Научная статья на тему 'Методы формирования программ оптимального развития и реконструкции единой и территориальных газотранспортных систем'

Методы формирования программ оптимального развития и реконструкции единой и территориальных газотранспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Территория Нефтегаз
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев М. Г., Рухлядко М. Г.

Рассматриваются проблемы формирования рациональной программы развития и реконструкции единой или территориальных газотранспортных систем путем выбора совокупности проектов из предварительно разработанного портфеля. Для сопоставления проектов рекомендуются три формализованные процедуры: ранжирование по нескольким независимым признакам, экспертный логический анализ и метод, позволяющий наряду с ранжированием проектов определить порядок их реализации. Сопоставление проектов проводится по ряду критериев: наряду с затратами учитывается технологичность решений, надежность снабжения потребителей, безопасность и др. Приведены сведения о проведении экспертного логического анализа к конкретной территориальной газотранспортной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сухарев М. Г., Рухлядко М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы формирования программ оптимального развития и реконструкции единой и территориальных газотранспортных систем»

М.Г. Сухарев, заведующий кафедрой прикладной математики и компьютерного моделирования,

д.т.н., профессор РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина;

М.Г. Рухлядко, аспирантка РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЕДИНОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Рассматриваются проблемы формирования рациональной программы развития и реконструкции единой или территориальных газотранспортных систем путем выбора совокупности проектов из предварительно разработанного портфеля. Для сопоставления проектов рекомендуются три формализованные процедуры: ранжирование по нескольким независимым признакам, экспертный логический анализ и метод, позволяющий наряду с ранжированием проектов определить порядок их реализации. Сопоставление проектов проводится по ряду критериев: наряду с затратами учитывается технологичность решений, надежность снабжения потребителей, безопасность и др. Приведены сведения о проведении экспертного логического анализа к конкретной территориальной газотранспортной системе.

Формирование единой системы газоснабжения закончилось в основном к концу 80-х годов. В 90-х темпы строительства новых газопроводов резко снизились. Однако в настоящее время есть факторы, способствующие оживлению в этой области, и следует ожидать дальнейшего изменения ситуации. Разработана государственная программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и распределения газа. Приоритетными для ОАО «Газпром» являются проекты освоения месторождений на полуострове Ямал и в Баренцевом море и строительства трубопроводных систем по доставке газа потребителям из этих отдаленных районов (мегапроект «Ямал», газопровод Штокмановское ГКМ - Кольский полуостров - Волхов). Чтобы обеспечить подачу газа от новых источников добычи до агрегированных потребителей - регионов РФ - и конечных потребителей, необходимо помимо сооружения мощных магистралей развивать также территориальные системы

газоснабжения и газораспределительные сети. Одновременно следует также проводить реконструкцию и капитальный ремонт действующих объектов газотранспортной системы, приближающихся к исчерпанию технического ресурса, для поддержания их работоспособности. Для формирования обоснованных программ развития и реконструкции единой или территориальной (в зоне ответственности газотранспортного общества) газотранспортной системы (ГТС) требуется разработка методического аппарата, адекватно отражающего проблему. В статье предлагаются методы, позволяющие систематизировать имеющуюся информацию и всесторонне проанализировать ситуацию, сопоставив подготовленный набор проектов на многокритериальной основе.

ИЕРАРХИЯ ПРОБЛЕМ

Проекты развития и реконструкции различаются по объемам инвестиций, срокам реализации,целесообразности привлечения инновационных технологий...

Масштаб проекта определяет уровень, на котором принимается решение о его осуществлении, а также, в значительной степени, критерии для сопоставления с конкурирующими проектами и методы окончательного выбора. В глобальных проектах на первый план выступают межгосударственные политические и экономические отношения. Для реализации таких проектов необходимы колоссальные инвестиции, цена ошибок весьма высока, ответственность за принятые решения ложится на высший менеджмент корпорации и федеральные власти. Распад СССР и появление «ближнего зарубежья», испытывающего серьезные экономические трудности, вызвали необходимость диверсификации поставок газа основным западноевропейским потребителям. Наращивание производственных мощностей экспортных газопроводов диктуется не технологическими, а геополитическими соображениями. В обосновании целесообразности строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток»

\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

№ 3 \\ март \ 2010

главную роль играют не формальные математические модели, а долгосрочные прогнозы в области экономики, энергетики, развития международных отношений.

