ISSN 1994-5094 ♦-
85 -♦
Elina Vadimovna Finaenova,
PhD in Chemistry, associate professor, head of the department of commodity science and product quality,
Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Olga Yuryevna Svekolnikova,
PhD in Engeneering, associate professor of the department of commodity science and product quality, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 665.5
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ
В связи с тем что наиболее существенным критерием при покупке товаров в современной экономической ситуации становится соотношение «качество - цена», разработана методология оценки конкурентоспособности косметических средств по уходу за кожей, основанная на использовании двух характеристик - комплексного показателя качества и основной цены товара. Для оценки потребительских свойств разработаны оптимальные номенклатуры показателей, которые позволяют полно, объективно и достаточно быстро оценить свойства однородных групп косметической продукции. Проведенные исследования имеют как научную, так и практическую значимость.
Ключевые слова: косметические товары, потребительские свойства, номенклатура показателей, экспертный метод, уровень качества, конкурентоспособность.
METHODOLOGY OF ASSESSING COMPETITIVENESS AND CONSUMER PROPERTIES OF COSMETIC SKIN CARE PRODUCTS
The article states that in the current economic situation the most important criterion for the purchase of consumer goods in value for money consideration. Thus, the authors present a methodology of assessing the competitiveness of cosmetic skin care products based on the use of two parameters: overall indicator of quality and product price. For assessing consumer properties, the authors suggest an optimal nomenclature of indicators that help fully, objectively and quickly enough assess the properties of homogeneous groups of cosmetic products. The research presented in the article has both theoretical and practical significance. Keywords: cosmetic products, consumer properties, nomenclature of indicators, expert method, level of quality, competitiveness.
Элина Вадимовна Финаенова,
кандидат химических наук, доцент, зав. кафедрой товароведения и экспертизы товаров, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Ольга Юрьевна Свекольникова,
кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
В настоящее время на потребительском рынке появилось большое количество косметических товаров разнообразного качества и назначения. Такое многообразие товаров способствует возникновению конкуренции среди различных фирм -товаропроизводителей аналогичной продукции, соперничества между ними за сбыт товаров и получение наивысшей прибыли.
Конкуренция вынуждает товаропроизводителей выпускать более привлекательный для покупателя товар, улучшая его потребительские свойства и качество. Для этого разрабатываются новые рецептуры с применением высококачественных веществ, повышается производительность труда, используются передовые технологии на основе последних достижений науки и техники. С другой стороны, производитель вынужден сдерживать цены на производимую продукцию. Поэтому с целью снижения издержек производитель предпринимает меры по экономии на сырье, упаковке и, следовательно, на качестве производимой продукции [4].
Коммерческий успех товара на рынке связан со сроками и условиями его транспортировки в торговые сети и, следовательно, с транспортными издержками, которые могут достигать 50% от общих затрат. Немаловажными факторами конкурентного преимущества являются каналы сбыта товара, послепродажное сервисное обслуживание, а также результативность рекламы. Существенным фактором является и себестоимость товара.
Одной из основных характеристик, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности товара, является его качество. Понятие «качество» достаточно емкое, и его можно интерпретировать по-разному. Например, для одних потребителей определенные свойства товара воспринимаются как соответствующие запросам, а для других те же свойства являются недостаточными или же, наоборот, излишними, повышающими стоимость товара. Поэтому даже качественная продукция может быть не востребована покупателями на рынке.
86 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦
В товароведной практике под качеством чаще понимают соответствие конкретных качественных показателей товара требованиям нормативных документов. Такими нормативными документами являются национальные, межгосударственные стандарты, технические условия, стандарты организаций изготовителей и др. Требования безопасности для групп однородной продукции устанавливаются в Технических регламентах Таможенного союза (ТР ТС).
Таким образом, для выявления конкурентного преимущества товара на потребительском рынке следует оценивать не только безопасность и качество товара, но и его потребительские свойства, которые представляют наибольший интерес для покупателей.
В настоящее время высоким потребительским спросом пользуются косметические средства, предназначенные для нанесения на тело человека с целью очищения, защиты и придания привлекательного внешнего вида. Современный ассортимент косметических средств достаточно широк, разнообразен и постоянно обновляется. Поэтому изучение качества и потребительских свойств данной продукции является актуальной задачей.
