Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
строительства в некоторых случаях удается сократить на треть. Для гидроэнергетики, где станции строятся не один год, такое сокращение сроков дало бы огромный экономический эффект. К сожалению, пока эти планы остаются нереализованными: после инцидента на Саяно-Шушенской ГЭС все усилия компании были сосредоточены на устранении последствий той аварии, произошла смена руководства, и новый менеджмент пока занят анализом хозяйственной деятельности «РусГидро». Распространение идей Кайдзен приостановлено.
Исследователи отмечают, что самое большое препятствие, которое может мешать распространению практики кайдзен в нашей стране, кроется в сознании самих предпринимателей. Руководство российских коммерческих компаний часто нечетко дает указания и не разъясняет персоналу сути их работы. Поиск же «виноватых» осуществляется именно среди работников. В Японии виноватых ищут не в среде сотрудников. В Стране Восходящего Солнца исходят из принципа Деминга 98/2, гласящего, что 98 % всех ошибок сотрудников связаны с системой и технологиями, и только 2 % - с действиями людей.
Следующей немаловажной причиной является отсутствие нужного количества информации, книг, публикаций о кайдзен. Кроме того, в нашей стране пока нет российских специалистов, изнутри знающих особенности этой системы [3].
Также есть еще одно препятствие, которое может помешать повсеместному внедрению кайдзен. Многие сотрудники хотят работать спокойно - выполняя свои обязанности, но не более того. В то время как философия кайдзен, гласит, что препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать. Когда начинает-
ся внедрение системы кайдзен, находится много тех, кто хотел бы сохранить для себя «безопасную» рабочую обстановку. Но если люди видят, что после усовершенствований работать становится удобнее, их поведение начинает меняться автоматически», - утверждает Маасаки Имаи автор книги «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний» [1].
Несколькими годами раньше российские консультанты по бизнесу предсказывали недолгий срок жизни технологии «кайдзен». Считалось, что отличие в ментальности, в сфере основных интересов, в возникновении желания вообще проводить какие-либо перемены - нововведения, российским работникам технология «кайдзен» не подходит. Но кайдзен продолжает двигаться вперед и развиваться в России, хотя иногда и по своим собственным законам. Данная восточная технология бережливости и качества не только вполне приемлема для российской ментальности, но и способствует созданию творческой атмосферы и повышению лояльности сотрудников, что очень актуально в условиях дефицита кадров.
Библиографические ссылки
1. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи ; пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2004.
2. Японское чудо. URL: http://www.mgubs.ru/? news&id=8l0.
3. Майорова Е. Метаморфозы технологии кайдзен в России // Управление персоналом. 2008. № 21.
4. Кайдзен - технология успеха / FinTuning. URL: http://www.fintuning.ru/Category.aspx?HtmlID=l60l.
© Овсянникова А. O., Широченко Н. В., 2011
УДК 658
А. С. Павленко Научный руководитель - В. Н. Товстоношенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ОТРАСЛИ МАЙКЛА ПОРТЕРА И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТОВ РАСШИРЕНИЯ ГОРИЗОНТА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предлагается использовать инструментарий управления цепями поставок и инструменты, предложенные М. Портером для анализа отраслей для совершенствования системы стратегического планирования компании и увеличение горизонта прогноза.
Одна из задач теоретического менеджмента -уменьшение риска провала бизнес-инициативы.
Для контроля риска в долгосрочной перспективе существует отрасль стратегического менеджмента, инструментарий которой позволяет проанализировать положение компании и строить длительные планы развития на пять и более лет, учитывая при этом влияние конкурентной среды.
Фактически система стратегического планирования является многоуровневой, включающей миссию компании, корпоративную или портфельную стратегию, стратегии стратегических областей бизнеса или
бизнес-единиц, функциональные стратегии [1; 2] Анализ конкурентной среды и текущего положения компании на рынке, действительно, позволяет существенно сократить риск ведения бизнеса в долгосрочной перспективе. Система стратегического планирования порой дает осечку.
