Научная статья на тему 'Методы экономической оптимизации управленческих решений на водном транспорте'

Методы экономической оптимизации управленческих решений на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление на водном транспорте / эффективность управления / инвестиционный проект / срок окупаемости / чистый дисконтированный доход / прибыль / administration of water transport / management effectiveness / investment / payback period / net present value / profi t

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Введенский Илья Анатольевич

Рассмотрены известные методы экономической оценки управленческих решений. Предложена система показателей для оценки эффективности процесса управления, основанная на ряде общепризнанных принципов и с учетом специфики работы предприятий водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Well-known methods for economic evaluation of management decisions are reviewed in the paper. The author proposes a system of indicators for assessing the effectiveness of the management process based on a number of universally recognised principles and specifi cs of water transport companies" functioning.

Текст научной работы на тему «Методы экономической оптимизации управленческих решений на водном транспорте»

И. А. Введенский

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Работа представлена кафедрой менеджмента на транспорте Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. А. Булов

Рассмотрены известные методы экономической оценки управленческих решений. Предложена система показателей для оценки эффективности процесса управления, основанная наряде общепризнанных принципов и с учетом специфики работы предприятий водного транспорта.

Ключевые слова: управление на водном транспорте, эффективность управления, инвестиционный проект, срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, прибыль.

I. Vvedensky

METHODS FOR ECONOMIC OPTIMISATION OF MANAGEMENT DECISIONS ON WA-TER TRANSPORT

Well-known methods for economic evaluation of management decisions are reviewed in the paper. The author proposes a system of indicators for assessing the effectiveness of the management process based on a number of universally recognised principles and specifics of water transport companies 'functioning.

Key words: administration of water transport, management effectiveness, investment, payback period, net present value, profit.

Управление на водном транспорте направленно на персонал, технологию перевозочного процесса и непосредственно на транспортные средства. При этом главной целью является повышение эффективности использования капитала и трудовых ресурсов. Между тем на принятие управленческого решения сильное влияние оказывает ряд факторов социального и морально- психического характера [6]. В ши-

роком смысле под эффективностью управления понимают результативность управления предприятием, которая является следствием способности менеджеров разрабатывать грамотные управленческие решения [3]. В условиях рынка все большее значение имеет экономическое обоснование принимаемых решений. Эффективность управления представляет собой отношение затрат на разра-

ботку управленческих решений к результатам работы менеджеров, выражающихся в системе показателей, которыми оценивается объект управления. В систему критериев эффективности должны входить такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства, доля рынка, сроки окупаемости капиталовложений, повышение скорости оборачиваемости оборотных средств, рентабельность [1]. При этом для собственника предприятия наиболее важным является показатель эффективности его вложений. Таким показателем является коэффициент рентабельности Эр, как показатель абсолютной эффективности [8, с. 158]:

Эр = X П/К, (1)

где ХП - прирост прибыли в год; К - капиталовложения в производственные фонды за год.

Применение этого показателя поощряет предприятия более эффективно использовать имеющиеся производственные мощности и не делать излишних капиталовложений. Особенностью транспорта является отсутствие расходов на сырье, и, следовательно, удельный вес оборотных средств невелик, что и подчеркивает особую значимость основных производственных фондов.

На практике чаще используется метод сравнительной, а не абсолютной оценки, т. е. сравнение вариантов. Например, по сроку окупаемости или приведенным затратам.

Ток = (К2 - К1)/(Э1 - Э2), (2)

где К2 - капиталовложения по второму кварталу, а К1 - по первому; Э1 и Э2 -эксплуатационные расходы по тем же периодам.

Е1 = Э1 + рК1,

Е2 = Э2 + рК2, (3)

где Е1 и Е2 - приведенные затраты по второму и первому вариантам, р - нормативный коэффициент. В случае поэтапного развития транспортного предприятия к формуле рекомендуется добавлять в качестве множителя коэффициент отдаленности затрат Кот = (1 +р)Л - t, где t - порядковый номер года жизненного

цикла предприятия. Вариант требующий наименьших приведенных затрат, признается лучшим.

При необходимости также могут быть использованы показатели максимума доходов или минимума расходов. Стоит отметить, что в отношении некоторых видов перевозок рентабельность не может служить главным показателем эффективности. Так, если для каких-то районов водный транспорт выполняет социально и государственно значимые функции, принцип самоокупаемости не может быть главенствующим. При перевозке пассажиров плата за проезд может покрывать не более 15-20% издержек. В этом случае государство покрывает необходимую разницу в виде субсидий и дотаций.

В настоящий момент в оценке эффективности капиталовложений можно выделить отдельное направление - управление проектом. Для оценки эффективности проекта применяется система показателей, характеризующих соотношение затрат участников проекта и результатов. Их можно разделить на три группы:

1) показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия участия в проекте для федерального, регионального и местного бюджета;

2) показатели коммерческой эффективности, отражающие финансовые последствия для его непосредственных участников;

3) показатели экономической эффективности, затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников, но существенно затрагивающие интересы страны или отдельного региона.

Оценка затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого применяется с учетом:

• требований инвестора;

• продолжительности создания, эксплуатации и ликвидации;

• достижения заданных характеристик прибыли.

Обычно расчетным периодом выбирается месяц, квартал или год. Для стоимостной оценки затрат и результатов используются

Методы экономической оптимизации управленческих решений на водном транспорте

базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Базисная цена на продукцию считается неизменной в течение всего расчетного периода и, как правило, применяется для технико-экономического обоснования (ТЭО). Также для ТЭО производится расчет экономической эффективности в прогнозных и расчетных ценах. Расчетная цена получается введением коэффициента инфляции. Прогнозная цена Щг определяется по формуле:

Щг = Щб х Лг , гн, (4)

где Щб - базисная цена, Лг, гн - коэффициент изменения цен в конце г-го шага по отношению к начальному моменту расчета.

