ФИНАНСЫ
УДК 338.3
Воробьева Елена Ивановна,
д.э.н., профессор,
кафедра государственных финансов и банковского дела,
Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Блажевич Олег Георгиевич,
к.э.н.,
кафедра финансов предприятий и страхования,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Кирильчук Надежда Александровна, Сафонова Наталья Сергеевна,
студентки 3-го курса, направления подготовки «Экономика», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Vorobyova Elena Ivanovna,
Doctor of Economics, professor, Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
Blazhevich Oleg Georgievich,
Ph.D. in Economics,
Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
Kirilchuk Nadezhda Alexandrovna, Safonova Natali Sergeevna,
3th year students on «Economics» specialization, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
METHODS OF FINANCIALANALYSIS FOR ENTERPRISES STATEASSESSMENT
В статье определяется сущность и назначение финансового анализа, дается характеристика основных методов, которые наиболее часто используются в финансовом анализе.
Ключевые слова: анализ финансового состояния, финансовый анализ, методы финансового анализа, горизонтальный (временной) анализ, вертикальный(структурный) анализ, коэффициентный метод, трендовый метод, факторный метод, интегральный метод, графический метод.
The article defines the essence and purpose of financial analysis, the characteristic of the main methods that are most commonly used in the financial analysis is given.
Keywords: financial analysis assessment, financial analysis, financial analysis methods, horizontal (time) analysis, vertical (structural) analysis, ratio method, trend method, factor method, integral method, graphical method.
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного функционирования в современных рыночных условиях субъекты хозяйствования вынуждены повышать эффективность своей деятельности. Этого можно достичь путем повышения рациональности использования имеющихся ресурсов, снижения уровня зависимости от
5
кредиторов, выявления внутренних резервов, тем самым обеспечивая устойчивый экономический рост. Однако для осуществления вышеперечисленных мероприятий необходимо исследовать сложившуюся на предприятии финансовую ситуацию, иначе говоря, провести анализ финансового состояния субъекта хозяйствования.
Финансовый анализ — это неотъемлемая часть деятельности любого предприятия. На сегодняшний день это наиболее эффективный инструмент, который позволяет повысить эффективность принятия управленческих решений; кроме того финансовый анализ позволяет выявить недостатки в финансовой деятельности предприятия, тем самым являясь основой для дальнейшего ее улучшения и достижения более высоких конечных результатов.
Множество работ отечественных и зарубежных ученых посвящено сущности, принципам организации и методологическим особенностям проведения финансового анализа. Среди них можно особо выделить Костырко Р.А., Воробьева Ю.Н., Васину А.А., Савицкую Г.В., Бочарова В.В. и многих других. Тем не менее, постоянно изменяющаяся и развивающаяся рыночная экономика и ее организационно-методическое обеспечение в виде нормативно-правовой базы обуславливают необходимость дальнейших исследований в данной области и важность поиска наиболее простых, но в то же время действенных, способов проведения анализа финансового состояния субъекта хозяйствования.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является оценка применения разных методов финансового анализа для раскрытия различных сторон финансового положения предприятия.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Под анализом финансового состояния предприятия следует понимать процесс изучения сложившейся на предприятии финансовой ситуации, определение основных результатов его деятельности, сравнение рассчитываемых показателей с нормативными значениями для нахождения и выявления имеющихся внутренних резервов, способствующих улучшению финансового состояния [1].
Как и любой другой, финансовый анализ должен проводиться с четко определенной целью. Это может быть и выявление скрытых резервов с целью их дальнейшего использования, и исследование причин ухудшения финансовой устойчивости, и повышение эффективности управленческих решений, что может стать основой для разработки дальнейшей стратегии развития предприятия. Так или иначе, финансовый анализ играет значительную роль для любого хозяйствующего субъекта, являясь важнейшей составляющей финансового менеджмента.
В теории существует бесчисленное множество методов и моделей финансового анализа. Они имеют разнообразную классификацию, ряд авторов предлагает свои уникальные методики. В общем понимании методом анализа является «способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения хозяйственной деятельности организации, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей бухгалтерского учета, отчетности и других источников информации» [2, с. 302].
