средства формирования ключевых компетенций.
В настоящее время существует множество разнообразных техник, методик, активно используемых в образо-
вательном процессе, но невозможно утверждать, что все они подходят для такого специфического и индивидуальноориентированного процесса, как формирование ключевых компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
2. Зорин И.В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2005. 528 с.
3. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 256 с.
4. И и юшки на С. И. Повышение квалифи-
кации менеджеров туризма в системе корпоративного обучения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 163 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: ЭКСМО-Пресс, 1996. 30S с.
6. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
7. Шиїиов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.. 2000. 320 с.
А. А. ЛЯМИН
МЕТОПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
УДК 378.1:371.3
Методы формирования ответственности у студентов туристского вуза, рассматриваемые в данной статье, строятся на основе методов осуществления целостного педагогического процесса В. А. Сластенина. В рамках данной классификации автор предлагает выделить те методы и приемы, которые в первую очередь влияют на формирование ответственности с учетом ряда условий и факторов, также анализируемых в статье.
Киочевые слова: профессиональное туристское образование, формирование ответственности как профессионально важного качества, методы осуществления целостного педагогического процесса, методы формирования ответственности.
A method of forming the responsibility of the university students of tourism discussed in this article are based on the methods of implementation of a holistic educational process (V. A. Slastenin). The author under this classification has to identify those methods and techniques, which primarily affect the formation of liability based on a number of conditions and factors are also analyzed in this paper.
Key words: professional tourist education, professional development responsibility as an important quality, methods of holistic educational process, methods of forming liability.
Воспитание ответственности человека в обусловлено комплексом социокультур-
современных условиях является важней- ных, экономических и экологических
шей задачей высшего образования, что факторов. По мнению ряда ученых — пе-
дагогов и психологов (К. Муздыбаева, Е.Д. Дорофеева, Ю. Ньюмена, С.А. Слободского и др.), ответственность является качеством зрелой личности и компонентом профессиональной компетентности специалистов любого профиля (Б.Б. Коссов, О.А. Шушсрина и др.).
На формирование ответственности личности оказывает влияние множество факторов. Изучение данной проблемы показывает, что целенаправленное формирование ответственности у студентов возможно несколькими путями:
• через развитие других качеств личности;
• через влияние социальных групп (отдельных людей) на личность;
• через создание социальных, профессионально ориентированных ситуаций.
Вместе с тем в педагогической и психологической литературе нет однозначно влияющих на формирование ответственности личности факторов с учетом изменения возраста и профессионального становления специалиста. Среди таких факторов выделяют: гендерные отличия, мотивацию к учебной деятельности, самооценку, психологические особенности личности (общительность, уверенность, эмоциональная уравновешенность, доминантность, склонность к риску, добросовестность, тревожность, самоконтроль, социальная смелость, эмоциональная сензитивность), личную и профессиональную идентичность, соци-ально-психологическую и интеллектуальную зрелость и др.
В процессе формирования ответственности как профессионально важного качества личности необходимо использовать и методы обучения, и методы воспитания, что позволяет говорить о формировании ответственности только в целостном педагогическом процессе.
Г.М. Коджаспирова предлагает такое определение метода, как «совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи»
|4|. При этом автор разделяет понятия «метод обучения» и «метод воспитания». Метод обучения трактуется как «система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [4]. Метод воспитания определяется как «общественно обусловленные способы педагогически целесообразных взаимодействий между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение» [4].
В данном случае наиболее применимым является трактовка В.А.Сластснина, рассматривающего методы целостного педагогического процесса, под которыми «следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» 110]. В.А. Сласте-нин и его ученики раскрыли сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этим предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:
• методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с литературой, метод примера и др.);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстращш и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и продуктивные, индуктивные и дедуктивные методы);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия.
эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
• методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная работа, самопроверка и др.) [ 10].
В таблице представлена система общих методов осуществления целостного педагогического процесса и методы, которые предлагаются для формирования ответственности студентов.
Остановимся на нескольких из предложенных методов формирования ответственности.
Психологическим условием и методом воспитания ответственности является развитие каузального самосознания. Для этого необходимо развивать способность студентов придавать и порождать смысл.