Сравнение различных инвестиционных проектов также рекомендуется проводить с использованием следующих показателей:

1) чистый дисконтированный доход

(ЧДД);

2) индекс доходности (ИД);

3) внутренняя норма доходности (ВНД);

4) срок окупаемости.

Чистый дисконтированный доход определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над приведенными затратами. Если расчет производится в базовых ценах, то ЧДД вычисляется по формуле:

ЧДД = X (яг - Зг) х 1/(1 + Е) л 1, (5)

г=0

где Яг - результаты на г-м шаге расчета, Зг - затраты, Т- горизонт расчета, Е - коэффициент дисконтирования.

Когда ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным при данной норме дисконта, и чем больше ЧДД, тем эффективней проект.

Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений и определяется по формуле:

ид = 1/к х X (яг - Згбк) х 1/(1 + Е) Л 1, (6)

г=0

где К - сумма дисконтированных капиталовложений; Згбк - затраты на г-м шаге без учета капиталовложений.

Индекс доходности тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Так, если ЧДД положителен, то ИД > 1 и проект эффективен. Из этих двух формул мы можем получить внутреннюю норму доходности Евн, которая будет являться решением уравнения:

X (яг -Згкв)/(1 + Евн) Л г=¿к/(1 + Евн) л г, (7)

г=0 г=0

где Кг - капиталовложения на г-шаге.

Внутренняя норма доходности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям [8, с. 163]. ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором. В случае когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции оправданы. Если сравнение вариантов проекта по ДД и ВНД приводят к противоречивым результатам, то предпочтение следует отдавать ЧДД.

Срок окупаемости - минимальный временной промежуток, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Проводить расчеты затрат и результатов можно с дисконтированием и без него, соответственно, срок окупаемости будет отличаться. Решение о вложении инвестиций в проект должно приниматься с учетом всех перечисленных показателей, а не одного из них [4; 9].

Процесс оценки эффективности управленческого решения выступает мерой целесообразности изменений в системе управления предприятием [7]. Экономическая оценка эффективности управленческих решений не может рассматриваться отдельно от результатов работы организации в целом. Однако есть необходимость разработки более конкретного метода оценки эффективности самого управления. Здесь целесообразно выделить ряд принципов оценки управленческих решений [2]:

1) комплексность оценки;

2) объективность;

3) сопоставимость показателей оценки различных управленческих решений;

4) обязательность;

5) соответствие метода оценки характеру объекта управления.

При выборе управленческих решений необходимо стремиться к целенаправленному поиску наилучших вариантов, отвечающих не одному, а нескольким требованиям [5]. Лучшие из найденных решений могут рассматриваться как некоторые стандарты, на основании которых можно разработать систему показателей. Оптимальная стратегия развития состоит в том, чтобы принимаемые управленческие

решения максимально приближали транспортную компанию к эталонной модели на основе разработанной системы показателей. Такой подход более полно отражает всю сложность развития фирмы. Однако не стоит забывать, что ни одна модель не в силах до конца приблизиться к реальной жизни, и особенно к работе транспорта, в силу большого влияния стохастического фактора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внедрение сбалансированной системы показателей / пер. с нем. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 478 с.

2. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / пер. с англ. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003. 368 с.

3. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. М.: ООО «ИД „Вильямс"», 2006. 432 с.

4. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. 319 с.

5. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 464 с.

6. Лебедев С. Б., Верозубов А. П. Менеджмент: концепция социально ориентированного управления на водном транспорте: учебник. СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2006. 304 с.

7. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент: учеб. пособие для вузов / под. общ. ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. 555 с.

8. Менеджмент на транспорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Громов, В. А. Пер-сианов, Н. С. Усков и др.; под общ. ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 528 с.

9. СазерлендД., Кэнуэлл Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия / пер. с англ.; под ред. Е. Е. Козлова. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. 440 с.

REFERENCES

1. Vnedreniye sbalansirovannoy sistemy pokazateley / per. s nem. 3-e izd. M.: Al'pina Biznes Buks, 2008. 478 s.

2. Dauling G. Reputatsiya firmy: sozdaniye, upravleniye i otsenka effektivnosti / per. s angl. M.: Konsaltingovaya gruppa «IMIDZh-Kontakt»: INFRA-M, 2003. 368 s.

3. Druker Piter F. Entsiklopediya menedzhmenta / per. s angl. M.: OOO «ID "Vil'yams"», 2006. 432 s.

4. Yeliferov V. G., Repin V. V. Biznes-protsessy: reglamentatsiya i upravleniye: uchebnik. M.: INFRA-M, 2006. 319s.

5. Kachalina L. N. Konkurentosposobny menedzhment. M.: Izd-vo Eksmo, 2006. 464 s.

6. Lebedev S. B., Verozubov A. P. Menedzhment: kontseptsiya sotsial'no oriyentirovannogo upravleniya na vodnom transporte: uchebnik. SPb.: GMA im. adm. S. O. Makarova, 2006. 304 s.

7. Mazur 1.1., Shapiro V. D., Ol'derogge N. G. Effektivny menedzhment: ucheb. posobiye dlya vuzov / pod. ob-shch. red. I. I. Mazura. M.: Vysshaya shkola, 2003. 555 s.

8. Menedzhment na transporte: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / N. N. Gromov, V. A. Persianov, N. S. Uskov i dr.; pod obshch. red. N. N. Gromova, V. A. Persianova. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2003. 528 s.

9. SazerlendD., KenuellD. Strategicheskiy menedzhment. Klyuchevye ponyatiya / per. s angl.; pod red. E. E. Ko-zlova. Dnepropetrovsk: Balans Biznes Buks, 2005. 440 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.