Логистика
УДК 658.7
МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Ю.Г. Кузменко
Приводится авторское видение применения инструментария логистики в формировании логистической системы торгового обслуживания на мезоуровне. Постановочно обосновывается необходимость использования логистического аппарата для исследования систем торгового обслуживания в свете происходящих эволюционных процессов развития логистики и торговли в России и за рубежом. В статье приводится также авторское понимание мезологистических систем торгового обслуживания и обосновывается двухуровневый подход интеграции данных систем.
Ключевые слова: логистическая интеграция, торговое обслуживание, методология.
Розничная торговля в последние годы играет важнейшую роль в экономике страны, являясь одним из лидеров среди всех видов экономической деятельности по доле в структуре ВВП России, по размеру налоговых поступлений в бюджет страны, по численности работников и числу хозяйствующих субъектов.
Динамичное развитие потребительского рынка влечет за собой существенное усиление роли логистики и 8СМ, обусловленное не только ростом товарных потоков в торговле и необходимостью снижения издержек в условиях обострения конкуренции, но и повышением требования населения к ассортименту и качеству торгового обслуживания.
Одной из значимых тенденций развития торговой сферы, на наш взгляд, является активное внедрение логистических интеграционных процессов.
Международные торговые сети, обладая мощным логистическим инструментарием, в настоящее время пытаются охватить все большую и большую долю российского рынка. И в этой связи федеральным, региональным, и в том числе локальным розничным сетям необходимо постоянно искать новые пути своего развития в целях обеспечения и повышения конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что сетевая торговля в настоящее время активно использует весь арсенал логистического инструментария, успешно осуществляя процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, в том числе используя современные методические наработки по определению оптимальных мест размещения предприятий и распределительных центров, входящих в сеть.
Несмотря на то, что, изучению розничных торговых сетей в настоящее время и посвящено множество научных работ, тем не менее, учитывая тот факт, что торговля является важным звеном в
цепи пространственного перемещения товаров к местам их потребления конечными потребителями, исследование вопросов анализа участников этой цепи, адаптации системного подхода к оптимизации материальных, информационных, финансовых и др. потоков, является актуальной научной задачей.
По априорным оценкам, рассматривая потребительский рынок любого муниципального образования в виде цепи поставок товаров и услуг, мы убеждаемся в методологической непроработанно-сти проблемы формирования мезологистической системы торгового обслуживания, способной объединить в себе множество подсистем, тем самым не только снижая совокупные издержки, но и улучшая транспортную и экологическую ситуации в городе и регионе в целом.
Теория и методология новой, трансформированной логистики должна строиться на основе применения моделей и методов логистики, а также с использованием процессно-ориентированного подхода, который интегрируется с проектноориентированным подходом, реализующим, в свою очередь, принципы программно-целевого управления. Данная идея, характеризующая поисковое состояние и, соответственно, степень проработки проблемы применения инструментария логистики в формировании логистической системы торгового обслуживания на мезоуровне, принята в качестве основной научной гипотезы, которая определяет постановку данного исследования.
Контурно обозначим некоторые аспекты выдвинутой нами гипотезы. В настоящее время достаточно глубоко изученными являются эволюционные этапы логистики в промышленно развитых странах в аспектах развития теории и практики управления материальными, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками. Общеизвестно, что этап фрагментаризации
логистики, когда отдельные виды логистической деятельности были важны с позиции снижения суммарных операционных затрат для промышленных и торговых компаний в основных сферах деятельности - закупках, производстве и распределении, длился за рубежом примерно четыре десятилетия до конца 1950-х годов. Рассматривая тенденции развития отечественной торговой сферы в этот же исторический период, нами отмечено, что фрагментаризация была свойственна в первую очередь для отечественного промышленного производства, тогда как торговая сфера, находясь в жестких плановых условиях, не занималась решением вопросов рациональной доставки товаров и услуг до потребителей в целях удовлетворения их требований и запросов.
Таким образом, в западной практике для освоения этапа фрагментаризации логистики потребовалось не больше четырех десятилетий, тогда как в нашей стране в период с 1920-х годов до окончания 1980-х годов была распространена командно-административная система управления народным хозяйством, в задачи которой не входило решение вопросов оптимизации многих и многих экономических процессов.
