Методолого-теоретические основы психодинамического подхода к изучению личности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы
Е.В. КРЮКОВА - адъюнкт кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России
Статья посвящена раскрытию понятия «психодинамика», анализу методологических и теоретических подходов к изучению психодинамики личности осужденного в зарубежной (психоанализ, теория черт личности, гештальт-психология, экзистенциально-гуманистическая психология, реверсивная теория и др.) и отечественной (реверсивный психоанализ, современное психодинамическое направление и др.) психологии и специфике их содержания.
Ключевые слова: психодинамика; детерминанты поведения человека; устойчивые динамические силы психической деятельности; личность несовершеннолетнего, осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Theoretical and methodological approaches to the study of psychodynamics the personality of juvenile alternatively convicted persons
E.V. KRUKOVA - a postgraduate student of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
This article is devoted to disclosure of the concept of psychodynamic, the analysis of theoretical and methodological approaches to the study of psychodynamics convicted persons in foreign (psychoanalysis, the theory of the personality traits, Gestalt psychology, existential-humanistic psychology, reverse theory, etc.) and Russian (reverse psychoanalysis, modern psychodynamic area, etc.) psychology. The specific content of these approaches are analyzed.
Key words: psychodynamics; determinants of human behavior; stable dynamic force of mental activity; the personality of juvenile alternatively convicted persons.
Отечественная практика органов уголовного правосудия идет по пути гуманизации и применения широкого спектра видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества. При этом наблюдается тенденция роста численности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы1. Однако существующая сегодня уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних не в полной мере учитывает особенности данной категории лиц и осуществляется большей частью в соответствии с общими принципами и нормами.
Анализ ведомственных нормативных актов свидетельствует, что главной задачей, стоящей перед уголовно-исполнительными инспекциями в работе с несовершеннолетними, является, прежде всего, организация деятельности психологического характера,
которая должна проводиться с учетом принципов дифференциации и индивидуализации. Уже сегодня руководством ФСИн России ставится задача сокращения рецидива преступлений за счет повышения эффективности психологической работы, а также комплексного изучения несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в период отбывания данного вида наказания, что особенно актуально в связи с расширением применения к несовершеннолетним указанных мер уголовно-правового характера. Однако современный подход к изучению личности несовершеннолетних тяготеет к статическим представлениям психологических особенностей противоправного поведения.
Отечественные и зарубежные психологи, проводившие исследования в области психологии личности подростка (Л.И. Божович,
Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейн, Ст. Холл, Э. Штерн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), считают подростковый возраст одним из основных этапов формирования личности, которому свойственны противоречивость и амбивалентные состояния, полярность чувств и побуждений. Впервые амбивалентность и парадоксальность характера подростков описал Ст. Холл, выделяя ряд присущих им противоречий: от уверенности в себе к застенчивости и трусости, от тонкой чувствительности к апатии2. Психодинамическое исследование личности представляет собой тот научный подход, который позволит обеспечить всестороннее и углубленное изучение личности несовершеннолетнего осужденного.
Изучение проблемы психодинамики личности несовершеннолетних актуализирует рассмотрение методологических вопросов, так как само понятие «психодинамика» с точки зрения различных подходов имеет неоднозначную трактовку.
В настоящее время существует несколько подходов к рассмотрению понятия «психодинамика». В переводных словарях по психологии данный термин встречается в аспекте разработок психоанализа или более широкой «глубинной психологии» и обозначает: 1) изучение психических процессов с динамической точки зрения3; 2) любую теорию, описывающую изменение и развитие личности; 3) психобиологические теории, где драйв является центральным понятием в процессе развития организма4. В большинстве отечественных психологических словарей понятие «психодинамика» практически отсутствует, но есть термин «динамическая психология», характеризующий ряд направлений психологии, в которых делается акцент на развитие психических процессов в противоположность понимания их лишь в статике5.
