Научная статья на тему 'Методы формирования стратегического плана развития сельскохозяйственного предприятия'

Методы формирования стратегического плана развития сельскохозяйственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СКФО / АПК / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ENTERPRISE LIFE CYCLE / MARKET LIFE CYCLE / STRATEGIC PLAN / DEVELOPMENT / AN AGRICULTURAL ENTERPRISE / CHOICE OF STRATEGIES / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирханова Зумруд Заурбековна

В статье выявлено, что основными критериями успешного и поступательного развития АПК регионов СКФО является устойчивое увеличение доходов и прибылей комплекса в целом. Установлено, что регионы СКФО постоянно испытывают воздействие многочисленных дестабилизирующих факторов, что вызывает необходимость поиска путей устойчивого развития социально-экономических систем округа. Вследствие этого предложена модель регулирования развития продуктовых подкомплексов АПК регионов СКФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING A STRATEGIC PLAN OF DEVELOPMENT OF AN AGRICULT URAL ENTERPRISE

The article presents methods of determining the competitive position of an agricultural enterprise based on an analysis of a matrix "enterprise life cycle market life cycle” that stands out due to an agreement of factors of internal and external environments. A classification of strategies (basic, structural, food-based, functional, resource-based) is suggested, criteria of strategy choice are developed.

Текст научной работы на тему «Методы формирования стратегического плана развития сельскохозяйственного предприятия»

ТЕМИРХАНОВА З.З.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье выявлено, что основными критериями успешного и поступательного развития АПК регионов СКФО является устойчивое увеличение доходов и прибылей комплекса в целом. Установлено, что регионы СКФО постоянно испытывают воздействие многочисленных дестабилизирующих факторов, что вызывает необходимость поиска путей устойчивого развития социально-экономических систем округа. Вследствие этого предложена модель регулирования развития продуктовых подкомплексов АПК регионов СКФО.

Ключевые слова: региональная система, СКФО, АПК, устойчивое развитие, социально-экономическое развитие, модель регулирования.

TEMIRKHANOVA Z.Z.

METHODS OF FORMING A STRATEGIC PLAN OF DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURAL ENTERPRISE

Abstract. The article presents methods of determining the competitive position of an agricultural enterprise based on an analysis of a matrix "enterprise life cycle - market life cycle" that stands out due to an agreement of factors of internal and external environments. A classification of strategies (basic, structural, food-based, functional, resource-based) is suggested, criteria of strategy choice are developed.

Keywords: enterprise life cycle, market life cycle, a strategic plan, development, an agricultural enterprise, choice of strategies, criteria.

Современная экономическая ситуация в стране предоставила отечественным сельхозтоваропроизводителям дополнительные возможности для замещения импорта и расширения своих рынков. Часть хозяйствующих субъектов этой возможностью воспользуется сейчас, другие не сориентированы чётко выделить главные задачи, определить приоритеты, сформулировать функциональные задачи, мобилизовать потенциал для освоения новых возможностей рынка, скорректировать стратегии.

Преобразования в аграрном секторе экономики проходят с большим напряжением, сопровождаются крупными просчётами и немалыми издержками и пока коснулись только верхних слоёв и отдельных аспектов проблемы. Глубинные же процессы столь масштабных изменений всё ещё остаются вне серьёзной научной оценки и регулирующего воздействия. Отсутствие чёткой, продуманной и эффективной системы формирования и реализации стратегий развития сельскохозяйственных предприятий существенно замедляет ход рыночных преобразований. Траектория реформ всё ещё не определена, отсутствуют системность, планомерность, нет обоснованных приоритетов и выверенных конечных целей. Поэтому проведение аграрных преобразований столь болезненно, а последствия столь противоречивы и в основном малорезультативны как в экономическом, так и в социальном аспекте [1-4, 6, 8].

В Республике Дагестан имеются все необходимые условия для развития аграрного хозяйства — это и агроклиматические условия, и большая доля сельского населения (57,6 %; среднероссийский уровень — 27 %). АПК существенно влияет на экономику региона — обеспечивает 16 % выпуска продукции; 16 % добавленной стоимости; 29 % среднегодовой численности занятого населения с производительностью труда в 0,192 млн руб. (уровень производительности труда является одним из самых низких в республиканской экономике); осуществляется 16 % налоговых выплат и 8 % инвестиционных вложений [7].