В данной работе будут раскрыты наиболее часто применяемые методы, которые, по нашему мнению, максимально просты и эффективны в использовании.
Финансовый анализ можно проводить следующими методами (рис. 1).
6
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Горизонтальный и вертикальный анализ активов и пассивов баланса.
Горизонтальный (временной, динамический) анализ — это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Проводится он следующим образом: для расчета изменений абсолютных показателей находится разница между значением статьи за отчетный период (или конец года) и значением аналогичной статьи за предыдущий период (или начало года). Кроме этого путем деления полученной разницы на значение предыдущего периода рассчитываются темпы прироста, которые выражаются в процентах. Полученные данные для наглядности заносятся в аналитические таблицы, затем проводится оценка полученных результатов. Таким образом, изучается динамика, т.е. увеличение или уменьшение значения показателя во времени.
Вертикальный(структурный) анализ представляет собой «определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом» [3]. Методика анализа заключается в следующем: итоговую величину (при анализе баланса итоговой величиной считается валюта баланса) принимают за 100%. Далее каждую статью делят на итоговую величину и выражают в процентах. Таким образом, находится удельный вес анализируемой статьи баланса в общем итоге баланса.
Также вертикальный анализ можно использовать для определения структуры конкретной группы активов или пассивов (внеоборотных и оборотных активов в активах баланса, собственного капитала, долгосрочного и краткосрочного заемного капитала в составе пассивов).
Цель данного метода — наглядно представить все произошедшие изменения в финансовой отчетности предприятии. Следовательно, горизонтальный и вертикальный анализявляется достаточно надежным и действенным способом изучения финансового положения предприятия, поскольку на его основе можно сделать довольно конструктивные предложения касательно улучшения состояния финансовых ресурсов организации, а также принять обоснованные управленческие решения.
Коэффициентный метод финансового анализа.
Коэффициентный метод финансового анализа «описывает финансовые пропорции между различными статьями бухгалтерской финансовой отчетности» [4, с.138]. Его сущность заключается в расчете показателей, соответствующих тому или иному уровню анализа.
После проведения расчетов полученные коэффициенты необходимо сравнить с нормативными значениями. Каждому коэффициенту соответствует определенный норматив, в пределах которого уровень функционирования предприятия считается приемлемым. Если норматив отсутствует, то необходимо обратить внимание на динамику показателя во времени. Отклонение полученных результатов от норм и несоответствие рекомендациям является негативным, т.к. это свидетельствует об ухудшении финансового положения предприятия. На основании этого делают выводы, после чего разрабатываются пути улучшения финансового состояния организации.
Как было сказано ранее, весь комплекс коэффициентов можно разделить на три уровня, в каждом из которых выделяется по две группы показателей. Представим коэффициенты, используемые при финансовом анализе, в виде схемы (рис. 2).
Первому уровню анализа соответствуют такие направления, как оценка имущественного состояния и оценка финансовой независимости. С помощью оценки имущественного состояния можно в общем виде проанализировать активы предприятия, находящиеся в его распоряжении и числящиеся на его балансе, дать им стоимостную оценку. Оценка финансовой независимости позволяет определить, насколько эффективно формируются, распределяются и используются финансовые ресурсы предприятия.
Второй уровень анализа предполагает оценку ликвидности и финансовой устойчивости. Оценка ликвидности дает возможность проанализировать способность предприятия быстро трансформировать свои активы в денежные средства и, как следствие, охарактеризовать его способность выполнять свои краткосрочные обязательства перед кредиторами [5, с.435]. Оценка же финансовой устойчивости проводится с целью оценивания способности предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе.
Третий уровень анализа предполагает проведение оценки рентабельности и деловой активности. Первое направление анализа проводится с целью выявления общего финансового состояния предприятия. Второе — с целью формирования объективного понимания об уровне эффективности функционирования предприятия и о рациональности использования имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсов.
