Ссылка на статью_
Бушуев С.Д. Методология управления проектами как универсальная модель знаний / С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 4(8). - ^5-12._
УДК 519.68
С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЗНАНИЙ
Рассматриваются проблемы формализации методологии управления проектами как универсальной структуры хранения, обмена и накопления знаний в системах управления проектами проектно-ориентированных организаций. Для моделирования процессов управления знаниями разработана формальная модель методологий. В основу базовых структур знаний о методологиях управления проектами положена концентрическая модель. Рис. 3, ист 11.
С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева
МЕТОДОЛОГ1Я УПРАВЛ1ННЯ ПРОЕКТАМИ ЯК УН1ВЕРСАЛЬНА МОДЕЛЬ ЗНАНЬ
Розглянуто проблеми формал1заци методологи управл1ння проектами як уыверсально'Т структури збер1гання, обм1ну та накопичення знань у системах управл1ння проектами проектно-ор1ентованих оргаызацм. Для моделювання процеав управл1ння знаннями розроблена формальна модель методолопй. В основу базових структур знань про методологи управл1ння проектами покладено концентричну модель.
S.D. Bushuyev, N.S. Bushuyeva
PROJECT MANAGEMENT METHODOLOGY AS UNIVERSAL MODEL OF KNOWLEDGE
Issues of project management methodology development as universal structure of accumulation and exchange of knowledge about projects in project-oriented companies are considered. Formal methodology model is introduced for knowledge simulation in project management. Concentric model is assumed as a basis of project management methodology in organizational environment.
Постановка проблемы. Становление инженерии знаний в управлении проектами является важным условием развития этого направления и его активного применения в практике. При этом первостепенное значение приобретают методы переноса лучшей практики и накопленного опыта из предыдущих проектов в новые. Стратегия развития управления проектами в проектно-ориентированных организациях на основе методологий, формализованных в виде систем знаний, требует решения ряда проблем, связанных с отработкой инструментов анализа предыдущих проектов и накоплением лучших решений в форме методологий, включающих типовые элементы проектов их связи, методы оценки текущих состояний проектов и
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
1
принятия решений. Низкий уровень переноса и использования лучшего опыта, накопленного в проектно-ориентированных организациях, является одной из проблем развития управления проектами.
Анализ последних исследований и публикаций. В рамках поставленной проблемы проводятся исследования и разработки моделей методологий для построения баз знаний, основанной на видении перспектив развития управления проектами [1,2].
В настоящее время термин «методология» в управлении проектами как научной дисциплины не имеет четких границ. Под методологией понимается, чаще всего, структура знаний об управлении проектами, которая может быть использована в практике. При этом свойства полноты и системного описания методологии, границ и эффективности применения не рассматриваются.
В данной статье под методологией управления проектами будем понимать: систему знаний о проекте, методах, средствах и информации, используемых в управлении на протяжении его жизненного пути в конкретной организации.
Одной из наиболее ранних разработок в области формализации знаний по управлению проектами является PMBOK система знаний PMI [3]. Система PMBOK отображает знания в процессной форме, консервативна (новая версия, которая будет издана в 2004 году не будет иметь расширений) и проста в освоении. Она удобна при изучении основ управления проектами и сертификации проектных менеджеров PMP, проводимой PMI. Отсутствие таких понятий и инструментов, как портфель проектов, программа развития, работа с заинтересованными сторонами, критерии успеха, неудач и др. ограничивает область применения методологии PMBOK в пределах управления одним проектом. При этом данная методология используется как часть общей методологии управления проектами проектно-ориентированной организации.
Методология ICB [4] применяется для систематизации знаний в области управления проектами при подготовке и сертификации профессиональных проектных менеджеров по 4-х уровневой системе Международной ассоциации управления проектами IPMA. Характерной особенностью этой системы знаний является ее открытость, которая позволяет национальным ассоциациям вносить специфические элементы знаний, имеющих национальную специфику. Проводя анализ методологии ICB, следует отметить, что она содержит разные по сути и типу модули (области) знаний - процессы (управление проектом, управление временем и др.), объекты (критерии успеха и неудач, цели и стратегии проекта, структуры проекта и др.) и элементы системной интеграции (системный подход и интеграция, управление изменениями и др.). Такое разделение позволяет применять ICB как методологию управления программами, портфелями проектов и проектами в организациях.