Структура сельхозтоваропроизводителей существенно влияет на конечные результаты АПК. Усиливается стратегическое значение региона в обеспечении продовольственной безопасности и выпуске продукции, отвечающей всем требованиям. По ряду показателей АПК Республики Дагестан занимает одну из первых позиций в структуре страны, однако имеющие-

ся возможности республики в развитии комплекса значительно шире тех, которые реализованы на сегодняшний день. Это обусловлено низким уровнем технического и технологического оснащения сельскохозяйственных предприятий республики, а также отсутствием рынка механизированных услуг. К основным факторам, сдерживающим уровень развития сельского хозяйства, можно также отнести низкий уровень инженерной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние мелиоративных сетей, неполное использование сельскохозяйственных угодий. Очень много пустующих земель, которые при правильном их использовании могли бы приносить большую прибыль в бюджет республики. Сельскохозяйственные производители слабо мотивированы в экономическом плане на выпуск продукции. Всё перечисленное выше приводит к низкой эффективности и производительности труда [5].

Исходя из анализа существующего положения сельскохозяйственного предприятия, разработаны и предложены новые методы управления развитием сельскохозяйственного предприятия на основе анализа жизненного цикла. Их целью является содействие разработке стратегического плана развития сельскохозяйственного предприятия.

Задачами разработки методов являются:

1) создание инструмента по оценке положения сельскохозяйственные предприятия, исходя из соотношения «жизненный цикл рынка — жизненный цикл сельскохозяйственные предприятия»;

2) разработка единой структуры стратегий на всех уровнях деятельности сельскохозяйственные предприятия (от ресурсов до предложения);

3) создание сбалансированной карты стратегий развития сельскохозяйственного предприятия;

4) выработка модели принятия решения о выборе альтернативных стратегий на основе анализа результатов возможных действий основного конкурента.

В качестве основного положения принимается тот факт, что выбору стратегий предшествует разработка миссии и целей сельскохозяйственного предприятия. При этом стратегию, по нашему мнению, необходимо рассматривать как способ достижения целей, обеспечивающий сбалансированность и общую направленность деятельности сельскохозяйственные предприятия. Иными словами, стратегия выступает в качестве упорядоченной системы приоритетных направлений и форм использования ресурсного потенциала сельскохозяйственного предприятия для достижения поставленных целей. Разработка стратегий позволяет обоснованно осуществлять позиционирование и управление брендом (в том числе разрабатывать стратегию бренда). Тем самым стратегии являются связующим звеном между миссией и целями сельскохозяйственных предприятий и средствами их достижения.

Для создания целостной картины развития нами была предложена классификация стратегий сельскохозяйственного предприятия.

Стратегии целесообразно разделить на пять групп (табл. 1 и 2):

1. Базовые: определяют возможные способы достижения поставленных целей с учётом этапов жизненных циклов рынка (продукта) и самого сельскохозяйственные предприятия.

2. Структурные: определяют принципиально возможные направления в изменении структуры сельскохозяйственного предприятия для достижения поставленных целей. Структурные стратегии связаны с вариантами интеграции, диверсификации, дифференциации, изменений пространственной структуры бизнеса.

3) Стратегии по продукту: определяют принципиально возможные изменения по параметрам продукта (по цене, ассортименту, качеству и т. п.) для достижения поставленных целей.

4) Функциональные: определяют принципиальные возможности в направлении развития конкретных функциональных сфер управления предприятием (маркетинг, НИОКР, логистика, производство, контроль качества, сбыт и т. п.) для достижения поставленных целей.

5) Ресурсные: определяют возможные направления в развитии ресурсного обеспечения (персонал, недвижимость, финансы и т. п.) для достижения поставленных целей.

В соответствии с предложенной классификацией осуществляются первые пять ступеней по разработке планов развития сельскохозяйственные предприятия.

I. Определяется позиция сельскохозяйственных предприятий в матрице «жизненный цикл сельскохозяйственные предприятия — жизненный цикл рынка» и определяются варианты базовых стратегий.