В статье обсуждаются менее масштабные проекты, которые, однако, также требуют немалых инвестиций и должны быть тщательно проработаны и сопоставлены с конкурирующими проектами в газовой сфере.

Развитие единой ГТС невозможно в отрыве от других подотраслей газовой промышленности и должно быть согласовано по объемам и синхронизировано по срокам ввода с подготовкой минерально-сырьевой базы, обустройством месторождений,сооружением объектов газотранспортной системы и газораспределения. Для каждой из подотраслей характерны свои задачи,техническое состояние, возможности развития и необходимые объемы реконструкции, потребность в материально-технических средствах и объемах инвестиций. Для поступательного, сбалансированного и эффективного развития газовой отрасли необходима координация и согласование всех решений.

Следующий (после глобального) уровень иерархии - проработка решений по конкретным объектам, проектирование. При проектировании определяются основные технические параметры трубопроводов. Качество проектных решений зависит во многом от точности исходной информации, в частности от правильного прогноза потребления по годам на перспективу, а также в годовом разрезе по сезонам, где, в первую очередь, представляет интерес период максимального спроса. Прогноз потребления строится по секторам: промышленность, электроэнергетика, коммунальное и бытовое потребление. Для первых двух секторов предусматривается возможность перевода на альтернативное топливо при экстремальных похолоданиях. Параметры объектов газоснабжения, непосредственно подающих газ потребителям: газопроводов-отводов, газораспределительных станций и распределительных сетей, - определяются по пиковой часовой нагрузке потребителей. В последнее время наметилась тенденция увеличения доли третьего сектора -комбыта и населения, - для которого

ярко выражена сезонная неравномерность потребления газа. Газотранспортные системы проектируются с учетом эксплуатации их не менее 30 лет. Поэтому при проектировании, как правило, учитывается спрос на газ не только существующих, но и перспективных потребителей природного газа.

В рыночной экономике большинство перспективных проектов имеют высокий уровень рисков. Это связано с постоянно меняющейся конъюнктурой рынка, либерализация которого сокращает число долгосрочных контрактов. Вложение финансовых средств в реализацию таких долгосрочных проектов, которыми являются проекты развития газотранспортных и газораспределительных систем, связано с большими сложностями не только у нас в стране, но и во всем мире.

Проекты развития и реконструкции единой ГТС нельзя рассматривать обособленно, подсчитывая затраты и прибыль за весь срок жизни проектируемых объектов. Реализация каждого проекта оказывает влияние на режимно взаимосвязанные технологические объ-

Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Махачкала» К.Б. Гусейнов

Уважаемые Виктор Георгиевич и Альберт Ильич!

От имени коллектива ООО «Газпром трансгаз Махачкала» и от себя лично сердечно поздравляю Вас и весь профессорско-преподавательский состав Российского университета нефти и газа им. И.М. Губкина со знаменательной датой - 80-летием со дня образования!

Богатая многолетняя история университета тесно связана с развитием топливно-энергетической отрасли. С первых дней своего создания он играл ключевую роль в определении направлений и содержания нефтегазового образования, в подготовке и переподготовке специалистов и ученых.

Университет стал родоначальником многих престижных в стране высших учебных заведений и научно-исследовательских центров. В его стенах получило блестящие профессиональные знания не одно поколение тех, чья жизнь тесно переплелась с черным золотом и голубым чудом. Многие из выпускников вуза стали крупными учеными, более 300 из них удостаивались Государственных премий СССР, РФ и Правительства России.