Попытка развития системы сертификации персонала в область оценки организации привела к необходимости разработки и будущей стандартизации новой модели технологической зрелости. Это обстоятельство и определило необходимость разработки ряда моделей для оценки, сертификации и стратегического управления развитием профессионального проектного менеджмента на уровнях государства и предприятий.
На сегодня в практике управления проектами используются отдельные элементы баз знаний и формализованных методологий [4]. При этом используются самостоятельные интеллектуальные инструменты для принятия решений, например, «глобальная замена» в системе Примавера Р3Е, где применяется аналог продукционной модели знаний для формирования
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
изменений и решений в процессе управления проектом или менеджер методологий, который функционирует на этапе построения модели проекта.
Делаются первые попытки создания унифицированной методологии управления проектами. Такая попытка реализована в системе UPMM [5], разработанной International Institute for Learning, Inc. New York, USA под руководством профессора Гарольда Керзнера. Система включает:
- Web ориентированную оболочку управления знаниями, включающую стандарты, процедуры, политику управления проектами, а также уроки, извлеченные из предыдущего опыта;
- описания процессов и жизненных путей проектов;
- темплеты с примерами, инструкциями, операционными руководствами, связанные с процессами управления проектом.
- Достоинствами данной системы следует считать:
- формализованные модели и средства накопления опыта организации в области управления проектами;
- полную систему процессов, охватывающих разные типы проектов и их жизненные пути;
- готовые решения, взятые из лучшей практики;
- систему извлечения уроков и знаний из предыдущего опыта;
- средства, ориентированные на непрофессионального пользователя;
возможности профессионального сопровождения и формирования культуры
управления проектами на основе модели технологической зрелости [5];
интеграция с Microsoft™ Project.
Модель OPM3 PMI [6] представляет методологию развития управления проектами, основанную на идее переноса лучшей мировой практики в управление проектами конкретной организации, и включает области знаний, оценки и улучшений. Область знаний формирует представления о лучшей мировой практике, отдельных составляющих систем управления проектами, ожидаемых результатах и ключевых индикаторах прогресса проектов. Область оценки позволяет определить текущую зрелость организации на основе модели континуума уровней ОРМ3 и самооценки для определения сильных и слабых сторон организации в области управления проектами. Область улучшений позволяет использовать лучшую мировую практику для настройки отдельных составляющих систем управления проектами.
Одной из наиболее ранних методологий в области оценки и сертификации технологической зрелости при управлении проектами явилась модель CMMI Института прикладного программирования Карнеги Меллон [7], используемая для проектов разработки и внедрения информационных технологий. Модель содержит пять уровней - начальный, управляемый на основе качественных показателей, строго определенный, управляемый на основе количественных значений и оптимизируемый. Данная модель используется для реализации проектов развития и сертификации команд по разработке программного обеспечения.
Система знаний и методология Р2М [8] японского цента по сертификации проектных менеджеров является одной из наиболее поздних разработок.
Украинская ассоциация управления проектами развивала систему знаний и соответствующую методологию управления проектами, базирующуюся на системе знаний и профессиональной сертификации Международной ассоциации управления проектами IPMA [9].
Методология и модель Project Excellence (Совершенство в управлении проектами) [10], разработана специалистами Ассоциации управления проектами Германии (gPm). Модель применяется для оценки лучших проектов и
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
3
предназначена для определения путей развития управления проектами в организации, которая подготовила и подала проект на конкурс IPMA Award.
Модель Project Excellence по своей концепции адаптивная, открытая для использования различных подходов (решений), которые позволяют достичь наилучших результатов.
Удовлетворение клиента - основной принцип модели Project Excellence: клиент (его требования) всегда в центре внимания проектной команды и проектной организации.
На основании рассматриваемой модели проект оценивается по 9 критериям, которые разделены на 2 части (рис. 1).
1. Управление проектом (500 баллов).
2. Результаты проекта (500 баллов).
Результатом применения модели и системы оценки уровня профессионализма при управлении проектом, представленным на конкурс, является итоговый уровень оценки и его близость к мировым лидерам, а также список улучений, предложенных командой международных асессоров.
При этом контролируются:
3. Как формулируются проекты, разрабатываются и контролируются цели, базирующиеся на информации, получаемой от всех участников проекта.
