Методология применения средств адаптивного диагностического моделирования... Abstract
The problem of ensuring the quality of electricity and the economy of its consumption in low-voltage networks is becoming more urgent. On the one hand, power consumption is constantly growing and the share of electrical receivers that are especially sensitive to quality is increasing. These include the electric drive of high-precision machines and mechanisms, automation and telemechanics devices, computer systems and others. On the other hand, the current technology in our country for the distribution and sale of electricity is relatively low
УДК 69.05
МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АДАПТИВНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ ПО СОСТОЯНИЮ
К.Д. Курбанмагомедов*, М.А. Мутаев**
*Институт системных технологий, **Дагестанский государственный технический университет, «Дагнефтепродукт»
Аннотация Ключевые слова
Проблема обеспечения как промышленной, так и экологической безо- диагностическое моделирование, тру-
пасности нефтегазового оборудования, технологических трубопроводов бопровод
и объектов нефтегазового комплекса, предприятий нефтяной и газовой История статьи:
промышленности в соответствии с Федеральным законом о промыш- Дата поступления в редакцию: 2 апреля
ленной безопасности является актуальной задачей 2017
Дата принятия к печати: 9 апреля 2017
Актуальность. Эксплуатация данного класса объектов в различных климатических условиях, а также характеристика их рабочих режимов функционирования, которым соответственно большое давление, высокая температура и то, что при нарушении их герметичности происходит значительный по объему выброс продуктов перекачки, свидетельствует о возможности причинения значительного материального ущерба предприятию трубопроводного транспорта в связи с потерями продукта перекачки, затратами на ликвидацию аварий, штрафными санкциями. Это приводит также к загрязнению окружающей среды, создает предпосылки для возникновения чрезвычайных экологических ситуаций техногенного характера. Кроме того, имеющее место в настоящее время быстрое распространение сети магистральных трубопроводов и все большее применение нефтегазового оборудования привели к несоответствию между резко возросшими требованиями к надежности и системой мероприятий, предназначенных для сохранения ее заданного уровня. Увеличение числа типов отказов, расширение класса применяемого оборудования и сложность алгоритмов их функционирования требует достоверной оценки характеристик надежности оборудования и оценки ее текущего состояния.
Основные проблемы управления и ремонта объектов такого типа относятся к управлению профилактическим обслуживанием, предназначенным восстанавливать изменяющиеся в процессе эксплуатации основные параметры надежности объектов, предупреждать снижение эффективности
Key words
Electricity, power consumption, electrical equipment
Date of receipt in edition: 11 March 2017
Date of acceptance for printing: 18 March 2017
работы, включая преждевременное разрушение объекта, снижение безопасности и нарушение правил охраны окружающей среды.
Понятие безопасности работы является комплексным и требует принятие во внимание и такого фактора, как несанкционированный доступ к трубопроводам, что особенно актуально при значительной протяженности трубопроводов и удаленности нефтегазовых объектов. Несанкционированный доступ сопровождается не только с целью отбора продукта перекачки, приобретающие все более серьезные масштабы. Рост числа таких врезок напрямую связан с увеличением стоимости, сопровождаются механическими воздействиями на трубопровод, утечками продукта перекачки, наносят значительный материальный ущерб компаниям, эксплуатирующим трубопроводы, и в ряде случаев приводят к серьезным экологическим катастрофам. Безопасная эксплуатация нефтегазового оборудования и объектов трубопроводного транспорта (НГОТТ), защиты от несанкционированных врезок необходима надежная система непрерывного дистанционного контроля технического состояния трубопроводов с функциями обнаружения дефектов и утечек. Такие системы интенсивно разрабатываются как в России, так и за рубежом. В качестве основной задачи анализа состояния НГОТТ рассматривается прогнозирование работы объектов, раннее предупреждение дефектов и определение по результатам прогноза наиболее эффективных способов использования располагаемых материально-технических ресурсов.
