УДК 159.9:316.6
Виноградова Наталья Владимировна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
v1nogradova_nv@inbox.ru
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДИАЛОГОВ В КОНФРОНТАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Статья посвящена исследованию конфронтационного взаимодействия на основании дискурса. Автор описывает контент- и интент-анализ как основные методы анализа диалогов в конфронтационном взаимодействии. Представлена разработка схемы анализа, в которой выделены вербальный, невербальный и конативный компоненты.
Ключевые слова: психология общения, межличностное взаимодействие, дискурсивный анализ, конфронтационный диалог, искажение понимания.
Основная цель нашего исследования состояла в том, чтобы описать искажение понимания взаимодействия в конфронтационном диалоге субъектом дискурса средствами дискурсивного анализа.
В исследовании проверялась следующая основная гипотеза - понимание коммуникативного взаимодействия искажается субъектом дискурса в результате возникновения конфронтации между партнерами по диалогу.
Мы опирались на подход к дискурс-анализу, предложенный Поттером (Поттер, 1998). В рамках этого подхода акцентируется, что люди используют язык с целью действовать, достигая определенных результатов. Эмпирический материал исследования был собран на базе групп социально-психологического
тренинга коммуникативных умений, используемый как своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены. В качестве эмпирического материала нами были использованы видеозаписи ситуаций, проигрываемых на тренинге коммуникативных умений, автором и ведущим которого являлась кандидат психологических наук Н.В. Гаврилова. Материалом для исследования послужила база данных объемом 60 диалогов, записанных на видеопленку. Далее материал был переведен в текстовую форму, с учетом наложения реплик, пауз, других особенностей устной речи.
Исследование включало в себя два этапа: предварительный и основной. На предварительном этапе нами проводился интент-анализ 60 диалогов,
Таблица 1
Парные интенции собеседников в диалоговом и конфронтационном взаимодействии
Характер интенций «Парные» интенции собеседников
Диалог Конфронтационное взаимодействие
ПК1 ПК2 ПК1 ПК2
Проблемные 1. Назвать проблему Уточнить Повторить 1. Назвать проблему Обозначить другую проблему Переформулировать
2. Высказать мнение Согласиться Продолжить мысль собеседника 2. Высказать мнение Возразить Выразить противоположное мнение
3. Привести аргументы Добавить свои Выдвинуть другие аргументы 3. Привести аргументы Отклонить названные аргументы Назвать контраргументы
4. Настоять на своем Согласиться полностью Согласиться частично 4. Настоять на своем Отвергнуть Проигнорировать
5. Спросить мнение по сути проблемы Обозначить свою позицию Высказать мнение 5. Спросить мнение по сути проблемы Обозначить иную суть проблемы Выделить второстепенные детали
6. Запросить предложения по решению проблемы Предложить Обсудить названные варианты 6. Запросить предложения по решению проблемы Дать совет Отказать в предложении
7. Спросить о согласии (с чем-то: суть, действия) Ответить согласием Ответить рассуждением (проанализировать) 7. Спросить о согласии (с чем-то: суть, действия) Ответить вопросом Уклониться от ответа
© Виноградова Н.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
73
8. Дать указание Согласиться Предложить альтернативу 8. Дать указание Возразить Проигнорировать
9. Попросить сделать что-то Согласиться Разделить обязанности, функции 9. Попросить сделать что-то Отказаться Дать свои указания
10. Согласовать действия по решению проблемы Обсудить Составить план Обозначить основные связи 10. Согласовать действия по решению проблемы Уклониться, переведя разговор Навязать свое понимание действий
11. Внести предложение Принять предложение Развить, обогатить предложение собеседника 11. Внести предложение Сосредоточиться на другой стороне проблемы Внести свое предложение