Генри Минцберг выделил три ошибки, ведущие к провалу стратегии компании: ошибка прогнозирования, ошибка разделения и ошибка формализации [3]. Сложнее всего минимизировать риск, связанный с ошибкой прогнозирования.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Современное представление о системе стратегического планирования предприятия практически не учитывает, что предприятие, взаимодействуя с конкурентами, поставщиками, клиентами и другими субъектами отрасли, формирует отрасль, и что именно качество данного взаимодействия определяет прибыльность той или иной отрасли, что демонстрирует модель пяти сил М. Портера [4].
Оставляя качество подобного взаимодействия без анализа, менеджмент предприятия приходит к тому, что система стратегического планирования предприятия будет давать значительные сбои, связанные прогнозированием.
Теоретической основой для нивелирования рисков подобных сбоев являются методы анализа отрасли, предложенные М. Портером и теория управления цепями поставок.
Из теории отраслей М. Портера особый интерес для деятельности по нивелированию подобных рисков представляет анализ пяти сил, анализ «хороших» и «плохих» конкурентов, матрица сегментации отрасли [4]. В теории управления цепями поставок важную роль для снижения рисков сбоев системы стратегического планирования играет концепция интеграции участников логистической цепочки и понимание, каким образом изменяются от воздействий компании две силы в отрасли - власть поставщиков и власть покупателей.
Методика, базирующаяся на перечисленных выше теориях, должна решать следующие задачи:
1. Анализ положения компании на рынке с точки зрения ее рыночной власти и способности влиять на формирование структуры отрасли.
2. Анализ пяти сил конкуренции в отрасли и оценка благоприятности отрасли.
3. Анализ основных конкурентов компании, их стратегий и прогнозирование их дальнейших действий. Деление конкурентов на «хороших» и «плохих».
4. Разработка сценариев принятия различных стратегических решений компанией, работающей в отрасли, и ее конкурентами и анализ вероятных последствий в отношении структуры и состава отрасли.
5. Анализ возможностей вертикальной и горизонтальной интеграции для увеличения уровня благоприятности отрасли.
6. Корректировка системы стратегического планирования компании в соответствии с действиями «плохих» и «хороших» конкурентов с целью сохранения благоприятной структуры отрасли.
Дальнейшее исследование в данном направлении может позволить субъектам бизнеса коренным образом улучшить собственную систему стратегического планирования, увеличивая горизонт прогноза.
Таким образом, имеются достаточные основания к движению в области разработки методики для совершенствования системы стратегического планирования предприятия, базирующейся на теории анализа отрасли М. Портера и теории управления цепями поставок.
Библиографические ссылки
1. Платов В. Я. Технология стратегического планирования. М. : Бизнес-софт, 2005.
2. Алесинская T. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления : учеб. пособие. Таганрог: ТРТУ, 2005.
3. Mendenhall M. E. Strategic planning failure. Reference for business. [Цит.: 17 Январь 2011 г.] URL: http://www.referenceforbusiness.com/management/Sc-Str/Strategic-Planning-Failure.html.
4. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
© Павленко А. С., Товстоношенко В. Н., 2011
УДК 658.7
А. И. Сальникова Научный руководитель - В. Н. Товстоношенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дано определение и роль финансового потока в логистической системе предприятия, определены методы управления финансовыми рисками, возникающими в процессе деятельности.
Успешность функционирования предприятия во многом зависит от того, как происходит управление финансовыми потоками. Разработанные в сфере логистики технологии управления системой предприятия применяют и к управлению финансовыми потоками, которые обеспечивают функционирование всей производственной деятельности. Перспективным подходом, позволяющим ориентироваться на финансовый аспект деятельности предприятия в течение всего логистического процесса, является воздействие на него
через управление движением денежных средств в логистических системах.
Финансовый поток - направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока [1].
Для каждой схемы движения продукции может быть предусмотрено несколько вариантов организа-