В настоящее время в связи с этим задача анализа технического состояния объектов НГОТТ является более важной и актуальной. Кроме того, известные и применяемые на практике методы повышения надёжности НГОТТ исчерпали свои возможности. Приобретают практическую целесообразность методы избирательного анализа состояния отдельных частей НГОТТ в связи с повышением стоимости процедур анализа, их усложнением, необходимостью учета множества факторов. Этот подтверждает высокую стоимость капитального, планово-профилактического и просто выборочного контроля, где в одном случае имеет место высокая стоимость процедур анализа, а в другом случае малая эффективность самих процедур при необоснованности выбора контролируемых параметров или частей НГОТТ. В данном случае известные методы неразрушающего контроля и диагностики НГОТТ должны быть использованы в рамках новой методологии анализа, ориентированной на получение максимума информации о техническом состоянии объекта. Такие процедуры должны позволять получить необходимую информацию со всех составных частей НГОТТ. Здесь не допустимо использование показателя, учитывающего, например, средний объем информации по всему объекту. При оптимальном разбиении средний объем информации может быть учтен для отдельной части НГОТТ. При этом разбиении должно быть с учетом критериев информативности анализа состояния и приоритетности анализа состояния той или иной структурной единицы НГОТТ, что в конечном итоге позволит оптимизировать и вычислительный процесс моделирования объекта, и сам процесс анализа технического состояния.
Задача анализа состояния. Понятие анализа технического состояния означает получение и обработка информации о состоянии технических систем в целях принятия решения о правильности их функционирования и решения задачи контроля работоспособности и исправности в случае получения отрицательного ответа о правильности его функционирования. При решении второй задачи определяется цель обнаружения неисправности как причины неисправного или неработоспособного состояния, идентификация тех или иных составных частей НГОТТ, состояние которых
явилось причиной возникновения дефекта или неисправности. Первая задача в литературе именуется задачей анализа состояния, а вторая задача - задачей диагностики объекта.
Например, контроль и диагностирование технологических трубопроводов предполагает решение следующих задач:
• обнаружение дефектов на трубопроводе;
• проверку изменения проектного положения трубопровода, его деформаций и напряженного состояния;
• оценку коррозионного состояния и защищенности трубопроводов от коррозии;
• контроль за технологическими параметрами транспорта нефти;
• оценка теплового воздействия трубопроводов на вечную мерзлоту, влияние трубопроводов на гидрологию трассы, учет результатов экологического и технологического мониторинга;
• оценка результатов испытаний и диагностики трубопроводов, аналитическая оценка целесообразность проведения повторных испытаний и диагностики;
• интегральная оценку работоспособности трубопроводов, прогнозирование сроков службы и остаточного ресурса трубопровода.
При разработке системы технической диагностики линейной части нефтепроводов решаются аналогичные задачи. При этом, учитывая особенности объекта, в отличие от технологических трубопроводов, дефекты линейной части магистральных нефтепроводов подразделяются по виду:
• дефекты изоляционных покрытий;
• дефекты трубы;
• дефекты, связанные с изменением проектного положения трубопровода, его деформаций и напряженного состояния.
По степени опасности дефекты труб классифицируются по двум категориям:
• дефекты, подлежащие ремонту (ДПР);
• дефекты первоочередного ремонта (ПОР).
По назначению диагностирование можно разделить на текущее и прогнозное
При решении задач анализа состояния НГОТТ практикуется использование различных понятий и терминов: текущее и плановое диагностирование, прогнозное, функциональное и тестовое диагностирование, связанные так или иначе между собой и характеризующих процесс анализа состояния НГОТТ. Согласно ГОСТ функциональное диагностирование дает возможность на работающем трубопроводе выявить нарушения правильности функционирования отдельных узлов и немедленно на них реагировать путем включения резерва, повторного выполнения операций, перехода на другой режим и т. п. При этом функциональное диагностирование во многих случаях позволяет организовать нормальное или частичное выполнение анализа состояния НГОТТ, возложенных на него функций даже при наличии неисправности в объекте, используя структурное, функциональное и временное резервирование. Однако, недостатком функционального диагностирования является то, что оно выявляет правильность функционирования только в данный момент и только в данном режиме, что, как правило, связано с увеличением процента скрытых отказов. Кроме того, в настоящее время не разработана методология использования структурного, временного и функционального диагностирования в текущий момент времени. При текущем диагностировании определяют состояние трубопровода в какой-то определенный момент времени функционирования. Цель
текущего диагностирования — определение правильности и возможности выполнения объектом определенных функций до следующего диагностического воздействия. В качестве метода текущего диагностирования может быть использовано и функциональное диагностирование. При прогнозном диагностировании необходимо получить исходные данные для прогнозирования возможных изменении, предсказания возможных неисправностей, могущих возникнуть при работе. Прогнозное диагностирование связано, как правило, с большим объемом вычислений и при его проведении используются процедуры оценки остаточного ресурса НГОТТ. Тестовое диагностирование не связано с алгоритмом функционирования объекта и дает возможность получить полную информацию о техническом состоянии газопровода, дать оценку его работоспособности и исправности, однако его применение возможно только при проведении профилактики или ремонте объекта, а также при остановках объекта. Тестовое комбинированное диагностирование представляет собой сочетание функционального и тестового диагностирования дает наиболее точное представление о техническом состоянии объекта как при эксплуатации, так и ремонте. При комбинированном диагностировании проверяют не только правильность функционирования, но и исправность, и работоспособность объекта. Данный вид диагностирования и анализа состояния позволяет сочетать легкость формирования функциональных тестов и глубину анализа при тестовом диагностировании.