А

ГАЗПРОМ

нлши

МАХАЧКАЛА

За годы своего развития университет не только сумел завоевать статус одного из лучших вузов нашей страны и главной кузницы кадров для нефтегазовой отрасли, но и стать эффективной площадкой для постоянного научного общения и обмена опытом. Объединяя различные поколения ученых и специалистов нефтегазовой отрасли, вуз является движущей силой развития топливно-энергетического

комплекса страны. На базе университета ежегодно проводятся крупные научно-технические конференции, симпозиумы, семинары, международные конгрессы, охватывающие различные проблемные аспекты нефтегазовой науки. Наряду с развитием и внедрением ярких новаторских идей, современных форм и методов обучения ученые университета трудятся также над созданием новой техники и технологий в нефтегазовой отрасли, формируют новые направления научно-исследовательских работ. Эта деятельность охватывает широкий круг направлений от поиска нефти и газа в условиях арктического шельфа, тундры, тайги Сибири и пустынь Средней Азии до безотходной и экологически чистой переработки углеводородов. Многолетняя традиция тесного сотрудничества вуза с крупнейшими предприятиями и объединениями топливно-энергетического комплекса страны приносит свои положительные плоды и служит надежной основой для обеспечения преемственности поколений нефтяников и газовиков, которые своим каждодневным упорным трудом вносили и вносят весомый вклад в развитие российской экономики.

В этот знаменательный день желаю Вам, Альберт Ильич, и каждому члену Вашего славного коллектива крепкого здоровья, долгих лет активной и плодотворной жизни, а также новых научных свершений и побед во имя процветания нефтегазовой отрасли России!

екты и на обеспечение соответствующих потребителей. Эффекты - прямые и косвенные - сказываются в течение длительного периода времени. Все эти последствия необходимо принимать во внимание при подготовке основных проектных решений. Режимные ограничения выступают как соотношения в виде равенств и неравенств в расчетных моделях. Они обуславливаются взаимосвязями режимных параметров: а) по проектируемому объекту, б) проектируемого объекта с другими объектами газотранспортной системы, объектами добычи и подземного хранения газа, в) с потребителями (контракты, спрос или лимиты по договорам). Учет этих взаимосвязей по цепочке от пласта до потребителя определяет один из аспектов системного подхода. Кроме того, при разработке программ развития и реконструкции должны учитываться также другие аспекты системности:

• взаимосвязи внутри энергетического комплекса (рациональная доля газа в топливно-энергетическом балансе регионов России);

• учет функций проектируемого объекта на всех этапах жизненного цикла;

• учет неопределенности исходных данных и их уточнение на разных этапах принятия решений;

• учет ограниченности финансовых ресурсов компании и возможность вложения капиталов в другие сферы деятельности.

Развитие распределительных систем газоснабжения в какой-то степени является определяющим, так как производственные мощности объектов системы должны, в первую очередь, обуславливаться спросом - количеством газа, необходимым для обеспечения перспективного развития регионов.

критерии выбора проектов

Из предыдущего ясно, что формирование программ развития и реконструкции ГТС должно производиться на многокритериальной основе. Экономические критерии не могут использоваться как абсолютная мера эффективности при проектировании объекта, входящего в ЕСГ. Экономические эффекты, которые обеспечивают такой объект, достигаются в результате работы всей системы в целом, то есть зависят от сочетания решений по развитию и эксплуатации

многих объектов системы. Правильно оценить долю эффектов, приходящихся на данный объект, очень трудно. В таких случаях снижается значение стандартных экономических критериев (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности и т.п.) Затраты определяются по каждому объекту, а эффекты - выручка от продаж газа - по всей системе.

ЕСГ стареет, падает ее пропускная способность, что вызывает необходимость реконструкции отдельных ее объектов. Реконструкция и техническое перевооружение газотранспортной системы определены в качестве одного из приоритетных направлений деятельности ОАО «Газпром». Проекты развития и реконструкции приходится рассматривать совместно, иногда как конкурирующие.