7
Коэффициенты, используемые при финансовом анализе
1 уровень. Анализ активов и пассивов предприятия
1 г 1 г
Оценка имущественного состояния
• стоимость имущества предприятия;
• стоимость основных средств; стоимость оборотных активов; коэффициент износа основных средств; коэффициент годности основных средств; доля оборотных активов в имуществе; коэффициент мобильных активов.
Оценка финансовой независимости
• коэффициент автономии;
• коэффициент концентрации заемного капитала;
• коэффициент финансовой стабильности;
• показатель финансового левериджа;
• коэффициент концентрации стабильных источников финансирования.
2 уровень. Комплексный анализ активов и пассивов
1 г 1 г
Оценка ликвидности
• коэффициент текущей ликвидности;
• коэффициент быстрой ликвидности;
• коэффициент абсолютной ликвидности;
• коэффициент собственной платежеспособности.
Оценка финансовой устойчивости
инвестированные оборотные средства;
• коэффициент обеспечения оборотных активов инвестированным капиталом;
• коэффициент обеспечения оборотных активов собственными средствами;
• маневренность рабочего капитала;
• маневренность собственного капитала.
3 уровень. Комплексный анализ финансовых результатов
Оценка рентабельности
рентабельность активов предприятия; рентабельность собственного капитала; рентабельность продаж (реализации); рентабельность производства.
Оценка деловой активности
оборачиваемость собственного капитала; оборачиваемость совокупного капитала; оборачиваемость мобильных активов; продолжительность операционного цикла; продолжительность финансового цикла.
Рис. 2. Методика проведения финансового анализа коэффициентным методом (Составлено автора-
ми на основании [6, 7]).
8
Как было сказано ранее, каждый финансовый показатель имеет нормативное значение. Оно может быть отраслевым (т.е. характерным для определенной отрасли хозяйственной деятельности), целевым (т.е. значение, определенное в финансовой стратегии или бизнес-плане предприятия, сравнение с которым дает возможность судить о степени достижения поставленной цели на данный момент времени), или законодательным (т.е. устанавливается органами государственной власти). Помимо нормативов в финансовом анализе важную роль играют изменения показателей в динамике. Их важность обуславливается тем, что только в динамике можно проследить, действительно ли изменяется финансовое положение предприятия, и если да, то в какую сторону.
Трендовый метод финансового анализа.
Под трендом следует понимать изменения какой-либо величины во времени. Трендовый метод финансового анализа подразумевает анализ динамических, временных рядов показателей хозяйственной деятельности. Смысл трендового метода заключается в выявлении общей тенденции развития. При этом важно знать желаемую тенденцию (рост или спад) для того, чтобы сравнивать ее с полученной, в результате трендового анализа [8, с. 140].
Расчет тренда осуществляется путем сравнения каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов, при этом необходимо исключить случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. Для построения тренда в литературе рекомендуют использовать значения показателей за 5 лет. При анализе тренда выбирают базовый год, а значения последующих годов выражаются в виде индексов к значениям базового года. На основании полученных индексов можно спрогнозировать возможные значения показателей в будущем.
Использование трендового метода в процессе финансового анализа позволяет выявить основные направления деятельности организации, как в текущее время, так и в будущих периодах. Это дает возможность своевременно принимать управленческие решения и оценить последствия этих решений для финансово-хозяйственной деятельности предприятия[9].
Метод факторного анализа.
Экономический анализ, который предусматривает расчет влияния факторов на экономические показатели, называют факторным анализом. Для его осуществления необходимо провести предварительное комплексное и системное изучение факторов, которые могут влиять на результативные показатели деятельности. При этом факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
Основными разновидностями факторного анализа является детерминированный и стохастический факторные анализы.
Детерминированный факторный анализ предусматривает изучение влияния таких факторов, которые функционально связаны с результативными показателями. Последнее означает, что результативный показатель состоит из произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический факторный анализ основывается на изучении влияния факторов, связь которых с результативным показателем является неполной или вероятностной.
Основными способами детерминированного факторного анализа являются способ абсолютных разниц, способ цепных подстановок, логарифмический способ [10].