В реальном объекте с учетом заданных критериев перечисленные методы могут использоваться одновременно в какой-либо ситуации, например, при выяснении дрейфа какого-либо параметра блока НГОТТ. Эти же методы или задокументированные результаты их применения могут быть использованы для оценки остаточного ресурса оборудования или прогноза его состояния на определенный период.
Разработка методологии анализа стояния требует учета во внимание требований ГОСТов и технических регламентов. Кроме того, это зависит и от сложившейся практики на каком либо предприятии, от уровня подготовки и квалификации исполнителей и обслуживающего персонала. В этом случае методы анализа состояния можно классифицировать на постоянно действующие (непрерывные), периодически действующие и разовые. Постоянно действующие методы характеризуются постоянным контролем за выбранными параметрами в процессе работы объекта, поэтому этими методами выполняется только функциональное диагностирование. При периодически действующих методах контроль рабочих параметров при функциональном или тестовом диагностировании осуществляется через определенные, строго повторяющиеся промежутки времени, определенные производственными инструкциями. Разовые методы применяют только при необходимости получения дополнительной информации, когда информация от постоянного и периодического контроля недостаточна.
В силу особенностей НГОТТ как объекта анализа имеет место низкий уровень автоматизации работ. Неавтоматизированное диагностирование отдельных элементов НГОТТ, основанное на правилах эксплуатации, инструкциях, на интуиции обслуживающего персонала, существует и функционирует давно. Многие методы дефектоскопии не предполагают автоматическое или автоматизированное выполнение процедур анализа технического состояния. В трубопроводах это могут быть работы по контролю и диагностированию состояния изоляционного покрытия, оценка параметров усталости металла, напряженно-деформированное состояние трубопровода. При получении наибольшего объема информации об объекте необходимо использовать возможность ускорения про-
цесса съема большого объема информации. Это можно достичь при автоматизации процесса съема информации и ее обработки в процессе эксплуатации объекта. При этом актуальным является использование методов искусственного интеллекта при принятии решения на каждом шаге анализа состояния объекта. По степени автоматизации методы диагностирования можно разделить на автоматические, автоматизированные, ручные. Автоматические обеспечивают диагностирование, включая и выдачу заключения, без участия человека. В этих случаях автоматически реализуется весь алгоритм технического диагностирования, задающий совокупность элементарных проверок, последовательность их реализации, правила обработки и анализа информации. При решении задач диагностирования автоматизированными методами человек не исключается из процесса диагностирования — он реализует часть алгоритма, например, обработку или анализ результатов элементарных проверок, контроль за выдерживанием параметров работающего энергоблока, когда средства контроля только дают информацию об отклонении параметров от заданных, а анализ информации и поиск дефекта должен выполнять оперативный персонал. К таким методам относят, например, виброакустический, предусматривающий диалог «человек-машина». При ручном методе диагностирования весь алгоритм технического диагностирования выполняет человек.
Накопленную и постоянно поступающую информацию о состоянии эксплуатируемого оборудования следует систематизировать. Информация должна характеризовать такие параметры, которые в максимальной мере определяют состояние диагностируемых элементов, и получить наибольший объём информаций. Средства технической диагностики можно использовать как во время ремонтов для проверки его качества, так и в оперативном режиме, они, выполняя роль предвестников отказа, позволяют более эффективно использовать оборудование и сократить потери. Необходимо совмещать анализ, причины появления дефектов с контролем технологических режимов эксплуатации и другими компонентами, нарушение которых приводит к дефектам.
Методы анализа состояния. В настоящее время разработано значительное число методов технического диагностирования, основанных на различных физических, механических, химических и др.
Методы анализа технического состояния можно разделить на два типа: разрушающие и нераз-рушающие. К методам разрушающего контроля обычно относят предпусковые или периодические гидравлические испытания аппаратов, а также механические испытания образцов металла, вырезанных из их элементов. Неразрушающие методы предполагают применение физических методов контроля качества, не влияющих на работоспособность НГОТТ. Неразрушающие методы контроля подразделяются на пассивные (интегральные) и активные (локальные).