При сопоставлении проектов развития и реконструкции пользуются близкими, хотя и не во всем совпадающими критериями. Они сводятся в основном к обеспечению надежной бесперебойной подачи газа, повышению эффективности работы системы, производственной и экологической безопасности. Первая из этих функций состоит в обеспечении планируемых потоков газа, повышении маневренных свойств системы в масштабе ЕСГ, территориальных систем и распределительных сетей. Обычно для обеспечения планируемых потоков целесообразно руководствоваться соображениями по «расшивке» узких мест, принимая при этом во внимание не только текущую ситуацию, но и обозримую перспективу. В связи с исчерпанием технического ресурса отдельных объектов системы надежность поставок газа потребителям в большей, чем ранее, степени зависит от ремонтопригодности ее объектов и подсистем. Капитальные ремонты могут быть проведены без прекращения подачи газа лишь при наличии избыточности, возможности подачи газа с разных направлений, что далеко не всегда обеспечивалось при формировании системы. Технологические критерии имеют важное значение при сопоставлении проектов, они весьма разнообразны и зависят от конкретных особенностей рассматриваемого объекта. Для вывода в реконструкцию силового оборудования за основу принимается обычно

выработка назначенных ресурсов или моральное старение техники. Назначенные ресурсы могут продлеваться по результатам специальных исследований с учетом опыта эксплуатации. Объекты линейной части выводятся в реконструкцию и ремонт по состоянию. Средства диагностики, то есть средства оценки фактического состояния, быстро и успешно развиваются. К ним относятся снаряды-дефектоскопы, приборы для виброметрии, толщинометрии, контролю опор и геометрических положений и т.д. Все это способствует повышению значимости технологических критериев. Критерии производственной и экологической безопасности могут стать определяющими в ряде случаев, например, при изменении нормативов в сторону ужесточения некоторые действующие объекты попадают в разряд подлежащих реконструкции. Так, часто возникает необходимость реконструкции пересечений газопроводов с автомобильными и железными дорогами, взаимных пересечений, участков газопроводов, попавших в зоны застройки. Экономические критерии используются для сопоставления вариантов реконструкции между собой и с вариантами капитального ремонта и выжидательной стратегии (отказ от реконструкции). В качестве экономических критериев используются результаты расчета необходимых капитальных и эксплуатационных (до и после реконструкции) издержек, а также потоков наличности. Перейдем непосредственно к изложению рекомендуемых методов сопоставления проектов развития и реконструкции ГТС.

метод ранжирования проектов по значимости

Для первоначального сравнения проектов по нескольким независимым признакам можно использовать следующую простейшую формализованную процедуру. Основная её идея состоит в разбивке проектов на группы по каждому из признаков и последующем вычислении рейтинга проектов по рейтингу групп. Рейтинг группы определяется экспертным путем, например, с помощью экспертного логического анализа (см. ниже), и измеряется в долях единицы (или в процентах). Процедура определения рейтингов проектов имеет рекуррентный характер.

Это значит, что сначала всем проектам приписываются веса по одному признаку, затем вводится другой признак, и веса пересматриваются. Вместо многоэтапной процедуры веса проектов можно получить непосредственно, перемножив их рейтинги по каждому из признаков и проведя их нормировку. Описанная процедура позволяет труднообозримую задачу упорядочения большого количества проектов свести к более легкой для интерпретации задаче упорядочения групп.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Экспертный логический анализ является эффективным инструментом для исследования многокритериальных задач и применяется в случаях, когда ответственность принимаемых решений, необходимость учитывать одновременно несколько критериев, наличие трудно формализуемых факторов требуют системного подхода к решению поставленной задачи. Процедура экспертного логического анализа(метода анализа иерархий [1]) состоит в поэтапной декомпозиции и обработке суждений группы экспертов и лиц, принимающих решения. Суждения эксперта организуются в специальную логическую схему, которая в простейшем случае имеет вид так называемой «доминантной иерархии». Иерархия представляет собой совокупность элементов, то есть действующих лиц, целей, критериев, вариантов и т.п. Иерархия разделяется на уровни, каждый из которых содержит несколько элементов одного типа, которые в случае доминантной иерархии не связаны между собой, но взаимодействуют со всеми элементами предыдущего и последующего уровней. Решение проблемы представляется как процесс поэтапного установления приоритетов - числовых оценок весов, которые последовательно приписываются элементам иерархии. Последний уровень содержит сопоставляемые проекты. Сравнивая полученные приоритеты для элементов последнего уровня, можно установить соотношения в их значимости (выгодности, эффективности) с точки зрения экспертов. Если задача состоит в выборе одного из альтернативных решений, то предпочтение следует отдать варианту с наибольшим приоритетом.

