околице или устраивали аулак.
Таким образом, перечисленные формы традиционного общения юношей и девушек с представителями своего и противоположного пола способствовали реализации идеи вступления в брак на основе взаимного уважения и любовной привязанности брачащихся.
Идея любви как нравственно-эстетический феномен культуры и как единственный мотив начала отношений между юношами и девушками связан с укреплением моногамного брака как основы семьи.
Свидетельством довольно высокой ступени развития межличностных отношений Д.Ж. Валеев считает утверждение идеалов любви в древнейшем памятнике письменной культуры тюркских народов «Юсуф и Зулейха». «Юсуф и Зулейха» - произведение любовно-дидактического характера, в котором воспевается верность любви, любимому и любимой. Несмотря на трудности, влюбленные соединяются и начинают счастливо жить. В дастане осуждается зависть, коварство и вероломство. Любовь противостоит злу и выступает как средство борьбы с ним. О распространенности данного литературного произведения свидетельствуют социально-бытовое предание «Дочь тархана» и книга «Юсуф и Зулейха»». Идеал высокой любви содержался также в таких дастанах, как «Тагир и Зухра», «Ляйля и Меджнун». Использование данных литературных произведений с целью воспитания нравственных межполовых отношений свидетельствует о наличии полового просвещения в башкирской народной педагогике. Умение признаваться в любви высоко ценилось башкирским народом, об этом свидетельствует, например, пазушный цикл - один из самых лирико-драматический моментов свадьбы. Объяснение влюбленных пар (молодых супругов) запечатлелись в песнях-диалогах айтыш. «Айтыш между женихом и невестой - традиционный эпизод на свадьбах тюркоязычных народов» [9]. Узнав о поэтических способностях молодоженов, люди собирались на слушание. Так как дети разных возрастов принимали уча-
стие во всех мероприятиях, то можно сказать, что активное слушание песенных состязаний между женихом и невестой способствовало не только эстетическому воспитанию, но и учило культуре общения с противоположным полом, служило примером. Народ выступал против насильственной выдачи замуж и умыкания девушек. Об этом свидетельствуют легенды и предания: «Скала Булякбики», «Камень Инсебики», «Сердце-гора» и др. Насильственное склонение к сексуальным отношениям резко осуждалось народом и жестоко каралось (предание о местечке «Прах Абыза», названного в честь убитого муллы, обесчестившего много девушек). Сохранение в памяти народа и передача данных преданий и легенд, называние в их честь ландшафта служило ярким примером асоциального поведения и побуждало молодежь следовать нормам морали.
Перечисленные методы, формы, обычаи способствовали позитивной полоролевой социализации юношей и девушек. Следовательно, использование опыта башкирского народа в создании эффективных условий формирования нравственных межполовых взаимоотношений актуально и целесообразно.
1. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). - Уфа, 1997.
2. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. - Уфа, 2000.
3. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность: монография. - Уфа, 1996.
4. Башкирское народное творчество. - T.II. - Предания и легенды. - Уфа, 1987.
5. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства: монография. - М., 1981.
6. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. -М., 1991.
7. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа, 1989.
8. Сафин А.М. Педагогическая мысль Башкортостана с древнейших времен до середины XVI века: монография. - Стерлитамак, 1999.
9. Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. - Уфа, 1998.
10. Умергалин Р.С. Педагогические условия реализации традиций народной педагогики в подготовке старшеклассников к семейной жизни (на примере сельских школ РБ): дисс. ... на соискание ученой степени канд. пед. наук. -Уфа, 2002.
ABSTRACT
The paper deals with the peculiarities of the gender-role socialization of the young generation in the system of education of the Bashkir people. Special emphasis is given to the ethnic stereotypes of gender-role behavior pattern (masculinity/femininity) to be instilled in children, to developing in them a respectful attitude to women, to basing interpersonal gender relationship on ideas of love.