К активным методам относятся методы, в которых измеряется изменение возбуждаемого физического поля, а к пассивным методам относятся методы, использующие свойства физического поля, возбуждаемого самим контролируемым объектом. Локальные методы позволяют обнаружить дефект лишь на ограниченной площади, а интегральные методы способны проконтролировать весь объект в целом. Активными методами являются: визуальный и измерительный контроль, ультразвуковая дефектоскопия, магнитные, радиографические капиллярные, метод вихревых токов, электрический. К пассивным относятся: тепловизионный и виброакустический методы и метод акустической эмиссии. Визуальный и измерительный контроль являются необходимыми условиями контроля качества как при изготовлении, так и при эксплуатации технологического оборудования. Они применяются для выявления следующих дефектов: трещин всех видов и направлений; свищей
и пористости наружной поверхности шва; подрезов; наплывов, поджогов, незаплавленных кратеров; несоответствие формы и размеров швов требованиям технической документации и др.
Для определения внутренних дефектов металла и сварных соединений (трещин, непроваров, включений) трубопроводов в основном применяются радиационный и ультразвуковые методы контроля, в более редких случаях - магнитный. В основе радиационного метода лежит ионизирующее излучение в форме рентгеновских лучей и гамма-излучения. С одной стороны объекта устанавливают источник излучения - рентгеновскую трубку, с другой - детектор, фиксирующий результаты просвечивания (рентгеновские пленки).
Ультразвуковой метод основан на исследовании процесса распространения упругих колебаний в контролируемом объекте. Этот метод основан на способности ультразвуковых колебаний отражаться от внутренних неоднородностей контролируемой среды. Все трубопроводы подвергаются испытанию на прочность и плотность. Для этого чаще применяют гидравлическое испытание, реже - пневматическое. В соответствии с требованиями ГОСТ проведение гидравлического или пневматического испытания трубопроводов относятся к основным видам работ при оценке их технического состояния. При диагностировании технического состояния длительно проработавшего оборудования, для продления ресурса его безопасной эксплуатации этот метод является обычно завершающим этапом диагностирования. При испытании на прочность в трубопроводе создают давление, превышающее рабочее. При этом в конструкции трубопровода возникают повышенные напряжения, которые вскрывают его дефектные места. При испытании на плотность в трубопроводе создают рабочее давление, при котором производят осмотр и обстукивание с целью выявления не плотности системы в виде сквозных трещин, отверстий и т.д. На плотность трубопроводы испытывают только после предварительного испытания на прочность. Гидравлический способ наиболее безопасный. Пневматический способ предусматривают в следующих случаях: когда опорные конструкции или трубопровод не рассчитаны на заполнение его водой; если температура воздуха отрицательная и отсутствуют средства, предотвращающие замораживание системы; гидравлический метод недопустим или невозможен по технологическим или другим требованиям. Вид и способы испытаний, значения испытательных давлений указывают в проекте для каждого трубопровода. Испытанию следует по возможности подвергать весь трубопровод. Обвязочные трубопроводы, непосредственно примыкающие к аппаратам, испытывают одновременно с ними. Для проведения гидравлического испытания необходимо заполнить изделие рабочей жидкостью. Давление в испытываемом трубопроводе необходимо повышать плавно и с остановками для своевременного выявления возможных дефектов. Во время выдержки не должно наблюдаться падения давления. Давление нужно плавно снизить до рабочего и выдержать изделие под рабочим давлением в течение времени, необходимого для осмотра трубопровода. Пневматическое испытание аналогично гидравлическому. В процессе испытания трубопровод заполняется воздухом или инертным газом и поднимается давление. Необходимо постоянно наблюдать за испытываемым трубопроводом. Утечки обнаруживаются по звуку.
