Научная статья на тему 'Методология оценки эффективности инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения'

Методология оценки эффективности инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыхина И. О.

В настоящее время проблеме формирования эффективной инновационной инфраструктуры в научной литературе уделяется немалое значение. Обобщая мнения многих зарубежных и отечественных ученых можно сделать вывод, что необходимым условием для эффективного инновационного развития вуза является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры. Значение инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения в образовательном процессе в современных условиях экономики постоянно возрастает. Важно отметить, что составляющие инновационной экономики новые научные знания, высокие технологии и высококвалифицированные специалисты стали объектами особого внимания государственных структур, определяющих экономическое развитие страны. Упор на конкурентоспособность, инноватику и эффективность важнейшая составная часть современной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология оценки эффективности инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения»

Малыхина И. О., аспирант Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

[email protected]

В настоящее время проблеме формирования эффективной инновационной инфраструктуры в научной литературе уделяется немалое значение. Обобщая мнения многих зарубежных и отечественных ученых можно сделать вывод, что необходимым условием для эффективного инновационного развития вуза является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры.

Значение инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения в образовательном процессе в современных условиях экономики постоянно возрастает. Важно отметить, что составляющие инновационной экономики - новые научные знания, высокие технологии и высококвалифицированные специалисты стали объектами особого внимания государственных структур, определяющих экономическое развитие страны. Упор на конкурентоспособность, инноватику и эффективность -важнейшая составная часть современной политики государства.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационная экономика, эффективность, инновационный потенциал, инновационная деятельность, инновационный процесс._

Ни для кого не секрет, что сегодня инновационная научная деятельность является внешним проявлением структурных комплексных преобразований как в учебных заведениях, так и внутри научных организаций. Этот факт, прежде всего, относится к формированию инновационной инфраструктуры высших учебных заведений, где прикладная наука - не что иное, как производительная сила при условии интеграции с производством. Также важно определить направление поиска организационных форм и современных моделей управления процессом внедрения результатов научных разработок, отвечающих требованиям рыночной экономики [1]. В связи с этим, в настоящее время, повышается роль вузов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики, где отдельно следует выделить форму интеграции науки и производства в университетских комплексах посредством формирования инновационной инфраструктуры вуза [10].

В этой связи представляется актуальным продолжение научных исследований многих отечественных ученых в области управления инновационной деятельностью вузов и оценки эффективности инновационной инфраструктуры в условиях системной трансформации высшей школы России. Базовой экономической категорией в заявленной области является инновация и инновационная инфраструктура. Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях [8]. Как инструмент преобразования инновация стала объектом самостоятельного изучения ряда наук:

философии, экономики, социологии, психологии, педагогики и др.

Термин «инновации» происходит от английского слова «innovation», что означает «введение новаций». Считается, что первое описание инновационных процессов ввел в экономическую науку основоположник инновационного менеджмента Й. Шумпетер в книге «Теория экономического развития», где он выделил пять типичных направлений инновационной деятельности [2]:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения;

2. Внедрение продукции с новыми свойствами;

3. Использование нового сырья;

4. Изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5. Появление новых рынков сбыта.

Особое внимание необходимо уделить понятию «инновационная инфраструктура», которая представляет систему взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки [4].

Развитие моделей инновационной инфраструктуры, позволяющих наиболее качественно использовать наличествующий интеллектуальный капитал вузов, становится не только желательным, но и единственно возможным путем выживания, развития и встраивания современ-

ных российских учреждений высшего образования в текущие экономические реалии жизни общества [9].

Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества [13]. К инфраструктуре инновационной системы, в частности вуза, относят центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. [6]. Однако далеко не все вузы могут обеспечить наличие эффективной инновационной инфраструктуры. Ее созданию препятствует ряд факторов.

При анализе данных факторов, ограничивающих формирование и развитие инновационной инфраструктуры вузов, ряд ученых выделяют следующие проблемы:

• Экономико-технологическиепроблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры. Объект инновационной инфраструктуры следует рассматривать не только как место проведения научных работ, но и как предприятие, которое требует построения системы управления, способствующей выводу на рынок собственной научной продукции и требует постоянной поддержки своей конкурентоспособности.

• Политико-правовые проблемы формирования и развития инновационной инфраструкту-ры,актуальность решения которых исключительно важна, особенно в условиях, когда систему высшего профессионального образования пытаются поднять на новый уровень, где основным результатом развития инфраструктуры является комплексное инновационное обеспечение вузов в соответствии с требованиями современных стандартов образования и передовой практикой ведущих вузов мира.

• Проблемы повышения потенциала инновационной инфраструктуры, определяемого количеством задействованных трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки.

• Проблемы социально-психологического и культурного характера в формировании и развитии инновационной инфраструктуры: потеря потенциала формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры в связи с уходом молодых ученых и выпускников учреждений высшего профессионального образования в сторонние коммерческие структуры или отбытием за границу для продолжения работы в зарубежных научных организациях; сопротивление новшествам, которые могут вызвать такие последствия,

как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройку устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности. Для решения указанных проблемв качестве важнейшего объекта инновационной инфра-структурывуза в современных условиях необходимо формирование и развитие малых инновационных предприятий [5].