4. Каким образом члены команды менеджеров вовлечены в управление проектом и как они используют свой потен^ал.
5. Каким образом имеющиеся ресурсы используются эффективно.
6. Каким образом определены процессы управления проектом, их контролируемость и изменения, если это необходимо.
И много других характеристик.
Управление проектами (500)
Цели проекта (140) Лидерство (80) Процесс (140)
Участники (люди) (70)
Ресурсы (70)
Результаты проекта (500)
Результат для заказчика (180)
Результат для участников (80)
Результаты для внешних организаций (80)
Ключевые достижения в управлении и результаты проекта (180)
Рис. 1. Модель Project Excellence (Совершенство в управлении проектами)
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
Целью данной статьи является разработка и последующее внедрение систем знаний, построенных на методологиях управления проектами, представленных в виде моделей знаний для ормирования технологической зрелости и развития профессиональной культуры управления проектами.
Основные результаты исследования
1. Методология управления проектами как модель знаний
В настоящее время термин методология (в соответствии с Оксфордским толковым словарем) определяется как множество методов и средств, обеспечивающих управление проектами. Такое определение не в полной мере корреспондируется с системным подходом и возможностью использования методологий в качестве средств хранения и переработки знаний о проектах. На наш взгляд, методологией управления проектами (УП) следует считать систему моделей, методов и средств управления проектами, программами и портфелями проектов в организации. Такое определение соответствует современному взгляду на методологию как на инструмент системного моделирования проектов, портфелей проектов и программ на основе концепции жизненных путей и циклов продуктов проектов и процессов их реализации.
Под методологией УП будем понимать системную модель проектов, портфелей проектов, программ и процессов управления в конкретной проблемной области в рамках жизненных путей и циклов.
В процессе формирования методологии УП разрабатываются структуры, определяющие основу информационной модели проекта. Такими структурами являются:
- ЭТ структура портфелей проектов и программ организации;
- Эм типовые структуры работ проектов данной предметной области (WBS);
- Эр типовые структуры продуктов проектов;
- Эг типовые структуры ресурсов, используемых в проектах;
- Эс типовые структуры затрат по проектам;
- Эо организационные структуры предприятий.
Тогда структурная составляющая методологии представляется следующей пятеркой:
5" = < Б^ Бы/, Бр, Бг, Бс, Бо>,
Модель конфигурации методологии управления проектами представляется таким образом:
Км = < Ц, Ф, Fc, Ма, Ее, D, Рб, Рс, М, Рг >,
Конфигурация методологии включает такие составляющие:
- L, Ф - жизненные пути и фазы проектов;
- Рс - факторы реализации и контроля проекта (зоны параметров контроля);
- - атрибуты работ для проектов данной предметной области и окружения;
- Ес - система кодов элементов проектов и их окружения;
- й - системы документов, документы по работам и узлам WBS;
- Рб- продукты проектов;
- Рс - бизнес процессы предприятия;
- И! - роли участников проектов;
- Рг - ресурсный пул.
Предлагаемая модель методологии обладает такими свойствами:
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
5
- полнота представления фрагментов моделей проектов для будущего применения;
- гибкость в формировании моделей при их привязке к предметной области, а также к окружению проектов;
- реализуемость в рамках существующих информационных технологий управления проектами.
Результатом применения методологии является модель проекта mp, представленная в виде множества работ w={w1, и множества связей
r ={г1, г2,...п,...}. Здесь отношение г определяется тройкой где ^ -тип
связи, wi,wj связанные работы. В практике моделирования проектов используются следующие типы связей, в рамках PDM (диаграмм предшествования) представления: финиш - старт, старт - старт, финиш -финиш и финиш - старт. При этом параметр ^ несет информацию о технологической задержке или совмещении работ wi,wj.
Сформированная модель проекта имеет вид:
МР
p
Модель проекта m расширяется окружением, сформированным на основе структур и конфигурации Км. При этом формируется расширенная модель проекта mo
МО = < МР, Sr, Км>.
Как средство хранения и использования знаний методология должна иметь гибкость в настройке к применению. Такую гибкость придает концентрическое представление модели методологии. При этом выделяются три уровня -уровень базовой модели, уровень расширенной модели и уровень интеграции модели в проектную среду (рис. 2).