Использование шурфования, акустико-эмиссионного метода и тензометрирования требует доступа к трубопроводу и непосредственного контакта с ним. Наиболее сложными для технического диагностирования являются подземные трубопроводы. Контроль за деформациями и напряженным состоянием трубопровода в целом не производится. Однако за деформациями и напряженным состоянием отдельных участков трубопровода в особо сложных условиях (при просадках и пучении
на вечной мерзлоте, на переходах через водные препятствия, в районах оползневых и карстовых проявлений, тектонических разломов и т.д.) возможен контроль с использованием акустико-эмис-сионного метода Оперативную диагностику НГОТТ выполняют посредством обхода обслуживающим персоналом трассы газопровода. При обходе подземных участков утечки газа на трассе газопровода определяются по внешним признакам и приборами. Наибольшие сложности возникают при диагностировании подземных участков, что связано с трудностями доступа к ним и более интенсивным накоплением повреждений, обусловленным агрессивным воздействием грунта. Получить информацию о динамике изменения свойств металла и изоляционного покрытия на трассе подземных трубопроводов, необходимую для оценки остаточного ресурса, можно только при наличии шурфов, что значительно повышает трудности диагностирования. Поэтому на первом этапе технического диагностирования максимум информации стремятся получить без вскрытия грунта:
• проверка эффективности электрохимической защиты от коррозии путем измерения потенциалов на защищенном участке (в точке подключения установки электрохимической защиты и на границах создаваемой ею защитной зоны);
• проверка состояния изоляции (в том числе наличия сквозных повреждений) производится во всех местах, доступных для визуального контроля; на засыпанных участках газопровода — проверка сплошности изоляционного покрытия с помощью специальных приборов неразрушающего контроля;
• выявление участков газопровода с аномалиями металла труб с помощью приборов, позволяющих дистанционно установить места коррозийных или иных повреждений труб, а также участки газопровода с местным повышением напряжений.
• определение коррозийной активности грунта и наличия блуждающих токов на участках с наиболее неблагоприятными условиями по этому показателю.
Описание адаптивного подхода. Следует отметить следующие проблемы, характерные для традиционного подхода к анализу состояния нефтегазового оборудования:
- одномоментный расчет надежности на стадии проектирования и выполнение дальнейших процедур анализа состояния без оценки показателей надежности, условий эксплуатации и внештатных ситуаций, которые, как правило, возникают при обслуживании и эксплуатации сложного оборудования;
- выполнение регламентных процедур технического обслуживания без учета вышеуказанных особенностей и изменения технического ресурса нефтегазового оборудования;
- отсутствие полных сведений о реальном состоянии анализируемого объекта и происходящих в нем физико-химических процессах;
- отсутствие практики использования сведений о технологических процессах, протекающих в нефтегазовом оборудовании при анализе состояния самого оборудования, их влияния на работоспособное состояние оборудования;
- отсутствие обратной связи в системе «объект анализа - система анализа состояния» с целью оперативного вмешательства не только для уточнения состояния оборудования, но и коррекции технологического процесса, который бы позволял ситуативное принятие решения с учетом сложившейся ситуации и определенную адаптацию выполняемых процедур анализа состояния;
- отсутствие практики моделирования технического состояния и динамики изменения показателей надежности анализируемого объекта в процессе эксплуатации и использования для этих целей высокопроизводительных интеллектуальных аппаратно-программных средств.
В связи с этим актуальным является разработка методологии проектирования и реализации с учетом придания им свойств адаптации под объект анализа.
Для решения данной задачи необходимо реализовать следующую последовательность работ, результаты которых, по мнению авторов, позволят разработать методологию применения средств адаптивного диагностического моделирования технологических трубопроводов по состоянию:
• обзор методов и средств оценки состояния технологических трубопроводов;
• разработка математических моделей технологических трубопроводов с учетом состояния в процессе эксплуатации;
• разработки процедур и адаптивного алгоритма моделировании НГОТТ по состоянию;
• анализ применимости моделей и средств анализа состояния на объекте нефтегазовой промышленности.
При решении задачи обзора методов и средств оценки состояния технологических трубопроводов необходимо определить назначение, виды и режимы функционирования технологических трубопроводов. Кроме того, необходимо классифицировать характерные отказы НГОТТ и их влияние на режимы функционирования. Требуется также рассмотреть вопросы формального описания и разработки модели описания функционирования НГОТТ. Важным вопросом, влияющим на конечный результат, является сравнительный анализ методов и средств оценки состояния НГОТТ.
В связи с выше изложенным предлагается следующий алгоритм моделирования.