В целом современные теоретики психодинамического направления подчеркивают важность рассмотрения личности как совокупности динамических, постоянно изменяющихся процессов. При этом считается, что внимание должно быть нацелено на изучение взаимных влияний побуждений человека, на выяснение сущности таких процессов развития, как прогресс, регресс и фиксация, ведь поведение обусловлено, прежде всего, скрытыми, неосознаваемыми психологическими силами, которые считаются динамическими, а их взаимодействие и направляет поведение человека, мысли и эмоции.
Вышесказанное сравнимо с точкой зрения Д.В. Сочивко, согласно которой личность должна рассматриваться как множество энергетических векторов, чья результирующая сила и обусловливает возможность определенного поведения6. Основным является вопрос динамических сил психического развития, которые служат детерминантами поведения человека.
Впервые в психоанализе разработаны основы психодинамики, в рамках которой человек раскрывается как сложная энергетическая система, а происходящие в его психике процессы определяются самостоятельной динамикой сил внутри психики. В понятие психодинамики З. Фрейд вкладывает утверждение, что поведение человека непроизвольно, и первостепенная детерминанта человеческого поведения находится внутри самого человека, то есть существуют устойчивые динамические силы, которые и определяют различия в поведении7. К.Г Юнг считал, что поведение человека управляется врожденными архетипами, а разработчик индивидуальной психологии А. Адлер, делая особый акцент на динамике внутренней энергии, исходил из того, что человеческая психика носит динамический характер по своей натуре, но, в отличие от фрейдовского подхода, психология человека направляется целями и питается еще неизвестными бессознательными творческими силами. Неофрейдистская психодинамика Г. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма считает движущими силами психики человека потребность в безопасности, то есть в принятии и одобрении со стороны других людей8.
Э. Эриксон в своей эпигенетической теории развития личности в понятие психодинамики вкладывал последовательное прохождение человеком восьми психосоциальных кризисов и предложил понятие «идентичность» как динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека.
Основоположник теории черт личности Г.У. Оллпорт под психодинамикой понимает преобладание в психике человека той или иной психофизической системы в определенный момент времени, то есть личность, по его мнению, не является статичной сущностью, а рассматривается как динамичная развивающаяся система, хотя она и имеет основополагающую структуру и постоянно эволюционирует9.
Источником активизации психодинамических исследований, на наш взгляд, послужила топологическая психология К. Левина.
В книге «Динамическая теория личности» (1935) ученый отмечал, что термин «динамический» относится к интерпретации изменений как результат действия психологических сил, где именно динамическая сторона намерения, а не содержательная обусловливает выполнение намерения10. Важнейшим понятием для К. Левина является энергия (сила, вектор), динамическое состояние которой является детерминирующим фактором психической деятельности11. Подобная точка зрения позволяет соотнести вектор (силу, напряжение) Левина с результирующим вектором (Д.В. Сочивко) и результирующей силой (З. Фрейда).
Теоретики гештальт-психологии (М. Вертхаймер, К. Коффка, Ф. Перлз) делают акцент на совокупности динамических сил, которые действуют на организм и обуславливают его поведение.
Ученые, работавшие в русле экзистенциально-гуманистической психо-
логии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл и др.), отдают приоритет в изучении высшим проявлениям человеческой личности, таким как самоактуализация и духовное бытие, и определяют именно их в качестве главных детерминант поведения человека. Теоретики данного направления убеждены, что поведение человека в большей мере зависит от того, как человек воспринимает реальность в каждый данный момент времени12.
В объяснении психодинамики интересной представляется точка зрения представителей реверсивной теории (М. Дж. Аптер, К. Смит). Данная теория известна также под названиями теории «перемежающихся состояний» и «структурной феноменологической теории человеческой активности». Человеческая мотивация, с точки зрения М. Аптера, определяется как перемежающиеся переходы от одного из двух полюсных состояний к другому.