Процедура в целом упорядочивает имеющуюся качественную и числовую информацию, а также мнения и оценки экспертов и имитирует реальный процесс анализа и принятия решений компетентными лицами.

ПРИМЕР

В работе [2] показано, как метод анализа иерархий может быть использован для выбора решений по развитию и реконструкции системы магистрального транспорта газа Северо-запада России. Однако однотипные задачи по прошествии времени требуют переосмысления из-за изменения как экономической ситуации, так и условий функционирования системы и появления новых влияющих факторов. Поэтому в дополнение к [2] приведем в качестве еще одного примера некоторые сведения о работе, проведенной специалистами ОАО «Газпром промгаз» при непосредственном участии авторов настоящей работы. Рассматривалась трубопроводная система, находящаяся под управлением одного из производственных предприятий ОАО «Газпром». На рис. 1 представлена схема экспертного логического анализа, которая была разработана в ходе исследо-

WWW.NEFTEGAS.INFO

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Примите сердечные поздравления с 80-летним юбилеем университета! Восемьдесят лет! Для вуза-это пора зрелости, становления и свершений. Это время стойкости, инноваций и находок, удач и успехов на непростом , |

пути подготовки высококвалифицированных кадров. [

Рождение Российского университета _

нефти и газа предопределило время. Ведь именно тогда, в 30-е годы пошлого века, стремительно развивался промышленный потенциал страны, закладывались основы мощи и могущества нашего государства. Роль высших учебных заведений в этом процессе переоценить трудно. Вашему вузу суждено творить на одном из важнейших направлений отечественной науки. На этом пути ваши предшественники проявили незаурядные организаторские способности, неутомимую энергию, всецело посвятили себя служению российской науке и воспитанию будущих поколений. Вокруг себя они объединили неравнодушных людей, зажгли «божью искру» в сердцах тысяч союзников, сопричастных с этим великим делом.

Сегодня РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина - одно из блестящих учебных заведений России, это передовые обучающие технологии, принципиально новые учебные курсы, широкие связи, которые позволяют готовить специалистов нефтегазовой отрасли, конкурентоспособных на рынке труда. Вы имеете хорошую материальную базу, надежный коллектив, у вас сложились прекрасные отношения с ведущими предприятиями отрасли, что предопределило вашу судьбу на многие годы вперед. Между ООО «Газпром трансгаз Сургут» и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина сложились прочные деловые отношения, которые обязательно будут крепнуть и развиваться. С уверенностью можно отметить, что ваши «вчерашние» студенты, а ныне достойные представители братства газовиков и нефтяников своими знаниями и трудом вносят неоценимый вклад в развитие нефтегазовой отрасли, в укрепление мощи и могущества Российского государства.

Желаю Вам новых научных свершений, достойных учеников, больших успехов в сложной и интересной работе.

Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Сургут» И .А. Иванов

6

ГАЗПРОМ

СУРГУТ

рис. 1. Схема экспертного логического анализа

вания. Предложенная схема содержит четыре уровня. На первом уровне располагаются акторы - участники процесса принятия решений. Эксперты представляли интересы акторов. В процессе проведения экспертизы были выделены пять основных критериев для выбора варианта развития и реконструкции газотранспортной системы, а именно:

• обеспечение поставок газа (определяется как отношение технически возможных поставок к требуемым);

• капитальные вложения;

• технологичность проектных решений (под этим критерием понимается степень влияния решений на техническое перевооружение системы, на приведение ее в соответствие достигнутому в области магистрального транспорта газа техническому уровню, а также влияние проектных решений на сбалансированность отдельных звеньев системы, на ликвидацию узких мест, повышение