В зарубежной науке и практике сложилось мнение исследователей в области логистики о том, что в генезисе происходящих процессов выделяются также этапы становления (1960-е годы), развития (1970-е годы) и интеграции логистики (1980-е и 1990-е годы). Сравнивая тенденции развития торговой сферы в России и за рубежом, мы убедились в том, что планомерное и поступательное развитие торговли в индустриально развитых странах, благодаря использованию вновь появляющихся логистических инструментов и рычагов, длилось также около четырех десятилетий - с 1960-х годов по 1990-е годы включительно. Весь тот опыт использования логистических подходов к снижению общих затрат в системах распределения (дистрибьюции), внедрения концепции бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента, умелое сочетание маркетинговых и логистических подходов в деятельности производственных, промышленных, а также торговых предприятий, все четыре десятилетия зарубежной практики в вопросах использования логистики как науки «обрушиваются» в настоящее время на отечественной рынок оказания торговых услуг «десятиметровой волной», т. е. слишком динамично и стремительно. То, что за рубежом осваивалось и внедрялось в деятельность предприятий десятилетиями, нам приходится реализовывать в считанные мгновения. Проводя параллель в своих исследованиях, мы убедились в том, что в Российской Федерации этапы фрагмен-таризации, становления, развития и интеграции логистики в торговой сфере достаточно активно генерировались именно в последние 15 лет.
В настоящее время вся мировая экономика охвачена процессами глобализации, в то время как
отечественная система торговли наряду с другими видами экономической деятельности только пытаются «примерить на себя» результаты и выгоду от использования механизмов интеграции. В условиях наступающей глобализации страна должна занять соответствующее положение во всех мировых рейтингах по многим экономическим показателям, в том числе по показателям развития торговой сферы деятельности.
Обзор научной и специальной литературы показал наличие множественности подходов к таким понятиям, как мезоэкономика, мезологи-стика и мезоуровень и неоднозначности к их толкованиям.
Так, в экономической науке существует традиционное трактование макро- и микроэкономики, наряду с которыми многими учеными признается наличие промежуточного уровня агрегирования -мезоуровня, что позволяет обеспечить структурное единство экономической науки, а также бесперебойность работы единого механизма управления экономикой, ее координации и регулирования. Мезоэкономика, по мнению ученых, как наука молодая, пока не имеет строго определенной методологии, разработанных методов исследований на мезоуровне и более того, даже однозначного понятийного аппарата [6].
Неоднозначен подход и к понятию «мезоло-гистическая система». Ведущими отечественными специалистами в области логистики под мезологи-стической системой понимаются логистические системы крупных организаций бизнеса, имеющих сложную, географически распределенную структуру производственных и логистических мощностей. Считается, что мезологистическая система формируется в основном транспортно-национальными корпорациями, финансово-промышленными группами, крупными холдингами [4].
В зарубежной литературе под мезологистиче-скими системами подразумеваются глобальные логистические системы или глобальные цепи поставок, размещающиеся на территориях двух или более стран и даже континентов [4].
Иная точка зрения на классификационные признаки логистических систем существует у уральских ученых [1-3, 5], которые делят логистические системы с позиции таксономического ранга и размера территорий - на логистические системы макроуровня, охватывающего предприятия региона или области; мезоуровня, который представляет собой систему предприятий города, и микроуровня, замыкающего предприятия в систему в пределах жилого района или микрорайона.
Встречаются также толкования мезоуровня как нового в логистике направления - региональной логистики [6].
Изучив множество точек зрения, считаем, что под мезоуровнем необходимо понимать логистическую систему предприятий, обладающих сходными функциональными чертами, и территори-
Логистика
ально расположенных в конкретном городе или ином населенной пункте.
Далее обоснуем авторское понимание системы торгового обслуживания и необходимости детальной проработки процессов логистической интеграции в этой сфере, компилируя эти толкования.
В настоящее время вся мировая экономика охвачена процессами глобализации, в то время как отечественная система торговли наряду с другими видами экономической деятельности только пытается «примерить на себя» результаты и выгоду от использования механизмов интеграции. В условиях наступающей глобализации страна должна занять соответствующее положение в мировых рейтингах по многим экономическим показателям, в том числе по показателям развития торговой сферы деятельности как индикатора степени развития экономики страны в целом.
Считаем, что в этих условиях необходим стратегический план развития интеграционных процессов во всех сферах экономической деятельности, и в первую очередь, в торговой сфере.
В первую очередь необходимо найти достойное место изучению, внедрению и повсеместному распространению методологии логистической интеграции торгового обслуживания населения, которая, по нашему мнению, должна строиться на принципах двухуровневого подхода.
Первый уровень фокусирует внимание на необходимости межфункциональной интеграции двух схожих сфер деятельности: торговли и общественного питания. Внесем пояснения по этому вопросу.
В советский период развития экономики страны действовал общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), согласно которому до 1993 года общественное питание было отнесено к отрасли «Торговля и общественное питание». Большинство экономистов и в настоящее время относят общественное питание к подотрасли торговли, социально-экономическое назначение которой состоит в том, чтобы наилучшим образом и наиболее полно на научной основе удовлетворять потребности населения в продуктах питания. В данном аспекте мы придерживаемся точки зрения о том, что основной функцией общественного питания является оказание услуг населению в организации их питания внедомашних условиях. С развитием отраслей пищевой промышленности, расширением ассортимента и увеличением объемов промышленного производства пищевой продукции, роль функции производства, которая сегодня является доминирующей в деятельности предприятий общественного питания, должна и будет снижаться. Так, в индустриальноразвитых странах пищевая промышленность стремится к активному использованию рынка массового питания, например, в США продажи данной отрасли составляют около 50 % общего объема продаж продовольственных товаров в розничной торговле.
