Список литературы
1. Аболенцева Н. О. Методы оценки и повышения конкурентоспособности операторов морских контейнерных терминалов: автореф. диссертации. — СПб, 2008. — 19 с.
2. Аллавердян В. В. Как рассчитать емкость рынка? // http: www.marketing.spb.ru
3. Будрин А. Г. Развитие транспорта и логистики: выявление и оценка синергетических эффектов / А. Г. Будрин, Е. В. Будрина, И. Г. Жданова и др.; под общ. ред. Е. В. Будриной, В. С. Лукин-ского. — СПб.: СПГИЭУ, 2006. — 230 с.
4. Галушко М. В. Методические подходы к формированию конкурентных стратегий предприятий машиностроения: автореф. диссертации. — Оренбург, 2009. — 20 с.
5. Голубков Е. П. Исследование и анализ рыночной ситуации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 2 — С. 103-125.
6. Еремин Ю. А. Методика сегментирования рынка продукции производственного назначения // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — № 1 — С. 3-15.
7. ИвановаМ. Б. Методические основы оценки уровня конкурентоспособности транспортно-экспедиторской компании: Монография. — Новороссийск: МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2008. — 96 с.
8. http:www.stplan.ru
9. ПортерМ. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
10. Ряховская Ю. Ю. Проблемы исследования емкости и конкурентной среды рынка услуг // http: www.marketing.spb.ru
11. Симионова Н. Е. Методы анализа рынка. — М.: Экспертное бюро, 2000. — 128 с.
УДК 336.64
Е. Ю. Грасс,
канд. экон. наук, доцент, ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»
МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО
ТРАНСПОРТА
METHODS OF CRISIS MANAGEMENT IN ACCOUNTS RECEIVABLE AND ACCOUNTS PAYABLE AT WATER TRANSPORT COMPANIES
В статье исследуется динамика дебиторской и кредиторской задолженности на предприятиях водного и морского транспорта. Выявлены проблемы ухудшения финансового состояния предприятий транспорта. Предложены методы антикризисного управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
In the article the author presents a research in dynamics of accounts receivable and accounts payable at companies dealing with water and marine transport. The problems have been drawn out, referring to decline in financial state of transportation companies. Methods for crisis management of accounts receivable and accounts payable have been suggested.
Ключевые слова: антикризисное управление, финансовое состояние, дебиторская, кредиторская задолженность, транспорт.
Key words: crisis management, financial state, accounts receivable, accounts payable, transport.
университета водных коммуникаций
ПРОЦЕССЕ реализации услуг у транспортных предприятий образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времени превращается в денежные средства.
Дебиторская задолженность представляет собой отвлечение финансовых средств из оборота предприятия, которые определенный период времени не используются для развития бизнеса. Излишнее увеличение дебиторской задолженности может привести к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью перекрыть прибыль предприятия
Динамика просроченной задолженности
и ухудшить финансовое состояние предприятия.
В условиях ограниченности финансовых возможностей и высоких процентов за привлечение дополнительных источников финансирования производственной деятельности на предприятиях водного и морского транспорта должен быть организован эффективный механизм антикризисного управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
В табл. 1 представлена динамика просроченной дебиторской задолженности по транспортным предприятиям на водном и морском транспорте [1].
Таблица 1
на водном и морском транспорте, тыс. руб.
Год деятельности предприятия 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Деятельность морского транспорта 1 399 286 1 080 806 815 679 557 142 733 442 649 084
Удельный вес в дебиторской задолженности, % 38,56 30,87 18,08 10,26 18,92 17,00
Деятельность внутреннего водного транспорта 2 925 967 2 970 649 1 717 613 1 653 134 1 879 096 1 940 240
Удельный вес в дебиторской задолженности, % 37,09 36,78 26,39 24,67 22,45 22,34
Как видно из данных табл. 1, по сравнению с 2005 годом наблюдается положительная динамика сокращения просроченной дебиторской задолженности транспортным предприятиям. Величина просроченной дебиторской задолженности снизилась в 2 раза в 2010 году по сравнению с 2005 годом. Однако удельный вес в общем объеме
дебиторской задолженности составляет около 20 %, что свидетельствует о недостатках в организации финансового менеджмента на предприятиях морского и водного транспорта.
В табл. 2 представлены данные о превышении кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью.
Таблица 2
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью
в 2010 году, тыс. руб.
Вид деятельности предприятия Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью
всего в % к дебиторской задолженности
Деятельность морского транспорта 5 646 591 3 817 786 1 828 805 47,90
Деятельность внутреннего водного транспорта 13 181 140 1 940 240 11 240 900 579,36
Данные табл. 2 свидетельствуют о неэффективном управлении финансовыми ресурсами. Объемы кредиторской задолженности на морском транспорте в 2010 году на 47 % превышают дебиторскую задолженность. Для сравнения, в 2009 году это значение составило 66,58 %. На предприятиях водного транспорта кредиторская задолженность превышает дебиторскую почти в 6 раз. Это связано с тем, что деятельность многих предприятий внутреннего водного транспорта является низко рентабельной или убыточной, отмечается дефицит платежеспособности.
О неэффективном финансовом менеджменте также свидетельствует опережающая динамика роста дебиторской задолженности над полученными доходами (см. диаграмму).
Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской и кредиторской задолженностей. Увеличение удельного веса дебиторской задолженности в общей стоимости имущества предприятия отрицательно влияет на показатели ликвидности и платежеспособности, приводит к дефициту свободных денежных средств. Увеличение удельного веса кредиторской задолженности в общей стоимости источников формирования имущества снижает показатели финансовой устойчивости предприятия. Наличие просроченной задолженности свидетельствует
о неэффективном управлении финансовыми средствами предприятия и организации финансового контроля и учета.
Управление дебиторской и кредиторской задолженностями — существенный элемент системы бухгалтерского и управленческого учета в организации.
В процессе управления дебиторской и кредиторской задолженностью целесообразной представляется организация системы внутреннего аудита, включающая контроль за расчетами в целом. Чем выше эффективность контроля на предприятии, тем более ограниченными могут быть единовременные процедуры контроля, в частности контроля учета расчетов, ограничено их содержание, сокращены временные рамки и масштаб. Относительно расчетов эти процедуры необходимо проводить по следующим основным направлениям:
1) наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг);
2) правильность оплаты или получения сумм за полученные материальные ценности;
3) полнота оприходования и списания полученных ценностей.
При проверке следует обращать внимание на следующие основные моменты:
98,47
90,67
103,75
84,96
Деятельность морского Деятельность водного транспорта транспорта
■ Темп роста доходов от перевозок, %
■ Темп роста дебиторской задолженности, %_
Соотношение темпов роста доходов от перевозки и дебиторской задолженности транспортных предприятий на 1 января 2010 г.
л са
университета водных коммуникаций
1) имеются ли договоры на поставку продукции, правильно ли они оформлены;
2) установлены ли дата и причина возникновения кредиторской задолженности;
3) при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
4) проводилась ли инвентаризация расчетов. Следует проанализировать ее результаты, и при необходимости провести встречную проверку расчетов;
5) полноту оприходования материальных ценностей. Требуется сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками, книгами складского учета, отчетов движения продуктов и материалов;
6) правильность установления цен на материальные ценности, соответствие их ценам, указанным в договорах поставки;
7) предъявлялись ли штрафные санкции покупателям или поставщикам при нарушении договорных обязательств;
8) предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах, при обнаружении несоответствия качества продукции стандартам или техническим условиям, за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли, за брак и др.;
9) правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам расчетов, а также правильность составления бухгалтерских проводок по этим счетам.
Для предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате необходимо:
1) избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представ-
ляющих организации, отрасли или страны, испытывающие серьезные финансовые трудности;
2) периодически пересматривать предельную сумму отпуска товаров (услуг) в долг, исходя из финансового положения покупателей и собственного;
3) при продаже большого количества товаров немедленно выставлять счета покупателям с тем, чтобы они получили их не позднее, чем за день до наступления срока платежа;
4) определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним по отрасли, с данными у конкурентов и с показателями прошлых лет;
5) при предоставлении займа или кредита требовать залог на сумму не ниже величины дебиторской задолженности по предстоящему платежу, пользоваться услугами учреждений и организаций, взыскивающих долги при наличии поручительства;
6) гасить задолженность путем зачета, новации, отступного, т. е. предоставления встречного однородного требования, замены первоначального обязательства другим или предоставления иного исполнения долговых обязательств;
7) продавать долги дебиторов банку, осуществляющему факторинговые операции, или другим организациям на основе договора цессии, если потери от невозвращенного долга существенно меньше, чем время и средства, которые необходимо потратить на его взыскание;
8) обменивать дебиторскую задолженность на акции или доли участия в основном капитале предприятия-должника с целью усиления влияния в его бизнесе.
Финансовая стратегия эффективного управления кредиторской задолженностью предусматривает:
1) правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей;
2) установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог);
3) недопущение образования просроченной задолженности, связанной с допол-
нительными затратами (штрафные санкции, пени).
Антикризисное управление должно быть направлено на поддержание рационального соотношения между уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности. Рациональным следует считать соблюдение следующих соотношений:
1) общая сумма дебиторской задолженности должна превышать или уравновешивать сумму кредиторской задолженности. Это — одно из условий обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, дебиторская
задолженность — важнейший источник погашения кредиторской задолженности. Инкассация дебиторской задолженности по срокам и суммам должна сочетаться с планируемым погашением кредиторской задолженности;
2) оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности должна быть сопоставима. Средняя продолжительность одного оборота в днях должна быть меньше, чем продолжительность оборота дебиторской задолженности, а среднее число оборотов дебиторской задолженности должно превышать оборачиваемость кредиторской.
Список литературы
Электронный ресурс http://www.gks.ru
УДК 614.8(075.8) А. С. Корезин,
д-р. экон. наук, профессор, СПбГУСЭ;
О. Г. Поскочинова,
канд. экон. наук, доцент, СПбГУЭФ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ALTERNATIVE METHODS OF TRANSPORT COMPANY ECONOMIC
SAFETY MANAGEMENT
В статье рассматриваются некоторые операционные и финансовые методы, способствующие реализации унифицированного подхода к управлению факторами угроз экономической безопасности транспортного предприятия.
In the article some operational and financial methods, contributing to an integrated transport company safety management, are considered.
Ключевые слова: экономика транспортного предприятия, экономическая безопасность транспортного предприятия, методы управления экономической безопасностью транспортного предприятия, экономические методы в управлении безопасностью.
Key words: transport company economics, economic safety of a transport company, transport company safety management methods, economic methods in safety management.