Малыхина И. О., аспирант Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В настоящее время проблеме формирования эффективной инновационной инфраструктуры в научной литературе уделяется немалое значение. Обобщая мнения многих зарубежных и отечественных ученых можно сделать вывод, что необходимым условием для эффективного инновационного развития вуза является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры.
Значение инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения в образовательном процессе в современных условиях экономики постоянно возрастает. Важно отметить, что составляющие инновационной экономики - новые научные знания, высокие технологии и высококвалифицированные специалисты стали объектами особого внимания государственных структур, определяющих экономическое развитие страны. Упор на конкурентоспособность, инноватику и эффективность -важнейшая составная часть современной политики государства.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационная экономика, эффективность, инновационный потенциал, инновационная деятельность, инновационный процесс._
Ни для кого не секрет, что сегодня инновационная научная деятельность является внешним проявлением структурных комплексных преобразований как в учебных заведениях, так и внутри научных организаций. Этот факт, прежде всего, относится к формированию инновационной инфраструктуры высших учебных заведений, где прикладная наука - не что иное, как производительная сила при условии интеграции с производством. Также важно определить направление поиска организационных форм и современных моделей управления процессом внедрения результатов научных разработок, отвечающих требованиям рыночной экономики [1]. В связи с этим, в настоящее время, повышается роль вузов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики, где отдельно следует выделить форму интеграции науки и производства в университетских комплексах посредством формирования инновационной инфраструктуры вуза [10].
В этой связи представляется актуальным продолжение научных исследований многих отечественных ученых в области управления инновационной деятельностью вузов и оценки эффективности инновационной инфраструктуры в условиях системной трансформации высшей школы России. Базовой экономической категорией в заявленной области является инновация и инновационная инфраструктура. Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях [8]. Как инструмент преобразования инновация стала объектом самостоятельного изучения ряда наук:
философии, экономики, социологии, психологии, педагогики и др.
Термин «инновации» происходит от английского слова «innovation», что означает «введение новаций». Считается, что первое описание инновационных процессов ввел в экономическую науку основоположник инновационного менеджмента Й. Шумпетер в книге «Теория экономического развития», где он выделил пять типичных направлений инновационной деятельности [2]:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения;
2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
3. Использование нового сырья;
4. Изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5. Появление новых рынков сбыта.
Особое внимание необходимо уделить понятию «инновационная инфраструктура», которая представляет систему взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки [4].
Развитие моделей инновационной инфраструктуры, позволяющих наиболее качественно использовать наличествующий интеллектуальный капитал вузов, становится не только желательным, но и единственно возможным путем выживания, развития и встраивания современ-
ных российских учреждений высшего образования в текущие экономические реалии жизни общества [9].
Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества [13]. К инфраструктуре инновационной системы, в частности вуза, относят центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. [6]. Однако далеко не все вузы могут обеспечить наличие эффективной инновационной инфраструктуры. Ее созданию препятствует ряд факторов.
При анализе данных факторов, ограничивающих формирование и развитие инновационной инфраструктуры вузов, ряд ученых выделяют следующие проблемы:
• Экономико-технологическиепроблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры. Объект инновационной инфраструктуры следует рассматривать не только как место проведения научных работ, но и как предприятие, которое требует построения системы управления, способствующей выводу на рынок собственной научной продукции и требует постоянной поддержки своей конкурентоспособности.
• Политико-правовые проблемы формирования и развития инновационной инфраструкту-ры,актуальность решения которых исключительно важна, особенно в условиях, когда систему высшего профессионального образования пытаются поднять на новый уровень, где основным результатом развития инфраструктуры является комплексное инновационное обеспечение вузов в соответствии с требованиями современных стандартов образования и передовой практикой ведущих вузов мира.
• Проблемы повышения потенциала инновационной инфраструктуры, определяемого количеством задействованных трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки.
• Проблемы социально-психологического и культурного характера в формировании и развитии инновационной инфраструктуры: потеря потенциала формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры в связи с уходом молодых ученых и выпускников учреждений высшего профессионального образования в сторонние коммерческие структуры или отбытием за границу для продолжения работы в зарубежных научных организациях; сопротивление новшествам, которые могут вызвать такие последствия,
как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройку устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности. Для решения указанных проблемв качестве важнейшего объекта инновационной инфра-структурывуза в современных условиях необходимо формирование и развитие малых инновационных предприятий [5].