Суть реверсивной теории состоит в существовании ряда противоположных, несовместимых метамотивационных состояний, определяющих тип взаимодействия индивида с внешней средой, из которых в любое заданное время в психике может быть активно лишь одно, и периодически эти состояния меняются. В сравнении отметим, что Оллпорт также говорил об активности одной из психофизических систем индивида. Согласно теории реверсивности существуют две альтернативные системы (целевая и метацелевая), каждая из которых имеет свою точку оптимума, сдвинутую к противо-
положным концам шкалы активации13. Таким образом, что раньше рассматривалось с позиции гомеостаза, представители теории реверсивности рассматривают с позиции амбивалентности.
В рамках рассматриваемой тенденции прослеживается мысль о внутренней само-противоречивости, изменчивости и динамичности природы психики несовершеннолетнего осужденного без лишения свободы как системы, состоящей из четырех пар противоположных метамотивационных состояний, которые непроизвольно сменяют друг друга под воздействием факторов окружающей его среды. Однако все вышеизложенное далеко не означает, что психика и психические процессы не устойчивы и не последовательны. Одним из стабилизирующих факторов является внутренняя склонность к активации одной из систем. Принцип переключения, который является основой теории реверсивности, следует из принципа единства противоположностей, рассматривая человеческую природу в динамике изменений, вызванных внутренними противоречиями. Таким образом, можно предположить существование внутренней взаимообратимости процессов, которая определяет изменчивость и сложность поведения человека14.
На проблему исследования психодинамики за рубежом нет однозначного мнения, но все исследователи отмечают, что личность является системой, имеющей основополагающую структуру, и подчеркивают наличие в личности динамических, постоянно изменяющихся процессов, которые являются внутриличностными детерминантами психической деятельности человека, определяющими различия в поведении людей.
В отечественной психологии также разнопланово развивается психодинамический подход. А.Ф. Лазурский отмечал, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндопсихических черт, но и его отношениями к окружающим явлениям, то есть его экзопсихическими проявлениями15, именно психическая активность лежит в основе душевных проявлений человека. С.Л. Рубинштейн рассматривал проблему развития личности в рамках ее динамических тенденций и в качестве важнейшей динамической характеристики психической деятельности индивида считал темперамент16. В.Н. Мясищев рассматривает личность как динамичное изменяющееся формирование, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего,
социальным воздействиям и отражающее отношение человека к окружающей действительности. По мнению К.К. Платонова, при исследовании личности важно изучение двух аспектов динамичности любой структуры: статической и динамической, которые определяются временным параметром изменения структуры под влиянием не только внешних воздействий, но и внутренних за-кономерностей17.
Существенное продвижение психодинамического подхода к исследованию личности содержится в концепции Б.Д. Парыгина, который так же, как и К.К. Платонов, выделяет две качественно различные структуры личности (статическую и динамическую) и отмечает противоречие как самих структур, так и элементов данных структур18.
М.Ш. Магомед-Эминов, разделяя точку зрения З. Фрейда, называет психодинамической системой личности, внутренняя активность которой организует, направляет, побуждает и регулирует деятельность на пути осуществления определенного жизненного отношения личности к окружающему миру, мотивацию19. Кроме того, по мнению автора, мотивация - это «психотрансформационный процесс, в ходе которого преобразуются психические (ценностные) содержания и перераспределяются психические интенсивности»20.
В отечественной пенитенциарной психологии психодинамика определяется как наука о движении «душевного тепла». Этот термин предложен Д.В. Сочивко21, которым сделан акцент на внутренней динамике психических процессов, циклично сменяющих друг друга. Ученый считает, что предметом теоретической психодинамики являются не личностные проявления человека, а изменение личности и поведения человека под воздействием условий, в нашем случае -изменение личностных характеристик несовершеннолетнего осужденного под воздействием условий отбывания наказания без изоляции от общества. То есть психодинамика личности - это не изменение личности в процессе ее развития, а способ реагирования личности на внешние воздействия как в физическом времени, так и в социальном и историческом. Оба описания относятся ко всей личности и различаются только по формальным характеристикам времени, к которому привязано описание22. Ю.Ю. Красикова под психодинамикой понимает «область психологического знания, которая исследует взаимодействие внутренних, часто противоположно направленных детер-
минант психического развития личности»23. Т.И. Савельева отмечает, что неосознаваемые изменения психологических свойств личности и особенностей поведения влекут изменение психодинамики, то есть определяют перераспределение актуальных ин-трапсихических сил, направляющих реальное поведение человека24.