Уровень 3. Интеграция в проектную среду
Уровень 2. Расширенная модель
Интеграция
6
Рис. 2. Уровни отображения методологий
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
На первом уровне методологии осуществляется работа с фрагментами сетевых моделей (работами и связями), WBS структурами, документами. Этот уровень обеспечивает максимальную инвариантность модели проекта или ее фрагмента. В этом случае операции объединения, выделения части, слияния и другие происходят корректно в среде основного фрагмента модели.
Среда основного фрагмента модели формируется на втором и третьем уровнях. Расширенная модель формируются как максимально полная информационная модель фрагмента проекта за исключением описания взаимодействия с организационной структурой и внешней средой как наиболее подвижной частью модели проекта, построенной на основе знаний определенной методологии.
Третий уровень модели методологии отвечает за ее интеграцию в рабочую среду проекта. Здесь происходит в основном назначение конкретных ресурсов на роли, обозначенные в работах, на втором уровне.
Проводя дальнейшую классификацию методологий, следует выделить две группы - базовые и встроенные.
Базовые методологии используются для построения модели проекта как основа, отображающая конечный продукт проекта или его часть.
Встроенные методологии используются как типовые решения по определенным узлам WBS структуры модели проекта. Обычно встроенные методологии абстрагируются на первом или втором уровне концентрической модели.
Применение данного подхода в практике организаций, осуществляющих проекты, приводит к необходимости формирования и поддержки в актуальном состоянии платформы (библиотеки) методологий проектов. Следует отметить, что такая платформа формируется на основе выделения типовых, наиболее удачных моделей фрагментов проектов определенной предметной области, формирует основной капитал инжиниринговой компании, осуществляющей высокотехнологичные проекты.
Формирование платформы осуществляется после завершения проекта в период рассмотрения уроков проекта и знаний, накопленных в данном проекте.
Процесс формирования рабочей модели проекта на основе платформы методологий показан на рис. 3.
На первом шаге выбирается или строится базовая модель проекта. Базовая модель строится на первом или втором уровне концентрического представления.
На втором шаге в базовую модель встраиваются фрагменты на основе встраиваемых методологий первого или второго уровня. При этом возможные конфликты в информационной модели встраиваемых методологий разрешаются в пользу базовой методологии или их разрешение требует вмешательства проектного менеджера.
На третьем шаге происходит интеграция модели проекта в организационную структуру и внешнее окружение. Основным инструментом интеграции является формирование рабочих связей «роль-ресурс». Это приводит к назначению ответственных за выполнение работ и устранению многозначных определений одного и того же ресурса в различных фрагментах моделей методологии.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
7
Кумулятивний < >
Базовая (расширенная) методология
Рис. 3. Схема формирования рабочей модели проекта н а основе знаний базовой и
встроенных методологий
Выводы и использование результатов работы. Рассматриваемые модели методологий управления проектами ориентируются на моделирование процессов развития систем управления знаниями проектно-ориентированных компаний.
Методология управления проектами рассматривается как универсальная структура хранения и последующей обработки знаний о проектах.
Концентрическое представление модели методологии позволяет гибко применять современные подходы по созданию моделей проектов их платформы типовых решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. The future of Project Management, PMI, 1999.
2. Бушуев С.Д. Проектный менеджмент. Взгляд в будущее. // УправлЫня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А. Рач. - 2000. - № 2(2). -С. 7-9.
3. Керiвництво з питань проектного менеджменту. PMI, ред. Бушуева С.Д., Дтова Украша, 2000.
4. ICB. IPMA Competence Baseline, IPMA, 2000.
5. Planning and Managing Architecture, Engineering and Construction Projects, Primavera Enterprise, 2001.
6. Unified project management methodology. PM Network, 2003.
7. Organizational Project Management Maturity Model - OPM3. PMI Today. 2003.
8. CMMIsm for System Engineering/Software Engineering, Version 1.02. Carnegie Mellon Software Engineering Institute. 2000.
9. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Биков В.Ю., Шпильовий В.Д. Керiвництво з питань визначення компетентное^ й сертифкаци украТнських професюнальних керiвникiв i фахiвцiв з управлЫня проектами NCB(ua). К.: УКРНЕТ, 2000.
10. IPMA Award. Project Exelence Model. GPM. 2000.
11. P2M. Program and Project Management for innovation of Enterprises, JPMCC,2002.
Стаття надмшла до редакцп 20.11.2003 р.
8
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)