12. Побудить к действию Подчиниться Объединиться, распределяя обязанности 12. Побудить к действию Отказаться от ответственности Переложить ответственность на партнера
13. Предложить помощь Принять помощь Отказаться от помощи 13. Предложить помощь Обидеться Фальшиво согласиться
14. Запретить действие Согласиться Возразить, убедить в необходимости соблюдать партнерство 14. Запретить действие Продемонстрировать негодование Демонстративно уступить
15. Указать на несогласованность действий Задать уточняющий вопрос Перепланировать действия 15. Указать на несогласованность действий Возразить Объяснить
16. Высказать требование Согласиться Обсудить детали 16. Высказать требование Настоять на своем Проигнорировать
17. Запрос информации Дать полную информацию Уточнить суть запроса 17. Запрос информации Ответить вопросом Ответить не посуществу
Отношенческие 18. Пожаловаться, попросить совета Подсказать вариант Посочувствовать 18. Пожаловаться, попросить совета Проигнорировать Назвать свой способ действия
19. Поделиться переживаниями Согласиться Объединиться (сопереживать) 19. Поделиться переживаниями Отшутиться Объяснить происходящее
20. Похвалить, выразить одобрение Поблагодарить Не заметить 20. Похвалить, выразить одобрение Выразить недоверие Похвалить в ответ
21. Отругать, выразить неодобрение Согласиться Возразить и проанализировать 21. Отругать, выразить неодобрение Проигнорировать Нагрубить
22. Пошутить Присоединиться Развить шутку 22. Пошутить Выразить обиду Объяснить свои действия
23. Выразить восхищение Присоединиться, обрадоваться Принять как должное 23. Выразить восхищение Насторожиться Подчеркнуть свою значимость
24. Высказать удивление Разъяснить Согласовать действия 24. Высказать удивление Напасть Не заметить
25. Высказать разочарование Согласиться Обсудить резервы 25. Высказать разочарование Проигнорировать Отгородиться, отшутиться
26. Высказать страх, опасение Признать опасность Выделить рациональные детали 26. Высказать страх, опасение Посмеяться Научить
27. Высказать критику Прояснить Согласовать действия 27. Высказать критику Нагрубить Оправдаться
28. Высказать обвинение Принять Обсудить 28. Высказать обвинение Нагрубить Обидеться
74
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
30. Выразить сомнение Выделить позитив Обозначить ресурсы 30. Выразить сомнение Возразить Согласиться (отказ от действия)
31. Упрекнуть Согласиться Обозначить пути решения (исправления) 31. Упрекнуть Возразить Оправдаться
32. Дать оценку действиям партнера Дать анализ оценки Согласиться 32. Дать оценку действиям партнера Нагрубить Оправдаться
33. Выразить сожаление Присоединиться Посочувствовать 33. Выразить сожаление Проигнорировать Нагрубить
34. Выразить негодование, возмущение Успокоить Проанализировать 34. Выразить негодование, возмущение Ответить вопросом Нагрубить
предусматривающий квалификацию интенций субъекта дискурса с опорой на ответные реплики партнера по диалогу, и была разработана схема для анализа (табл. 1).
Основной этап исследования состоял из контент-анализа 36 диалогов, отобранных с помощью ин-тент-анализа. В качестве категорий контент-анализа были выбраны ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. Выделяя категории контент-анализа, мы опирались на теорию В.В. Знакова (Знаков, 1988), описывающую фор-
мы процесса понимания. На основании этой теории были составлены бимодальные категории, содержащие положительный и отрицательный полюс каждой формы процесса понимания (табл.2).
Выделенные бимодальные категории процесса понимания составили категориальную сетку контент-анализа. Каждая категория отражена в 3-х подкатегориях, представляющих когнитивную, эмоциональную и конативную составляющую разных форм процесса понимания, и также содержащих положительный и отрицательный полюсы.