Способ абсолютных разниц применяется только для мультипликативных моделей, когда результативный показатель является произведением факторов (У = а х Ь х с) и для мультипликативно-аддитивных моделей, когда результативный показатель состоит из разницы и произведения факторов (У = (а - Ь) х с)). Способ абсолютных разниц подразумевает расчет величины влияния факторов путем умножения абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую (базовую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, находящихся слева от него в модели.
Алгоритм расчета влияния факторов способом абсолютных разниц для уравнения: У = а х Ь х х с х <1 следующий:
1. Необходимо рассчитать отклонения каждого фактора путем сравнения фактических и плановых показателей:
(1) (2)
(3)
(4)
9
где Да, ЛЬ, Ас, Лd — отклонения факторов;
Аф, Вф, Сф, Бф — фактические значения показателей;
А , В , С , Б — плановые значения показателей.
пл' пл' пл' пл
2. Определение изменения величины результативного показателя за счет влияния отдельного фактора:
ЛУ = Да х В х С х Б , (5)
а пл пл пл
ЛУЬ = Аф х ЛЬ х С х Б , (6)
Ь ф пл пл
ЛУ = Аф х Вф х Лс х Б , (7)
с ф ф пл
ЛУ = Аф х Вф х Сф х^ (8)
где ЛУа, ЛУЬ, ЛУс, ЛУd— степень отклонения результативного показателя под влиянием определенного фактора.
Как видно из приведенных формул, расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.
Несмотря на то, что использование способа абсолютных разниц ограничено, он получил широкое распространение в экономическом и финансовом анализе [11, с. 105-108].
Способ цепных подстановок является универсальным для всех типов детерминированных факторных моделей. Расчет влияния отдельных факторов на результативный показатель по данному способу осуществляется путем постепенной замены плановой (базисной) величины каждого фактора в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Таким образом, вычисляют ряд условных значений результативного показателя, которые учитывают изменение, сначала одного, затем двух и так далее факторов, при условии, что другие не изменяются. Затем происходит сравнение величины результативного показателя до и после изменения того или другого фактора и определяется воздействие последнего на увеличение результативного показателя.
Порядок применения способа цепных подстановок для 4-х факторной модели: У = А х В х С х Б следующий:
1. Определение планового результативного показателя, а также ряда результативных показателей, учитывающих поочередное изменение факторов:
У = Ах Вх Сх Б, (9)
пл пл пл пл пл
УА = А, х В х С х Б, (10)
А ф пл пл пл' 4 '
УВ = А. х Вф х С х Б , (11)
В ф ф пл пл' 4 '
УС = Аф х Вф х Сф х Б , (12)
С ф ф ф пл' 4 '
УФ = Аф х Вф х Сф х Бф, (13)
ф ф ф ф ф' у '
где: У , А , В , С , Б — плановые значения результативного показателя и факторов;
пл пл пл пл пл
Уф, Аф, Вф, Сф, Бф — фактические значения результативного показателя и факторов;
УА, УВ, УС — условные значения результативного показателя, исходя из влияния определенного фактора.
2. Определение величины воздействия факторов путем сравнения результативного показателя до и после влияния фактора:
ЛУА = УА - Упл (14)
ЛУВ = УВ- УА (15)
ЛУС = УС- УВ (16)
ЛУБ = УФ- УС (17)
где ЛУА, ЛУВ, ЛУС, ЛУБ — уровень влияния фактора на результативный показатель.
Важно отметить, что алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:
ЛУ. + ЛУВ + ЛУС + ЛУБ = УФ - У = ЛУ (18)
А В С Б Ф пл
При использовании способа цепных подстановок в первую очередь учитываются изменения количественных, а потом качественных показателей. При наличии нескольких количественных и нескольких качественных показателей, сначала необходимо изменить величину факторов первого подчинения, а потом более низкого.
10
Существенным недостатком способа цепной подстановки является существование неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Поэтому возникает разница в расчётах в случае изменения последовательности подстановки. Указанный недостаток можно устранить, используя боле сложный логарифмический способ.