Рынок парфюмерно-косметической продукции в России в настоящее время составляет 8,73 млрд долл., а сегмент косметических средств по уходу за кожей занимает наибольший объем - 1,76 млрд долл. Высоки и темпы развития рынка - 10-15% в год, что является свидетельством развития экономики страны в целом. «Российский косметический рынок - это мощный рынок, активно развивающийся, демонстрирующий хорошую динамику роста, которая сегодня является одной из самых высоких среди отраслей российского рынка. Особенностью современного рынка средств по уходу за кожей выступает большое разнообразие ассортимента, множество новых видов товаров с различными потребительскими свойствами» [1, с. 46].
Основными тенденциями российского парфюмерно-косметического рынка являются высокая компетентность и требовательность потребителей, инновации в производстве и реализации парфюмерно-косметической продукции. Потребители относятся к выбору косметических изделий все более прагматично, и наиболее существенным критерием при покупке в современной экономической ситуации становится соотношение «качество -цена».
Потребительские свойства косметических средств по уходу за кожей можно подразделить на следующие основные группы: функциональные (эффективность действия), эргономические, надежность, эстетические и безопасность (по санитарно-гигиеническим, микробиологическим, токсикологическим и клиническим требованиям).
Наиболее важны для потребителя функциональные свойства, определяющие эффективность действия средства. Косметические свойства проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи, благодаря увлажнению, питанию,
регенерации, улучшению обменных процессов в коже. Эти процессы способствуют повышению упругости и эластичности кожи, улучшается ее цвет, разглаживаются морщины.
Эргономические свойства косметических товаров заключаются в комфортности при их применении, что связано прежде всего с хорошими ощущениями (впитываемость, смываемость), а также с удобством пользования (форма упаковки, наличие дозатора, оптимальная расфасовка).
Надежность связана с сохраняемостью косметических товаров и определяется сроком годности. В настоящее время производители используют новые качественные консерванты в составе косметических изделий и устанавливают сроки годности, подтверждаемые результатами испытаний на ускоренное старение.
Эстетические свойства косметических товаров определяют внешним видом (однородность, консистенция), цветом, запахом. Направление моды и оригинальность упаковки определяется составом, технической новизной.
Свойства безопасности косметических товаров являются не менее важными, чем функциональные. К показателям безопасности относятся: состав, физико-химические, микробиологические, токсикологические, клинические показатели; условия производства; потребительская тара и маркировка продукции [3].
Перед проведением исследований конкурентоспособности продукции необходимо убедится в ее безопасности. Для этого оценивают полноту маркировки и состояние упаковки на соответствие требований Технического регламента. Можно также оценить качественные показатели продукции на соответствие их требованиям ГОСТов. Если продукция безопасна, следует перейти к оценке потребительских свойств товаров. Для этого необходимо выбрать оптимальную номенклатуру показателей, которая бы позволила полно, объективно и достаточно быстро оценить свойства исследуемой продукции.
Для выбора номенклатуры показателей можно применить социологический метод, основанный на опросе потребителей данной продукции. При этом можно использовать как устный опрос потребителей, так и анкеты-вопросники. Этот метод достаточно длительный, так как для объективности результатов и получения репрезентативной выборки необходимо опросить 50-100 человек и математически обработать полученную информацию.
Более достоверным и компетентным является экспертный метод выбора номенклатуры показателей, так как в этом случае используется мнение высококвалифицированных специалистов товароведов-экспертов.
С целью повышения объективности можно использовать сочетание этих двух методов. По всем группам потребительских свойств разработана развернутая номенклатура показателей потребительских свойств косметических товаров (КТ), представленная в табл. 1.
ISSN 1994-5094 87 ♦-♦
Таблица 1
Развернутая номенклатура показателей потребительских свойств КТ
Группы потребительских свойств Потребительские свойства Показатели потребительских свойств
Функциональные косметические увлажнение кожи
повышение упругости, эластичности кожи
питание кожи
декоративно сть
матирующий эффект
лечебно-профилактические антивоспалительная способность
антисептическая способность
защитные солнцезащитный фактор
защита от низких температур
специальные отбеливающие действие
сжатие пор
антивозрастное действие
очищающие моющая и очищающая способность
отшелушивающая способность
тонизирующая способность
Эргономические удобство использования упаковки форма упаковки
объем упаковки
вид крышки, наличие дозатора
воздействие на кожу впитываемость
ощущения на коже
консистенция
Надежность сохраняемость срок годности
Эстетические внешний вид упаковки оригинальность
товарный вид
информативность
свойства средства однородность
цвет
запах
Безопасность санитарно-гигиенические клинические
токсикологические
микробиологические
химические водородный показатель
содержание токсичных элементов и веществ
При оценке конкурентоспособности товаров на основе развернутой номенклатуры потребительских свойств следует определиться с оптимальным набором оцениваемых показателей. При этом необходимо установить такую номенклатуру показателей, которая позволила бы оценить все группы потребительских свойства продукции. С другой стороны, необходимо снизить затраты на оценку свойств и ускорить этот процесс, т.е. выбрать минимальное количество показателей.