способность осознавать истинные причины и возможные следствия тех или иных поступков и событий, связанных с ними, а также предвидеть меру своей ответственности за происходящее. Т.Н. Рудая предлагает осуществить развитие такого самосознания в процессе словотворческой деятельности путем [11]:
• ментального самоанализа, т.е.умения быть свидетелем своих мыслей;
• ментального самонаблюдения, т.е. способности не отождествлять себя со своими мыслями, а уметь наблюдать происходящее объективно;
• ментального самоконтроля — навыка не воспринимать происходящее только с позиции собственного «Я»;
• ментальной самокоррекции и саморазвития, т.е. научиться ощущать собственные эмоции и душевные прояшгс-
Снсцифика применения общих педагогических методов в процессе воспитания ответственности личности
Группа методов осуществления целостного педагогического процесса Характеристика общих методов Методы и приемы формирования ответственности
Методы формирования сознания Рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с текстом, метод примера Методы убеждения, методы развития каузального самосознания, метод анализа конкретных ситуаций
Методы организа-ции деятельности и формирования опыта общественного поведения Упражнения, приучение, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные методы, индуктивные и дедуктивные методы Метод создания воспитывающих ситуаций, метод межсубъ-сктного общения, проблемно-поисковые методы, индивидуальные и самостоятельные работы
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения Соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др. Методы стимулирования и мотивации ответственности, метод переживания ответственности, метод понимания, метод доверия
Методы контроля эффективности ПП Диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, тесты, машинный контроль и др. Диагностика ответственности, взаимо- и самопроверка, самоконтроль, нетрадиционные формы контроля и др.
ния и строить собственную жизнь, опираясь на полученные ментальные навыки.
Метод переживания ответственности заключается в том, что индивид старается предвидеть результаты решений, действий и поступков, эмоционально и духовно пережить личностную ответственность за них. Осуществление этих действий рождает у человека те события, в которых он познает себя не только в настоящем, но и в будущем. Он переживает свою духовность, ответственность как принадлежащее ему качество, переживает свободу как «возможность воздействия на своей внутренний мир и реализует в отношении себя чувство ответственности за собственное будущее» (Г.С. Абрамова).
Человек является субъектом своей жизни, он свободен в своем выборе, в принятии решений, всегда стремится к проявлению ответственности и самостоятельности, саморазвитию и личностному росту. К. Роджерс полагает |8|, что ответственность, являясь свойством, характеризующим здорового, нормального человека, всегда существует в нем
как потенциальная возможность. Чтобы этот потенциал раскрылся, необходимы благоприятные условия жизни и обучения, ориентированные на личность и ее жизненные проблемы. К. Роджерс считает, что личность полнее всего проявляет себя и свою ответственность осознанно в поле индивидуального опыта. Содержание индивидуального опыта определяется тем, какие жизненные проблемы находятся в центре внимания индивида. Поэтому педагог должен увидеть и понять эти проблемы, а также, если необходимо, организовать «встречу» с проблемой, включив се в содержание. Поэтому мы полагаем, что в содержание процесса воспитания ответственности необходимо включать и ситуации переживания ответственности.
Методы формирования ответственности служат процессуальной основой для построения модели формирования ответственности у студентов туристского вуза наравне с поведенческим, когнитивным и эмоциональным компонентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: дис. ... канд. tied. паук. Красноярск, 1996.
2. Венгер А.А., Мухина B.C. Психология. М., 19SS.
3. До!юфеев Е.Д. Внутригрупповая ответственность при разных форлшх собственности // Психология личности и группы в изменяющемся обществе. М., 1994.
4. Коджаспирова Т.М. Педагогика: учебник. М.: Кнорус,2010.
5. Коссов Б. Психологическая подготовка студентов // Высшее образование в России, 1999. № 1.
6. Муздыбаев К. Психология ответственности. J1.: Наука, 1993.
7. Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница // Журнал практического психолога. 1999. № 2.
8. Роджерс К. BзгJшд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
9. Рудая Т.Н. Педагогические условия духовно-субъектного развития подростков в процессе словеснотворческой деятельности: авторорерат дис. ... канд. пед. наук. М.. 2004.
10. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Педагогика, 1997.
11. Шушерина О.А. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 1999.