маневренности системы; сюда же относится влияние технических решений на уровень промышленной безопасности объекта, поскольку безопасность непосредственно не введена в состав критериев);

• адаптивность варианта (заключается в приспособленности принимаемых технических решений к изменяющимся внешним условиям, прежде всего, к изменению источников поступления газа в ГТС и инфраструктуры системы магистрального транспорта);

• системная надежность (критерий, характеризующий степень удовлетворения спроса на газ в условиях системных аварий и экстремальных понижений температуры в отопительный период).

Критерии выбора вариантов располагаются на втором уровне доминантной иерархии. На третьем, последнем,уровне находятся собственно разработанные

варианты развития и реконструкции. Для рассматриваемой газотранспортной системы были предварительно подготовлены пять вариантов развития и реконструкции. Следует отметить, что ГТС состоит из двух основных технологических коридоров, один из которых находится в неудовлетворительном техническом состоянии, второй же коридор введен в эксплуатацию сравнительно недавно, и его техническое состояние не вызывает опасений. Разработанные варианты развития и реконструкции ГТС таковы:

1 вариант - капитальный ремонт первого технологического коридора;

2 вариант - капитальный ремонт первого технологического коридора и строительство установки по сжижению-регазификации в районе одного из ключевых узлов системы;

3 вариант - выжидательная стратегия, сохранение статус-кво;

4 вариант - развитие мощностей второго технологического коридора (прокладка новой нитки);

5 вариант - реконструкция первого технологического коридора сувели-чением диаметра.

Разработанные варианты определяют стратегическое направление развития и реконструкции ГТС. В процессе проведения экспертного логического анализа экспертам было предложено попарно сравнить все критерии между собой, а затем - все варианты между собой по каждому из критериев. Фактически экспертам надо было заполнить специальные матрицы суждений, представленные на рис. 2 и 3. Эксперты независимо друг от друга заполняли таблицы, оценивая критерии и варианты в рекомендованной им 9-балльной шкале. Обработка матриц суждений экспертов включала в себя:

• вычисление оценок сравнительной значимости вариантов с учетом всей совокупности вносимых экспертом суждений;

• расчет индекса согласованности суждений эксперта [1].

В случаях, когда суждения оказывались несогласованными, эксперту предлагалось скорректировать свои оценки, которые затем таким же образом обрабатывались.

В результате обработки суждений экспертов были получены числовые приоритеты (ранги) вариантов раз-

1. Обеспечение поставок 2. Капиталь-тгыс вложения 3. Texj [ологично CTI. решений 4. Адаптивность ре [пений 5. Системная надежность ренте ний

1. Обеспечение поставок 1 3,00 5,00 0,50 3,00

2. Капитальные вложения 1 3,00 0,50 2,00

3- Технологичность решений 0.20 0,33 1 0,20 0,33

4. Адаптивность ре тений 2,00 2,00 5,00 1 4,00

5. Системная надежность решений 0,33 0.50 3,00 0,25 1;

рис. 2. Матрица суждений для попарного сопоставления критериев

РАДИОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТРУБОПРОВОДОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ЦИФРОВОЙ РАДИОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ГИБКИХ ФОСФОРНЫХ ПЛАСТИН

ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНЯЕТ РЕНТГЕНОВСКУЮ ПЛЕНКУ

■ Прямой проход пластины без продольного изгиба и трения о сканер

■ Возможность работы при низких температурах

■ Полноценная поддержка рулонных пластин, долгая жизнь пластины

■ 1-й класс чувствительности по ГОСТ 7512,1 категория по 13 ПНАЭГ-07-010-89

■ Отсутствует процесс проявки, пластины не боятся света и влаги

■ Автоматизированный поиск, измерение размеров и классификация дефектов

■ Широкий модельный ряд, включая компактные переносные системы

Комплекс цифровой радиографии «ФОСФОМАТИК» раз- • решается применять при радиографическом контроле изделий: энергомашиностроения, оборудования и тру- * бопроводов атомных энергетических установок, стальных отливок для атомных энергетических установок, • объектов котлонадзора, систем газоснабжения, подъемных сооружений, оборудования нефтяной и газо- * вой промышленности, оборудования металлургической промышленности, оборудования судостроительной • промышленности при просвечивании рентгеновским излучением, источником 1г-192, источником Со-60, тормозным излучением линейного ускорителя.