После перестройки и становления рыночной экономики в стране в 1993 году был введен в действие общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), разработанный в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. В соответствии с этим документом общественное питание (код 71300) вынесено за рамки отрасли «Торговля и общественное питание» и относится к разделу Н (подраздел 55) «Гостиницы и рестораны». При этом значительная часть сектора массового питания, такая как социальное питание, предоставляемое по месту работы и учебы, остается в этом случае не у дел.
Мы считаем, что на российском рынке розничной торговли значимая часть принадлежит сектору продовольственных товаров повседневного спроса (FMCG), к которому в последнее время стала относиться и готовая к употреблению кулинарная продукция, т. е. продукция предприятий общественного питания.
Таким образом, у исследователей возникает целый ряд проблем, связанных с невозможностью отследить за динамикой развития такого мощного сектора экономики в связи с тем, что в официальной статистике оборот предприятий общественного питания в настоящее время анализируется в совокупности с оборотом предприятий гостиничного бизнеса.
Мы считаем, что схожие по своему функциональному признаку сферы экономической деятельности, такие как торговля и общественное питание, главенствующей функцией которых является именно функция реализации товаров, продукции и услуг, необходимо не только изучать в совокупности, но и в первую очередь, на научной основе предлагать для них взвешенные логистические решения в рамках интеграционных процессов.
Под вторым уровнем логистической интеграции мы понимаем формирование единого логистического информационного пространства для множества цепей поставок, состоящих, в том числе, из микрологистических систем, т. е. из систем предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания.
Под единым логистическим информационным пространством в рамках логистической интеграции мезологистических систем торгового обслуживания мы понимаем создание на основе современных логистических концепций и технологий некой единой информационной площадки, позволяющей осуществлять интеграцию контрагентов, относящих к различным цепям поставок, в плане обмена информацией. Организация такого рода пространства, по нашему мнению, необходима для решения целого ряда задач, в первую очередь, маркетингового характера (работа на одном рынке диктует участникам этого рынка необходимость поддерживать агрегированное состояние в зависимости от малей-
ших изменений внешней и внутренней среды), а также для активного внедрения положений реверсивной логистики в решении вопросов оптимизации возвратных потоков, например, для товаров с ограниченным сроком реализации, перенаправленных из розничной торговли в предприятия общественного питания для переработки.
Таким образом, считаем, что применение полученных в результате исследования концептуальных положений позволит на практике реализовать преимущества логистики как интегрального инструмента управления мезологистической системой торгового обслуживания.
Литература
1. Анимица, Е.Г. Новая парадигма и основные принципы регионального управления /Е.Г. Анимица // Управление и самоорганизация в национальной экономике: I Научные чтения профессоров-
экономистов и докторантов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005.
2. Зуева, О.Н. Логистическое функционирование домашних хозяйств / О.Н. Зуева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. - 254 с.
3. Зырянов, А.В. Инвестирование и размещение торговых предприятий: учеб. пособие / А.В. Зырянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001.
4. Логистика: учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с. - (Полный курс МВА)
5. Новикова, Н.В. Микроэкономичекие трактовки проблемы территориальной организации торговли. Зарубежный опыт / Н.В. Новикова // Региональная экономика и региональная политика: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.
6. Храмцова, Е.Р. Теория и методология формирования мезологистических систем региональной розничной торговли: автореф. дис. ... д-ра экон. наук /Е.Р. Храмцова. - Самара, 2011.
Кузменко Юлия Геннадьевна. Доцент кафедры экономики торговли, заместитель декана торговоэкономического факультета, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - формирование логистической системы торгового обслуживания. Email: polina.94@mail.ru.
METHODOLOGY OF TRADING SERVICE LOGISTICAL INTEGRATION. PROBLEM STATEMENT
Ju.G. Kuzmenko
The article presents the author's vision of the use of logistics tools in the formation of trading service logistic system at the meso-level. The paper proves the necessity for the use of logistics unit for the study of trading service systems in the light of occurring evolutionary processes of logistics and trade development in Russia and abroad. The article also presents the author's understanding of trading service mesological systems and proves a two-level approach to the integration of these systems.
Keywords: logistics integration, trading service, methodology.
Julia Gennadievna Kuzmenko. Associate professor of Economy of Trade Department, deputy dean of Trade and Economics Faculty, South Ural State University (Chelyabinsk). Research interests - formation of trading service logistical system. Email: polina.94@mail.ru.
Поступила в редакцию 24 апреля 2013 г.