Еще один источник психодинамических исследований - это разработанная в 1990-е гг. концепция реверсивного психоанализа С.А Бахтияровой. Если рассмотреть особенности теории реверсивности М. Аптера и реверсивного анализа С.А. Бахтияровой, то можно отметить ряд общих и различных моментов. Во-первых, общим для обоих подходов является непринятие предположения о том, что личность может пониматься как совокупность статичных черт. Реверсивность рассматривается как универсальная и динамичная личностная характеристика, адекватно отражающая динамичность, про-цессуальность и изменчивость психики. Во-вторых, это наличие когнитивного элемента. Однако в концепции С.А. Бахтияровой он присутствует на уровне отношений личности и ее полярных альтернативных установок, а в концепции М. Аптера - на уровне интерпретации переживаний и действий. В-третьих, оба подхода включают в себя так называемый принцип реверсивности, согласно которому люди не всегда ведут себя одинаково даже в совершенно одинаковых ситуациях, а потому подходы являются динамичной концепцией личности, базирующейся на представлениях о бистабильности психики.
В целом особенностью реверсивного анализа С.А. Бахтияровой является то, что психика рассматривается как система амбивалентных пар противоположных феноменологических состояний (пульсирующих противоположностей), каждое из которых неустойчиво и может попеременно сменять одно другое. В основе интрапсихического механизма реверсивности лежит глубинная мотивация к равновесию между процессами, направленная на аккумуляцию и разрядку психического напряжения25. В контексте изучения особенностей психодинамики личности несовершеннолетних представляется важным отметить одно из основных положений данной теории: любое личностное качество индивида представляет собой только половину целостного феномена. В каждый момент времени на первый план выступает то одна, то другая тенденция, что предполагает взаимообратимость противоположных состояний.
Обобщая изложенное, подчеркнем, что психодинамическое направление, основанное на положении о существовании и взаимодействии внутренних устойчивых взаи-мообратимых, а главное, противоположно направленных психических детерминантах, позволяет многопланово подойти к изучению и интерпретации личности и поведения
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России: Информ.-аналит. сб. Тверь, 2011. С. 149.
2 URL.: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychol-
ogy/9.html (дата обращения - 09.08.2011).
3 См.: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Под ред. канд. философ. наук С.М. Черкасова. СПб., 1995. С. 149.
4 См.: Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Э. Борнесса Мура и Д. Бернарда Фаина. М., 2000.
5 См.: Кондаков И.М. Психология: Иллюстрированный словарь. СПб., 2003. С. 115.
6 См.: Сочивко Д.В. Психодинамика. М., 2003.
7 См.: Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб., 1999. С. 27.
8 См.: Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. СПб., 2006.
9 См.: Allport G. W. Pattern and Growth in Personality. N.Y, 1961. Р. 28
10 См.: Левин К. Динамическая психология: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. М., 2001.
11 См.: Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
12 См.: Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. М., 1990.
13 См.: Аптер М.Дж. Теория реверсивности и человеческая активность // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 162-169.
14 Там же.
15 См.: Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий: Хрест. по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 472-491.
16 См.: Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.,
1997. С. 306.
17 См.: Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. С. 122-141.
18 См.: Там же. С. 122-141.
19 См.: Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.
20 Там же. С. 47.
21 См.: Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / Под общ. ред. Д.В. Сочив-ко. М., 2009. С. 262.
22 См.: Сочивко Д.В. Психодинамика. С. 17.
23 Красикова Ю.Ю. Психодинамика личности сотрудников спецподразделений ФСИН России, участвовавших в выполнении служебно-боевых задач: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Рязань, 2007. С. 13.