Например, для гелей для душа определена следующая оптимальная номенклатура показателей: способность к пенообразованию, очищающая способность, увлажняющая способность, удобство
пользования (наличие дозатора), запах, цвет, консистенция.
Оптимальная номенклатура показателей для определения потребительских свойств гелей и пенок для умывания лица: запах, пенообразующая способность, моющая способность, экономичность использования, длительность состояния чистоты кожи, смягчающий эффект, увлажняющий эффект, питающее действие.
Для косметических кремов для рук определена следующая оптимальная номенклатура показателей: упаковка, внешний вид, цвет, запах, консистенция, оказываемый эффект, впитываемость в кожу.
88 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦
Для кремов косметических для лица определена следующая оптимальная номенклатура показателей: упаковка, внешний вид, цвет, запах, консистенция, быстрота впитываемости, оказываемый эффект [4].
Наиболее удобным и объективным методом оценки потребительских свойств товаров является экспертный метод. Этот метод основан на использовании мнений компетентных специалистов-экспертов. Как правило, в экспертную группу входят 7-9 человек, и из их числа выбирается ведущий эксперт, который проводит подготовительную работу.
Для проведения оценки потребительских свойств экспертам необходимо применить оптимальную номенклатуру показателей потребительских свойств, определить их коэффициенты весомости, тип шкалы для оценки свойств, градацию оценок, провести измерение или органолептически оценить показатели потребительских свойств путем выставления соответствующих баллов исследуемым товарам.
Если экспертная группа создана впервые или в нее вошли эксперты различного уровня подготовки, рекомендуется выявить согласованность их мнений (коэффициент конкордации) по формуле:
Ж
12 киа2/ г2 ( - п,
где 12 - постоянная величина формулы расчета коэффициента конкордации; а. - сумма квадратов отклонений всех оценок каждого объекта экспертизы; г - количество экспертов; п - число показателей.
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0 < W < 1, причем 0 - полная несогласованность, 1 - полное единодушие. Условием согласованности мнений экспертов является выполнение требования: W > 0,5.
При оценке потребительских свойств удобно использовать пятибалльную шкалу, а оценку согласованности мнений экспертов совместить с определением коэффициентов весомости. Например, для оценивания образцов косметических
средств члены экспертной группы выбрали пять показателей: информативность упаковки, косметическое действие, внешний вид упаковки, удобство использование упаковки и сохраняемость. Для определения коэффициентов весомости каждый эксперт должен определить значимость выбранных показателей для данной продукции (определить ранг) и выставить им оценки от 1 до 5: более важному показателю выставляется 5, менее важному 4 и т.д. (табл. 2).
Затем по оценкам экспертов для каждого показателя находят сумму экспертных чисел (105) и среднеарифметическое значение (105/5 = 21). Определяют отклонение суммы экспертных чисел по каждому показателю от среднего значения, возводят эти значения в квадрат и находят сумму отклонений. Полученные значения вносим в формулу:
12 х 422 * = 49 х (125 - 5) = °'86-
Коэффициент конкордации W = 0,86 свидетельствует о достаточной согласованности экспертной комиссии. Если коэффициент конкордации низкий, то проводится обсуждение полученных результатов, их корреляция и повторное определение коэффициента.
Коэффициент весомости показателей рассчитывается по формуле:
м,
а, =
Чк
¿"=1 м,к
где М.к - сумма экспертного числа по /-му показателю; п - число показателей.
Из табл. 2 видно, что при определении весомости показателей потребительских свойств исследуемых изделий наиболее важны такие показатели, как косметическое действие и удобство использования средства.
На следующем этапе исследований необходимо определить градации оценок показателей потребительских свойств. Самым простым вариантом является градация оценок, представленная в табл. 3.