Логарифмический способ факторного анализа применяется в мультипликативных моделях. В отличие от способа цепных подстановок, результат расчета с использованием логарифмов не зависит от месторасположения факторов в модели и этим обеспечивается более высокая точность расчетов. Результат совместного воздействия факторов с помощью логарифмирования распределяется пропорционально доли изолированного влияния отдельного фактора на результативный показатель.
Факторный анализ логарифмическим способом для модели: Y = a х b х с, включает следующие этапы расчета:
1. Прологарифмируем обе части уравнения и получим:
log Y = log a + log b + log с (19)
2. Так как между индексами сохраняется такая же зависимость, что и между изменениями абсолютных показателей, произведем замену последних на индексы:
log (Yi / Y0) = log (ai / a0) + log (Ц / b0) + log (с / c0) (20)
где Y a1, b1, c1 — значения результативного показателя и факторов в отчетном периоде;
Y0, a0, b0, с0 — значения результативного показателя и факторов в базовом (плановом) периоде;
3. Разделим обе части уравнения на log Iy и умножим на DY. Таким образом, получим уравнение:
AY = + AY-l°g1^ + = AYa +AYb +AYc (21)
log IY log I y log I Y
где log Iy =log CY / Y0);
log Ia = log (a1 / a^; log Ib = log (b / b0>;
log Ic = log (C1 / C0);
AY — отклонения фактического результативного показателя от базисного;
AYa, AYb, AYc — влияние соответствующего фактора на величину изменения результативного показателя.
4. Расчёт влияния каждого отдельного фактора, осуществляется по следующим формулам:
AYa =AY-l0g^, (22)
log 1Y
AYb =AY-log^, (23)
log 1Y
AYc . (24)
logIY
Таким образом, при логарифмическом способе доля влияния факторов на результативный показатель определяется пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя. При этом нет разницы между натуральным или десятичным логарифмом [11, с.98].
Интегральный метод финансового анализа.
Интегральный метод применяют в случае комплексного финансового анализа деятельности предприятия или отдельного явления.
Использование интегрального метода в процессе экономического анализа предполагает осуществление следующих этапов:
1. Выбор показателей, которые всесторонне характеризуют исследуемое явление.
2. Для каждого выбранного показателя устанавливается нормативное значение.
3. Вычисляется степень относительного отклонения фактического показателя от нормативного по таким формулам:
11
• если направление оптимизации показателя стремится к увеличению:
а,
х' = < ■ (25)
• если направление оптимизации показателя стремится к уменьшению:
а"
х, = —, (26) а,
где а1 — фактическое значение показателя; а" — нормативное значение этого же показателя [12].
4. Рассчитывают интегральный показатель по формуле:
= Х1± х2± Хз± ...± хп (27)
Для интегрального показателя определяется нормативное значение путем суммирования выбранных на первом этапе показателей. Оценивается интегральный показатель по степени его отклонения от нормативного значения. В случае превышения — исследуемое явление оценивается как положительное, в случае, если интегральный показатель ниже нормативного — явление трактуется как негативное. Причем, чем выше степень отклонения, тем сильнее эффект [13, 14].
Одним из вариантов интегрального метода является определение балльной оценки, при котором каждому коэффициенту присваивается балл от лучшего значения к худшему или наоборот. В этом случае наилучшее состояние у того субъекта хозяйствования, который в сумме набрал наименьшее (наибольшее) количество баллов. Недостатком данного метода является то, что итоги данного анализа нельзя сравнить с нормативом и, соответственно, не получится охарактеризовать состояние рассматриваемого субъекта анализа [15]. Данный метод анализа можно использовать при оценке инвестиционной привлекательности, когда нужно выделить наиболее и наименее инвестиционно привлекательные предприятия.