Рис. 1. Алгоритм адаптивного моделирования
Предлагаемый подход основан на разработке математических моделей технологических трубопроводов с учетом состояния в процессе эксплуатации. При этом необходимо разработать математические модели НГОТТ с нормальным режимом функционировании с возможностью их адаптации при ситуативном анализе состояния, осуществить обзор возможных ситуаций изменения состояния НГОТТ, адаптивные математическая модели исправных и неисправных состояний и, наконец, анализ применимости математической модели с учетом предельного состояния НГОТТ. Процедуры и адаптивный алгоритм моделировании НГОТТ по состоянию включают в себя процедуры анализа состояния НГОТТ, оценки возможности прогнозирования состояния НГОТТ, описания адаптивного алгоритма анализа состояния НГОТТ и оценки сложности адаптивных алгоритмов с учетом предельных режимов функционирования НГОТТ. Анализ применимости моделей и средств анализа состояния НГОТТ предполагает выбор объекта анализа, описание его режимов функционирования. Кроме того, необходимо выполнить анализ состояния НГОТТ и временную оценку изменения их состояния, обработку экспериментальных данных изменения состояния аку-стико-эмиссионным методом и сравнение с результатами моделирования. Важным этапом перед аппаратно-программной реализацией разработанной методологии является формирование методических рекомендаций применения разработанных методов и инструментальных средств.
Заключение
Таким образом адаптивный подход к анализу составления НГОТТ заключается в следующем:
- анализ технического состояния НГОТТ заключается в выполнении процедур контроля и диагностирования;
-адаптивный подход к анализу состояния НГОТТ предлагает исследование результатов существующих методов контроля и диагностирования;
- адаптивный подход ориентирован на получение наибольшего объёма информации об объекте анализа;
- при реализации адаптивного подхода используются методы математического моделирования по состоянию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов Е.А. Основы технической диагностики нефтегазового оборудования. М.: Высшая школа, 2006.- 279 с.
2. Защита трубопроводов от коррозии. Т.2 / Ф.А. Мустафин, Л.И. Быков, А.Г. Гумеров и др. СПб.: Недра, 2007. - 656 с.
3. Коршак А.А., Байкова Л.Р. Диагностика объектов нефтеперекачивающих станций. Уфа: Дизайн-ПолиграфСервис, 2008. - 176 с.
4. Кузнецов Н.С. Теория и практика неразрушающего контроля изделий с помощью акустической эмиссии. М.: Машиностроение, 1998. - 197 с.
5. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник / Под ред. Проф. В.В.Клюева. М.: Машиностроение, 2003. - 636 с.
6. Справочник инженера по эксплуатации нефтегазопроводов и продуктопроводов / Под ред. Ю.Д. Земенкова. М.: «Инфра Инженерия», 2006. - 821 с.
7. Трубопроводный транспорт нефти / Под ред. С.М.Вайнштока. В 2 т. М.: Недра, 2004. - Т. 2. - 621 с.
8. Богданов Е.А. Основы технической диагностики нефтегазового оборудования. М.: Высшая школа, 2006. - 279 с.
9. Защита трубопроводов от коррозии. Т.2 / Ф.А. Мустафин, Л.И. Быков, А.Г. Гумеров и др. СПб.: Недра, 2007. - 656 с.
10. Коршак А.А., Байкова Л.Р. Диагностика объектов нефтеперекачивающих станций. Уфа: Дизайн-ПолиграфСервис, 2008. - 176 с.
11. Кузнецов Н.С. Теория и практика неразрушающего контроля изделий с помощью акустической эмиссии. М.: Машиностроение, 1998. - 197 с.
12. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник / Под ред. Проф. В.В.Клюева. М.: Машиностроение, 2003. - 636 с.
13. Справочник инженера по эксплуатации нефтегазопроводов и продуктопроводов / Под ред. Ю.Д.Земенкова. М.: «Инфра Инженерия», 2006. - 821 с.
14. Коледа Е.А., Леонович С.Н. Неразрушающий контроль качества фибробетонных конструкци как компонент системы мониторинга рисков при эксплуатации производственного объекта. -Системные технологии. -2016. -19. -С. 85-95
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
К.Д. Курбанмагомедов, М.А. Мутаев. Методология применения средств адаптивного диагностического моделирования технологических трубопроводов по состоянию // Системные технологии. — 2017. — № 22. — С. 39—48
METHODOLOGY OF ADAPTIVE DIAGNOSTIC MODELING OF TECHNOLOGICAL PIPELINES K.D. Kurbanmagomedov, M.A. Mutaev
Abstract Key words
The problem of ensuring both industrial and environmental safety of oil and Diagnostic modeling, pipeline
gas equipment, process pipelines and oil and gas facilities, oil and gas industry Date of receipt in edition:
enterprises in accordance with the Federal Law on Industrial Safety is an urgent 2 April 2017
task. Date of acceptance for printing:
9 April 2017