Таблица 2
Пример расчета коэффициентов конкордации и весомости
Наименование показателя Эксперты Сумма экспертных чисел Отклонение суммы чисел от среднего Квадраты отклонений Коэффициент весомости
1 2 3 4 5 6 7
Информативность упаковки 3 3 4 3 3 3 4 23 2 4 0,22
Косметическое действие 4 5 5 5 5 4 5 33 12 144 0,31
Внешний вид упаковки 1 2 1 1 2 1 1 9 -12 144 0,09
Удобство использования упаковки 5 4 3 4 4 5 3 28 7 49 0,27
Сохраняемость 2 1 2 2 1 2 2 12 -9 81 0,11
Итого 105 422 1
ISSN 1994-5094
89
Таблица 3 Градация экспертных оценок качества товаров
Оценка Число баллов
Отлично 5
Хорошо 4
Удовлетворительно 3
Плохо 2
Небезопасно 1
Проведение оценки исследуемых образцов КТ эксперты могут осуществлять как в лаборатории, так и в условиях практического использования, когда необходимо проверить, например, очищающую или моющую способность средства. В этом случае оговаривается время, количество и способ использования продукции. Экспертам выдаются анкеты, в которые они вносят баллы по выбранным показателям с учетом градации оценок. На основе выставленных экспертами оценок ведущий эксперт подсчитывает среднеарифметические значения и рассчитывает комплексный показатель качества по формуле:
К =У\ т. к..,
7 ¿-11=1 • . '
где т. - коэффициент весомости .-го показателя; к.. - значение оценки .-го единичного показателя .-го косметического средства; п - количество оцениваемых показателей качества.
Пример результатов оценки потребительских свойств кремов для лица представлен в табл. 4.
Как видно из табл. 4, комплексный показатель потребительских свойств выше у образца № 2, так как он имеет более приятный запах, быстро впитывается и лучше питает и смягчает кожу, при этом не образуя липкой пленки.
Интегральный показатель конкурентоспособности для каждого вида КТ рассчитывали по формуле:
К = К / V ,
7 Ц
где К - интегральный показатель конкурентоспособности косметических товаров; К.. - комплексный показатель качества; Уц - уровень цены КТ.
Для определения уровня цены средства ее нужно рассчитать на 100 мл. «Очень важно при изучении конкурентоспособности сравнивать не цены упаковок товара, а основную цену фасованного товара, например за 100 мл крема, так как только сравнение основных цен дает истинное представление о цене» [2, с. 85].
Таким образом, авторами впервые представлены результаты определения оптимальной номенклатуры показателей потребительских свойства для различных видов косметических средств по уходу за кожей. Проведенные исследования показывают, что разработанная методология оценки потребительских свойств косметических товаров, основанная на использовании двух характеристик - комплексного показателя качества и основной цены товара, достаточно эффективна и может быть применена для сравнительной оценки качества и конкурентоспособности косметических товаров, в том числе для проведения конкурсов.
1. Свекольникова О.Ю. Сравнительная оценка качества кремов для рук разных изготовителей // Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг: сб. тр. науч.-практ. конф. Энгельс: ПКИ, 2015. С. 48-49.
2. Свекольникова О.Ю. Оценка качества и экспертиза косметических товаров: дис. ... канд. техн. наук. М., 2002.
3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» от 23 сентября 2011 года № 799 (ред. от 29.08.2017).
4. Финаенова Э.В., Свекольникова О.Ю. Исследование потребительских свойств косметических кремов для лица // Наука и общество. 2018. № 1 (30). С. 172-176.
Таблица 4
Результаты оценки показателей качества кремов косметических для лица
Показатели качества Коэффициент весомости, ш. Образец 1 Образец 2
Средние значения показателя, к..
Запах 0,13 3,65 4,10
Быстрота впитываемости 0,13 3,30 3,90
Питающая способность 0,11 3,30 4,15
Увлажняющий эффект 0,10 3,95 3,85
Смягчающий эффект 0,14 4,15 4,25
Отсутствие липкости 0,10 3,90 3,85
Отсутствие пленки на коже 0,07 3,45 3,85
Продолжительность действия на кожу 0,11 3,30 3,00
Появление упругости, эластичности 0,11 3,55 3,30
Комплексный показатель качества (К..) 3,63 3,82