Кроме вышеперечисленных методов мы бы хотели выделить графический метод как составляющую финансового анализа. Многими авторами этот метод определяется как самостоятельный метод финансового анализа. Однако, по нашему мнению, его следует применять лишь в комплексе с другими методами, например, в дополнение к горизонтальному и вертикальному анализу, либо же вместе с трендовым методом. Графический метод позволяет более наглядно изобразить взаимосвязи между изучаемыми показателями, выявить основные тенденции их изменений, отобразить их в динамике или же просто в удобном формате предоставить имеющиеся данные[16]. Конечно, на основании только лишь построенных графиков и диаграмм аналитику сложно будет сделать выводы относительно сложившегося на предприятии финансового положения, однако с их помощью интерпретация полученных результатов станет значительно проще и понятнее.
ВЫВОДЫ
Результаты исследования позволяют утверждать, что методов осуществления финансового анализа бесчисленное множество. Большинство из них достаточно громоздки, их не всегда удобно применять на практике. Однако методы горизонтального и вертикального анализа, трендовый, факторный, и, наконец, интегральный — это наиболее эффективные и доступные для понимания методы, которые чаще других используют в процессе оценивания финансового состояния субъекта хозяйствования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ финансового состояния предприятия [Электронный ресурс] / Финансы: сайт. — Режим доступа: fmancybiz/analiz-finansovogo-sostoyaшya-predpriyatiya.html (дата обращения 10.03.2016).
2. Нечаев В.И. Организация производства и предпринимательской деятельности в АПК / В.И. Нечаев, П.Ф. Парамонов. — КубГАУ.— Краснодар, 2007.— 466 с.
3. Анализ структуры баланса (вертикальный и горизонтальный анализ). [Электронный ресурс] / Анализ финансового состояния предприятия: сайт. — Режим доступа: afdanalyse.ru/publ/finansovyj _analiz/analiz_balansa/analiz_balans/10-1-0-7 (дата обращения 10.03.2016).
4. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / АН. Жилкина. — М.:ИНФРА-М, 2009. — 332 с.
5. Сафонова Н.С. Методические особенности оценки ликвидности и платежеспособности предприятия / Н.С. Сафонова, О.Г. Блажевич, А.П. Бондарь // Бюллетень науки и практики. — 2016. — №5. — С. 434-440.
12
6. Блажевич О.Г. Теоретические аспекты оценки финансового положения предприятия / О.Г. Блажевич, Н.С. Сафонова, В.С. Дзядук // ScienceTime. — 2016. — №4 (28) — C. 99-105.
7. Воробьев Ю.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Воробьев. — Симферополь: Таврия, 2007. — 632 с.
8. Рахимов Т.Р. Денежное обращение, финансы и кредит: учебное пособие / Т.Р. Рахимов, А.Б. Жданова, В.В.Спицын. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.
— 204 с.
9. Трендовый анализ: цели, сущность, основные приемы [Электронный ресурс] / Студопедия — Ваша энциклопедия: сайт. — Режим доступа: studopedia.ru/5_152750_vopros—trendoviy-analiz-tseli-sushchnost-osnovnie-priemi.html (дата обращения 10.03.2016).
10. Факторный анализ. [Электронный ресурс] / www.Grandars.ru: сайт. — Режим доступа: www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/faktornyy-analiz.html (дата обращения 10.03.2016).
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов / Г.В. Савицкая. — Минск, М.: Новое знание, 2012. — 704 с.
12. Блажевич О.Г. Финансовая безопасность предприятий: определение минимально необходимого уровня / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2010. — №3 (8).
— С. 25-31.
13. Кирильчук Н.А. Методы оценки финансовой безопасности предприятия / Н.А. Кирильчук, О.Г. Блажевич, Д.В. Петрова // Science Time. — 2016. — №4 (28) — C. 379-386.
14. Воробйов Ю.М. Фшансова безпека бущвельних шдприемств: монографiя / Ю.М. Воробйов, О.1. Воробйова, О.Г. Блажевич. — Омферополь: ВД «АР1АЛ», 2013. — 180 с.
15. Воробьев Ю .Н. Финансовая безопасность организаций рекреационной сферы / Ю .Н. Воробьев, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2010. — №2 (7). — С. 12-19.
16. Блажевич О.Г. Влияние уровня ликвидности на финансовую безопасность предприятия / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2010. — №4 (9). — С. 28-34.
Статья поступила в редакцию 20 марта 2016 года
13