Таблица 1

Классификация базовых стратегий сельскохозяйственного предприятия

Спад Переориентация бизнеса. Выход с рынка «Доение». Выход с рынка. Частичное сокращение «Доение». Селективные инвестиции. Частичное сокращение Чистое выживание. Ликвидация, Выход с рынка

Жизненный Зрелость Поиск новых рынков. «Доение». Постепенный уход Захват долей конкурентов. Поиск новых ниш. Продолжать с осторожностью. Сохранение позиций (защита их) Нулевой рост на устойчивом рынке (стратегия укрепления). Создание рынка. Рост. Увеличение доли на рынке. Поиск новых сегментов (ниш) Стратегия сокращения. «Доение». Постепенный уход

цикл рынка (продукта) Рост Выход на рынок. Поиск ниши. Приобретение Усиление позиций на рынке. Использовать свои сильные стороны в погоне за лидером. Рост. Селективное развитие (усиление конкурентных преимуществ) Нулевой рост на растущем рынке (стратегия скольжения). Максимизировать господство на рынке (захват лидерства). Агрессивный рост, расширение бизнеса Поиск ниши. Приобретение. Выход с рынка. (постепенный уход). Селективный рост

Рождение Формирование рынка Развитие (расширение) рынка. Сохранение позиций (защита их) Концентрация на рынок. Рост. Увеличение доли на рынке. Поиск новых сегментов (ниш) «Доение». Постепенный уход

Рождение Рост Зрелость Спад

Жизненный цикл сельскохозяйственного предприятия

После определения базовых вариантов стратегии развития осуществляется выбор соответствующих стратегий на следующих уровнях, способствующих реализации базовой стратегии.

При этом необходимо учитывать степень соответствия стратегии всех уровней.

П-У. Определение стратегий развития сельскохозяйственных предприятий в соответствии с предложенной классификацией: структурные, продуктовые, функциональные, ресурсные.

Каждая из перечисленных групп включает различные варианты конкурентных стратегий, которые могут быть реализованы в той или иной ситуации. Для выбора конкурентных стратегий по каждой группе необходима исходная информация.

Для принятия решения о том, какое направление сельскохозяйственному предприятию следует выбирать, предлагаются несколько групп критериев (см. табл. 2):

1. Критерии соответствия. Стратегический выбор считается соответствующим, если позволяет на практике добиться осуществления стратегических целей. Если он хоть как-то препятствует своевременному выполнению поставленных задач, то руководству предприятия рекомендовано отказаться от такого выбора.

2. Критерии развития рынка. Стратегический выбор должен учитывать перспективы развития рынка. Наиболее удачным будет тот выбор, при котором складывается наиболее благоприятная рыночная ситуация.

3. Критерии конкурентного преимущества товара или услуги. Отказ от стратегического выбора, если в результате следования ему показатели конкурентного преимущества товара или услуги будут обычными или средними для данной отрасли.

4. Критерии технико-экономической обоснованности. Принятие решения о стратегии, только если она имела технико-экономическое обоснование.

Таблица 2

Критерии выбора стратегии

Критерии Шкала

+5 -5

1. Критерии соответствия

Соответствие видению и миссии предприятия Соответствует Не соответствует

Соответствие целям Соответствует Не соответствует

2. Критерии развития рынка

Темпы роста сегмента Повысятся Понизятся

Темпы роста рынка Повысятся Понизятся

Структурная гибкость Повысится Понизится

Степень нестабильности Понизится Повысится

Уровень конкуренции Низкий Высокий

Доля рынка, занимаемая предприятию Повысится Понизится

Риски Понизятся Повысятся

3. Критерии конкурентного преимущества товара или услуги

Качество товара, услуги Повысится Понизится

Сроки поставок Понизятся Повысятся

Сроки эксплуатации Повысятся Понизятся

Стоимость товара/услуги Понизится Повысится

Имидж Повысится Понизится

4. Критерии технико-экономической обоснованности

Издержки процесса Понизятся Повысятся

Стоимость предприятия Повысится Понизится

Рентабельность Повысится Понизится

Производительность Повысится Понизится

Темп роста объёма продаж (прибыли) Повысится Повысится

VI. Составление сбалансированной карты стратегий. Выбранные стратегии систематизируются по выделенным группам. Далее происходит балансировка стратегий:

1) в рамках одной группы (например, соответствие продуктовых ценовой и ассортиментной стратегий);

2) в рамках разных групп (например, структурной стратегии дифференциации и стратегии формирования необходимых для этого ресурсов).