В решении данных проблем призван помочь принятый Федеральный закон № 217-ФЗ [7]. Но следует обратить внимание, что крупным вузам далеко не всегда интересен данный закон, так как все крупные вузы поглощены деятельностью по реализации крупных проектов в соответствии с постановлениями правительства №№ 218, 219, 220 по кооперации с бизнесом, по развитию инфраструктуры, по привлечению ведущих учёных, по крупным министерским лотам в рамках федеральных целевых программ. Данные вузы не имеют какого-либо стимула создавать себе «инновационный пояс» [8].

Инновационная среда, создаваемая и развиваемая вузом для управления исследованиями и разработками, включает взаимодействие нескольких субъектов [11]. Среди них: высшее учебное заведение, предприятия и организации, управляющая целевым капиталом компания, центры коммерциализации результатов исследований и разработок. Наибольшую сложность в реализации механизма развития инновационной инфраструктуры представляют управление процессом интеграции с предприятиями и организациями, управление целевым капиталом с целью эффективного использования средств для исследований и разработок и управление процессом коммерциализации при учете интересов предприятий, организаций и высших учебных заведений [1].

Зарубежный и российский опыт показывает, что системным подходом к решению обозначенной проблемы является развитие инновационной деятельности в научно-технической и образовательной сферах высшей школы, а также создание эффективной инновационной инфраструктуры вуза. Инновационная деятельность вуза решает задачи коммерциализации знаний и технологий, рождаемых научными сотрудниками и преподавателями вузов, и предполагает серьезное взаимодействие сотрудников и преподавателей с рынком через инфраструктуру высшей школы. А этот факт, соответственно, влияет на рейтинг вуза в целом [3,12].

Анализ мировых тенденций, практики трансформации ведущих зарубежных вузов в направлении развития исследовательской и основанной на ней инновационно-

предпринимательской деятельности, а также существующих условий среды отечественных вузов позволили сделать вывод о неизбежности встраивания российских учреждений высшего образования в мировой процесс все большей практической и инновационно-

предпринимательской направленности в деятельности вузов [9].

Механизм развития инновационной инфраструктуры вуза путем интеграции инвестиционных средств предприятий и организаций и научно-инновационного потенциала высшего учебного заведения с целью управления исследованиями и разработками позволяет развивать инновационную деятельность вуза, что в свою очередь способствует развитию инновационной среды сектора высшего образования и экономики в целом. Это является важным этапом в повышении уровня научно-технического развития России [14].

В заключении следует отметить, что инновационная инфраструктура является ключевым элементом национальной инновационной системы. Формирование национальной инновационной системы РФ сегодня еще не завершено. «Тормозящим» фактором в развитии эффективной инновационной инфраструктуры вуза является отсутствие механизмов, имеющих возможность сконцентрировать имеющийся научно-технический потенциал вуза на инновационном преобразовании экономики страны в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вольвач В.Г. Структура инновационной культуры ВУЗА и информационная среда // Инновационное образование и экономика. 2010. № 6/17. С. 5-7.

2. Уланова Ж.Ю. О мерах государственной инновационной политики, направленной на развитие инновационной инфраструктуры // Молодежь и экономика. 2005. Сб. мат. межрегион. научно-практ. конф. Ярославль.

3. Лагунова А.Д., Бровкин И.А. Проблемы развития инновационной инфраструктуры в российских ВУЗах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2011. № 12. С. 4.

4. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М. К оценке экономической эффективности инноваций разных типов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 4. С. 7-10.

5. Маркарьянц А. Г. Методы определения направлений развития для инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. № 2. С. 9-11.

6. Дорошенко Ю.А., Сомина И.В. Моделирование результативности инновационной деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 8. С. 172-177.

7. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

8. Уланова Ж.Ю. О необходимости развития инновационной инфраструктуры. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 500 с.

9. Иващенко Н.П., Энговатова А.А. «Модель инновационной инфраструктуры вовлеченных в инновационно-предпринимательскую деятельность вузов России» // Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие. Сборник статей по материалам Шестой международной научной конференции, МГУ им. Ломоносова. 2013. Том 1. С. 17-21.

10. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Ту-мина Т. А. Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза // Креативная экономика. 2007. № 10 (10). С. 46-51.

11. Веретенникова И.И., Дорошенко Ю.А. Инвестиции как условие экономического роста// Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 11. С. 2-7.

12. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Методика оценки инновационной активности организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 1. С. 2.

13. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Ту-мина Т.А. Все для будущего!.. Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза // Креативная экономика. 2007. № 11. С. 48-56.

14. Владыка М.В., Дорошенко Ю.А. Инновационная среда экономики, основанная на знаниях (Knowledgebasedeconomy) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2007. Т.1. № 1. С. 168174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.