24 См.: Савельева Т.И. Психодинамика аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы: Дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2009. С. 35.
25 См.: Бахтиярова С.А. Азбука самопонимания. Реверсивный психоанализ. Киев, 2002.
осужденного подростка. Ведь от того, насколько всесторонне и глубоко будет изучена личность несовершеннолетних осужденных, во многом зависит успех исправительнопрофилактических воздействий сотрудников уголовно-исполнительных инспекций на несовершеннолетних, отбывающих альтернативное лишению свободы наказание.
1 Sm.: Osnovnye pokazateli dejatel’nosti ugolovno-
ispolnitel’noj sistemy FSIN Rossii: Inform.analit. sb. Tver’, 2011. S. 149.
2 URL.: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychol-
ogy/9.html (data obrawenija - 09.08.20l1).
3 Sm.: Rajkroft Ch. Kriticheskij slovar’ psihoanaliza / Pod red. kand. filosof. nauk S.M. Cherkasova. SPb., 1995. S. 149.
4 Sm.: Psihoanaliticheskie terminy i ponjatija: Slovar’ / Pod red. Je. Bornessa Mura i D. Bernarda Faina. M., 2000.
5 Sm.: Kondakov I.M. Psihologija: Illjustrirovannyj slovar’. SPb., 2003. S. 115.
6 Sm.: Sochivko D.V. Psihodinamika. M., 2003.
7 Sm.: Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz. SPb., 1999. S. 27.
8 Sm.: BermantPoljakova O.V. Posttravma: diagnostika i tera-pija. SPb., 2006.
9 Sm.: Allport G. W. Pattern and Growth in Personality. N.Y. 1961. R. 28
10 Sm.: Levin K. Dinamicheskaja psihologija: Izbr. tr. / Pod obw. red. D.A. Leont’eva i E.Ju. Patjaevoj. M., 2001.
11 Sm.: Zejgarnik B.V. Teorija lichnosti K. Levina. M., 1981.
12 Sm.: Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: Sb. / Per. s angl. i nem. D.A. Leont’eva, M.P Papusha, E.V. Jejdmana. M., 1990.
13 Sm.: Apter M.Dzh. Teorija reversivnosti i chel-
ovecheskaja aktivnost’ // Voprosy psihologii. 1987. № 1. S. 162-169.
14 Tam zhe.
15 Sm.: Lazurskij A.F. Klassifikacija lichnostej // Psihologija individual’nyh razlichij: Hrest. po psihologii /
Pod red. Ju.B. Gippenrejter, V.Ja. Romanova. M., 2000. S. 472-491.
16 Sm.: Psihologicheskaja nauka v Rossii XX stoletija: prob-lemy teorii i istorii / Pod red. A.V. Brushlinskogo. M., 1997. S. 306.
17 Sm.: Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M., 1986. S. 122-141.
18 Sm.: Tam zhe. S. 122-141.
19 Sm.: MagomedJeminov M.Sh. Transformacija lichnosti. M.,
1998.
20 Tam zhe. S. 47.
21 Sm.: Prestuplenie i nakazanie ot «A» do «Ja» (slovar’ po penitenciarnoj psihologii) / Pod obw. red. D.V. Sochivko. M., 2009. S. 262.
22 Sm.: Sochivko D.V. Psihodinamika. S. 17.
23 Krasikova Ju.Ju. Psihodinamika lichnosti sotrudnikov specpodrazdelenij FSIN Rossii, uchastvovavshih v vypolnenii sluzhebnoboevyh zadach: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Rja-zan’, 2007. S. 13.
24 Sm.: Savel’eva T.I. Psihodinamika addiktivnogo povedenija osuzhdennyh v mestah lishenija svobody: Dis. ... kand. psihol. nauk. Rjazan’, 2009. S. 35.
25 Sm.: Bahtijarova S.A. Azbuka samoponimanija. Reversivnyj
psihoanaliz. Kiev, 2002. h