Соответствует 1-му классу чувствительности таблицы 6 ГОСТ 7512-82 и 1-й категории таблицы 13 ПНАЭГ-7-010-89 Сертифицирован на соответствие наивысшим классам чувствительности по ЕМ 14784-1 и АБТМ Е 2446 Значения чувствительности контроля соответствуют радиографическим пленкам Э4, Р5, Э7, МХ125, Т200, АА400, НБ800 Экспозиция просвечивания до 8 -10 раз меньше, чем на радиографическую пленку 07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При просвечивании сварных соединений переменного сечения позволяет контролировать за одну экспозицию объекты с перепадом толщин до 3-х слоев половинного ослабления излучения, что соответствует 2-3 экспозициям на пленку

ДОКУМЕНТЫ:

ФГУП ЦНИИ КМ «ПРОМЕТЕЙ» - Результаты испытаний комплекса цифровой радиографии «ФОСФОМАТИК» ФГУП ЦНИИ КМ «ПРОМЕТЕЙ» - Методическая инструкция И246-097-2007 ФГУП ЦНИИ КМ «ПРОМЕТЕЙ» - Техническое решение 246-22.07-2007

ОАО «Ижорские заводы» - Результаты испытаний комплекса цифровой радиографии «ФОСФОМАТИК» ОАО «НПО ЦНИИТМАШ» - Результаты испытаний комплекса цифровой радиографии «ФОСФОМАТИК» ОАО «НПО ЦНИИТМАШ» - Методическая инструкция И246-098-2008

«Росэнергоатом» - Методика цифровой обработки и архивирования результатов радиографического контроля» «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору» - Разрешение 06-07/1728 Рекомендован к применению в ОАО «ГАЗПРОМ» - Экспертное заключение №31323949-005-2009 Включен в реестр АК «Транснефть»

ЗАО «ТЕСТРОН»

РОССИЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ТН.: (812) 380-6203, ФАКС: (812) 380-6202, WWW.TESTR0N.RU

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5

Вариант 1 1 0,17 3,00 0,33 0,20

Вариант 2 6,00 9,00 4,00 2,00

Вариант 3 0,33 0,11 1 0,20 0.14

Вариант 4 3,00 0,25 5,00 1 0,25

Вариант 5 5,00 7,00 7,00 4,00 1

рис. 3. Матрица суждений для попарного сопоставления вариантов стратегии развития и реконструкции по одному из критериев

вития и реконструкции ГТС. Вариант, получивший наибольший числовой приоритет по совокупному мнению экспертов, был рекомендован к реализации.

АНАЛИЗ проектов

и формирование программ развития и реконструкции

Нами разработан метод анализа портфеля проектов, предварительно сформированного экспертной группой. Он позволяет определить последовательность реализации проектов, детализировать стратегию развития и реконструкции ГТС. Обычно портфель содержит избыточное количество проектов, задача заключается в том, чтобы из всей совокупности выбрать те проекты, реализация которых наиболее эффективна, а также определить порядок их выполнения. Критерием эффективности на этом этапе выступает максимум чистого дисконтированного дохода.

Разработанная математическая процедура основывается на следующих соображениях:

• рассматриваются только проработанные проекты развития и реконструкции ГТС, то есть для всех проектов считаются известными: срок выполнения, ежегодные затраты на реализацию и планируемые доходы;

• предполагаются известными: ежегодные затраты на развитие и реконструкцию ГТС, фактический спрос потребителей в динамике на рассматриваемую перспективу;

• обязательными условиями считаются: отсутствие перерывов и задержек в намеченном плане развития и реконструкции, незамедлительный ввод в эксплуатацию построенных и/или реконструированных объектов, а также завершение всех начатых работ к концу рассматриваемого периода.