Согласованные друг с другом стратегии оформляются в виде «сбалансированной карты стратегий» (см. рис.) и учитываются в дальнейших работах по разработке мероприятий по развитию сельскохозяйственного предприятия.

Таким образом, сельскохозяйственное предприятие имеет сбалансированный план развития, учитывающий и приводящий в соответствие друг с другом: состояние и перспективы развития внешней среды (через определение жизненного цикла рынка); состояние и возможные изменения параметров внутренней среды.

Литература

1. Балиянц К. М. Развитие организационных форм хозяйствования в региональном АПК (на примере Республики Дагестан) / К. М. Балиянц // Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. — Махачкала, 1998.

2. Гаджиева Э. А. Модели управления эффективностью агропромышленного предприятия / Э. А. Га-джиева, С. В. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 4. — С. 214230.

3. Дохолян С. В. Организационные аспекты процесса стратегического планирования на перерабатывающем предприятии АПК / С. В. Дохолян, З. А. Ибрагимова // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 2, — 2011. — С. 235-248.

4. Дохолян С. В. Экономическая устойчивость агропромышленного предприятия: сущность и факторы / С. В. Дохолян, М. Э. Магомедова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. —

№ 3. — С. 169-191.

5. Курбанов К. К. Диспропорции в АПК Северо-Кавказского федерального округа и их влияние на экономику сельских территорий / К. К. Курбанов, // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 8. — С. 101-106.

6. Петросянц В. З. Сельское хозяйство и природная среда: проблемы экологизации развития / В. З. Петросянц, А. А. Баширова // Проблемы развития АПК региона. — 2012. — Т. 11. - № 3 (11). — С. 175179.

7. Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www: //http://mcxrd.ru/, свободный. — Загл. с экрана.

8. Юнусова П. С. Продовольственная безопасность региона: концепция, проблемы, механизм обеспечения: монография / Юнусова П. С. Российская академия наук, Дагестанский науч. наук, Ин-т социально-экономических исследований. — Махачкала, 2008.

References:

1. Baliyants K.M. Development of organizational forms of management in the regional agribusiness (by the example of the Republic of Dagestan) / KM Baliyants // Thesis for the degree of candidate of economic sciences. - Makhachkala, 1998.

2. Hajiyev E.A .models of performance management of agro-industrial enterprises / EA Hajiyev, SV Dokholy-an // Regional problems of transformation of the economy. - 2010. - № 4. - pp 214-230.

3. Dokholyan S. V. Organizational aspects of the strategic planning process at the processing plant APC / SV Dokholyan, Z. Ibragimov // Regional problems of transformation of the economy. - № 2 - 2011. - S. 235-248.

4. Dokholyan S. V. Economic sustainability of agro-industrial enterprises: the nature and factors / SV Dokholyan, E. M. Magomedov // Regional problems of transformation of the economy. - 2011. - № 3. - S. 169-191.

5. Kurbanov K. imbalance in the agricultural sector of the North Caucasus Federal District and their impact on the economy of rural areas / K. Kurbanov // Regional problems of transformation of the economy. - 2014. -№ 8. - S. 101-106.

6. Petrosyants V.Z. Agriculture and the natural environment: challenges of greening / V.Z. Petrosyants, A. Bashirovа // Problems of development of agribusiness in the region. - 2012. - V. 11. - № 3 (11). - S. 175-179.

7. Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Dagestan [electronic resource]. - Access: www: // http://mcxrd.ru/, free. - Caps. screen.

8. Yunusovа P.S. Food security in the region: concepts, problems, a mechanism to ensure: monograph / Yunus-ovа P.S. Russian Academy of Sciences, Dagestan Scientific. Sciences, Institute of Social and Economic Research. - Makhachkala 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.