Таблица 2
Бимодальные категории, описывающие формы процесса понимания
«+» «-»
понимание-узнавание, понимание- вспоминание
Проверка значения высказанных партнером слов Собственная интерпретация слов и словосочетаний партнера
Ориентация на слова, высказанные партнером здесь и сейчас Ориентация на социальную роль партнера
Стремление найти общие ориентиры в процессе обсуждения проблемы Ориентация на свои представления о сути проблемы и способах ее решения
понимание-выдвижение гипотезы
Выяснение, как именно партнер понимает проблему обсуждения Указание на идентичность понимания сути обсуждаемой проблемы
Обмен высказываниями с реальным человеком Обмен высказываниями с воображаемым партнером
Выделение сути наблюдаемого взаимодействия за счет соразмышления, возникающего между партнерами Выделение сути наблюдаемого взаимодействия через его уподобление собственным ожиданиям
понимание-конструирование
Ориентация на собственную модель решения проблемы для коррекции развивающегося взаимодействия Собственная модель решения проблемы жестко определяет действия субъекта дискурса
Проверка озвученной в процессе разговора информации о выборе оптимальных путей решения проблемы Добавление, изменение смысла получаемых в процессе диалога фактов
Рациональное восприятие происходящего взаимодействия. Ориентация на выработку обоюдовыгодной позиции Освобождение от дискомфорта за счет достижения когнитивного соответствия между собственным представлением о развитии взаимодействия и реально происходящим
понимание- объяснение
Отсутствие объяснения поведения партнера в высказываниях Использование личностной атрибуции при объяснении поведения партнера
Стремление сосредоточиться на потребностях обоих участников взаимодействия при объяснении собственных действий Атрибутивные ошибки, связанные с занимаемой позицией, при объяснении собственных действий
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
75
Таким образом, была составлена программа наблюдения для контент-анализа, которая включает в себя 11 категорий и 33 подкатегории.
Далее проводилось пилотажное кодирование части исследуемого массива текстов с целью апробации методики. Затем проводилась статистическая обработка полученных данных с помощью многофункционального критерия ф* - углового преобразования Фишера, позволяющего сравнивать выборки по качественно определяемому признаку. Таким образом, подобная организация исследования позволила нам решить задачи исследования.
Библиографический список
1. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, 1998.
2. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
3. Павлова Н.Д., Ушакова Т.Н. Речь, язык, коммуникация // Современная психология: Справочное руководство / под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999.
4. Психологические исследования дискурса: Сб. науч. трудов / отв. ред. Н.Д. Павлова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 208 с.
УДК 371
Вишневская Оксана Николаевна, Самохвалова Анна Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@ksu. edu.ru
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ ВЛИЯНИЯ
В статье рассмотрен феномен затрудненного общения в педагогической деятельности. Выявлены основные коммуникативные трудности педагогов в зависимости от их стиля психологического воздействия. Описана специфика коммуникативного поведения педагогов, предпочитающих разные стратегии влияния.
Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, стратегии психологического влияния.
Педагогическая деятельность, как отмечают ученые (Н.В. Гришина, Д.В. Мудрик,
. И.А. Колесникова и др.), по своей сути является деятельностью совместной, более того, Н.В. Кузьмина полагает, что «это деятельность, которая строится по законам общения, где на первое место выходит педагогический диалог, осуществляемый лишь в системе субъектных отношений» [5, с. 150]. Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и участниками образовательного процесса.
Проведенное нами пилотажное исследование показало, что многие педагоги (около 75%) не удовлетворены отношениями, складывающимися в процессе педагогического взаимодействия. Одной из доминантных причин неудовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью является субъективно переживаемые трудности, возникающие в процессе педагогического общения с разными участниками образовательного процесса. Данные трудности оказывают влияние не только на характер отношений, но и на особенности развития личности участников коммуникаций, на формирование устойчивых коммуникативноличностных трудностей в деловом и доверительном общении [4, с. 5].
Многочисленные данные отечественных психологов (А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева, В.Н. Куни-
цыной, В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой, Е.Д. Бреус, Е.В. Цукановой и др.) подтверждают существование специфического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения. В ходе данных исследований накоплен богатый и разнообразный эмпирический материал, в котором отражены особенности затрудненного общения в различных сферах взаимодействия, в том числе и педагогического.
Обобщив теоретические взгляды, под затрудненным общением мы понимаем различные виды и формы общения, приводящие к деструктивным изменениям коммуникативного поведения партнёров, а также к субъективным переживаниям личности, связанным с невозможностью достижения коммуникативных целей и возникающим эмоциональным дискомфортом.
Под трудностями в педагогическом общении понимаются различного рода нарушения, следствием которых является полное или частичное недостижение целей и неудовлетворение мотивов общения, что сопровождается неудовлетворенностью субъекта процессом общения и своей ролью в нем [1, с. 4].
Причинами возникающих трудностей в общении могут выступать индивидуально-личностные особенности участников педагогического взаимодействия (Е.В. Залюбовская, Б.Д. Парыгин), низкий уровень их коммуникативной компетентности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская), особенности про-
76
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Вишневская О.Н., Самохвалова А.Г., 2012