Формулировку задачи продолжают следующие основные ограничения:

• финансовые ограничения - лимит капвложений в развитие и реконструкцию системы газоснабжения; ограничения составляются на каждый плановый период;

• технологические взаимосвязи между проектами - взаимообусловленность проектов (в том смысле, что реализация одних приводит к отказу от выполнения или согласованной во времени реализации других). В модели рассмотрены четыре основных типа технологической взаимосвязи:

альтернативная - взаимосвязь, при которой выполнение одного из проектов исключает выполнение другого (других);

согласованная - взаимосвязь, при которой реализацию проектов необходимо закончить к одному и тому же моменту времени;

подчиненная - взаимосвязь, при которой выполнение одного из проектов невозможно начать до окончания другого;

независимая - взаимосвязь, при которой выполнение проекта не влияет на осуществление других;

• включение проектов в программу зачастую определяется их особой значимостью по конъюнктурным, социальным, экологическим, надежностным или др. критериям; такие проекты обычно известны заранее.

Построенная математическая модель представляет собой линейную задачу целочисленного программирования, которая решается с помощью стандартных оптимизаторов, например, LinDo. Решение такой задачи помогает детально проработать направление развития и реконструкции газотранспортной системы, которое предварительно было определено с помощью экспертного логического анализа.

выводы

Проблема рационального формирования программ развития и реконструкции ЕСГ вновь приобрела актуальность в связи с возросшей активностью нового трубопроводного строительства, исчерпанием технического ресурса ряда ранее построенных газопроводов и реализацией программ газификации регионов России. Решения по глобальным проектам, например, экспортным газопроводам, принимаются по стратегическим, политическим и экономическим критериям. В работе рассматриваются менее масштабные проекты в газовой сфере, предлагаются методы их сопоставления для обоснованного формирования программ развития и реконструкции.

В качестве критериев для сопоставления рекомендуются: обеспечение планируемых потоков газа, возможность проведения масштабных работ по ремонту и реконструкции без перерывов в газоснабжении агрегированных потребителей, технологичность принимаемых решений, производственная и экологическая безопасность, а также общепринятые экономические критерии. В качестве аппарата для первоначального сопоставления проектов рекомендуется формализованная процедура ранжирования предварительно намеченной совокупности проектов по нескольким независимым признакам. Более полное представление о предмете позволяет получить экспертный логический анализ (метод анализа иерархий), хорошо зарекомендовавший себя при анализе рассматриваемых проблем. В качестве завершающей процедуры рекомендуется метод, позволяющий из предварительно сформированного портфеля отобрать рациональную совокупность проектов и определить последовательность их реализации, детализировав тем самым стратегию развития и реконструкции ГТС.

Литература:

1. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1989. 316 с.

2. Сухарев М. Г. Управление реконструкцией газоснабжающих систем/ М. Г. Сухарев, Е. В. Леонтьев, Е. Р. Ставровский // Известия Академии наук. Энергетика. - 2000. - № 3. - С. 148-156.

ЭКСТРОЛ

ЭКСТРУЗИОННЫЙ ПЕНОПОЛИСТИРОЛ

Работает с теплом!

www.extrol.org

ЭкстраСЕГМЕНТ

Единственный в России широкий монолитный сегмент, предназначенный для тепловой изоляции наружной поверхности трубопроводов диаметром от 57 до 1420мм при подземной и наружной прокладке, в том числе в районах с вечномерзлыми грунтами. Рабочая температура от - 63 С до + 75 С. Долговечность более 50 лет.

другой сегмент

Э*страСЕГМ£Нг

В 2 раза:

сокращаются сроки монтажа V снижаются трудозатраты ^ улучшается теплоизоляционный эффект увеличивается срок службы

620144, г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, д.19 А тел./факс +7 (343) 372-19-19 (20,21,22,23) e-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.