В решении данных проблем призван помочь принятый Федеральный закон № 217-ФЗ [7]. Но следует обратить внимание, что крупным вузам далеко не всегда интересен данный закон, так как все крупные вузы поглощены деятельностью по реализации крупных проектов в соответствии с постановлениями правительства №№ 218, 219, 220 по кооперации с бизнесом, по развитию инфраструктуры, по привлечению ведущих учёных, по крупным министерским лотам в рамках федеральных целевых программ. Данные вузы не имеют какого-либо стимула создавать себе «инновационный пояс» [8].
Инновационная среда, создаваемая и развиваемая вузом для управления исследованиями и разработками, включает взаимодействие нескольких субъектов [11]. Среди них: высшее учебное заведение, предприятия и организации, управляющая целевым капиталом компания, центры коммерциализации результатов исследований и разработок. Наибольшую сложность в реализации механизма развития инновационной инфраструктуры представляют управление процессом интеграции с предприятиями и организациями, управление целевым капиталом с целью эффективного использования средств для исследований и разработок и управление процессом коммерциализации при учете интересов предприятий, организаций и высших учебных заведений [1].
Зарубежный и российский опыт показывает, что системным подходом к решению обозначенной проблемы является развитие инновационной деятельности в научно-технической и образовательной сферах высшей школы, а также создание эффективной инновационной инфраструктуры вуза. Инновационная деятельность вуза решает задачи коммерциализации знаний и технологий, рождаемых научными сотрудниками и преподавателями вузов, и предполагает серьезное взаимодействие сотрудников и преподавателей с рынком через инфраструктуру высшей школы. А этот факт, соответственно, влияет на рейтинг вуза в целом [3,12].
Анализ мировых тенденций, практики трансформации ведущих зарубежных вузов в направлении развития исследовательской и основанной на ней инновационно-
предпринимательской деятельности, а также существующих условий среды отечественных вузов позволили сделать вывод о неизбежности встраивания российских учреждений высшего образования в мировой процесс все большей практической и инновационно-
предпринимательской направленности в деятельности вузов [9].
Механизм развития инновационной инфраструктуры вуза путем интеграции инвестиционных средств предприятий и организаций и научно-инновационного потенциала высшего учебного заведения с целью управления исследованиями и разработками позволяет развивать инновационную деятельность вуза, что в свою очередь способствует развитию инновационной среды сектора высшего образования и экономики в целом. Это является важным этапом в повышении уровня научно-технического развития России [14].
В заключении следует отметить, что инновационная инфраструктура является ключевым элементом национальной инновационной системы. Формирование национальной инновационной системы РФ сегодня еще не завершено. «Тормозящим» фактором в развитии эффективной инновационной инфраструктуры вуза является отсутствие механизмов, имеющих возможность сконцентрировать имеющийся научно-технический потенциал вуза на инновационном преобразовании экономики страны в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вольвач В.Г. Структура инновационной культуры ВУЗА и информационная среда // Инновационное образование и экономика. 2010. № 6/17. С. 5-7.
2. Уланова Ж.Ю. О мерах государственной инновационной политики, направленной на развитие инновационной инфраструктуры // Молодежь и экономика. 2005. Сб. мат. межрегион. научно-практ. конф. Ярославль.
3. Лагунова А.Д., Бровкин И.А. Проблемы развития инновационной инфраструктуры в российских ВУЗах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2011. № 12. С. 4.
4. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М. К оценке экономической эффективности инноваций разных типов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 4. С. 7-10.
5. Маркарьянц А. Г. Методы определения направлений развития для инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. № 2. С. 9-11.
6. Дорошенко Ю.А., Сомина И.В. Моделирование результативности инновационной деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 8. С. 172-177.
7. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
8. Уланова Ж.Ю. О необходимости развития инновационной инфраструктуры. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 500 с.
9. Иващенко Н.П., Энговатова А.А. «Модель инновационной инфраструктуры вовлеченных в инновационно-предпринимательскую деятельность вузов России» // Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие. Сборник статей по материалам Шестой международной научной конференции, МГУ им. Ломоносова. 2013. Том 1. С. 17-21.
10. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Ту-мина Т. А. Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза // Креативная экономика. 2007. № 10 (10). С. 46-51.
11. Веретенникова И.И., Дорошенко Ю.А. Инвестиции как условие экономического роста// Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 11. С. 2-7.
12. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Методика оценки инновационной активности организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 1. С. 2.
13. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Ту-мина Т.А. Все для будущего!.. Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза // Креативная экономика. 2007. № 11. С. 48-56.
14. Владыка М.В., Дорошенко Ю.А. Инновационная среда экономики, основанная на знаниях (Knowledgebasedeconomy) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2007. Т.1. № 1. С. 168174.